РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ НА ОСНОВЕ РИСУНКОВ-АССОЦИАЦИЙ




Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был не только здоро­вым и красивым, но и непременно самым умным. Конечно, умный ребе­нок и учится лучше, и шалит меньше. На самом деле развитием умствен­ных способностей можно заниматься так же регулярно, как, например, утренней гимнастикой и добиваться определенных результатов. А если занятия будут проходить в увлекательной форме, да еще и с картинками, удовольствие получат не только дети, но и сами взрослые. Результаты таких занятий не заставят вас долго ждать - вы увидите их сразу же. Чаще всего взрослые сетуют на плохую память и сообразительность детей. Проверьте это сами. Зачитайте ребенку слова, которые он должен запом­нить и сразу же воспроизвести.

Инструкция ребенку: «Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты послушай их внимательно и постарайся запомнить: кухня, ваза, само­вар, крокодил, круг, квадрат, рыба, стихи, осень, дом, лист, ребенок, Жар-птица, чеснок, карандаш, мыло, дождь, конфета».

Если ребенок 6-7 лет назовет 9-10 слов, то его память выше среднего, 7-8 слов — его норма, но если ребенок назвал меньше 7 слов, то развитием памяти нужно начать заниматься как можно раньше. Начните с простого запоминания нескольких слов, цифр. Затем перейдем к запоминанию слов-ассоциаций: зонт - дождь, лето - жара, зима - холод, прическа - расчес­ка, компьютер - мышка, буква - азбука, ботинки - шнурок, мыльница -мыло, шуба-мех, колбаса - завтрак и т. д. По окончании воспроизведения слов, вы называете первые слова, а ребенок - слова-ассоциации, которые к ним запомнил. На следующем этапе пусть ребенок сам придумывает ассо­циации к словам и запоминает их. Набор слов может быть любым: творог, ракета, тротуар, скамейка, потолок, пирожное, бусы, бутылка, аквариум, зажигалка и др. А теперь перейдем к работе с картинками. Сначала это са­мые простые слова и картинки, можно - схематичные, которые вы можете нарисовать даже сами (рис. 1, 2).

Затем слова переходят в словосочетания, короткие рассказы (см. сказ­ки), а затем и в стихи (см. небылицы, потешки, стихи). Каждой фразе сти­хотворения соответствует картинка. Вы читаете стихотворение, иллюст­рируя картинками, просите ребенка запоминать. Затем Вы просто демон­стрируете ребенку картинки, а он Вам рассказывает стихотворение. Такой прием поможет Вам не только в заучивании стихотворений, но и в разви­тии образного и ассоциативного мышления, внимания, памяти, научит сосредоточенности и усидчивости.

 


Приведем примеры простых и коротких рассказов, стихотворений для работы с детьми на основе рисунков-ассоциаций.

Рис. 1. Схематичные картинки к словам


Рис. 2. Схематичные картинки к словам


ТЕРЕМОК

(русская народная сказка)

Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Прибежала мышка-норушка и спрашивает: — Терем-теремок, кто в тереме живет?

Никто не отвечает. Вот она вошла и стала жить-поживать в тереме одна.

Бежала мимо лягушка-квакушка. Попро­силась к мышке. Стали они жить вдвоем.

Прибежал заяц. Стали они жить втроем.

Потом пустили лису, волка. Тесновато им стало впятером.


 





А тут еще медведь идет и тоже просит­ся - да некуда. Тогда он сел на крышу и раздавил теремок!

Чики, чики, чикалочки— Едет гусь на палочке.

Уточка на дудочке.


Курочка на чурочке.





Мальчик на собачке.

Зайчик на тачке. Вопросы:

На чем едет гусь? На чем едет уточка? На чем едет курочка? На чем едет зайчик? На ком едет мальчик?

Как у нашего Мирона На носу сидит ворона.


А на дереве ерши Строят гнезда из лапши.

В огороде-то на грядке Вырастают шоколадки.


Сел баран на пароход И поехал в огород.






И прыгать мне на спину.

Когда я взрослым стану,


Я все позволю сыну:


Руками есть сметану.





Валяться на диване.

На стенке рисовать,


Жука хранить в кармане,

 

Лица не умывать,


Кричать,




Спилить у стула ножки,

Не спать и не обедать,

 







Пить воду из-под крана,

Скакать верхом на кошке

Крутить в часах пружину,

Я все позволю сыну,


Когда я взрослым стану.


ЛИТЕРАТУРА

1. Андрущенко, Т. Ю., Карабекова, Н. В. Коррекционные и развиваю­щие игры для младших школьников. - Волгоград: Перемена, 1993.

2. Безруких, М. М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родите­лей. - М: Дрофа, 2000.

3. Белая, А., Гамазакова, М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. - М.: ACT, 2000.

4. Ведерникова, Т. В. Коррекционно-развивающие задания для млад­ших школьников. - Волгоград, 1993.

5. Данилов, И. В. Система упражнений для развития у детей произ­вольных познавательных процессов. - М., 1993.

6. Деннисон, П., Деннисон, Г. Гимнастика для развития умственных
способностей. - М.: Брейн Джим, 2001.

Т.Дьяченко, О. М, Агаева, Е. П. Чего на свете не бывает. - М.: Про­свещение, 1991.

8. Коноваленко, С. В. Развитие познавательной деятельности у детей
от 6 до 9 лет. - М., 2000.

9. Матюгин, И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. -
М.: Эйдос, 1994..

 

10. Соколова, Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка четы­рех лет. - М.: ЭКСНО, 2004.

11. Столяр, А. А. Давайте поиграем. - М: Просвещение, 1991.

12. Тушканова, О. И. Подготовка к школе: развитие памяти. - Волго­град, 1997.

13. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Акаде­мия развития, 1997.

 

13. Черемошкина, Л. В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Ака­демия развития, 1997.

14. Чуковский, К. Сказки. «Африка». — Минск, 1995.

15. Школа для дошколят. Развиваем память. - М.: Росмэн, 2002.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.........................................................................................................................



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: