Мебельный рынок г.Казани и Республики Татарстан растет вслед за увеличением доходов населения и развитием предпринимательства. Основным катализатором его развития является активность коммерческой деятельности. Рынок продаж офисной мебели в республике продолжает стабильный рост. По данным Федеральной службы статистики, объем торговли бытовой мебели в 2015 г. в РТ составил 9,6 млрд руб., что на 23,7% больше чем в прошлом году. Цены на мебель также растут, к примеру мягкая мебель в Татарстане в прошлом году подорожала почти на 10%. В условиях определенного затишья после Универсиады ведущие участники рынка ориентируются на мобильные технологии продвижения продаж, развитие интернет-магазинов, и выполнение проектных заказов. В целом рынок поставок офисной мебели остается достаточно консервативным и закрытым.
Главной тенденцией на российском рынке мебели последних лет стало увеличение конкуренции. В предкризисный период цена мебели на российском рынке перестала быть основным конкурентным преимуществом. В настоящее время значение цены снова возросло, но она не является единственным фактором конкуренции. На первый план для отечественных производителей вышли вопросы, связанные с репутацией и качеством.
Конкуренция на рынке мебели Казани вполне может быть отнесена к интенсивной, например, только в сегменте корпусной мебели активно работают не менее 15 предприятий, которые существенно различаются по многим характеристикам:
- масштабам деятельности
- техническому оснащению
- по количеству сотрудников
- объемам производства и продаж
- ассортименту продукции
- ценовой и рекламной политике
- наличию торговых точек и др.
Примечательно, что на рынке мебели представлены как крупнейшие федеральные компании (Шатура), так и кустарные производители, выставляющие образцы на открытых рынках.
Наиболее интенсивная конкуренция в низком ценовом сегменте: 5 предприятий и в т.ч. все кустарные производители. Судя по данным таблицы 2 можно сделать вывод, что высокие цены предлагают только 2 компании: Шатура и Профстиль. В среднем ценовом сегменте работают Мебельная фабрика, «Ульяна мебель», «ИП Закиров», ООО «МЕБЕЛЬ-ГРУПП» с которыми конкурирует «12 стульев».
Таблица 2.2.1 - Сравнительные данные по товарам и услугам
Название предприятия | Индивидуализация продукции | Сроки выполнения заказов | Ценовая политика | Набор услуг |
Шатура | В основном стандартная | от 1 месяца | Цены высокие | торговля |
Профстиль | Индивидуальный заказ | 1 месяц | 1)замер 2)дизайн-проект 3)доставка 4)монтаж | |
12 стульев | Стандартная продукция и индивидуальный заказ | В наличии, 14-30 дней | Цены средние | 1) замер 2) доставка 3) монтаж 4) гарантия 2 года 5) дизайн-проект |
«Ульяна мебель» | Индивидуальный заказ | 1 месяц | 1)замер 2)доставка 3)монтаж | |
ИП Закиров | Индивидуальный заказ | 1 месяц | 1)замер 2)доставка 3)монтаж | |
ООО «МЕБЕЛЬ-ГРУПП» | Стандартная продукция и индивидуальный заказ | 1 месяц | 1) замер 2) доставка 3) монтаж 4) дизайн-проект | |
ООО «Калина» | Индивидуальный заказ | 1 месяц | Цены низкие | 1)замер 2)доставка 3)монтаж |
Мебельная фабрика | Индивидуальный заказ | 1 месяц | 1)замер 2)дизайн-проект 3)доставка 4)монтаж | |
ИП Галимов | Индивидуальный заказ | 1 месяц | 1)замер 2)доставка 3)монтаж | |
Кустарное производство (рыночники) | Стандартная продукция | В наличии | Торговля |
По проведенному исследованию на предмет поиска конкурентов ООО «12 СТУЛЬЕВ К» в сфере торговли мебелью в среднем ценовом сегменте на рынке города Казани и Республики Татарстан, выяснилось, что на данный момент существуют следующие основные конкурирующие организации в оптовом звене:
1. ИП Закиров
2. «Ульяна мебель»
3. ООО «МЕБЕЛЬ-ГРУПП»
Внешние преимущества, выбранные для сравнения анализируемых фирм, представлены в таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.2 - Внешние преимущества и их весовая оценка
Внешние преимущества | «Вес» |
1. Широта ассортимента | 0,10 |
2. Уровень цен | 0,15 |
3. Оформление кредита | 0,15 |
4. Бесплатная доставка | 0,10 |
5.Наличие скидок, проведение акций | 0,10 |
6. Качество продукции | 0,15 |
7. Качество сервиса в момент продажи и после | 0,10 |
8. Предоставление дополнительных услуг | 0,05 |
9. Широта сбытовой деятельности | 0,05 |
10. Вежливое отношение с клиентами | 0,05 |
Вышеперечисленные преимущества являются конкурентными и определяют конкурентоспособность фирм на мебельном рынке.
Был проведен анкетный опрос среди 100 покупателей ООО «12 СТУЛЬЕВ К» на степень удовлетворенности обслуживанием в фирме. Опрос производился с помощью рассылаемых по почте анкет купившим отделочные материалы в данной фирме. Анализ представлен в таблице 2.2.3
Таблица 2.2.3 - Результаты опроса покупателей ООО «12 СТУЛЬЕВ К»
Преимущество | Полностью удовлетворен | Частично удовлетворен | Не удовлетворен |
1. Широта ассортимента |
Продолжение Таблицы 2.2.3
2. Уровень цен | |||
3. Оформление кредита | |||
4. Бесплатная доставка | |||
5.Наличие скидок, проведение акций | |||
6. Качество продукции | |||
7. Качество сервиса в момент продажи и после | |||
8. Предоставление дополнительных услуг | |||
9. Широта сбытовой деятельности | |||
10. Вежливое отношение с клиентами |
Таким образом, большинство покупателей довольны обслуживанием фирмы - 80%, 15% - не очень довольны, 5%- не довольны. Данные результаты показывают, что работа фирмы по обслуживанию клиентов хорошего качества.
Рассчитаем показатели конкурентоспособности (КСП) по каждому внешнему конкурентному преимуществу.
КСП n =Σ оценка критерия х количество человек, которые отдали предпочтение критерию / количество опрошенных человек, (2.2.1)
Результаты расчетов показателей КСП по каждому внешнему преимуществу ООО «12 СТУЛЬЕВ К» заносятся в таблицу вместе с полученными результатами конкурентов. Затем рассчитывается интегральный показатель КСП по каждой фирме (таблица 2.2.3).
Интегральный показатель конкурентоспособности определяется по формуле:
КСП интегр = Σ КСП n х вес показателя (2.2.2)
В результате проведенных расчетов следует, что лидирующие позиции на мебельном рынке занимает ООО «МЕБЕЛЬ-ГРУПП», КСП и.=0,95. Второе место на рынке занимает фирма «12 стульев», КСПи.= 0,94. ООО «Ульяна Мебель» отстает от организации, следующей за лидером, и занимает третье место, КСП и.=0,93. ИП Закиров занимает на рынке четвертое место среди сравниваемых фирм, так как КСП и.=0,92.
Таблица 2.2.4 - Сравниваемые показатели КСП фирм-конкурентов по каждому критерию
Преимущество | ООО «МЕБЕЛЬ-ГРУПП» | ООО «12 СТУЛЬЕВ К» | ООО «Ульяна мебель» | ИП Закиров | «Вес» преимущества |
1. Широта ассортимента | 0,95 | 0,93 | 0,93 | 0,88 | 0,10 |
2. Уровень цен | 0,82 | 0,85 | 0,90 | 0,93 | 0,15 |
3. Оформление кредита | 0,94 | 0,96 | 0,89 | 0,95 | 0,15 |
4. Бесплатная доставка | 0,95 | 0,92 | 0,94 | 0,94 | 0,10 |
5.Наличие скидок, регулярное проведение акций | 0,98 | 0,96 | 0,97 | 0,98 | 0,10 |
6. Качество продукции | 0,99 | 0,98 | 0,98 | 0,97 | 0,15 |
7. Качество сервиса в момент продажи и после | 0,97 | 0,95 | 0,95 | 0,96 | 0,10 |
8. Предоставление дополнительных услуг | 0,98 | 0,95 | 0,94 | 0,95 | 0,05 |
9.Широта сбытовой деятельности | 0,92 | 0,85 | 0,6 | 0,81 | 0,05 |
10.Вежливое отношение с клиентами | 0,96 | 0,95 | 0,95 | 0,95 | 0,05 |
Интегральный показатель | 0,95 | 0,94 | 0,93 | 0,92 | - |
В результате оценки КСП Общества необходимо составить SWOT анализ. SWOT- анализ связан с выявлением возможностей и угроз, слабых и сильных сторон фирмы (таблица 2.2.5).
Конкурентные преимущества следующие:
1. большой опыт на мебельном рынке;
2. профессионализм персонала;
3. предоставление дополнительных услуг;
4. постоянная клиентура (75%);
5. удобное оформление кредита;
6. низкий уровень цен (у 66% фирм – конкурентов в общей фирменной структуре цены выше по сравнению с ценами ООО «12 СТУЛЬЕВ К»).
Таблица 2.2.5 - SWOT- анализ ООО «12 СТУЛЬЕВ К»
Возможности | Угрозы |
дальнейшее развитие на мебельном рынке; оказание сопутствующих услуг; расширение ассортимента; повышение качества оказываемых услуг; стимулирование сбыта; расширение региональной сети. | увеличение налогового бремени; рост инфляции; появление новых конкурентов; укрепление позиций существующих конкурентов; экстенсивный принцип наращивания натуральных и экономических показателей работы; возрастающая зависимость от внешних источников финансирования |
Сильные стороны | Слабые стороны |
большой опыт на мебельном рынке; профессионализм персонала; предоставление дополнительных услуг; постоянная клиентура (75%); удобное оформление кредита; низкий уровень цен (у 66% фирм – конкурентов в общей фирменной структуре цены выше по сравнению с ценами ООО «12 СТУЛЬЕВ К» | базовый ассортимент продукции; неразвитая региональная сеть по сравнению с конкурентами; низкий уровень стимулирования сбыта; отсутствие дисконтной системы продаж. |
Одной из составляющей конкурентной среды является клиент. Целью исследований клиентов является выявление их структуры и предпочтений. Анкеты опросов представлены в Приложении Б. Нами были проведены кабинетные и полевые исследования. По результатам кабинетных исследований выявлена структура покупателей. В структуре покупателей преобладает доля юридических лиц – 61 %, остальные физические лица – 39 % (рисунок 2.2.1).
Рисунок 2.2.1 - Структура покупателей ООО «12 СТУЛЬЕВ К»
Также было проведено кабинетное исследование на клиентов, которые обращаются в фирму за покупкой более двух раз и сотрудничают с фирмой (дополнительные заказы) и те, которые обратились в фирму один раз. Структура постоянных и новых покупателей представлена на рисунке 2.3.
Рисунок 2.2.2 - Дифференциация покупателей ООО «12 СТУЛЬЕВ К» на постоянных и новых
В структуре покупателей постоянные клиенты занимают 75%, новые клиенты занимают 25%.
Среди покупателей фирмы также был проведен опрос, целью которого было выяснить какие для них наиболее значимые параметры при покупке. Результаты опроса представлены на рисунке 2.2.3.
Рисунок 2.2.3 - Дифференциация покупателей ООО «12 СТУЛЬЕВ К» по значимости параметров при покупке
Таким образом, по результатам опроса следует, что для 26% покупателей при покупке наиболее значимым параметром является цена, для 23% потребителей ассортимент продукции, для 21% качество сервиса, для 19% качество продукции, для 6% известность фирмы и для 5% опыт работы фирмы на рынке.
На вопрос фирмы «Порекомендовали бы Вы фирму ООО «12 СТУЛЬЕВ К» 80% респондентов ответили, что да, 20%, что нет. На вопрос «Откуда Вы узнали о нашей фирме», 43% респондентов ответили, что из рекламы в печати, 52% от знакомых и 5% из наружной рекламы.
Таким образом, в результате исследований полевых и кабинетных можно отметить, что конкуренция на рынке достаточно высокая. Однако, несмотря на это, фирма обладает конкурентными преимуществами, которые позволяют ее удерживать позиции на рынке и развиваться. Данные преимущества необходимо использовать в работе фирмы, что повысит ее конкурентоспособность и позволит повысить объемы продаж.