Благородный Восьмеричный Путь и практика Дхаммы




Поскольку корни невежества прочно опутали структуру психики, непробуждённый ум способен к удивительным трюкам самообмана. Решение этой проблемы требует гораздо большего, чем просто быть добрым и любящим человеком и осознавания настоящего момента. Практикующий должен вооружиться умениями использовать целый ряд способов, чтобы перехитрить, перетерпеть и в конечном итоге искоренить неумелые тенденции ума. Например, практика бескорыстного жертвования (dāna) позволяет уничтожить устоявшиеся в уме тенденции к жажде и даёт важный урок о мотивации, которая предшествует умелым поступкам и их результатам. Практика нравственного поведения (sīla) защищает от беспечного ухода в сторону от пути и от нанесения вреда. Развитие доброжелательности (mettā) позволяет преодолеть зависимость от манящих объятий гнева. Десять памятований предоставляют инструменты, помогающие преодолеть неуверенность, спокойно переносить физическую боль, поддерживать здоровое чувство самоуважения, преодолеть лень и самодовольство и сдерживать разнузданную похоть. Есть и много других умений, которым нужно научиться.

Хорошие качества, которые возникают и развиваются благодаря этой практике, не только облегчают путь к Ниббане, они с течением времени делают из практикующего более щедрого, доброго, милосердного, спокойного и здравомыслящего члена общества. Искреннее стремление человека к Пробуждению является таким образом бесценным и своевременным даром миру, который так остро нуждается в помощи.

Мудрость (paññā)

Лучше всего рассматривать Восьмеричный путь не как последовательность шагов по прямому пути, а как совокупность личных качеств, которые необходимо развить. Развитие правильного понимания и правильной решимости (тех факторов, которые обычно соотносятся с мудростью и пониманием) способствует развитию правильной речи, правильных поступков и правильных средств к существованию (факторов нравственности). По мере развития нравственности, развиваются и факторы сосредоточения (правильное усилие, правильное памятование и правильное сосредоточение). И точно так же, по мере развития сосредоточения, мудрость становится ещё более глубокой. Таким образом происходит развитие: совершенствование одного фактора стимулирует рост остальных, двигая практикующего вверх по спирали духовной зрелости, на вершине которой находится Пробуждение.

Длинный путь к Пробуждению на самом деле начинается с первыми пробными попытками правильного понимания, то есть мудрости, при помощи которой человек осознаёт правильность Четырёх благородных истин и принципа кармы. Он начинает понимать, что его собственное будущее не предопределено ни судьбой, ни прихотями какого-то высшего существа, ни случайным стечением обстоятельств. Ответственность за собственное счастье полностью лежит на плечах самого человека. Благодаря этому пониманию, его духовные цели вдруг становятся совершенно ясными: нужно уничтожить сложившиеся неумелые умственные тенденции в пользу умелых. По мере того, как эта правильная решимость становится сильнее, растёт и искреннее желание следовать нравственным нормам, тщательно следя за своими поступками.

В этот момент у людей обычно появляется умственная решимость следовать учению Будды, став буддистом через принятие прибежища в Трёх Драгоценностях: Будде (под этим понимается как Будда Сакьямуни, так и свой собственный потенциал к Пробуждению), Дхамме (учение Будды и абсолютная Истина, на которую оно указывает) и Сангхе (монашеская община, которая сохранила учение и практикует его с тех пор, когда оно было проповедано Буддой, и все те, кто достиг хотя бы какой-то из ступеней Пробуждения). Теперь, когда человек стоит на твёрдой основе, и имеет помощь добродетельного друга или учителя (kalyāṇamitta), который послужит проводником на пути, практикующий обладает всем необходимым для продвижения, следуя по следам, оставленным самим Буддой.

Нравственность (sīla)

Правильное понимание и правильная решимость продолжают развиваться благодаря совершенствованию факторов пути, связанных с нравственностью, а именно: правильная речь, правильные поступки и правильные средства к существованию. Они сформулированы в очень практичной форме в виде "Пяти правил", являющихся сводом норм, которых придерживается каждый практикующий буддист: воздерживаться от убийства, воровства, половой распущенности, лжи и опьяняющих веществ. Даже длинный список правил для монахов и монахинь, содержащий 227 и 331 правило соответственно, в своей основе опирается на эти пять принципов.

Сосредоточение (samādhi)

Создав основу благодаря очищению на внешнем уровне с помощью практики нравственного поведения, практикующий заложил необходимый фундамент для наиболее тонкого и трансформирующего аспекта пути: медитации и развития сосредоточения (samādhi). Этот аспект подробно раскрывается в трёх последних факторах: правильное усилие, с помощью которого человек учится питать умелые качеств и лишать подпитки неумелые; правильно памятование, которое позволяет научиться удерживать внимание в текущем моменте; и правильное сосредоточение, с помощью которого практикующий достигает столь глубокого и непоколебимого погружения ума в объект медитации, что он входит в состояние "поглощённости" (jhāna), представляющее собой всё более глубокие стадии умственного и физического успокоения.

Правильное памятование и правильное сосредоточение развиваются в паре благодаря "основам памятования" (satipaṭṭhāna), которые являются систематическим подходом к практике медитации, который охватывает обширный спектр умений и техник. Техники медитации, которые используют четыре основы памятования, а именно памятование тела и памятование дыхания, способствуют дальнейшему продвижению путём выравнивания двух качеств: спокойствия (samatha) и прозрения (vipassanā). Когда эти качества совершенствуются, практикующий обретает опыт совместного применения спокойствия-прозрения для глубокого рассмотрения природы тела и ума.[14] По мере того, как удаётся овладеть рассмотрением своего непосредственного опыта с точки зрения непостоянства (anicca), неудовлетворённости (dukkha) и безличности (anattā), становится возможным чётко выявить наиболее тонкие и незаметные проявления этих трёх характеристик. Одновременно с этим, свет осознанности начинает неумолимо обнажать главную причину страданий — жажду. В конце концов, в результате продолжительной практики, для жажды остаётся всё меньше и меньше места, и практикующему открывается весь кармический процесс, ведущий к страданиям. Здесь происходит кульминация практики Восьмеричного Благородного Пути, в которой наконец обретается первая возможность хотя бы немного ощутить Неконструированное (Ниббану).

Пробуждение

Этот опыт, известный как "вхождение в поток" (sotāpatti) является первой из четырёх ступеней к Пробуждению. Каждая ступень служит для безвозвратного уничтожения или ослабления одной из оков (saṃyojana), являющейся, по сути, проявлением невежества, ведущего к бесконечному циклу рождений и смертей. Вхождение в поток — это важнейший поворотный момент в этой жизни, и во множестве прошлых перерождений практикующего в сансаре. Именно в этот момент исчезают сомнения об истине, лежащей в учении Будды, именно тогда осознаётся бесполезность обетов и ритуалов, именно тогда пропадает столь сильно укрепившееся убеждение о существовании вечной души или личности. Говорится, что «вошедший в поток» совершает не более семи благоприятных перерождений до достижения полного Пробуждения.

Но до самого пробуждения здесь ещё далеко. Если человек прилагает ещё больше усилий, он может достичь следующих ступеней: "перерождающийся однократно" (sakadāgāmi), что достигается ослаблением оков чувственных желаний и недоброжелательности, и "невозвращающийся" (anāgāmi), на котором обе оковы полностью уничтожаются. Конечная стадия Пробуждения (arahatta) достигается, когда раз и навсегда уничтожены даже самые тонкие элементы желаний и самомнения. Здесь последователь учения Будды достиг конца практики и его отныне называют Арахантом (достойным). Когда страданиям и перерождениям пришёл конец, Арахант может провозгласить победный клич, который был произнесён Буддой сразу после Пробуждения:

Исчерпано перерождение, достигнуто совершенство святой жизни, сделано то, что надлежало сделать, больше не последует здешнее существование.

Махасаччака сутта — МН 36 и др.

Арахант доживает остаток жизни, внутренне ощущая счастье Ниббаны и навсегда избавившись от будущих перерождений. Когда карма араханта, накопленная в течение многих циклов вселенной, подходит к концу, он умирает и входит в состояние полного освобождения (париниббана). Хотя невозможно точно объяснить словами, что происходит в момент смерти араханта, Будда сравнивал это с угасанием огня, когда всё топливо полностью сгорело.

"Основательный поиск счастья"

Иногда буддизм критикуют как "отрицательную" или "пессимистичную" религию и философию. Конечно, жизнь не является одним лишь сплошным страданием и разочарованием. В ней немало счастья и возвышенной радости. Зачем же тогда нужна эта буддийская одержимость неудовлетворённостью и страданием?

Будда основывал своё учение на откровенной оценке нашего состояния как человеческих существ: в этом мире есть неудовлетворенность и страдание. Никто не может с этим спорить. Страдание скрывается даже за высшими формами мирских удовольствий и счастья, потому что, подобно тому как за днём следует ночь, счастью обязательно придёт конец. Если бы на этом всё учение Будды и заканчивалось, мы могли бы назвать его пессимистичным и жизнь абсолютно безнадёжной. Но как врач, назначающий лекарство для излечения болезни, Будда даёт надежду (Третью благородную Истину) и исцеление (Четвёртая Истина). Таким образом, учение Будды даёт повод для необыкновенного оптимизма в этом сложном мире. Оно даёт в качестве награды благороднейшее и истинное счастье, а также глубокую ценность и смысл существованию, которое в других условиях может казаться мрачным. Один современный учитель выразил это так: "Буддизм — это основательный поиск счастья."

Тхеравада идёт на Запад

До конца 19-го века учение Тхеравады было малоизвестно за пределами Южной и Юго-Восточной Азии, где оно процветало два с половиной тысячелетия. В нашем веке люди Запада тоже обратили внимание на уникальное духовное наследие Тхеравады и учение о Пробуждении. В последние несколько десятков лет интерес увеличивается, в то время как Сангха монахов различных школ Тхеравады основала несколько монастырей в Европе и Северной Америке. К тому же растёт количество буддийских организаций, функционирующих отдельно от Сангхи, где миряне — буддисты и небуддисты могут изучать различные грани Учения.

Наступление 21 века представляет как новые возможности, так и опасности для распространения Тхеравады в западных странах. Будут ли учения Будды терпеливо изучаться, будут ли их на деле практиковать, дадут ли они глубокие корни в этих странах на благо будущих поколений? Будет ли популярный ныне климат открытости служить взаимообогащению между духовными традициями, и приведёт ли он к появлению новой формы буддийской практики, уникальной для нынешней эпохи или всё придёт к путанице и неверному пониманию этого бесценного учения? Все эти вопросы открыты и только время покажет, что будет на самом деле.

В настоящее время, духовные учения всех форм и видов наполнили СМИ и распространяются в обществе. Многие из популярных религиозных течений свободно перенимают буддийские учения, хотя лишь в редких случаях они воспринимают слова Будды в их исходном контексте. Поэтому старательные искатели истины часто сталкиваются с неприятной задачей найти путь среди отрывочных учений сомнительной достоверности. Что же нам делать в такой ситуации?

К счастью, Будда дал нам ряд совершенно понятных указаний, которые позволяют найти свой путь среди всего этого сбивающего с толку потока. Всегда, когда вы задаёте себе вопрос о подлинности того или иного учения, вспоминайте совет, данный Буддой своей мачехе:

В отношении тех качеств, о которых ты узнаешь: "Эти качества ведут к страсти, а не к бесстрастию, к заключению в оковы, а не к освобождению от них, к накоплению, а не к избавлению, к тщеславию, а не к скромности, к недовольству, а не удовлетворённости, к впутыванию, а не к уединению, к лени, а не к настойчивости, к обременению других, а не к неприхотливости", — ты можешь уверенно считать: "Это не Дхамма, это не Виная, это не наставление Учителя".

В отношении других качеств, о которых ты узнаешь: "Эти качества ведут к бесстрастию, а не к страсти, к освобождению от оков, а не к заключению в них, к избавлению, а не к накоплению, к скромности, а не к тщеславию, к удовлетворённости, а не к недовольству, к уединению, а не к впутыванию, к настойчивости, а не к лени, к неприхотливости, а не к обременению других", — ты можешь уверенно считать: "Это Дхамма, это Виная, это наставление Учителя".

Готами сутта — АН 8.53

Конечно, самая точная проверка этих учений — это приводят ли они вас самих к обещанным результатам. Будда дал возможность попробовать, остальное — за вами.

Примечания

1.

Более подробно об истории различных школ буддизма можно узнать в книге Buddhist Religions: A Historical Introduction (fifth edition) by R.H. Robinson & WḶ. Johnson (Belmont, California: Wadsworth, 2005), стр. 46.

2.

Эти оценки основаны на данных из книги "CIA World Factbook 2004". Большая часть буддистов традиции Тхеравада проживает в следующих странах южной Азии: Тайланд (61 млн. чел.), Мьянма/Бирма (38 млн.), Шри Ланка (13 млн.) и Камбоджа (12 млн.).

3.

См. книгу "Buddhist Religions", стр. 46.

4.

В наше время Махаяна включает в себя Дзэн, Чань, Нитирен, Тьентай и Буддизм Чистой Земли.

5.

См. книгу Ньянатилоки Махатхеры "Guide Through The Abhidhamma Pitaka" (Kandy: Buddhist Publication Society, 1971), стр. 60 и далее.

6.

Третья крупная ветвь буддизма возникла гораздо позднее (около 8 века н.э.) в Индии. Она называется Ваджраяна или "Алмазная колесница". Это сложная система эзотерических инициаций, тантрических ритуалов и мантр, которая распространилась на север в Центральную и Восточную Азию. Ваджраяна оказала сильное влияние на тибетский буддизм. Cм. книгу "Buddhist Religions", стр. 124 и далее и главу 11.

7.

Современные исследования говорят о том, что сам Будда скорее всего не говорил на Пали. По прошествии веков после смерти Будды, буддизм распространился по Индии в районы, где люди говорили на разных диалектах. Буддийским монахам потребовался общий язык, на котором можно было бы обсуждать Дхамму и произносить запомненные тексты. Именно благодаря этой необходимости возник язык, который мы сейчас знаем как Пали. См. книгу Бхиккху Бодхи Numerical Discourses of the Buddha (Walnut Creek, CA: Altamira Press, 1999), pp. 1ff, and n. 1 (p. 275) и Очерк палийской литературы.

8.

См. книгу Ньянапоники Тхеры и Хельмута Хекера "Great Disciples of the Buddha" (Somerville: Wisdom Publications, 1997), стр. 140, 150.

9.

см. книгу "Buddhist Religions", стр. 48

10.

Во времена Будды срок существования идуистских вед насчитывал уже как минимум тысячу лет.

11.

см. книгу "Buddhist Religions", стр. 77.

12.

Из личного общения с Анандаджоти Бхиккху.

13.

Дхаммапада 1, 2.

14.

Описание единой роли спокойствия и прозрения основано на учении Будды о медитации, которое излагается в суттах (см. публикацию дост. Тханиссаро Бхиккху "One Tool Among Many"). Но в Абидхамме и комментариях к ней, чётко указывается, что это два разных пути в медитации (см. публикацию дост. Гунаратаны "The Jhanas in Theravada Buddhist Meditation", глава 5).

Трудно разобраться в этих двух взглядах только изучая тексты, поэтому все сомнения и соображения насчёт медитации лучше всего разрешаются путём её реальной практики.

Источник: What is Theravada Buddhism? ©2005 John Bullitt.
©2010 Перевод с английского PavelBure

Условия использования: Вы можете копировать, преобразовывать в другой формат, перепечатывать, переиздавать и распространять эту работу на любых носителях при условиях, что: (1) вы обязательно делаете подобные копии и т. д. доступными бесплатно; (2) Вы ясно указываете, что любые производные работы (включая переводы) получены из этого источника; и (3) вы включаете полный текст этой лицензии в любые копии и производные работы. В остальном все права сохранены. Для дополнительной информации об этой лицензии смотрите "Ответы на вопросы" (англ.).

©2010 сайт "Колесо Дхаммы".

Условия использования: Только для бесплатного некоммерческого распространения. Разрешается копирование и размещение единичных материалов в Интернете в неизменном виде при условии, что все копии должны содержать это примечание, копирайты и ссылку на этот источник. В остальном все права сохранены.

Как сослаться на этот источник (предлагаемый вариант): Что такое буддизм традиции Тхеравада? Колесо Дхаммы, 2010, https://dhammaṛu/lib/authors/bullitt/theravada.htm.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: