II. Актуализация знаний.




I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Устный счет

- Найдите значения выражений.

700-160:2 (525 - 525) • (396 + 489)

584 + 0: 216 (800 - 200 + 40): (201 - 200)

- Выразите в дециметрах, сантиметрах, миллиметрах.

6 м =... дм 9 дм =... см

80 см =... дм 50см =... мм

IV. Сегодня на уроке продолжим изучение темы «Единицы измерения длины».

- Назовите самую маленькую единицу длины.

- Назовите самую большую единицу длины.

- Какие вы знаете старинные единицы измерения длины?

Локоть - это расстояние от локтя до конца среднего пальца. Как вы думаете, что измеряли при помощи локтя? Ответы детей.

Наматывая на руку, локтями купцы измеряли продаваемые ткани. Еще локтями измеряли высоту подъема реки Нил во время половодья, высоту дерева, которое срубали на постройку дома.

Сажень также предназначена для измерения длины. Она примерно равна расстоянию от подошвы ноги до конца пальцев поднятой вверх руки. Существовало много различных саженей - малая, морская, косая, маховая и др. (виды представлены на слайде). Например, обхват ствола дерева удобно измерять маховой саженью. Если необходимо измерить высоту предмета, то используется косая сажень. А что можно измерить малой, морской саженью? Ответы детей.

Существовали также другие меры длины: пядь - расстояние между концами пальцев -указательного и большого. Была малая пядь (расстояние между концами раздвинутых указательного и большого пальцев) и пядь великая (расстояние между концами раздвинутых мизинца и большого пальца). (Демонстрация с помощью собственных частей тела).

Для измерения небольших расстояний также использовалась ладонь- ширина кисти руки. Крестьяне и любители лошадей так могли узнать высоту животного.

-Подумайте, что в наше время мы можем измерить пядью и ладонью? Ответы детей.

-Ребята, давайте измерим ладонью длину стола, а пядью- рост соседа. Дети проводят измерения.

-Теперь давайте сравним результаты ваших измерений. Одинаковые или разные они у вас получились? Почему?

Так же существовали и маленькие единицы измерения длины. Например, в Англии. Это дюйм- длина сустава большого пальца. А теперь представьте, как выглядела героиня сказки Андерсена Дюймовочка, если ее рост был равен дюйму. Примерно покажите, сколько это. Существовала и другая мера длины- фут. Его представляли, как среднюю длину ступни человека. В 1101 году указом английского короля Генриха I был узаконен ярд- расстояние от носа короля до конца среднего пальца вытянутой им руки.

V. Работа по учебнику.

№180 (с. 40). Из двух городов, расстояние между которыми 650 км, вышли навстречу друг другу два поезда. Один прошел 250 км, а другой- на 35 км меньше. На каком расстоянии друг от друга находятся поезда?

- Прочитайте условие задачи.

- Как движутся поезда? (Навстречу друг другу.)

- Сколько прошел первый поезд километров? (250).

- А второй? (На 35 км меньше).

- Какое расстояние между городами? (650км).

- Что нужно узнать? (Расстояние между поездами).

- Решите задачу самостоятельно.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№179 (с. 40). Начерти числовой луч. Отметь на нем точки, которые соответствуют первым пяти четным числам.

- Что такое луч?

- Что такое числовой луч?

№ 181 (с. 40). (Самостоятельное выполнение).

Работа в тетрадях с печатной основой

№43 (с. 26). Решение задачи записать выражением.

№42 (с. 26).

- Какие треугольники называют равносторонними?

- Какие треугольники называют равнобедренными?

- Обведите синим карандашом номера равносторонних треугольников и красным карандашом - номера равнобедренных треугольников.

- Выпишите номера треугольников по группам.

VII. Подведение итогов урока

-С какими старинными единицами длины мы познакомились?

-Для чего предназначена сажень? Назовите ее виды.

-Как вы считаете

Домашнее задание: Придумать свою единицу измерения длины.Учебник: № 14, 20 (с. 47).

 

Приложение

Конспект урока по математике с историческим содержанием

Тема: «Устные и письменные приемы вычитаний».

Цели: познакомить с письменными приемами сложения и вычитания, а также с римской нумерацией; научиться записывать арабские числа римскими; развивать умения решать и составлять задачи.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

-Ребята, как мы называем цифры, с помощью которых записываем числа?

- В чем различия арабских и римских цифр?

Вспомните, где римские цифры используют в наше время кроме циферблатов часов. Ответы детей.

Ученые предполагают, что римляне числа от 1 до 9 сначала обозначали определенным числом вертикальных палочек, чтобы написать 10, палочку перечеркивали- Х, 20 –перечеркивали две палочки ХХ. Число 5 изображали половину креста V (знака для 10). В качестве знака для 100 позднее стали писать С, для 500- D, для 1000- М (римляне называли тысячу «милле», что ранее означало «миля» - путь в тысячу двойных шагов). Обозначая числа, римляне записывали цифры так, чтобы их сумма давала нужное число:

V+I= VI (шесть), V+II = VII (семь) и т.д.

Попробуйте сами образовать число восемь. V+III =? (VIII).

Четыре- это пять без одного –IV, девять- десять без одного- IХ.

Особенность римской записи чисел в том, что меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева-отнимается.

А теперь, ребята, руководствуясь таблицей, давайте попробуем совершить некоторые операции с римскими числами (Работа в тетрадях, один ученик у доски).

I V X L C D M
             

 

-Запишите римскими цифрами числа: 11, 13, 14, 15, 16, 21, 90 (XI, XIII, XIV, XV, XVI, XXI, XC).

-Решите примеры:

X+II= X-III=

VII-II= VI+I=

Расшифруйте римские числа: МММ (3000), DXXIII (523), LX (60), CM (900), XXXIX (39), CCXXVI (226).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: