Методы изучения личности и среды осужденных




Психологические факторы криминогенности личности

Свойства личности, включая и криминогенные свойства формируются по различным механизмам и в результате различных психических процессов. К таким механизмам относятся: подражание, импритинг, научение, подкрепление (стимулирование) в виде всевозможных поощрений и наказаний, самостимулирование в результате переживание успехов и ошибок в самостоятельной деятельности. Процессы социализации затрагивают формирование образов, логических умозаключений, операциональных и поведенческих стереотипов и навыков, анализ и обобщение воспринимаемых социальных явлений и др. Можно условно выделить процессы формирования когнитивных, образных, эмоциональных и поведенческих психических образований, выполняющих функции свойств личности.

К факторам, при наличии которых наиболее интенсивно происходит формирование негативных нравственно-психологических особенностей личности преступника, можно также отнести: отрицательные явления в трудовом коллективе (плохая организация производства, атмосфера бесхозяйственности и безответственности, низкая дисциплина, пьянство, прогулы, текучесть кадров, отсутствие гласности и демократического управления в трудовом коллективе, нарушения трудового законодательства и др.); упущения в школьном воспитании (отрыв обучения от воспитания, недостаточная нравственно-психологическая подготовка учащихся к трудовой и общественной деятельности, слабая связь школы с семьей, формализм в педагогической работе, подмена воспитания администрированием и др.); недостатки в сферах общения и досуга (отрицательное влияние маргинальных групп, ориентация ближайшего окружения на антиобщественные "образцы" поведения и вседозволенность, ложное самоутверждение путем издевательств и хулиганских действий и др.); отсутствие социального контроля (недостаточная его эффективность в отношении лиц с начавшимся процессом деформации, игнорирование задачи позитивного воздействия на лиц, находящихся в неблагополучной среде, промедление с началом профилактического воздействия, безнаказанность правонарушителей и др.).

Уровни психической самоорганизации в структуре криминогенной личности

..

методы изучения личности и среды осужденных

Методы исследования осужденного могут быть направлены на изучение его как субъекта социальной деятельности, идеальной представленности в других людях, субъекта межличностных отношений.

Различают проективные ассоциативные (незаконченные предложения или рассказы) и экспрессивные (психодрамы, рисование на свободную тему, игра и др.) тесты.

Проективные тесты помогают вскрыть внутренний мир субъекта, содержание которого он часто не в состоянии выразить прямо. Это позволяет психологу сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке. Чаще всего для изучения личности осужденных в пенитенциарных учреждениях применяются тесты Айзенка, Спилбергера, MMPI, Кеттела, Розенцвейга, Люшера, ТАТ, Равена, Роршаха.

Некоторые тесты перед использованием (например, MMPI, Равена, Розенцвейга) нужно рестандартизировать с учетом того, что в пенитенциарных учреждениях отбывают наказание осужденные разного возраста и пола.

Рассмотрим традиционные методы изучения.

Метод наблюдения В пенитенциарных учреждениях применяются все его виды: непосредственное и опосредованное, стандартизированное (узкое) и нестандартизированное (широкое), открытое и скрытое (инкогнито), полевое (естественное) и лабораторное, наблюдение-поиск, выборочное, сплошное, включенное, невключенное, отсроченное.

Метод беседы Широко используется для изучения индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей. В зависимости от целей беседа проводится либо с самим осужденным, либо с лицами, хорошо его знающими (сотрудники, учителя, мастера, друзья).

Метод анкетирования С его помощью изучаются массовые явления: вкусы, мнения, настроения, отношение осужденных к различным событиям. Вопросы анкеты должны быть четкими, ясными, понятными, не допускающими внушающих ответов и неоднозначных толкований. Неструктурированные анкеты содержат вопросы, на которые осужденные могут давать ответы в развернутой форме. В структурированных анкетах осужденный выбирает из перечня возможных ответов приемлемые для него один или несколько ответов, ранжируя их по значимости.

Метод сочинения Он схож с анкетированием. Но в сочинении в отличие от анкеты нужно дать полный и развернутый ответ на один вопрос.

Анализ продуктов деятельности В продуктах труда (рисунках, чертежах, дневниках и т.п.) отражаются особенности личности (способности, склонности, увлечения, черты характера). При изучении продуктов деятельности осужденного нужно обращать внимание: на их качество и количество; затраченное на их изготовление время (учебное, производственное или личное); их предназначение (для себя, коллектива или других людей); мотивы, которыми осужденный руководствовался при изготовлении продукции.

Анализ личного дела осужденного Он позволяет получить:

1) сведения от разных лиц, совпадающие в оценке личности, что может свидетельствовать об устойчивости отмеченных черт и типа поведения;

2) противоречивые сведения и определить способы проверки их истинности;

3) данные, свидетельствующие о тех или иных положительных качествах осужденного, опираясь на которые можно строить программу его ресоциализации;

4) информацию, характеризующую личность осужденного с отрицательной стороны, и наметить пути преодоления этих качеств.

Психолог должен помнить, что информация, содержащаяся в личном деле осужденного, собиралась людьми, которые могли предвзято и субъективно подойти к оценке личности осужденного. Кроме того, за время, прошедшее с момента написания этих документов, человек мог существенно измениться. Сведения из личного дела необходимо постоянно уточнять и дополнять, чтобы выявить общую тенденцию в развитии личности осужденного.

Метод эксперимента Состоит в создании условий для установления проявлений личности и группы (коллектива) в социальной ситуации со строго учитываемыми и варьируемыми условиями. Если экспериментальная ситуация близка к реальным условиям, то это естественный эксперимент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: