Потребности в общении и особенности общения на данном возрастном этапе.




Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Ознакомление с целью и задачами урока.

III. Изучение нового материала.

 

Особенности раннего юношеского возраста.

Юность довольно продолжительный период в жизни человека(от 15 до 22 лет). Годы обучения в школе называют ранней юностью. Это возраст от 15-16 до 18 лет.

Ранняя юность приносит много нового в эмоциональную жизнь учащегося по сравнению с годами подростничества. Исчезают в значительной мере те внутренние конфликты, которые были связаны с противоречиями подросткового возраста, но зато появляются свои проблемы, вызванные серьёзными изменениями в личности, изменениями в запросах, интересах, устремлениях, кругозоре, ожиданиях юноши или девушки.

В годы ранней юности начинается физический рассвет организма. Замедляется от года к году рост тела в высоту, зато у юношей становятся шире плечи, крепнет мышечная система, лучше работают сердце сосуды, дыхательный аппарат.

В психическом развитии юноши и девушки происходят серьёзные изменения: меняется деятельность их мышления, памяти, внимания, область их интересов, волевых устремлений, чувств и эмоций. У школьников юношеского возраста мышление становится более систематическим и критическим. Старшеклассники требуют доказательств и обоснований тех утверждений которые они слышат от учителей, окружающих и близких. Они любят поспорить, нередко увлекаются остроумными выражениями, красивыми фразами, оригинальной формой выражения. Возросший уровень мыслительной деятельности, развитие приемов размышления и рассуждения, рост умения обобщать проявляются и в том, что старшие школьники глубже понимают социально-исторические явления и естественно-научные вопросы. Все эти моменты, характерезующие развитие старшего школьника, совершенствование его моторики, развитие его мышления, его общий интеллектуальный рост, создают предпосылки для усвоения в этом возрасте довольно сложных умений и навыков.

Общее эмоциональное состояние в этом возрасте становится более ровным, чем у подростков; как правило нет резких аффективных вспышек, которые нередко возникали у подростков; нет также и скоропалитейного суждения о людях их качествах и чертах, таких необоснованно образующихся пристрастий, которые свойственны подростку.

Происходящие в годы юности серьёзные сдвиги в физическом и духовном развитии ведут к усилению интереса к себе и своей личности. В свою очередь это приводит к тому, что в юношеском возрасте возникает часто неточное, преувеличенное представление о себе самом и о своем месте среди окружающих и сверстников. Утверждение себя среди других ведет к тому, что в побуждениях юноши значительное место занимает стремление к «самопоказыванию», носящее в ряде случаев невольный характер. Это могут быть чисто внешне формы поведения-какие-то особенности манер, тона речи, особенности одежды и т.д. Но рядом с наносной формой поведения появляется уже серьёзный интерес к собственной личности, к своим достоинствах и недостаткам.

Развившееся умение владеть собой проявляется в юношеском возрасте также и в лучшем владении выражением своих чувств и настроений. Это относится и к появлению более богатой и точной палитры интонаций, большему числу оттенков в выражении лица и движениях тела.

Юноши и девушки тоньше, точнее, лучше, чем подростки, улавливают оттенки переживаний, умеют читать чувства; они понимают и нешаблонные формы выражения чувств.

Повышение эмоциональной восприимчивости идет рука об руку с ростом способности к сопереживанию. Огромная область человеческих переживаний, которая не воспринимается младшим школьником и воспринимается в недостаточной мере подростком, может стать предметом сопереживания у юноши и девушки.

Благодаря росту способности к сопереживанию восприятие чувств других людей также меняется. Появляется «сердечное» понимание, умение тонко откликнуться на движение души другого человека, особенно ровесника. Здесь, в этой области эмоциональной сферы, формируются основы зрелости, формируется личность, которая будет проявлять себя именно в области таких чувств.

Потребности в общении и особенности общения на данном возрастном этапе.

Общение людей играет ключевую роль в психическом развитии личности. Общение представляет собой «функциональный орган» психического развития личности, с помощью которого происходит включение развивающейся личности в способ социальной связи людей, типичный для определенного общества на наличном этапе его развития. Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего это особенности общения со значимыми людьми. При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста -этапа эмансипации от взрослых - обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком сознательном уровне. По данным многочисленных опросов, проводящихся в России, старшеклассники больше всего хотели видеть в родителях друзей и советчиков. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом, профессиональные. С отцом уточняются важнейшие планы на будущее, намечаются способы достижения поставленных целей и, кроме того, анализируются трудности, связанные с учебой. Диапазон вопросов, обсуждаемых с матерью, шире: он включает, помимо планов на будущее, удовлетворенность ситуацией в школе и особенности жизни в семье. Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.

Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу. Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация. Кроме того, в общении со взрослыми им необязательно достигать глубокого самораскрытия, чувствовать реальную психологическую близость. Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно- личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру- к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками – представителями противоположного пола. Содержание такого общения - реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе, в нём раскрывается собственное реальное «я». Оно поддерживает самопринятие, самоуважение.

 

3.Личностное развитие старшеклассников.

Для ранней юности характерно устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план- решить вопросы кем быть(профессиональное самоопределение)

и каким (личностное и моральное самоопределение). В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятия своего места в нем.

Самоопределение связано с новым восприятием времени- соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. Старшеклассник чувствует себя то очень молодым, даже совсем маленьким, то, наоборот, совсем старым и всё испытавшим. Лишь постепенно устанавливается связь между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану», преемственность настоящего и будущего, что важно для личностного развития.

Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет еще лучше.

В российских школах была выявлена интересная динамика развития самооценки. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников – она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна.Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. В выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор который в прошлом году был достаточно абстрактным, становится реальностью.

Но несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразия вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15.

В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник всё больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретённых знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали в его сознании объединяются в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

IV. Подведение итогов.

1. В чём заключается специфика общения старшеклассников?

2. Раскройте особенности личностного развития в ранней юности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: