Активное обучение: использование кейс – технологии в преподавании истории и обществознания




 

Современный этап развития образования характеризуется гуманистической направленностью процесса обучения. Если раньше приоритетной целью являлось усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество, а главными вопросами в школьном историко-обществоведческом образовании были: «что преподавать» и «для чего преподавать», то в новых условиях на первый план выходит вопрос о том, как преподавать обществоведческие дисциплины, чтобы добиться основных целей — создания условий для формирования самостоятельной, социально активной личности, способной к самоопределению и самореализации, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

Таким образом, нынешняя ситуация в образовании характеризуется переходом от системы «знаниевого» обучения к системе развивающего обучения. Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций; формирование системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности в пользу способности приобретать новые знания. Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь. Информационная функция образования перестаёт быть приоритетной, определяющей становится функция развития человека, подготовки его к пониманию новых ситуаций, к выработке стратегий нешаблонных действий, способности к перестройке собственных способов работы. Сегодняшние выпускники школ должны обладать навыками самоорганизации, способностью самостоятельно учиться, умением устанавливать приоритеты в достижении своих вершин, ставить оперативные и стратегические цели и добиваться их достижения.

Такая расстановка акцентов в функциях образования требует личностно-ориентированного подхода в системе развивающего обучения. Необходимым условием создания личностно-ориентированной системы обучения, на мой взгляд, является деятельностный подход, то есть усвоение содержания обучения и развитие ученика должны происходить не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Этой цели полностью соответствуют интерактивные методы обучения.

Я хотела бы остановиться на методе анализа конкретных ситуаций. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию - case, возникшую при конкретном положение дел, и выработать практическое решение. Для того чтобы учебный процесс на основе case - технологии был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определённая методика его использования в учебном процессе.

Чем этот метод привлёк моё внимание?

1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична; задача преподавания ориентирована на получение не единственной, а многих истин.

2. Педагог передаёт инициативу ученикам и перестаёт быть «точкой притяжения» всех вопросов и событий на занятии.

3. Преподаватель изначально не определяет, насколько ответы учащихся соответствуют его ожиданиям. Ничто не сдерживает творчество и инициативу учеников. При этом у учащихся должны быть дополнительные источники информации (книги, философские словари, исторические энциклопедии, сборники законов).

4. Ученики обращаются к социальному опыту — своему и своих товарищей, при этом вступают во взаимодействие друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, а при необходимости идут на компромиссы.

5. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество учащегося и учителя.

6. Результатом применения метода являются не только знания, но и приобретённые в ходе работы навыки.

7. Метод способствует развитию системы ценностей учащихся, жизненных установок.

8. Основная функция метода case-study – учить учащихся решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует учащихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями. В ходе работы над кейсом у обучающихся формируются ключевые компетентности.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц в зависимости от возраста и подготовленности учащихся. Однако следует учесть, что большие кейсы вызывают у учащихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

Решение кейсов рекомендуется проводить в пять этапов:

1) введение в кейс; 2) анализ ситуации; 3) презентация решений по кейсам; 4) общая дискуссия; 5) подведение итогов.

Характеристики успешного кейса

Хороший кейс рассказывает.

Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес.

Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами.

Хороший кейс включает цитаты из источников.

Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику.

Хороший кейс провоцирует дискуссию.

Хороший кейс имеет несколько решений.

Виды и содержание кейсов.

1. Практические кейсы. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай. Это исторический источник, реальный документ, статистика в динамике данных, даже вещественный артефакт или комплекс приведенных источников-компонентов кейса. Это кейс моделирования реального события в истории. Целью данного кейса является отработка навыков преломления учебных, предметных знаний и умений в постобразовательное, профессионально - деятельностное пространство реальной жизни.

Пример применения метода case-study, который можно использовать на уроке обществознания по теме «Нации и межнациональные отношения» и истории «От внутренних реформ к распаду СССР» (параграф 51, учебник История России XX-начало XXI века. В. А. Шестаков, профильный уровень), причём в каждом случае кейс решается по - разному.

Кейс 1.«Мой отец азербайджанец. Моя мама армянка. Отец оказался трусом и женился на своей нации… А нас выгнали. В 9-м классе я писала сочинение «Моя родина», писала: «Родина – это самое дорогое, что есть у человека. Моя родина – Азербайджан. Но дороже всего мой город, который я люблю, где прошло моё детство…».

А сейчас меня выгнали из него. И кто выгнал? Учителя, которые так много говорили о любви к родине. Мы обратились в представительство Армении, они сказали, что я – азербайджанка. В представительстве Азербайджана ответили, что я по матери армянка. Так кто же я? По паспорту азербайджанка. Чтобы стать настоящей азербайджанкой, я должна отказаться от матери, Вы это понимаете?» И. Кулешова

Вопросы к Кейсу:

1. Определите проблему.

2. Какие теоретические знания можно применить в данной ситуации?

3. В чём, на ваш взгляд, заключались причины тлевших на протяжении всех лет советской власти межнациональных конфликтов?

4. Проанализируйте данный кейс.

5. Предложите свои варианты решения кейса.

6. Предположите, как могли развиваться дальнейшие события, если бы в августе 1991 года не произошла попытка государственного переворота.

2. Обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение. Однако степень реальности более сводится к типичным учебным ситуациям, в которых отрабатывается автоматизм навыков и способов поиска решений. В данных процессах важна отработка навыков синтеза, объединения частных случаев в типичные, закономерные с выделением общих признаковых элементов, причин и факторов, возможных последствий.

Кейс 2. Урок истории 10 класс, тема: «Промышленный подъём 90-х годов XIX века. Достижения и просчёты» (параграф 79, учебник История России конец XVII-начало XIX века. В. И. Буганов, П. Н.Зырянов, А. Н.Сахаров, профильный уровень).

Промышленный переворот, т.е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Выделяют два крупных этапа: дореформенный (1830—1850-е гг.) и пореформенный (1860—1880-е гг.).

Первый этап промышленного переворота. Переход от мануфактуры к фабрике начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд. Пионерской в этом отношении стала хлопчатобумажная промышленность (бумагопрядение, ситцепечатание). Машины внедрялись также в суконной, писчебумажной промышленности, в сахароварении. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.).

Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург — Москва.

Вопросы к Кейсу:

1. Определите проблему.

2. Какие теоретические знания можно применить в данной ситуации?

3. На основе анализа данной информации выделить максимально возможный перечень особенностей первого этапа промышленного переворота в России.

4. Какие важнейшие для России политические и экономические факторы и условия здесь не приводятся?

5. Предложите свои варианты решения кейса.

3.Научно-исследовательские кейсы ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность. Например, на основе изучения всей доступной информации и работ ряда авторов, реконструкции события, ситуации в комплексе и пр. В состав кейсов данного типа могут входить тексты ученых, работавших по данной исследовательской проблеме раннее, но использовавших иные подходы, источники или методы исследования.

Кейс 3. к уроку истории по теме «Конец правления Петра Великого. Личность Петра» (параграф 45, учебник История России, конец XVII - XIX век, Буганов В. И., Зырянов П. Н., Сахаров А. Н., профильный уровень)

Карамзин Н.М.: «Умолчим о пороках личных: но сия страсть к новым для нас обычаям преступила в нём границы благоразумия. Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твёрдости. Сей дух и вера спасли Россию во времена самозванцев; но есть нечто иное, как привязанность к нашему особенному, нечто иное, как уважение к своему народному достоинству. Искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранные, государь России унижал Россиян в собственном их сердце. Презрение к самому себе располагает ли человека и гражданина к великим делам?...

Русская одежда, пища, борода не мешали заведению школ. Два государства могут стоять на одной степени гражданского просвещения, имея нравы различные. Государство может заимствовать от другого сведения, не следуя ему в обычаях… Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России. Виною Пётр».

Вопросы к Кейсу:

1.Каким представлен Пётр I в оценке Карамзина как правитель и как человек?

2.Что вызывает особенное возмущение историка? Согласны Вы с его позицией?

3.Справедливо, на ваш взгляд, обвинять Петра Алексеевича в разрушении «нравственного могущества государства»?

4.Сравните оценку деятельности Петра I, данную Карамзиным с поззицией дореволюционных и советских историков. Есть ли противоречия в их оценках?

5.Каковы были последствия петровских преобразований для России?

6.Какова основная проблема данного кейса?

7.Предложите свои варианты решения кейса.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы с учебной ситуацией могут быть представлены как в письменной, так и в устной форме. Презентация результатов анализа кейса может быть групповая и индивидуальная.

Наблюдения свидетельствуют о том, что если с учащимися работать по данной технологии, то они легче вступают в общение, аргументировано отвечают на вопросы, у детей появляется интерес к исследовательской деятельности, формируется активная гражданская позиция. Мне нравится метод case-study ещё и тем, что он заражает «колумбизмом», т. е позволяет не только обучающимся, но и учителю открывать для себя новые аспекты проблемы, а иногда менять, казалось бы, устоявшиеся взгляды. При этом надо понимать, что в школьной практике преподавания истории и обществознания, экономики и права учитель, естественно, не может и не должен использовать какую-либо одну технологию. Лучше всего понимать сущность и уметь применять комбинацию методик в своей системе преподавания, выбирая те, которые наиболее эффективно будут работать в каждом конкретном случае.

Список используемой литературы

1. Андюсев Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – 2010. – №4. – С. 61-65

2. Гладких И. В Методические рекомендации по разработке учебных кейсов Вестник Санкт – Петербургского университета. Серия: Менеджмент. – 2005. –Вып.2.С.169-194

3. Еремин, А. С. Разработка и апробация кейсов // Инновации в образовании. – 2010. - №3. – С.

4. Михайлова, Е. А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса // Школьные технологии: Научно-практический журнал школьного технолога№ 5. – С. 106-116.

5. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Академия, 20Высшее профессиональное образование).

6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование,1998. – 256 с.

7. Смолянинова О. Г.Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов

интернет - ресурсы:

https://www. *****/base1.php? tbl=artikel&id=1

https://charko. *****/tekst/an4/1.html

https://www. *****

https://www. *****/metodika/a_2wn3.esp



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: