Степень изученности проблемы.




Введение

Бытие мира – произведение культуры [1]

Актуальность выбранной темы:

Современная культурология активно привлекает в свою исследовательскую деятельность методы и приёмы различных гуманитарных наук. Культура – сложный, многомерный феномен, который позволяет рассматривать свою природу с разных позиций и с применением различных систем описания и методов осмысления. Характер постнеклассической науки (зависимость познания от качеств субъекта, временного момент и т.д.) требует новых подходов в изучении явлений культуры и в частности результатов творческой деятельности человека и их роль воздействия на развитие самой культуры. Применение теорий междисциплинарного характера позволяет получать качественно новые характеристики культуры. Стремление понять суть возникновения и функционирования архетипов в поле культуры способствует расширению исследовательского поля за счёт соприкосновения культурологии с другими науками.

На рубеже XX-XXI веков возрос интерес к архетипической подоснове художественной литературы и к самому понятию «архетип». В современной науке архетип всё более осознаётся, как весьма эффективный инструмент анализа механизмов эффективного восприятия и воздействия на внутренний мир человека. Сегодня «внутренний мир человека – то необходимое звено в исследовании, которое позволяет понять во всей полноте взаимодействие личности и культуры»[2]. Литература представляет сферу активного воздействия на качественное формирование внутреннего мира человека, что немало важно для дальнейшего развития культуры. К. Гирц в своей работе «Интерпретация культур»[3] указывал на не малозначимую взаимосвязь человека и культуры - как культура формирует человека, так и сам человек формирует культуру. Формирование внутреннего мира человека –это один из важных процессов инкультурации. Очевидно, что в данном вопросе роль литературы трудно переоценить. Художественный текст представляет собой не столько воплощением какой-то мысли, сколько способом её сотворения. И таким образом проблема проявления архетипического в литературе, соотносится с проблемой формирования идеологии, как системы ценностных ориентиров современного человека и общества.

В современной мозаичной культуре ценности современного человека формируются стихийно и во многом регулируется на уровне художественного образа и стоящего за ним первообраза – архетипа. Сложно представить себе произведение, в котором не воплощён хотя бы один архетипический образ. Каждый художественный текст оживляет те или иные архетипы, поскольку он является не только продуктом личного бессознательного творца, но и фактом художественного сознания, вобравшего в себя общекультурные универсалии. Исследование архетипов в литературе позволяет не только оценить произведение с общекультурной точки зрения, но также осуществить качественную рекомендацию определения возрастной категории потребителя.

Степень изученности проблемы.

Категория архетип в своём развитии претерпело несколько этапов становления: первые попытки категоризации лексемы «архетип» в эпоху античной философии (Платон[4], Плотин[5]); во времена средневековой патристики (Св. Павел, Ириней Лионский[6]), схоластике (Эриуген, Фома Аквинскй[7]); в классической и неклассической философии (И. Кант[8], А. Шопенгауэр[9], Г.Г. Шпет[10]). Категоризация термина «архетип» была осуществлена учеником и соперником З. Фрейда[11], основателем аналитической школы К. Г. Юнгом. Швейцарский психиатр предложил свою теорию бессознательного человека, где особо важную роль занимали компоненты коллективного бессознательного – архетипы. Следующее развитие теория архетипов получила в трудах: И. Якоби[12], М. Хобсон[13], М.-Л. Фон Франц[14], Э. Найман[15] и др.

Теория архетипического инициировала активную деятельность по исследованию психологии искусства и тех закономерностей, которые учувствуют в создании художественных образов, а также способствовала дальнейшей интерпретации произведений с позиции психологии. В литературе в разное время преобладали разные принципы и подходы изучения литературы. В многообразии подходов отражается сложность самого произведения как формы проявления искусства, так и авторского бессознательного участвующего в процессе творчества. С начала своего становления психологическая наука оказывала своё влияние на общетеоретическое познание форм искусств. Данное влияние С. Выготский охарактеризовал, как необходимость «языком объективной психологии, говорить об объективных фактах искусства»[16]. Исследователь в своей работе «Психология искусства» делал акцент на необходимости специальных психологических исследований, чтобы понять механизм психического воздействия художественного произведения на читателя.

Среди последователей К. Г. Юнга занимавшихся литературоведческой практикой можно выделить М.-Л. фон Франц[17], Е. М. Мелетинский[18], Дж. Кэмбелл[19], Э.К. Пинкола, А. М. Руткевич[20], С.С. Аверинцев[21], А. Ю. Большакова[22], Ю. В. Доманский[23] и др.

В анализе художественных произведений с применением архетипической теории чаще выделяют отдельные архетипические образы и архетипы, реже представляют взаимосвязанную архетипическую систему. Попыток выделить в основе произведения центральный архетипический образ, определяющего дальнейший характер произведении, ранее не предпринимались.

Источниковая база исследования представлена комплексом источников, опубликованных как традиционным способом, так и посредством ресурсов Интернет.

Среди опубликованных источников: сказки Х. Андерсена[24], А.Н. Ванслов[25]; произведения М. Булгакова[26], А. Данте[27], М. Семенова[28], В. Распутин[29], Дж. К. Роулинг[30], М. Петросян[31], У. Чэн-энь[32]; собрание сочинений Х. Л. Борхес[33], Платона[34]; избранные труды Плотин[35], Фома Аквинского[36]; труды П. Дойсен[37], Э. Канетти[38], Ириней[39], Н. Мольбранш[40]; Библия[41] и труды серии «Зачарованный мир»[42], документы литературной теории немецкого романтизма[43].

К Интернет-источникам относятся:

Большая онлайн библиотека e-Reading – электронная онлайн библиотека[44].

Библиотека Гумер[45] – электронная научная онлайн библиотека.

Журнальный зал[46] – некоммерческий литературный интернет-проект, представляющий деятельность русских толстых литературно-художественных и гуманитарных журналов, выходящих в России и за рубежом.

ЛитСнаб.ru[47] - новостной блог предоставляющий литературные обзоры и статьи.

Мастерская софийной психологии. Лаборатория игровой терапии[48] – сайт предоставляет информацию о терапевческой трансформационной игре «Мастер двух миров», в которой используются принципы архетипической теории и литературного творческого процесса.

Русский Репортёр[49] – онлайн еженедельный журнал медиа-холдинга «Эксперт».

Все басни[50] – интернет ресурс предоставляющий возможность ознакомиться с баснями разных времён и народов.

LiveBook[51] – официальный сайт издательства Гаятри/LiveBook.

Сказковед[52] - сайт для взрослых и детей, где представлены сказки разных времён.

Журнал «Личность. Культура. Общество»[53] - Научно-информационный и издательский комплекс Ю.М. Резника «Личность. Культура. Общество».

Студенческий Букер[54] – официальный сайт литературной премии «Студенческий букер -2010».

Литературная гостиная Елены Полярной[55] – личный сайт-блог.

Частный Корреспондент[56] – Российское интернет издание.

Цель данного исследования является доказательство, что в основе архетипической структуры произведения М. Петросян «Дом, в котором…» стоит определённый центральный архетипический образ, оказывающий эффективное воздействие на внутренний мир человека, что придаёт произведению «очаровывающий» характер.

В работе предпринимается попытка выявить архетипическую подоснову романа, где архетипы представляют комплекс взаимосвязанных идей.

Для достижения данной цели необходимо решение следующего ряда задач:

1. Выявить основные интерпретации понятия «архетип» в диахронном срезе интеллектуальной культуры.

2. Рассмотреть видоизменение смыслового наполнения термина «архетип» в различных областях научного знания.

3. Определить место и значение бессознательного в произведениях культуры.

4. Обозначить метод выявления основного архетипического образа в произведении.

5. Выявить и проанализировать архетипы в произведении М. Петросян «Дом, в котором…» согласно предложенному методу.

6. Охарактеризовать выделенный центральный архетипический образ и определить какое воздействие литературное произведение «Дом, в котором…» оказывает на своего читателя.

Гипотезой исследования является положение о том, что в основе эффективного воздействия художественного произведения на читателя находится ведущий архетипический образ. Этот ведущий архетипический образ служит точкой соприкосновения всех проявляющихся в литературном тексте архетипических образов, а также выступает своеобразным залогом взаимопонимания между автором и читателем.

Объект исследования. В качестве объекта исследования используется художественное произведение М. Петросян «Дом, в котором…».

Предмет исследования – проявление архетипов в литературном произведении, а именно формирование определённого смыслового ядра – ведущего архетипического образа.

Теоретико-методологическая база исследования формируется в результате синтеза общелогических (анализ, обобщение, синтез, абстрагирование, аналогия и моделирование), общенаучных (описание, сравнение, индукция, дедукция, гипотетический) и методов частных наук (культурология, психология, литературоведение). Специфика темы научной работы обусловливает обращение к следующим методологическим традициям: герменевтики, феноменологии, функционализма, структурализма, аксиологии, синергетики.

Выпускная квалификационная работа опирается на учение К.Г. Юнга об архетипах коллективного бессознательного. Теория К.Г. Юнга об архетипах продолжает идеи «коллективных представлений» Э. Дюргейма, М Мосса и других представителей функционального подхода к мифу. Данный подход трактует миф, как необходимую часть жизни человека и проводит систематизацию мифологии согласно параметрам функцианализма.

Оценивая архетипические образы имеющие своё проявление в произведении в исследовании опирались на идеи разработанные в эволюционисткой школе о единстве мифологических образов в исторически несвязанных между собой регионов земли (Э. Тайлор, Дж. Фрезер, Г. Спенсер). Данные идеи предлагают философски обосновать единство на основе архетипической аналогии сознании человека с процессами физической Вселенной. А также подразумевает применение аксиологического подхода – признания общечеловеческих ценностей, на основе положения о единстве человеческого сознания и психики.

Использование мифологии для обнаружения архетипических образов в произведении М. Петросян «Дом, в котором..» обосновывается через современное представление о мифе, как реальности (А. Ф. Лосев, Б. Малиновский), а так же как основа культурных форм – символический поход к культуре (Э. Кассирер).

В исследовании происхождении и эволюции понятия «архетип использовался генетический метод.

Выявление архетипических образов в произведении опирается на следующие методы:

- Изучение и сравнительный анализ мифологических образов и сюжетов (Дж. Фрезер, В.Н. Топоров, А.Н. Афанасьев). Здесь важным оказывается принцип изучения повторяющихся элементов, без исчерпывания всего материала (В. Я. Пропп);

- Для моделирования структуры бессознательного отражённого в произведении используются принципы структурного подхода.

- Психоаналитический метод, как основной метод выделения архетипического в произведении и последующая интерпретация представленного образа. Применяется в сочетании с ассоциативным методом и интервью для получения необходимой первичной информации.

Положения, вносимые на защиту:

- Описание структур бессознательного может быть осуществлено через презентацию семантического поля или ассоциативного ряда культурных образов и смыслов.

- В основе архетипической структуры произведения находится ведущий архетипический образ, который представляет собой основу эффективного воздействия художественного произведения на читателя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: