Школа русского судебного красноречия (01.10.2011).




Предмет и задачи спецкурса «Культура речи юриста» (17.09.2011).

Предмет.

Состоит из двух частей:

1. Судебное ораторское искусство (устная речь);

2. Культура письменной речи.

Риторика – наука о речи, умении говорить, убеждать, доказывать. Неориторика включает в себя проблемы коммуникации, общения на всех уровнях (J«общение и с людьми и с прессой»J). Нериторика также изучает психологическое воздействие на людей, вопросы творческой самореализации юриста (публичные выступления). *Кони: «Застенчивость и скромность – хорошие черты характера, но они не должны быть у юриста». Демосфен: «Каждый афинянин должен защитить себя сам в суде». Цицерон: «Убедить противника – цель моей речи».

Ивакина: необходимо говорить не о культуре речи юриста, а о культуре русского языка. Но юридический язык специфичен, следовательно нужно говорить о культуре речи юриста.

1) Профессия юриста требует от оратора широкого общего образования (Кони: «Юрист – это человек, у которого общее образование идёт впереди специального»);

2) Юрист общается с людьми разных профессий;

3) Составляет разные документы;

4) Юридический язык специфичен. В нём используются термины, не понятные обывателю;

5) Психологическое воздействие.

Ивакина отмечает четырёхадресность речи юриста: к суду, к противной стороне, «скамья подсудимых», присутствующие в зале. Для достижения этих целей юрист может использовать следующие средства:

· Вербальные (речевые обороты);

· Невербальные (жесты, мимика).

Невербальные.

Кони: «Показатель чувств говорящего является выражение его лица». Кони впервые дал понятие «сорных жестов». Жесты уточняют речь.

Жесты:

o Ритмические;

o Эмоциональные;

o Указательные;

o Симоволические;

o Изобразительные.

Лучшим жестом считается тот, который не замечают слушателей, который органически сливается со словом. Слишком частые, разнообразные и быстрые движения рук раздражают слушателя.

Галич «Теория красноречия» (1830), Пётр 1 «Духовный регламент»

Невербальный.

Демосфен: «Послы не имеют в своём распоряжении ни боевых кораблей, ни тяжёлой пехоты…их оружие –слово».

Устная речь должна отвечать двум критериям:

1) Нормативность речи: точность, ясность, правильность и чистоту речи. В речи юриста не должны употребляться диалектные, просторечные, иностранные слова. Ивакина: «Если хочется использовать иностранное слово, то можно, ведь в юриспруденции есть такое понятие как «популярность речи»: лексико-семантический перевод (использовать иностранное слово с переводом незаметно для слушателя)»;

2) Языковая грамотность (пунктуация, орфография и т.д.).

Техника речи – это совокупность способов и приёмов произнесения самой речи. Дыхание – диафрагмально-рациональное. Стойка связана с дыханием, а дыхание в свою очередь влияет на темп речи (доступный темп речи – 120 слов в минуту). В технику речи включается такой институт как управление вниманием слушателей.

Речь состоит из определенных частей – композиция речи. Композиция должны быть логически выстроенной. Большое значение имеют голосовые приёмы. Должна быть обратная связь с аудиторией. Изменение темпа речи, наглядные средства. Юмор (не только удерживает внимание, но и влияет на убедительность).

Задачи.

1. Подготовить специалистов в области правоведения в области произнесения речей;

2. Соблюдение законности;

3. Поднять авторитет правоохранительных органов;

 

История (24.09.2011).

Горгий, Сократ, Лисий, Платон

Аристотель (335 год до н.э.) написал учебник риторики. Говорил, что риторические речи различаются по своей сути. Он делил их на 3:

1. Совещательные речи (цель – склонять или отклонять);

2. Судебные речи (цель – обвинять или оправдывать виновных);

3. Эпидеиктические речи (цель – порицать). Поднимал проблемы морали.

Оратор для слушателя должен был образцом нравственного поведения.

Аристотель различал диалектику (искусство спорить в целях выяснения истины), эристику (спор с использованием правдивых доказательств), софистику (стремление добиться победы в споре, используя ложные доводы). Впервые дал понятия.

Аристотель в своём учебники выделяет такое достоинство речи как ясность. Если речь не ясна, значит она не достигает цели. Аристотель впервые делает попытку построить композицию построения речи. Речь – это не монолитный камень, она состоит из определенных частей. Он выделял 8 частей:

· Предисловие. Цель – расположить слушателя;

· Называние. Обозначение темы речи;

· Рассказ. Изложение предмета речи;

· Описание;

· Доказательство. Цель – убедить слушателей и противников;

· Опровержение доводов противника. Необходимо предвидеть доводы противника;

· Воззвание. Оратор должен обращаться с сердцам слушателей, к их эмоциям;

· Заключение. Краткое напоминание о сказанном.

В учебнике Аристотель требует хорошего владения языком, тщательной подготовки к выступлению.

Горгий. Был софистом. Представителем пышного, торжественного красноречия. Они были хорошими ораторами, но их мастерство носило формальное, показной характер. Софисты считали, что знание относительно. Они считали, что любое положение можно доказать и опровергнуть. На первый план выходила игра слов, пафос. Горгий в своей олимпийской речи дал определение слову (слово обладает весьма малым и незаметным делом, но совершает чудодейственные дела: страх изгнать, печаль уничтожить, радость вселить, сострадание возбудить. Сила слова и душу формирует как захочет).

Сократ. Ученик Горгия. Отошёл от софистов, так как доказывал, что истину нельзя заменить ухищрениями софистов. Он предлагал избегать трудных сочетаний, слов, звуков. И Аристотель и Сократ занимались проблемами композиции речи. Части композиции должны быть расположены по смысловому содержанию. Не должно было быть резкого перехода от одной части к другой. Он создал институт тех, кто готовил речи для суда (Лагограф или лабограф или лагобров….). Разработал композицию для речей. Вместо 8ми аристотельских частей, предлагал выделить 4 части:

§ Введение (привлечение внимания слушателей);

§ Изложение предмета речи;

§ Опровержение доводов противника. Аргументация своих доводов;

§ Заключение.

Приводя свои доводы и доказательства, необходимо разбить доводы противников.

Демосфен. Он начинал свою речь с молитвы богам и молитвой заканчивал. Это скрытое вступление, психологическое воздействие на слушателей.

Законы Солона. 335-340 годы до н.э. Солону удалось прекратить войну между Севером и Югом Греции. Он перенёс войну с поля брани на судейскую трибуну. Каждый афинянин должен защитить себя в суде сам. Этими законами было предусмотрено, что греков полагается выкупать из рабства за счёт казны, наделять землёй. Провозгласил выборность судей, объективность рассмотрения дел.

Древний Рим.

Катон Старший, Братья Гратхи, Марк Антоний, Марк Туллий Цицерон.

Марк Антоний. Главным достоинством его речей был пафос. Он был импровизатор. Использовал такой приём как вкратчивость речи. Этот приём широко используют в современности.

Цицерон. Считал, что наиболее полезными предметами для оратора является этика и логика. Под логикой понимал он правильное построение речи. Этика – выбор слов и словосочетаний, которые вызовут нужную реакцию у суда и слушателей. Разработал приёмы подготовки речи. Делил их на 6 этапов:

· Определение предмета речи;

· Установить доводы «за» и «против».

· Доводы «за» украсить словами, несущими наибольшую смысловую нагрузку, эмоционально окрашенные слова;

· Закрепить всё это памяти;

· Ритм речи;

· Заключение. Выводы, предложения.

 

Школа русского судебного красноречия (01.10.2011).

Рациональное крыло – кони, эмоциональное – Плевако. Они разработали принципы. Словесная пышность Франции (софистское направление), сухость и безцветие Германии.

Построение речи. Плевако разработал «оазисный метод». Предлагает обращать внимание на реакцию подсудимого на его допросе. Только в 15% случаев подсудимый не меняет свои показания в процессе следствия. Изучал психологию преступления (мотивы, причины преступления). Доказательства уходили на второй план, на первом месте стояло психологическое воздействие на суд и слушателей.

Рациональное крыло. Отрицали психологию. Речь должна быть логически строго выстроена. Впервые дали понятие «конфликту социальных ролей». Государство требует правдивых показаний, но родственники, друзья, соседи, сослуживцы не могут обеспечить это требование. Использовали антонимию. Это противопоставление. Анафора – повторение начальных слов и словосочетание.

Добиться своей цели оратор может двумя путями: рациональным и эмоциональным.

Требования к личности оратора:

· Простота и правдивость;

· Скромность оратора (необходимо забывать о себе и думать только о деле, самолюбование речью недопустимо);

· Благоразумие оратора. Судьи должны чувствовать в речи оратора здравый смысл и рассудительность;

· Тактичность. В ней проявляется искусство использовать всё, что можно, доказывая свою правоту;

· Здравая мораль.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: