Практическая часть. Вопрос № 13. Виды нарушений памяти.




 

Виды нарушений памяти по Зейгарник (по патопсихологической классификации):

1. Нарушение неопосредованной памяти.

· Корсаковский синдром - нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого. Низкое плато без наращивания. Конфабуляции, т.е. заполнение провалов памяти несуществующими событиями.

· Прогрессирующая амнезия Расстройства памяти не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путаю его с настоящим; они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Исследование Зейгарник: 10 слов, воспроизведение рассказов, установление простых аналогий, объяснение метафор и пословиц. Выявляется недостаточная активность процесса запоминания. Опосредование не помогает. Низкое плато или зигзаг. Отвлекаемость. Низкая прочность запоминания.

2. Нарушение опосредованной памяти.

Важно, что у махровых эпилептиков опосредование обычно снижает продуктивность запоминания. Колебания работоспособности у симптоматических эпилептиков и чрезмерное погружение в деятельность рисования у тяжёлых эпилептиков.

3. Нарушение динамики мнестической деятельности.

Характерно при ЧМТ, интоксикациях и проч. диффузных поражениях мозга. Колебания мнестической деятельности: методика 10 слов – первое предъявление 8 слов, второе – 3, третье – 7 (ломаная кривая запоминания). Такая лабильность и прерывистость характерна для всей психической деятельности (и интеллектуальной, и перцептивной, и эмоциональной и др.). Важно: опосредование улучшает воспроизведение! НО часто наблюдается следующий парадоксальный факт: больные так концентрируются собственно на рисовании (методика «Пиктограммы»), что задача запомнить уходит и потом они не могут воспроизвести заданного слова! + чрезмерная опосредствованность. Колебания мнестической деятельности – лабильность у сосудистых больных и больных с травмами головного мозга.

4. Нарушение мотивационного компонента памяти.

Экспериментальная схема: «эффект Зейгарник». Известно, что у здоровых испытуемых незавершенные действия воспроизводятся на 90% лучше, чем завершенные. У любого здорового испытуемого ситуация опыта вызывает какое-то личностное отношение: или он хочет в ситуации эксперимента проверить свои возможности, или они хотят «похвастаться» перед экспериментатором, или мотив экспертизы связан с чувством долга и ответственности. Если намерение остается неосуществленным, т.е. действие грубо прерывается, возникает некая аффективная активность («динамическая система», по К. Левину, «установка», по Д.Н. Узнадзе), которая проявляет себя именно в воспроизведении. У больных мы видим следующее:

Шизофрения: ВН (воспр. незавершенного) / ВЗ (воспр. завершенного) = 1,1, Астенический синдром: ВН / ВЗ = 1,2, Эпилепсия: ВН / ВЗ = 1,8. Вывод: разная патологии мотивационной сферы в мнестической деятельности больных разных категорий.

 

Виды нарушений памяти по клинической классификации:

1. Дисмнезии:

· Гипермнезия. Это кратковременное усиление обострение памяти, улучшается способность к запоминанию. Приманиакальном синдроме, при некоторых бредовых состояниях, наркомании.

· Гипомнезия – это снижение памяти (удел всех людей в пожилом возрасте). Наиболее частая причина – широкий круг органических (особенно сосудистых) заболеваний мозг, в первую очередь атеросклероз. +утомление (астенический синдром)

 

2. Амнезии ( амнезия – это отсутствие памяти)

· Общая: распространяется на достаточно большой временной период.

· Частичная: касается лишь каких-то определенных воспоминаний.

Виды амнезии:

1. Ретроградная амнезия – отсутствие памяти на период ДО начала заболевания.

2. Антероградная амнезия – потеря памяти на период после возникновения заболевания.

3. Ретроантероградная амнезия – охватывает более менее длительный период выпадения памяти и до и после.

4. Фиксационная амнезия – неспособность больного удержать и зафиксировать поступающую информацию.

5. Прогрессирующая амнезия. Постепенное ослабление памяти.

6. Тотальная амнезия – выпадение из памяти всей информации, которая только была у больного, включая даже сведения о себе.

7. Истерическая амнезия – провалы в памяти, касающиеся неприятных, невыгодных для больного фактов и событий.

 

3. Парамнезии. (Парамнезия – это обман, провал памяти, который заполняется определенной информацией).

Типы парамнезий:

  1. Конфабуляции – это замещение провала памяти вымыслами фантастического характера.
  2. Псевдореминисценции – это замещение провалов памяти информацией и реальными фактами из жизни больного, но значительно смещенными во времени.
  3. Криптомнезии – провалы памяти, заполняемые информацией, источник которой больной забывает: он не помнит, на яву или во сне произошло то или иное событие, а вычитанное в книгах или услышанные от кого-то мысли считает своими собственными.

Виды нарушений памяти по нейропсихологической классификации:

Предложена А.Р. Лурия и Н.К. Корсаковой. В основе – концепция 3-х блоков мозга.

1. Модально-неспецифические формы памяти.
Корсаковский синдром: нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого.

2. Модально-специфические формы памяти.
Зрительная, слухоречевая, музыкальная, тактильная, двигательная, эмоциональная

3. Нарушение памяти как мнестической деятельности.
Псевдоамнезии: поражение лобных долей. Непроизвольный уровень сохранен (есть узнавание), но произвольный нарушен. Эксперимент. 1. предлагаем ряд слов или картинок → больной стереотипно повторяет → заучивания нет – плато → больной должен учитывать свой результат и сообразно ему менять свой уровень притязания → больно все равно инертно повторяет все, что есть.

 

Методики исследования памяти: «10 слов» для механического, неопосредованного запоминания и методики «Пиктограмма», «Опосредованное запоминание по Леонтьеву» для исследования опосредованного запоминания.

 

10 слов

Инструкция: «Сейчас я прочту 10 слов. Сначала внимательно послушайте, а потом повторите столько слов, сколько запомнили. Повторять слова можно в любом порядке». Даем 5 попыток.

 

Пиктограммы

Инструкция: «Я буду называть слова и словосочетания, которые необходимо запомнить. Для того, чтобы облегчить себе запоминание, на каждое слово нарисуйте себе рисунок, картинку, все равно какую, но так, чтобы этот рисунок помог Вам вспомнить нужное слово. Качество рисунка не имеет никакого значения, нужно лишь, чтобы он помог запомнить. Слова и буквы писать запрещается».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: