Предполагаемые результаты




РАБОЧАЯ ПРОГРАМА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по социальному направлению
«Я и МИР»

 

 

Ростов-на-Дону

2016 г.

 

Пояснительная записка.

 

Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.

 

Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного ребёнка собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, ребёнок должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.

 

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального.

 

Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития обучающихся обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия обучающегося с другими детьми, учителями, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Мой мир».

 

В основу программы «Я и мир» положены следующие принципы:

 

- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения обучающегося;

 

- принцип гуманистической ориентации ученика, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;

 

- принцип социальной адекватности, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

 

- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому ребёнку для самореализации и самораскрытия.

 

Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет), занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляются прямыми и косвенными путями: используются теоретические и практические ситуации.

 

Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому модулю, содержание программы тесно связано с содержанием учебных предметов (ознакомление с окружающим миром, чтением, развитием речи). Длительность занятий 35 минут для воспитанников 1 класса и 40 минут для воспитанников 2-4 классов.

 

 

Данная программа состоит из 2 модулей:

I. Искусство общения (1-4 класс) - 48 часов

II. Познай себя (1-4 класс) - 48 часов

 

Цель программы

Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Задачи

 

  1. Формировать у детей представления о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения.

 

  1. Знакомить обучающихся с основными моделями коммуникативного

поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.

 

3. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.

 

4. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании обществом.

 

5. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

 

6. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.

Формы и методы работы

Формы работы:

 

v познавательная беседа;

v этическая беседа;

v профилактическая беседа;

v игры: ролевые, ситуационные;

v занятия с использованием художественных средств выразительности;

v упражнения;

v тренинги;

v экскурсии;

v тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

Методы работы:

 

v методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);

v методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

v методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

v методы контроля, самоконтроля и самооценки.

 

Предполагаемые результаты

реализации программы:

На I уровне обучающийся имеет представление :

v о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;

v о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

v о конфликтах и способах их разрешения;

v об основных моделях коммуникативного поведения;

v о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

 

На II уровне:

v соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;

v умеет анализировать поступки свои и других людей;

v способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

v владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

v адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.

 

На III уровне имеет опыт:

v использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

v адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

v адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

v взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

v самообслуживания, самоорганизации и организации совместной

деятельности с другими детьми.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

 

МОДУЛЬ I

«ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ»

ЧАСА

№ п/п Тема занятия Кол-во часов
  1 класс  
1.1 Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!  
1.2 Дом, в котором я живу  
1.3 Самое удивительное чудо на свете  
1.4 Моё любимое имя  
1.5 Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)  
1.6 Как хорошо быть вместе!  
1.7 Внимательный ли ты слушатель?  
1.8 Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.  
1.9 Винтики – конфеточки - мальчики и девочки  
1.10 Ссоры и споры  
  ИТОГО 16 ч.
  2 класс  
1.1 Вежливость - основа воспитанности  
1.2 Мои умные помощники  
1.3 Умеет ли разговаривать природа  
1.4 Всё начинается со слова «Здравствуйте»  
1.5 Это слово говорят, если вас благодарят  
1.6 Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)  
1.7 Когда без извинения не обойтись?  
1.8 Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)  
1.9 У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону)  
1.10 В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя)  
1.11 К нам гости пришли!  
  ИТОГО 17 ч.
  3 класс  
1.1 Азбука общения  
1.2 Волшебная палочка - это речь  
1.3 Гостям всегда рады  
1.4 Если с другом вышел в путь  
1.5 Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья  
1.6 Почему люди ссорятся?  
1.7 Культурный человек: кто он такой?  
1.8 Правила поведения в столовой  
1.9 Правила поведения в библиотеке  
1.10 Как дарить подарки?  
  ИТОГО 16 ч
  4 класс  
1.1 Культура общения  
1.2 Волшебные слова  
1.3 Да здравствует вежливость!  
1.4 Вежливый отказ  
1.5 Как вести себя в гостях  
1.6 Правила общения с окружающими  
1.7 Правила поведения на уроке и на перемене  
1.8 Беседа по телефону  
1.9 Язык, мимика и жесты  
  ИТОГО 16 ч

МОДУЛЬ II

«ПОЗНАЙ СЕБЯ»

ЧАС

№ п/п Тема занятия Кол-во часов
  1 класс  
2.1 Я – неповторимый человек  
2.2 Оцени других и себя  
2.3 Что в имени моем?  
2.4 Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?  
2.5 Посеешь характер - пожнешь судьбу  
2.6 Как стать прилежным и старательным  
2.7 Жадность и жадины  
2.8 Моя внимательность и внимание  
2.9 Ответственность и я  
2.10 Зависть  
2.11 В дружбе сила  
2.12 На чем основано взаимопонимание  
  ИТОГО 17 ч
  2 класс  
2.1 Правда и ложь  
2.2 Добро и зло  
2.3 Волшебники добра  
2.4 О лени и лентяях  
2.5 Терпенье и труд все перетрут  
2.6 Какими в жизни следует быть?  
2.7 Я и мое настроение  
2.8 Я могу управлять своим настроением  
2.9 Эмоции и мое поведение  
2.10 Узнай настроение человека  
2.11 Путешествие в страну чувств  
  ИТОГО 18 ч
  3 класс  
2.1 Добрые дела. «Доброе дело два века живет»  
2.2 Жизнь дана на добрые дела  
2.3 Быть скромным - это хорошо или плохо  
2.4 Учитесь быть скромным  
2.5 Это просто хвастунишки  
2.6 Быть честным – хорошо или плохо?  
2.7 Учись смело говорить правду  
2.8 Чем отличается фантазия от лжи?  
2.9 Учитесь быть щедрыми  
2.10 Быть щедрым – это хорошо или плохо?  
  ИТОГО 18 ч
  4 класс  
2.1 Быть трудолюбивым - это хорошо или плохо?  
2.2 Учитесь быть трудолюбивым  
2.3 Поговорим о воровстве  
2.4 Вредные привычки  
2.5 Ты и твои друзья  
2.6 Я и мое настроение  
2.7 Я могу управлять своим настроением  
2.8 Эмоции и поведение  
2.9 Как можно узнать настроение человека?  
2.10 В стране чувств  
  ИТОГО 18 ч

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

МОДУЛЬ I

«ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ»

Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций.

 

Общение в жизни детей играет важную роль. Именно в общении дети развивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

 

На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Занятия с детьми призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятии дети не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в приемах различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Очень важно, чтобы дети осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. В занятия включены приемы по выработке у детей элементарных правил вежливости. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.

 

 

№№ пп   Содержание деятельности Кол-во часов Аудиторные Внеауди- торные
  1 класс      
  Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве.      
  Дом, в котором я живу Экскурсия по гимназии.Что значить радовать родных и близких добрыми делами? Разыгрывание ситуаций. Игра «Покажи, не называя», «Кто скорее соберёт?». Игра «Кто, где живёт?».      
  Самое удивительное чудо на свете Показать роль книги в жизни человека. Экскурсия в библиотеку.      
4. Моё любимое имя Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение. Упражнения на умение строить диалог. Упражнения на развитие навыков координации совместных действий в группе. Логические упражнения, схемы описательных рассказов. Разыгрывание ситуаций. Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка. Использование предметных картинок.      
5. Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения).      
6. Как хорошо быть вместе! Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке».      
7. Внимательный ли ты слушатель? Упражнения на развитие диалогической и монологической речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Игра «Внимательный ли ты слушатель?». Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация. Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи».      
8. Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Разыгрывание ситуаций, игра «Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так».      
9. Винтики – конфеточки - мальчики и девочки Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. Упражнения на развитие речевой памяти. Дидактические игры, этюд, игровая ситуация.      
10. Ссоры и споры Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка. Этюд. Ширма для пальчикового театра, персонажи пальчикового театра.      
  ИТОГО      
  2 класс      
  Вежливость - основа воспитанности Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете?Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться?      
2. Мои умные помощники Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Упражнения в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Словесные игры. С помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать творческую инициативу. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Разыгрывание речевой ситуации, художественное слово.      
3. Умеет ли разговаривать природа Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса. Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима.      
  Всё начинается со слова «Здравствуйте» Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Словесные игры.      
5. Это слово говорят, если вас благодарят Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово. Разыгрывание ролевой ситуации.      
6. Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику? Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово.      
7. Когда без извинения не обойтись? Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации. Пиктограммы «Злость»,«Извинение», «Радость». Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость».      
8. Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.      
9. У меня зазвонил телефон (поговорим по телефону) Дать понятие, что телефон это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Разыгрывание ролевой ситуации, словесная игра «Испорченный телефон.      
10. В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя) Игра «Опиши предмет» Моделирование ситуации «Покупатель - продавец». Словесная игра «Назови одним словом», художественное слово.      
  К нам гости пришли! Знакомство с правилами гостевого этикета. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово. 1Атрибуты для приёма гостей, шапочки для инсценировки.      
  ИТОГО      
  3 класс      
  Азбука общения Определение понятия общения. Для чего нужно общение? Этапы умения хорошо слушать: услышать, понять и повторить. Признаки плохого умения слушать. Изображение (невербально), как слушаешь: приятеля, воспитателя, учителя. Упражнения «Телефон», «Повтори», «Инопланетянин», «Интервью», «Сидя, стоя» (на выбор), сказка- притча «Голова и хвост змеи».      
  Волшебная палочка - это речь Наука «риторика», ее значение и история. Интонация и решение проблем: тон, темп, громкость речи. Пояснение этих понятий и упражнение на художественном материале. Передача речью настроения, чувства, состояние говорящего. Ситуации, в которых ты говоришь (темп, тон, громкость). Чистоговорки, скороговорки. Умение вести беседу.      
3. Гостям всегда рады Мы идем в гости. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как приглашать и принимать гостей? Чтение и анализ художественных произведений. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации «Ко мне пришли гости». Правила приема гостей в доме и правила поведения для гостей. Практикум «К нам гости пришли»      
4. Если с другом вышел в путь Что означает слово «дружба?» Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Стихотворение «Дружный класс». Сюрпризный момент «Пожелания другу».Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно». Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы.      
  Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей? Ситуация «Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», «У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?»      
6. Почему люди ссорятся? Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или «Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай» (на выбор) Притчи.      
7. Культурный человек: кто он такой? Кого называют культурным человеком? Как выглядит культурный человек? Чтение и анализ ситуаций. Игра «Кот и мыши». Загадывание загадок о предметах ухода и быта. Кого бы вы назвали культурным человеком и почему? Показ и рассматривание иллюстраций, репродукций художественных произведений с изображением различных поведенческих ситуаций.      
8. Правила поведения в столовой Анализ поведения за столом героев сказки А.Толстого «Золотой ключик». Формулирование правил поведения за столом. Зачем нам нужны правила поведения за столом? Игра «Мозговой штурм» (Выбери верный вариант ответа). Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна «Вини-Пух и все-все». Экскурсия в столовую.      
9. Правила поведения в библиотеке Расставьте книги так, чтобы можно было прочитать пословицу. Объясните смысл пословицы? Где живут книги? Когда мы посещаем библиотеку? Рассказ о библиотеке. Правила поведения в библиотеке. Игра «Доскажи словечко» или «Угадай героев книг». Конкурс «Лучший читатель года». Стихотворение «Как мы жили бы без книг?» Экскурсия в библиотеку.      
  Как дарить подарки? Нравится ли вам получать подарки? Как выбрать подарок? Как дарить подарок? Правила этикета при получении подарка.Поздравление и пожелание. Упражнение «Подарок» (поздравление бабушке с приездом мартышки и попугая)      
  4 класс      
1. Культура общения Инсценировка отрывка сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Где нельзя громко разговаривать и почему? Чтение стихотворения «В музее, кинотеатре и трамвае…» Игра «Моя кошка делает вот так…». Формулирование правил речевого поведения. Разыгрывание ситуаций.      
2. Волшебные слова Знакомство с волшебными словами. Чтение стихотворений. Игра «Подскажи волшебное словечко». Игра «Выполни просьбу, если услышишь волшебное слово». Просмотр и обсуждение ситуаций (презентация). От чего зависит сила волшебных слов?      
  Да здравствует вежливость! Что значит вежливость? Игра «Волшебные слова».Отгадать рассказ – загадку. Разыгрывание ситуаций. Анализ ситуаций. Игра на внимание «Не ошибись!» Повторим все волшебные слова в игре «Вставь слово». Разучивание пословиц. Стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы». Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Для того чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее.      
  Вежливый отказ Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой? Чтение и анализ стихотворений «Не выучил» А.Шибаев, «Подарите крокодила» Э.Мошковская. Знакомство с речевыми ответами: вежливыми отказами. Разыгрывание ситуаций.      
5. Как вести себя в гостях Разыгрывание сценки прихода гостей на день рождения с подарками. Правила приема гостей. Просмотр и обсуждение слайдов на тему «Хорошо-плохо». «Игровая» передача по телевизору (дети обыгрывают слова «диктора») Рисование по теме беседы для выставки детских работ. Стихотворение А. Хайт «В квартире нашей все блестит…». Инсценировка отрывка из сказки С.Маршака «Кошкин дом». Правила поведения в гостях.      
  Правила общения с окружающими Только вежливому, воспитанному и добром; человеку окружающие люди всегда относятся доброжелательно. Игра «Узнай эмоцию по фотографии» От чего зависит наше настроение? Басня «Птичий двор» (инсценировка) -Какие чувства вы испытываете, когда сталкиваетесь с конфликтами? Игра «В кругу симпатий». Игра «Ласковушки». «Вежливый телефонный разговор». Практическое задание: «Положительные и отрицательные качества личности человека».Составление «Дерево вежливости».      
7. Правила поведения на уроке и на перемене Чтение стихотворения по теме Я. Аким «Идут гурьбою школьники…»,М.Танич. «Урок поведения». Поочередное чтение стихотворений С.Я.Маршака о правилах поведения в школе, Б. Заходер «Перемена». Анализ фотовыставки «Наш класс на перемене».      
8. Беседа по телефону Загадка о телефоне. История возникновения телефона. Инсценировка отрывка К.Чуковского «Телефон».Демонстрация детьми импровизированных разговоров по телефону. Чтение и анализ стихотворений «Звенящий в доме телефон…» Н.Песков, «Говори короче» А. Шибаев. Инсценировка отрывка Н.Носова «Телефон»      
  Язык, мимика и жесты Из истории древней Греции и баснописце Эзопе. Игра «Актер». Какие жесты не положены в обществе воспитанных людей? Инсценировка и анализ сказки Л.Мурра «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»      

МОДУЛЬ II

«ПОЗНАЙ СЕБЯ»

Приобретение детьми социальных способов поведения на основе усвоения этических норм морали становится наиболее актуальным в период реформирования общества, смены ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей.

 

Именно в период младшего школьного возраста формируются личностные качества будущего гражданина, его нравственное сознание. У детей в этом возрасте развивается децентрация, благодаря чему они становятся способными понимать точку зрения другого. Все это позволяет целенаправленно формировать представление о таких значимых личностных качествах, как доброжелательность, справедливость, щедрость, трудолюбие и др.

 

В этом возрасте дети усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека к окружающим его людям и самому себе. У них появляется возможность использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений между людьми. Дети учатся соотносить нравственные представления с конкретным поведением, поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют к ним взрослые.

 

Занятия позволяют научить ребенка откликаться на проблему другого человека, осознать значение труда для будущей самостоятельно жизни.

 

В содержание занятий включен теоретический материал и перечень практических заданий, направленных на закрепление предлагаемого компонента знаний, формирование значимых поведенческих умений и навыков. При проведении занятий в рамках данного модуля предусматривается использовать такие методы и приемы, как:

 

-беседы на нравственную тему;

-чтение художественных произведений с последующим анализом;

-анализ смыслового содержания пословиц, поговорок;

-продолжение тематического рассказа;

-учебно-игровые упражнения (творческого и подражательного

характера);

-разыгрывание и анализ ситуации;

-игры;

-мини-конкурсы;

-совместная разработка правил поведения.

 

Методика работы с детьми строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия, при проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.

 

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.

 

№№ пп   Содержание деятельности Кол-во часов ауди тор ные вне ауди тор ные
  1 класс      
1. Я – неповторимый человек Рассматривание разных предметов. Работа в группах по 4 человека: разложить предметы по какому-либо признаку (по величине). Показать, что даже похожие предметы различаются. Упражнение «Горка». Задание «Кленовые листочки» (сравнение). Рисование «Какой я привлекательный?». Задание «Сравни рисунок линий на ладошках».      
  Оцени других и себяКонкурс Задания: дай характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных оценок, продолжи предложение, как вы понимаете смысл пословиц? Игра «Скажи наоборот», упражнение «Как ты поступишь в этой ситуации?», «На кого бы вы хотели быть похожими». Тестовое задание «А что сказали бы вы?» (ситуация и три варианта ответов).      
  Что в имени моем? Зачем люди придумали разные имена? Что означают наши имена? (рассказ воспитателя «Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто такие «Тезки»? Игра «Ласковушки». Упражнение «Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло. Аппликация «Ромашка».      
  Мальчики и девочки. Дружить или ссориться? Игра «Найди сходства и различия». Упражнение «Найди свой круг», упражнение «Волшебное ожерелье», «Он и она». Игра «Претензии». Сказка «Серебрины и Серебрята».      
  Посеешь характер - пожнешь судьбу Дать определение характера, что такое характер? Кто сидит внутри меня? Черты и свойства характера. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый характер? Упражнение «У меня есть характер!» Правило: избавляться от вредных качеств и развивать лучшие. Упражнение «Каким я себе нравлюсь»      
  Как стать прилежным и старательным Знакомство с новыми понятиями «прилежный», «старательный» через русские пословицы. К


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: