Семинар № 2 по теме: «СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В БЕЛАРУСИ»




УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СВЯЗИ»

ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»

для специальностей

1-45 01 03 01 «Сети телекоммуникаций»

(код специальности) (наименование специальности)

1-45 01 03 01 «Программное обеспечение»

(код специальности) (наименование специальности)

1-45 01 03 01 «Почтовая связь»

(код специальности) (наименование специальности)

 

Составитель: Л.Ф.Христина,

старший преподаватель кафедры ГН

Утвержден на заседании кафедры ГН

Протокол № ___ от __________2017г.

Зав. кафедрой ГН

_____________ Л.П.Томилина

(подпись) (И.О.Фамилия)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Материалы для проведения семинарских занятий для дневной формы обучения

Семинар № 1 по теме: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СТРАТИФИКАЦИЯ: ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА………………………………...…………………………..3

Семинар № 2 по теме: СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В БЕЛАРУСИ…………...6

Семинар № 3 по теме: «РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ. РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В БЕЛАРУСИ..………………………………………………………….....9

Материалы для проведения семинарских занятий для заочной формы обучения

Семинар № 1 по теме: «СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА КАК ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ»………………………………12

 

 

Материалы для проведения семинарских занятий для дневной формы обучения

Семинар № 1 по теме: «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СТРАТИФИКАЦИЯ: ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНЕОГО НЕРАВЕНСТВА»

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения.

2. Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс и др.). Их основные различия.

3. Социальная структура современного белорусского общества. Основные измерения стратификации.

Рефераты

1. Неравенство как критерий стратификации.

2. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

3. П. Сорокин о социальной мобильности.

4. Понятия «социальный класс», «социальная группа», «социальный слой» (страта), «социальный статус».

5. Неравенство и стратификация современного и традиционного обществ: сравнительный анализ.

6. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и их характеристики.

7. Основные социальные группы в динамике и их роль в развитии белорусского общества.

8. Проблема «среднего и предпринимательского» класса в современном постсоветском обществе.

9. Роль и место молодежи в социальной структуре современного общества.

10. Маргинальность как феномен социальной структуры

11. Социальная структура современного белорусского общества.

 

Литература:

1. Бабосов, Е. М. Общая социология; учеб. пособие / Е. М. Бабосов. - Минск, 2006.

2. Бабосов Е.М. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стереотип. - Мн.:ТетраСистемс, 2004.- 640с.

3. Социология: Учебное пособие для студентов вузов/Под ред. А.Н. Елсукова. - 2-е изд., исправ. - Мн.: ТетраСистемс, 2004.-544с;

4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. - М.: «Академический проект», Издательская корпорация «Логос», 1999.-382с;

5. Кули Ч. Первичные группы //Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

6. Блау П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их об­щий знаменатель //Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

7. Бабосов, Е.М. Теоретико-методологические принципы исследова­ния социально-стратификационных процессов в постсоветском обще­стве // Социология. - 2001. - № 4.

8. Вебер, М. Основные понятия стратификации // Социологические ис­следования.- 1994. -№ 5.

Интернет-источники:

9. Официальный сайт Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: https://www.president.gov.by.

10. Правительство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: https://www.government.by.

11. Национальная библиотека Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: https://www.nlb.by.

12. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: https://www .ncpi.gov.by.

13. https://www.socio.msu.ru - «Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, журналы «Социология», Вестник Московского университета;

14. https://www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm - «Социологический журнал»;

15. https://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm - журнал «Социологические исследования» (Социс).

16. https://www.inion.ru/index26.php - Электронная библиотека ИНИОН РАН.

Основные понятия и термины темы:

Верти­кальная мобильность – это перемещение индивида или группы из одного социального слоя в другой, расположенный выше или ниже в социально-стратификационной пирамиде.

Власть – способность отдельных лиц и групп осуществлять свою волю, даже если это предполагает сопротивление со стороны других.
Горизонтальная мобильность – это перемещение из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне общественной стратификации, например, смена индивидом гражданства, семьи, места работы (в одной или примерно равной должности); миграция внутри или между странами; циркуляция меж­ду религиозными группами или политическими партиями.

Закрытая система стратификации – система стратификации, в которой люди испытывают затруднения в изменении своего статуса.
Каста – социальная группа (страта), член­ством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни.

Клан – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка.

Класс – большая социальная группа людей не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

Межпоколенная мобильность – изменение социального статуса детей по сравнению с социальным статусом их родителей в определенный момент их карьеры

Неравенство - положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам, в особенности к имуществу, власти, квалификации. Социальное неравенство изучается теорией социальной структуры, показывает неравенство структура классов (слоёв).
Открытая система стратификации – система стратификации, в которой люди могут менять свой статус с относительной легкостью.
Престиж – авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу.
Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бес­правием и крайней степенью неравенства.

Система – совокупность элементов, имеющих между собой более или менее устойчивую связь в течение определенного времени.
Сословие – социальная группа, обладающая закреп­ленными обычаем или юридическим законом и пере­даваемыми по наследству правами и обязанностями.

Социальная группа – совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом, имеющих общий интерес и осознающих общую идентичность.
Социальная группа – совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом, имеющих общий интерес и осознающих общую идентичность.

Социальная структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними.

Социальная структура общества – совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отно­шений относительно устойчивых социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.

Социальный статус – это соотносительное положение (позиция), занимаемое личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим состоянием, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением.

Статус – позиция индивида или группы в рамках группы или общества; ячейка социальной структуры.
Стратификация социальная – устойчивая иерархическая система отношений между людьми, занимающих различные социальные положе­ния в обществе в соответствии с неравными возможностями доступа к различным видам социально значимых благ, дифференциация социальных субъектов по уровню доходов, образования, доступу к властным полно­мочиям, престижности профессии и т.п.

Элита – социальный слой, представляющий собой наиболее вид­ных или высших представителей общества или какой-либо социальной груп­пы, отнесенных туда на основе определенных признаков.

Семинар № 2 по теме: «СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В БЕЛАРУСИ»

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие семьи в социологии: сущность, признаки, особенности. Социальные функции семьи.

2. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования.

3.Социально-демографическая ситуация в Республике Беларусь и пути ее улучшения.

Рефераты

1. Семья и общество: историческое разнообразие организации семьи.

2. Классификация семей как форм организации социального взаимодействия.

3. Эволюция семьи и брака

4. Гендерная социология в СССР и Беларуси.

5. Кризис института семьи и брака и его причины.

6. Развод и его последствия для детей и взрослых.

7. Особенности современной семьи. Распределение ролей в семье. Проблема лидерства в семье и т.д.

8. Традиционная и современная семья: сравнительный анализ.

9. Демографическая политика в современном мире.

10. Проблемы становления молодой семьи.

11. Проблемы и перспективы развития семьи и форм брачных отношений в современном обществе (на примере Беларуси)

Литература:

1. Бабосов Е.М. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стереотип. - Мн.: ТетраСистемс, 2004.- 640с.

2. Бабосов, Е. М. Общая социология; учеб. пособие / Е. М. Бабосов. - Минск, 2006.

3. Блау П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их об­щий знаменатель //Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

4. Гаспарян Ю.А.Семья на пороге XXI века: Социологические пробле­мы / Под ред. К.Н.Хабибулина. -СПб., 1999.

5. Зиновский В.И. Численность и основные социально-демографические характеристики населения Республики Беларусь по данным переписи населения 1999 года //Социология. 1999. №4. С.3 – 18.

6. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. - М.: «Академический проект», Издательская корпорация «Логос», 1999.-382с;

7. Кули Ч. Первичные группы //Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

8. Социология: Учебное пособие для студентов вузов/Под ред. А.Н. Елсукова. - 2-е изд., исправ. - Мн.: ТетраСистемс, 2004.-544с;

Интернет-источники:

17. Официальный сайт Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: https://www.president.gov.by.

18. Правительство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: https://www.government.by.

19. Национальная библиотека Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: https://www.nlb.by.

20. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: https://www .ncpi.gov.by.

21. https://www.socio.msu.ru - «Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, журналы «Социология», Вестник Московского университета;

22. https://www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm - «Социологический журнал»;

23. https://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm - журнал «Социологические исследования» (Социс).

24. https://www.inion.ru/index26.php - Электронная библиотека ИНИОН РАН.

Основные понятия и термины темы:

Брак – исторически изменяющаяся форма отноше­ний между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские и родительские пра­ва и обязанности.

Гендер (от англ. gender) – имеет два значения: 1) биологическое различие между мужчинами и женщинами; 2) в социологии относится к социально-психологическим, социальным и культурным атрибутам, разделяющим людей на категории «мужской» и «женский». Таким образом, существует два биологических пола (самка и самец) и два социально-культурных (мужчина и женщина). Антропологи, психологи и социологи подчеркивают, что тендер определяется не биологически, а социально и посредством культуры, являясь культурно и исторически относительным.
Гендерные роли – наборы культурных ожиданий, определяющие модели поведения в обществе для представителей каждого из полов.
Групповой брак – брак между двумя или большим числом мужей и двумя или большим числом жен.
Инцест (запрет кровосмешения) - самое известное правило экзогамии, исключающее брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками. Типичный пример традиции: возникла на объективных биологических основаниях, но, получив традиционность, уже не осмыслялась, а выполнялась автоматически, в силу привычки и под страхом санкций.
Жизненный цикл семьи – перемены, связанные с изменившимися ожиданиями и требованиями, налагаемыми на мужа и жену по мере того, как у них рождаются и вырастают дети.
Мотивы раз­вода – это субъективные причины, названные самими разводя­щимися или экспертами

Нуклеарная семья (от лат. nucleus – ядро) – семья, состо­ящая из родителей и детей, т.е. социального и биологичес­кого ядра, достаточного для воспроизводства потомства и общественных связей.

Образ жизни – совокупный показатель жизнедеятельности индиви­да, социальной группы, общества в целом, который отражает условия жизни, трудовую, общественно-политическую, культурную сферы жиз­недеятельности, выявляет мотивы и особенности поведения социальных субъектов.

Патриархат – власть мужчин в семье.
Полиандрия (от греч. poli – много и andros – муж) – многомужество, редкая пережиточная форма группового брака, при которой женщина имеет несколько мужей, обыч­но братьев.

Помолвка – это обряд объявления будущих молодоженов жени­хом и невестой.

Промискуитет - наиболее архаичная форма брачно-семейных отношений, в которой они, по существу, никак не ограничены и не регламентированы. Существовал в период полной социальной и функциональной однородности, когда практически не было собственности, статусов и ролей.

Расширенная семья – семейная структура, в которой кровные родственники – индивиды, связанные общим происхождением, образуют ядро взаимоотношений, а супруги занимают функционально маргинальное и периферическое положение.
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной по­мощью, моральной и правовой ответственностью.

Феминизм – концепция, отражающая социально неравноправное, несправедливое положение женщины в обществе, обуславливающая не­обходимость борьбы женщин за свои права.

Экзогамия – правила, требующие, чтобы люди заключали браки с теми, кто не входит в определенные группы.
Эндогамия – ограничение в выборе партнера в браке, когда член группы обязан выбирать партнера только внутри своей группы.

Семинар № 3 по теме: «РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ. РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В БЕЛАРУСИ »

Вопросы для обсуждения:

1. Религия как социокультурное явление. Структура и социальные функции религии.

2. Конфессиональное разнообразие современной Беларуси: история его формирования, состояние, специфика.

3. Социально-политические и правовые механизмы регулирования государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь.

Рефераты

1. Религия как социальная система. Типология и структура религии.

2. Социальное значение религии (Э.Дюркгейм «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» – 1912).

3. Основные функции религии в обществе.

4. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси.

5. Социальные формы организации религии

Литература:

1. Бабосов Е.М. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стереотип. - Мн.: ТетраСистемс, 2004.- 640с.

2. Бабосов, Е. М. Общая социология; учеб. пособие / Е. М. Бабосов. - Минск, 2006.

3. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. - М.: «Академический проект», Издательская корпорация «Логос», 1999.-382с;

4. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.

5. Религии народов современной России: Словарь. М., 1999.

6. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1994. Ч. 1, 2.

7. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д, 1996.

8. Социология: Учебное пособие для студентов вузов/Под ред. А.Н. Елсукова. - 2-е изд., исправ. - Мн.: ТетраСистемс, 2004.-544с;

Интернет-источники:

25. Официальный сайт Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: https://www.president.gov.by.

26. Правительство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: https://www.government.by.

27. Национальная библиотека Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: https://www.nlb.by.

28. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: https://www .ncpi.gov.by.

29. https://www.socio.msu.ru - «Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, журналы «Социология», Вестник Московского университета;

30. https://www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm - «Социологический журнал»;

31. https://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm - журнал «Социологические исследования» (Социс).

32. https://www.inion.ru/index26.php - Электронная библиотека ИНИОН РАН.

Основные понятия и термины темы:

Деноминация – религиозная организация, которая допускает притязания на легитимность других религий и находится в позитивных отношениях с обществом.

Культ – это система действий, с помощью которых люди пытаются повлиять на сверхъестественные силы, являю­щиеся предметом их веры.

Политеизм – вера во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть.
Религиозная группа – социальная общ­ность, которая складывается в процессе отправления об­щих религиозных обрядов.

Религиозная деятельность – это реальное поведение верующих, в котором реализуется религиозное сознание. Она существует в культовой и внекультовой формах.

Религиозное сознание – это совокупность верований (вероисповеданий), которые устанавливают связь между человеческой натурой, окружающей природой и сверхъ­естественными силами, которые считаются священными.

Секта – религиозная организация, которая считает себя единственно легитимной, но находится в противоречии с обществом.
Секуляризация - процесс, при котором институт религии утрачивает свое социальное влияние.

Тотемизм – религия, в которой клан (родственная группа) именует себя названием растения или животного, считает его своим предком и приписывает ему священные свойства.

Церковь – это религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и деятельность, систему управления жизнедеятель­ностью, поведением верующих.Церковь– религиозная организация, которая считает себя единственно легитимной и находится в позитивных отношениях с обществом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: