Профессиональное самоопределение.




Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Ознакомление с целью и задачами занятия.

3. Изучение нового материала.

 

1. Личностные изменения в поздней юности.

Каждый знает, что юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами.

Возрастные рамки поздней юности принято считать 18-25 лет. Эта фаза характеризуется замедлением роста. По данным Б.Г. Ананьева и его сотрудников, пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций приходится на период 19-20 лет. В этот период личность приобретает устойчивый характер.

В этой фазе существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят количественные изменения в познавательных возможностях: речь, идет не только о том, сколько и какие задачи решает молодой человек, а каким образом он это делает.

В молодости могут возникнуть серьезные проблемы с развитием самосознания. Затянувшийся период обучения зачастую приводит к инфантилизму.

Инфантилизм - сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, коему свойствен инфантилизм — инфантил — при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы, что выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и пр.).

Удлинение юности имеет свои личностные предпосылки, а именно — расширение сферы сознательного самоопределения и повышение его самостоятельности. В обществе патриархально-феодального типа жизненный путь индивида в своих основных чертах был заранее предопределен наличной социальной структурой и традицией. В профессиональной сфере юноша, как правило, наследовал занятия своих родителей. Его социальные стремления ограничивались рамками сословной принадлежности. Невесту ему выбирали родители, часто задолго до его возмужания и независимо от его личных склонностей и симпатий.

Профессиональное самоопределение.

Важная деталь: возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское «отрок» (буквально — «не имеющий права говорить») означало: «раб», «слуга», «работник», «княжеский воин». Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше, сидят за школьными партами разного размера. Отсюда — удлинение периода «ролевого моратория», когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно, и изменение соответствующих социально-психологических стереотипов.

В решении проблем учебной и профессиональной деятельности крайне важна мотивация. Назовем некоторые мотивы: познавательные, профессиональные, мотивы творческого достижения, широкие социальные мотивы с коллективной и личной направленностью.

Молодость для многих – студенческая пора, когда приходится выдерживать довольно большие нагрузки – физические, умственные, нравственные, волевые.

Поздняя юность – это период становления человека как профессионала. Очень важны самостоятельность выбора и сознательное составление профессионального личного плана.

К концу этого периода нередко возникает кризисное состояние, связанное с тем, что уже при сложившейся жизни личность ещё не совершенна, много времени потрачено впустую.

 

3. Моральный облик

Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой — достижение социальной зрелости.

Юность — напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ориентации ценностных и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в этом возрасте, при неблагоприятных общественных или микросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности, к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписываемых норм общественных.

Согласно А.В. Зосимовскому, юношеский возраст – период пол-ной моральной свободы, когда поведение воспитанника принимаетхарактер творческого, подлинно добровольного следования лично-сти требованиям познанной нравственной необходимости. «Моло-дые люди, обладающие собственным внутренним миром, через своииндивидуально-психологические свойства преломляют воздействиявнешней среды. Степень участия в преобразовании внешней среды,а также собственной индивидуальности, составляет «главный крите-


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: