От «человека экономического» к «человеку человечному».




Лекция 13. «Экономический человек»: концептуальные версии.

Природа «экономического человека».

Проблема человека в социальной философии.

Предпосылки формирования представлений об «экономическом человеке» в Западной Европе эпохи Средневековья.

Конструирование феномена «экономического человека» в эпоху Нового времени.

Понятие и модель Homo economicus в социально- экономических науках.

Анализ кризиса классических представлений об «экономическом человеке» в западной философской традиции».

От «человека экономического» к «человеку человечному».

13.1. Трансформационные процессы, происходящие в современной социально-экономической жизни, как в нашей стране, так и в мировом масштабе, заставляют вновь и вновь возвращаться к рассмотрению проблемы человека - главной производительной силы любой экономики. В последнее время в России и за рубежом возрос интерес к теме «экономического человека». Она рассматривается как предмет интегрированной теории, сочетающей экономику, философию, социологию, культурологию, психологию, антропологию.

«Экономический человек» в разные периоды являлся земледельцем, скотоводом, ремесленником, торговцем, т.е. субъектом рынка и созидателем ценностей. Человек XXI в. - рационалист, располагающий свободой социального выбора, осведомлённый, уверенный в себе, заинтересованный в эффективной государственной политике. Тема «экономического человека» вечна, но меняется облик Homo economicus, разностороннее становятся его интересы, методы воздействия на окружающую среду, профессиональный уровень, нравственные ценности.

Анализ столь сложной системы, какой является человек, невозможен без некоторых абстракций, упрощающих предпосылок, т.е. без построения моделей человека. В первую очередь это относится к поведенческим аспектам его деятельности.

 

13.2. Судьба современного человека все чаще становится предметом научных исследований. Это связано с продолжающимся кризисом человека, который, не успев достичь удовлетворительного уровня развития и благосостояния, не решив элементарных экономических и социальных проблем, оказался перед угрозой самоуничтожения.

Поиск ответа на вопрос «что такое человек?» сопровождает всю историю человеческого общества. Многовековой опыт показывает, что возможны, по крайней мере, три способа ответа на этот вопрос. Условно их можно обозначить как 1) дескриптивный (т.е. описательный), 2) атрибутивный и 3) сущностный. Однако ни одно из сущностных свойств человека не оказалось полностью безукоризненным, не смогло исторически закрепиться в качестве основания развитой общепринятой концепции природы человека. Вся история философской мысли есть поиск определения природы человека и смысла его существования в мире, которое бы, с одной стороны, полностью согласовывалось с эмпирическими данными о свойствах человека, а с другой

-высвечивало бы ему в будущем достаточно ясные (хотя, возможно, и не самые оптимистические) перспективы развития.

Человечество на основании историко-культурного опыта, пришло к выводу, что наиболее успешными во всех смыслах являются страны, правительства которых уделяют внимание гармоничному развитию личности в обществе. Когда экономические цели стоят на третьем месте, вслед за духовными и культурными, общество добивается лучших экономических результатов. Этот вывод можно получить из опыта наиболее успешных стран мира. И все же человечество всем иным ценностям по-прежнему предпочитает ценности экономические, а наиболее активно обсуждаемый в мировой науке тип человека - «человек экономический».

Необходимость социально-философского исследования Homo economicus обусловлена особенностями коммуникативных факторов в рыночной экономике, господствующей в современном мире, в том числе и неэкономических. Чрезвычайно интересны в этой связи процессы, происходящие на фоне и по причине экономических отношений в обществе: тенденции глобализации и движение антиглобалистов, угроза терроризма, экологические проблемы и проблема освоения космоса, достижения науки и техники, кризис института семьи и др.

 

13.3. Экономика средневекового Запада представляла собой докапиталистическое хозяйство и развивалась крайне ограниченно, будучи эпохой менового, простого товарного хозяйства. Данная экономика носила главным образом аграрный характер; стало быть, она была основана на земле, которая предоставляет все необходимое. Это требование обеспечить средства существования являлось до такой степени основой средневековой экономики, что уже в раннее Средневековье, когда она только складывалась, предпринимались попытки посадить каждую крестьянскую семью - социально-экономическую единицу - на единообразный участок земли, который должен был обеспечить нормальную жизнь. Но средневековый человек не ставил перед собой цель - обогащение, его задачей было жизнеобеспечение.

Все средневековые социальные категории испытывали на себе сильное экономическое и психологическое давление, которое имело результатом, если

не целью, противодействие всякому накоплению, способному породить экономический прогресс. Вопрос о богатстве в период Средневековья заключался в том, кого считать богатым: того, кто много тратит на себя, или того, кто управляет большим капиталом, вложенным в дело? В системе феодальных представлений богатым считается тот, кто способен много потратить. Пышность и помпа - вот что имеет здесь решающее значение. «Скупой рыцарь», который способен копить деньги и, тем более, давать их в рост, фигура презренная... Экономность - признак моральной ущербности.

Техника производства была развита слабо, средневековая экономика стагнировала, обеспечивая только средства существования и престижные расходы церкви. Препятствия на пути экономического роста порождались прежде всего феодальным строем, который сам зависел, впрочем, от низкого технологического уровня. Результатом плохого технического оснащения, связанного с социальной структурой, которая парализует экономический рост, было то, что средневековый Запад представлял собой мир, находящийся на крайнем пределе. Средневековый человек жил в постоянном страхе перед голодом, причем этот страх был не менее мучителен, чем сам голод, который присутствовал в жизни людей в этот период довольно часто.

Таким образом, в Средние века человек не задумывался о том, чтобы улучшить свое хозяйственное положение, он полагался исключительно на свою физическую силу. Чтобы изменить ситуацию, следовало полностью поменять существующую систему ценностей и прежде всего в сфере морали. Необходимо было идеал достойного человека, который существовал в этот период в представлении народных масс: авантюриста, завоевателя, победителя, привыкшего всего добиваться насилием, заменить на мирного, трудящегося человека, который ограничивает себя в личном потреблении, а все свободные средства вкладывает в расширение своего дела.

В XV—XVI вв. на смену привычному религиозному мышлению приходит иное отношение к жизни, знаменующее возвышение буржуазии, зарождение капитализма, образование национальных государств. Вместе с этим шел процесс формирования буржуазной экономической культуры.

 

13.4. Рационализм, присущий «экономическому человеку», был порожден реформами Лютера и Кальвина. Неразумность феодальных порядков, бессмысленная жестокость костров инквизиции и контрреформации, духовная ограниченность, пессимизм обреченности, слепая вера в догматы пробуждают к жизни рационализм просветительства. Новое миропонимание в целом совпадало с жизненными интересами большинства общественных групп, подвергавшихся феодальным ограничениям и притеснениям.

Первым в хронологическом порядке раннебуржуазным мыслителем, представляющим эпоху Возрождения, следует назвать Никколо Макиавелли, который разработал правила политического поведения. Макиавелли наметил концептуальные основы буржуазной политики; Гоббс выступил пионером нового учения о государстве; Вико и Спиноза стояли у истоков буржуазной теории права. Творческое наследие каждого мыслителя дополняет и углубляет воззрения остальных, сообщая им черты системности.

В буржуазную эпоху происходит также трансформация роли человека в процессе материального производства, связанная с изменением типа производства. Различение типов производств по технологическому признаку (доиндустриальный, постиндустриальный) предполагает рассмотрение человека как одного из факторов производства, его функционирование в качестве производительной и потребительной силы.

Анализом причин возникновения капиталистической идеологии и места человека в ней занимался М. Вебер. Его идеи были изложены в работе «Протестантская этика и дух капитализма». Он считал, что капитализму нужны, во-первых, особые, совершенно специфические формы хозяйственной организации, которые мы обычно называем «капиталистическими», а во-вторых, хозяйствующие субъекты, проникнутые совершенно своеобразной хозяйственной идеологией, которую Вебер называет «капиталистическим духом».

С происхождением «капиталистического духа», по Веберу, связаны следующие направления протестантизма: 1) кальвинизм, получивший в XVI— XVII вв. распространение в Нидерландах, Англии и Франции; 2) пиетизм, выросший на почве кальвинизма в Англии и Голландии и в конце XVII в. слившийся в лице своего немецкого представителя Шпенера с лютеранством; 3) методизм, возникший внутри англиканской церкви в середине XVIII в.; 4) перекрещенство и вышедшие из него секты. Всем этим направлениям были свойственны аскетические черты.

Таким образом, в буржуазную эпоху роль человека в экономике окончательно трансформировалась в представление о нем как об «экономическом человеке», рационально мыслящем, уважающем себя как трудящегося человека, расширяющем свое собственное дело и привлекающего к нему других и, наконец, достигающего материального достатка и наслаждения плодами своего труда.

 

13.5. Концепция «экономического человека» впервые появилась в XVIII в. и широко использовалась А. Смитом при исследовании экономической жизни. Ученый исходил из того, что поведение людей обусловлено корыстью и стремлением к личной выгоде. И это ведет к наилучшему распределению ресурсов в обществе, их наиболее эффективному использованию, росту богатства общества. Если не вмешиваться в эти процессы, то «невидимая рука» наведет порядок в обществе. С течением времени конкретное содержание интереса «экономического человека» обогащается, включает не только личную выгоду или победу в состязательном беге, т.е. конкуренции, но и соображения политической карьеры, меценатство, удовлетворение гордыни, обретение особого социального статуса.

Природа «экономического человека» и представления о нём исторически менялись. Первоначально ее олицетворяли крестьяне и ремесленники, работавшие на рынок. Эпоха индустриализации превратила в элиту «экономических людей»: предпринимателей, торговцев, финансистов. Но «экономическими людьми» стали и наемные работники, продававшие трудовые услуги.

При рассмотрении эволюции представлений об «экономическом человеке» обнаруживаются различия в трактовке этого образа:

у А. Смита - это субъект рынка, производитель, работающий на рынок;

у А. Маршалла - «экономический человек» существует и трудится как в рыночной среде, так и вне ее, например в натуральном хозяйстве;

у сторонников социального выбора рыночные отношения распространяются на все сферы общения, в том числе на политику и семейные отношения, хотя продолжают существовать и неэкономические индивиды.

Таким образом, тема «экономического человека» является одной из наиболее спорных и часто обсуждаемых.

 

13.6. «Экономический человек» в постиндустриальном мире является глобальной характеристикой, преодолевающей границы национальных государств, перестраивая в собственных интересах хозяйственные отношения с помощью финансовых и информационных потоков. Информационная революция, свидетелями которой мы являемся, создаёт благоприятные условия для деятельности «экономического человека», которые позволяют ему достигать своих целей. Кроме того, обостряются противоречия между частной и общественной сторонами жизни, индивидуальными и общественными интересами человека.

Растёт социальная напряженность, связанная с неравномерностью распределения материальных благ. Большая часть населения мира вынуждена довольствоваться самым минимальным потреблением. Современный мир не в состоянии создать условия для появления гениальных людей. Экономикой востребованы не культура и искусство, а «креативность». Похоже, что миру еще долго придется ждать новых пушкиных, достоевских, эйнштейнов. Это проявляется также и в политике. Современных лидеров государств по большей части трудно назвать людьми яркими, неординарными, харизматическими. Эра Тэтчер, Кастро, Арафата, Горбачева, Ганди заканчивается.

Таким образом, современное человеческое общество находится на таком уровне развития, который требует социально-философского осмысления с точки зрения объективной оценки сложившейся ситуации. Это необходимо, в частности, для выбора пути развития индивида в стремительно меняющемся мире. Как следствие возникает важный с научной и практической точек зрения вопрос: есть ли будущее у «экономического человека»?

 

13.7. Мнения исследователей относительно перспективы устройства жизни и судьбы людей разделены - одни (вслед за К.Поппером) думают, что существующая экономическая система и «экономический человек» не требуют изменений. Другие же (вслед за Н.Бердяевым, К.Марксом и др.) уверены в необходимости перемен в ключевых вопросах. Очевидно, правы вторые, так как XXI в. продолжает демонстрировать, что нет более высокой ценности, чем жизнь человека. Любые попытки переоценки оборачиваются деградацией человечества, ставят под сомнение его перспективу.

Перед человечеством стоит сложная и долговременная задача - освободиться от пороков, которые накопились у «экономического человека» в течение длительного времени и осуществить переход от этого исторического типа к качественно новому - «человечному человеку». Человеку нужно преодолеть исторически сложившуюся излишнюю экономизацию общества, чрезмерное поклонение экономическим ценностям, повысить уровень культуры и интеллекта.

Исследователи перспектив «экономического человека» склоняются к мысли о коренных преобразованиях и переходу к другой цивилизационной характеристике Homo (например, Homo reciprocans, Homo creator, Homo sapiens, Homo humanus и другие). В дополнение к общепринятой научной классификации человека разумного были предложены другие (также имеющие латинское происхождение) альтернативные названия видов человека разумного, которые скорее можно назвать культурологическими видами:

· Homo reciprocans (Человек обменивающийся)

· Homo faber (Человек творящий) — человек, способный создавать инструменты и изменять окружающую среду

· Homo universalis (Человек универсальный, Polymath

)

· Homo historicalis (Человек исторический, Polyhistor)

· Homo sacer (Человек бесправный)

· Homo economicus (Человек экономический) — человек, как рациональный субъект, стремящийся к выгоде.

· Homo scientia (Человек научный) — оригинальная альтернатива Человеку разумному

· Homo sociologicus (Человек социальный) — человек, стремящийся к признанию другими людьми (м.б. к власти и карьере)

· Homo politicus (Человек политический)

· Homo religious (Человек религиозный)

· Homo novus (Новый человек)

· Homo Ludens (Человек играющий)

· Homo ridens (Человек смеющийся)

· Homo loquens (Человек говорящий)

· Homo Parasitus (Человек паразитический)

· Homo Soveticus (Человек советский) — представитель образовавшейся после принятия Конституции СССР 1977 года «новой исторической общности людей» — советского народа

При этом единого мнения пока нет.

Представляется важной трансформация «экономического человека» в «человека человечного» на фоне преобразований в общественном сознании и социальной ответственности. Нельзя не заметить социальных пороков рыночной системы хозяйствования, которые препятствуют научно-технологическому, социальному и духовному прогрессу человечества.

 

Выводы:

· «экономический человек» в разные периоды являлся земледельцем, скотоводом, ремесленником, торговцем, т.е. субъектом рынка и созидателем ценностей;

· человечество на основании историко-культурного опыта, пришло к выводу, что наиболее успешными во всех смыслах являются страны, правительства которых уделяют внимание гармоничному развитию личности в обществе, когда экономические цели стоят на третьем месте, вслед за духовными и культурными, общество добивается лучших экономических результатов;

· в Средние века человек не задумывался о том, чтобы улучшить свое хозяйственное положение, он полагался исключительно на свою физическую силу;

· в буржуазную эпоху роль человека в экономике окончательно трансформировалась в представление о нем как об «экономическом человеке», рационально мыслящем, уважающем себя как трудящегося человека, расширяющем свое собственное дело и привлекающего к нему других и, наконец, достигающего материального достатка и наслаждения плодами своего труда;

· «экономический человек» в постиндустриальном мире является глобальной характеристикой, преодолевающей границы национальных государств, перестраивая в собственных интересах хозяйственные отношения с помощью финансовых и информационных потоков; информационная революция, свидетелями которой мы являемся, создаёт благоприятные условия для деятельности «экономического человека», которые позволяют ему достигать своих целей, кроме того, обостряются противоречия между частной и общественной сторонами жизни, индивидуальными и общественными интересами человека.

· перед человечеством стоит сложная и долговременная задача - освободиться от пороков, которые накопились у «экономического человека» в течение длительного времени и осуществить переход от этого исторического типа к качественно новому - «человечному человеку»; человеку нужно преодолеть исторически сложившуюся излишнюю экономизацию общества, чрезмерное поклонение экономическим ценностям, повысить уровень культуры и интеллекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: