ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ




СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Автор-составитель Ю. В. Останкова

Волгоград


УДК 372.211 ББК 74.102 С40

Автор-составитель Ю. В. Останкова

Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю. В. Останкова. - Волго­град: Учитель, 2007. - 130 с. ISBN 5-7057-1001-1

В пособии представлена система коррекционно-развивающих занятий, направ­ленных на обучение, воспитание и развитие у детей старшего дошкольного возраста комплекса функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.

Особую ценность представляет собой развернутый практический курс занятий, снабженный текстами и комментариями дидактических упражнений, заданий, игр по формированию познавательной активности и учебной мотивации, развитию пси­хофизиологических процессов (запоминание, внимание, пространственная ориенти­ровка, сенсомоторика и др.), навыков общения и речевой деятельности детей.

Предназначено широкому кругу педагогических кадров - воспитателям, мето­дистам, психологам, логопедам детских садов, учителям начальных классов, дефектологам, социальным педагогам общеобразовательных учреждений; может быть по­лезно родителям, студентам педагогических учебных заведений.

УДК 372.211 ББК 74.102

ISBN 5-7057-1001-1

© Останкова Ю. В., автор-составитель © Издательство «Учитель»

Оформление. Издательство «Учитель»


ВВЕДЕНИЕ

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изучен­ность, по-прежнему остается актуальной. Это и понятно. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьи­руется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается от­клонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функцио­нальном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессио­нальной помощи психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации. Эта работа включает в себя:

- диагностику показателей готовности ребенка к школе;

- прогнозирование на ее основе школьных трудностей;

- построение системы собственно коррекционно-развивающей
работы с ребенком-дошкольником.

Каждый психолог, изучая эту проблему, выделяет в ней не­сколько наиболее важных направлений, занимаясь их развитием и коррекцией. И каждый по-своему прав: разные дети, разные усло­вия, в которых они воспитываются и обучаются, разные требования к обучению в том или ином образовательном учреждении, куда приходит ребенок в 1 класс.

В предлагаемом курсе коррекционно-развивающих занятий сделана попытка объединить сразу несколько задач по подготовке детей к школе:

1. Формирование познавательной активности и учебной моти­вации детей старшего дошкольного возраста.

2. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса
показателей функционального развития, которые необходимы для
успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналити­ческого мышления и речи, памяти, зрительного и слухового вос­приятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной
интеграции.

3. Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и фи­зического самочувствия детей.

Представленный курс занятий отличается высокой динамично­стью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических уп-


ражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без дви­жения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического разви­тия, но и общего интеллектуального, способствуют развитию спо­собностей и жизненной активности.

Игровая методика обучения также является условием и средст­вом обучения детей дошкольного возраста. Еще 2,5 тысячи лет на­зад Сократ, высказывая свои мысли о педагогике, говорил, что ни­какие знания не следует преподавать детям насильственно. «Пре­подавай, милейший, детям науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Однако, несмотря на спра­ведливость этих слов, неукоснительное следование этим правилам требует от педагога специальных умений и подготовки.

Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы Детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. О значении наглядности в обучении маленьких детей хо­рошо сказал К. Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неиз­вестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на ле­ту». Использование наглядного материала соответствует возрас­тным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.

Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что явля­ется одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

2 каждым занятием задания усложняются: увеличивается объ­ем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и вос­приятия, сложнее становятся графические диктанты и симметрич­ные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.

Задания и упражнения на занятии педагог может использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: