Теория поведения потребителя




1. Теория полезности (кардинаместский) подход к анализу потребностей и спроса

2. Порядковый (ординалистский) подход к анализу потребностей и спроса предпочтения потребления

3. Кривые безразличия, карты безразличия

4. Линия бюджетного ограничения. Равновесие потребителя.

5. Реакция потребителя на изменение дохода. Кривые Энгеля.

6. Реакция потребителя на изменение цен (кривая «цена потребления»)

7. Эффект дохода. Эффект замены.

 

1.1. Рыночный спрос.

Рыночный спрос формируется на основе решения потребления, который определяется:

a) Потребителями

b) Доходами, которые ограничены

Чтобы удовлетворять множественное потребление, нужно иметь основу для их сопоставления.

Теория полезности – теория о возможных измерениях полезности различных благ.

Полезность – способность экономического блага удовлетворять потребности. Зная полезность потребитель при данных ценах стремиться так распределить средства на покупку благ, чтобы получить максимум полезности от их потребления.

По этой теории: потребитель должен обладать способностью сравнивать, сопоставлять полезности благ и их наборов.

Количественные теории полезности- для сопоставления полезности различных областей, предположим в начале 19 века принято измерять в искусственных единицах

Общая полезность товарного набора зависит от количества благ каждого вида, входящего в набор.

ТИ – общая полезность

Предельная полезность товарного набора представляет собой увеличение общей полезности при повышении потребления, повышении из благ входящих в товарный набор на 1 единицу.

МИ- прирост общей полезности

2 закона относительной предельной полезности:

1 закон Госсена

С увеличением объема потребительского блага происходит убывание его предельной полезности.

Пример: Макдональдс. После насыщения, полезность последовательность потребляемых продуктов уменьшается.

Потребитель делает выбор зная:

1. Денежный доход ограничен

2. Ясно представляет полезность каждого товара и набора благ (товаров)

3. Цены товаров не зависят от потребителя и составляют

4. Потребитель стремится максимизировать общественную полезность товарного набора.

2 закон Госсена

Потребитель достигает максимальную полезность (равновесие), если он распределит свои ограниченные средства на покупку товаров так, что для всех покупаемых товаров справедливо равенство:

λ – величина определяющая последовательность рубля

Пример: в кошельке 100 рублей, что на них купишь.

ИНТРАТРИТАЦИЯ 2 закона

При равновесии потребителя, полезность кажется последней денежной единицей на покупку любого товара одинакова, вне зависимости от того, на какой товар она потрачена.

Недостатки количественной теории полезности:

1. Определение полезности в искусственных единицах ЮТИЛАХ требуют от потребителя развитого абстрактного мышления, которым большинство покупателей не обладают

2. Полезность каждого блага во многом субъективна, что зависит от их вкусов, предпочтений, национальности, традиций.

3. Теория имеет ограниченный характер применения, следовательно более правильной и распределяющей теорией является порядковый подход к потреблению и спросу.

 

2.1. Порядковый подход

Порядковый подход не требует измерений полезности в искусственных единицах. Достаточно, что потребитель способен упорядочить товарный набор по их предпочтительности, предпочтение основывается на аксиомах:

1. Аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя.

Потребность может сопоставить разные блага в товарных наборах, ранжировать, упорядочить с помощью отношений, различий.

2. Аксиома транзитивности (согласованности предпочтений)

Если

Если

3. Аксиома насыщения потребностью

Если А содержит столько- то каждого товара, как и в В, но увеличение из больше, следовательно А В.

4. Аксиома независимости потребителя

Для потребителей удовлетворения потребностей и полезность товарного набора зависит от количества потребностей благ им самим и не зависит от количества благ потребителя другим потребностям, следовательно потребителю не должны быть свойственны чувства зависти и сострадания.

В порядковой теории потребителя максимизация полезности достигается таким выбором потребителя с ограниченным бюджетом, чтобы достигнуть наиболее предпочтительного с точки зрения полезности товарного набора.

 

3.1. Кривые безразличия

Система предпочтений графически изображается с помощью кривых безразличия и карты безразличия.

 

 

 
 

 


В товарном наборе 2 товара х и у находятся в разных сочетаниях, имея при этом одинаковый уровень полезности.

Кривая безразличия – это линия, каждая точка которой представляет набор из товаров х и у, имеющих одинаковую полезность, следовательно потребителю безразлично какой товарный набор выбирать.

Практика 24.11.16

Эластичность спроса по цене

Из формулы коэффициента эластичности спроса следует, что величина коэффициента пропорциональна цене на товар.

 
 


Эластичность спроса изменяется по длине кривой спроса. Эластичность спроса по цене влияет на V выручки от продажи товара.

При эластичном спросе выручка и цена изменяется в противоположном направлении, так как при неэластичном спросе величина меняется быстрее изменения цены.

При эластичном спросе цена понижается, а спрос увеличивается, следовательно

 
 

 

 


Если спрос не эластичен, следовательно выручка и цена изменяется в одном и том же направлении и наоборот.

Это объясняется тем, что при неэластичном спросе величина спроса изменяется медленнее изменения цены.

Выручка максимальна при единичной эластичности спроса по цене.

Задача: директор концертного зала стремиться получить максимальную выручку от продажи билетов. Спрос

Определить какую цену установят, какую выручку он получит

 

Эластичность спроса по доходам

Она характеризует изменчивость спроса при изменении доходов. Измерителем ЭСпД является коэффициент, который определяется:

Коэффициент ЭСпД показывает на столько % изменяется величина спроса, если доход изменяется- увеличивается %.

ЭСпД используется для классификации товаров:

· Товары для которых – НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ

Спрос на них уменьшается при повышении дохода (часто относят хлеб, крупы, картофель)

· Товары, для которых – АБСОЛЮТНО НЕЭЛАСТИЧНЫЕ ПО ДОХОДУ

Спрос не изменяется при изменении доходов (соль)

· Товары, для которых – НОРМАЛЬНЫЕ

Спрос увеличивается при увеличении дохода

Нормальные делятся на:

§ Товары первой необходимости
спрос увеличивается медленнее увеличения доходов

§ Товары второй необходимости

§ Товары предметы роскоши

 

Задача: функция спроса покупателя на яблоки, если доход увеличивается при:

К какой категории товара покупатель относит яблоки?

Товар первой необходимости.

К какой категории товара покупатели относят яблоки, если цена увеличивается в 3 раза?

Предмет роскоши.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: