Анализ конкурентной среды торгового предприятия




 

Мебельный рынок г.Казани и Республики Татарстан растет вслед за увеличением доходов населения и развитием предпринимательства. Основным катализатором его развития является активность коммерческой деятельности. Рынок продаж офисной мебели в республике продолжает стабильный рост. По данным Федеральной службы статистики, объем торговли бытовой мебели в 2015 г. в РТ составил 9,6 млрд руб., что на 23,7% больше чем в прошлом году. Цены на мебель также растут, к примеру мягкая мебель в Татарстане в прошлом году подорожала почти на 10%. В условиях определенного затишья после Универсиады ведущие участники рынка ориентируются на мобильные технологии продвижения продаж, развитие интернет-магазинов, и выполнение проектных заказов. В целом рынок поставок офисной мебели остается достаточно консервативным и закрытым.

Главной тенденцией на российском рынке мебели последних лет стало увеличение конкуренции. В предкризисный период цена мебели на российском рынке перестала быть основным конкурентным преимуществом. В настоящее время значение цены снова возросло, но она не является единственным фактором конкуренции. На первый план для отечественных производителей вышли вопросы, связанные с репутацией и качеством.

Конкуренция на рынке мебели Казани вполне может быть отнесена к интенсивной, например, только в сегменте корпусной мебели активно работают не менее 15 предприятий, которые существенно различаются по многим характеристикам:

- масштабам деятельности

- техническому оснащению

- по количеству сотрудников

- объемам производства и продаж

- ассортименту продукции

- ценовой и рекламной политике

- наличию торговых точек и др.

Примечательно, что на рынке мебели представлены как крупнейшие федеральные компании (Шатура), так и кустарные производители, выставляющие образцы на открытых рынках.

Наиболее интенсивная конкуренция в низком ценовом сегменте: 5 предприятий и в т.ч. все кустарные производители. Судя по данным таблицы 2 можно сделать вывод, что высокие цены предлагают только 2 компании: Шатура и Профстиль. В среднем ценовом сегменте работают Мебельная фабрика, «Ульяна мебель», «ИП Закиров», ООО «МЕБЕЛЬ-ГРУПП» с которыми конкурирует «12 стульев».

 

Таблица 2.2.1 - Сравнительные данные по товарам и услугам

Название предприятия Индивидуализация продукции Сроки выполнения заказов Ценовая политика Набор услуг
Шатура В основном стандартная от 1 месяца Цены высокие торговля
Профстиль Индивидуальный заказ 1 месяц 1)замер 2)дизайн-проект 3)доставка 4)монтаж
12 стульев Стандартная продукция и индивидуальный заказ В наличии, 14-30 дней Цены средние 1) замер 2) доставка 3) монтаж 4) гарантия 2 года 5) дизайн-проект  
«Ульяна мебель» Индивидуальный заказ 1 месяц 1)замер 2)доставка 3)монтаж
ИП Закиров Индивидуальный заказ 1 месяц 1)замер 2)доставка 3)монтаж
ООО «МЕБЕЛЬ-ГРУПП» Стандартная продукция и индивидуальный заказ 1 месяц 1) замер 2) доставка 3) монтаж 4) дизайн-проект  
ООО «Калина» Индивидуальный заказ 1 месяц Цены низкие 1)замер 2)доставка 3)монтаж
Мебельная фабрика Индивидуальный заказ 1 месяц 1)замер 2)дизайн-проект 3)доставка 4)монтаж
ИП Галимов Индивидуальный заказ 1 месяц 1)замер 2)доставка 3)монтаж
Кустарное производство (рыночники) Стандартная продукция В наличии Торговля

 

По проведенному исследованию на предмет поиска конкурентов ООО «12 СТУЛЬЕВ К» в сфере торговли мебелью в среднем ценовом сегменте на рынке города Казани и Республики Татарстан, выяснилось, что на данный момент существуют следующие основные конкурирующие организации в оптовом звене:

1. ИП Закиров

2. «Ульяна мебель»

3. ООО «МЕБЕЛЬ-ГРУПП»

Внешние преимущества, выбранные для сравнения анализируемых фирм, представлены в таблице 2.2.2.

 

Таблица 2.2.2 - Внешние преимущества и их весовая оценка

Внешние преимущества «Вес»
1. Широта ассортимента 0,10
2. Уровень цен 0,15
3. Оформление кредита 0,15
4. Бесплатная доставка 0,10
5.Наличие скидок, проведение акций 0,10
6. Качество продукции 0,15
7. Качество сервиса в момент продажи и после 0,10
8. Предоставление дополнительных услуг 0,05
9. Широта сбытовой деятельности 0,05
10. Вежливое отношение с клиентами 0,05

 

Вышеперечисленные преимущества являются конкурентными и определяют конкурентоспособность фирм на мебельном рынке.

Был проведен анкетный опрос среди 100 покупателей ООО «12 СТУЛЬЕВ К» на степень удовлетворенности обслуживанием в фирме. Опрос производился с помощью рассылаемых по почте анкет купившим отделочные материалы в данной фирме. Анализ представлен в таблице 2.2.3

 

Таблица 2.2.3 - Результаты опроса покупателей ООО «12 СТУЛЬЕВ К»

Преимущество Полностью удовлетворен Частично удовлетворен Не удовлетворен
       
1. Широта ассортимента      

Продолжение Таблицы 2.2.3

       
2. Уровень цен      
3. Оформление кредита      
4. Бесплатная доставка      
5.Наличие скидок, проведение акций      
6. Качество продукции      
7. Качество сервиса в момент продажи и после      
8. Предоставление дополнительных услуг      
9. Широта сбытовой деятельности      
10. Вежливое отношение с клиентами      

 

Таким образом, большинство покупателей довольны обслуживанием фирмы - 80%, 15% - не очень довольны, 5%- не довольны. Данные результаты показывают, что работа фирмы по обслуживанию клиентов хорошего качества.

Рассчитаем показатели конкурентоспособности (КСП) по каждому внешнему конкурентному преимуществу.

 

КСП n =Σ оценка критерия х количество человек, которые отдали предпочтение критерию / количество опрошенных человек, (2.2.1)

 

Результаты расчетов показателей КСП по каждому внешнему преимуществу ООО «12 СТУЛЬЕВ К» заносятся в таблицу вместе с полученными результатами конкурентов. Затем рассчитывается интегральный показатель КСП по каждой фирме (таблица 2.2.3).

Интегральный показатель конкурентоспособности определяется по формуле:

 

КСП интегр = Σ КСП n х вес показателя (2.2.2)

 

В результате проведенных расчетов следует, что лидирующие позиции на мебельном рынке занимает ООО «МЕБЕЛЬ-ГРУПП», КСП и.=0,95. Второе место на рынке занимает фирма «12 стульев», КСПи.= 0,94. ООО «Ульяна Мебель» отстает от организации, следующей за лидером, и занимает третье место, КСП и.=0,93. ИП Закиров занимает на рынке четвертое место среди сравниваемых фирм, так как КСП и.=0,92.

 

Таблица 2.2.4 - Сравниваемые показатели КСП фирм-конкурентов по каждому критерию

Преимущество ООО «МЕБЕЛЬ-ГРУПП»   ООО «12 СТУЛЬЕВ К»   ООО «Ульяна мебель» ИП Закиров «Вес» преимущества
1. Широта ассортимента 0,95 0,93 0,93 0,88 0,10
2. Уровень цен 0,82 0,85 0,90 0,93 0,15
3. Оформление кредита 0,94 0,96 0,89 0,95 0,15
4. Бесплатная доставка 0,95 0,92 0,94 0,94 0,10
5.Наличие скидок, регулярное проведение акций 0,98 0,96 0,97 0,98 0,10
6. Качество продукции 0,99 0,98 0,98 0,97 0,15
7. Качество сервиса в момент продажи и после 0,97 0,95 0,95 0,96 0,10
8. Предоставление дополнительных услуг 0,98 0,95 0,94 0,95 0,05
9.Широта сбытовой деятельности 0,92 0,85 0,6 0,81 0,05
10.Вежливое отношение с клиентами 0,96 0,95 0,95 0,95 0,05
Интегральный показатель 0,95 0,94 0,93 0,92 -

 

В результате оценки КСП Общества необходимо составить SWOT анализ. SWOT- анализ связан с выявлением возможностей и угроз, слабых и сильных сторон фирмы (таблица 2.2.5).

Конкурентные преимущества следующие:

1. большой опыт на мебельном рынке;

2. профессионализм персонала;

3. предоставление дополнительных услуг;

4. постоянная клиентура (75%);

5. удобное оформление кредита;

6. низкий уровень цен (у 66% фирм – конкурентов в общей фирменной структуре цены выше по сравнению с ценами ООО «12 СТУЛЬЕВ К»).

 

Таблица 2.2.5 - SWOT- анализ ООО «12 СТУЛЬЕВ К»

Возможности Угрозы
дальнейшее развитие на мебельном рынке; оказание сопутствующих услуг; расширение ассортимента; повышение качества оказываемых услуг; стимулирование сбыта; расширение региональной сети. увеличение налогового бремени; рост инфляции; появление новых конкурентов; укрепление позиций существующих конкурентов; экстенсивный принцип наращивания натуральных и экономических показателей работы; возрастающая зависимость от внешних источников финансирования
Сильные стороны Слабые стороны
большой опыт на мебельном рынке; профессионализм персонала; предоставление дополнительных услуг; постоянная клиентура (75%); удобное оформление кредита; низкий уровень цен (у 66% фирм – конкурентов в общей фирменной структуре цены выше по сравнению с ценами ООО «12 СТУЛЬЕВ К» базовый ассортимент продукции; неразвитая региональная сеть по сравнению с конкурентами; низкий уровень стимулирования сбыта; отсутствие дисконтной системы продаж.  

 

Одной из составляющей конкурентной среды является клиент. Целью исследований клиентов является выявление их структуры и предпочтений. Анкеты опросов представлены в Приложении Б. Нами были проведены кабинетные и полевые исследования. По результатам кабинетных исследований выявлена структура покупателей. В структуре покупателей преобладает доля юридических лиц – 61 %, остальные физические лица – 39 % (рисунок 2.2.1).

 

Рисунок 2.2.1 - Структура покупателей ООО «12 СТУЛЬЕВ К»

 

Также было проведено кабинетное исследование на клиентов, которые обращаются в фирму за покупкой более двух раз и сотрудничают с фирмой (дополнительные заказы) и те, которые обратились в фирму один раз. Структура постоянных и новых покупателей представлена на рисунке 2.3.

 

Рисунок 2.2.2 - Дифференциация покупателей ООО «12 СТУЛЬЕВ К» на постоянных и новых

 

В структуре покупателей постоянные клиенты занимают 75%, новые клиенты занимают 25%.

Среди покупателей фирмы также был проведен опрос, целью которого было выяснить какие для них наиболее значимые параметры при покупке. Результаты опроса представлены на рисунке 2.2.3.

 

Рисунок 2.2.3 - Дифференциация покупателей ООО «12 СТУЛЬЕВ К» по значимости параметров при покупке

 

Таким образом, по результатам опроса следует, что для 26% покупателей при покупке наиболее значимым параметром является цена, для 23% потребителей ассортимент продукции, для 21% качество сервиса, для 19% качество продукции, для 6% известность фирмы и для 5% опыт работы фирмы на рынке.

На вопрос фирмы «Порекомендовали бы Вы фирму ООО «12 СТУЛЬЕВ К» 80% респондентов ответили, что да, 20%, что нет. На вопрос «Откуда Вы узнали о нашей фирме», 43% респондентов ответили, что из рекламы в печати, 52% от знакомых и 5% из наружной рекламы.

Таким образом, в результате исследований полевых и кабинетных можно отметить, что конкуренция на рынке достаточно высокая. Однако, несмотря на это, фирма обладает конкурентными преимуществами, которые позволяют ее удерживать позиции на рынке и развиваться. Данные преимущества необходимо использовать в работе фирмы, что повысит ее конкурентоспособность и позволит повысить объемы продаж.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: