На правах рукописи
МАЛКИН СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА К ОСВОЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВВ.:
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания
(музыка в области начального, среднего,
вузовского и послевузовского образования);
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва – 2017
Работа выполнена в Московском государственном институте культуры
на кафедре музыкального образования
Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор
Майковская Лариса Станиславовна
Официальные оппоненты: Николаева Анна Ивановна
доктор педагогических наук, профессор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет», кафедра музыкально-исполнительского искусства в образовании
Феттер Павел Зигфридович
кандидат педагогических наук, доцент
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Омский государственный
педагогический университет», заведующий
кафедрой теории и методики музыкального
и эстетического воспитания
Ведущая организация – Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке"
Защита состоится «27» сентября 2017 г. в ____ часов на заседании Диссертационного совета Д 210.010.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук, созданного на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры» по адресу: 141406, Россия, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7, корп. 2, зал защиты диссертаций (218 ауд.).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного института культуры и на сайтах:
Министерства образования и науки РФ: https://минобрнауки.рф;
Московского государственного института культуры: http//www.mgik.org/
Автореферат разослан «___» ________2017 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат искусствоведения О.В. Пашинина
I. Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. В современном отечественном педагогическом образовании особенную значимость приобретают процессы совершенствования обучения и воспитания высокопрофессиональных специалистов, обладающих не только отраслевой и предметной специализацией, но и способных самостоятельно утверждаться в профессии, развивать у своих воспитанников интеллектуальный и творческий потенциал. Именно поэтому применение эффективных педагогических подходов в профессиональном образовании приобретает изо дня в день все большую востребованность.
В системе музыкального образования компетентность педагога в настоящее время должна обеспечивать адаптивность и многообразие образовательных программ, высокое качество процесса обучения, возможность варьирования содержания учебных дисциплин. Музыка как вид искусства постоянно развивается, прирастает новыми произведениями и стилями, и это закономерно определяет необходимость пополнения содержания образовательных программ. Особенно это касается тех дисциплин, которые непосредственно связаны с изучением современной музыки.
Музыкальный язык произведений конца XX – начала XXI века довольно сложен для восприятия, так как музыкальная культура постмодерна основывается не столько на принципах классической эстетики, в которой прекрасное гармоническое звучание вызывает эстетическое наслаждение, но и на концептуализации выразительных средств, приобретающих, помимо эстетических, другие роли. Понимание современной академической музыки требует высокой компетентности педагога-музыканта, способного объяснять своим ученикам ее образное содержание и выразительные средства. В этой связи возникает необходимость введения в процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта герменевтического подхода, обеспечивающего качественный уровень понимания современной музыки, и дающего возможность такому феномену, как музыкальный язык произведений конца XX – начала XXI века, стать доступным для функционирования в системе музыкального образования.
Будучи производным общегуманитарных процессов стремления к адекватному постижению сложных смыслов, герменевтический подход с большим успехом применяется в тех областях практики и научного теоретизирования, где встречаются недоступные для непосредственного понимания идеи, концепты, фактуры и пр. Педагогическая герменевтика, как область знаний о путях наиболее эффективного объяснения и интерпретации сложного учебного материала, востребована в тех сферах образования, в которых применяется особенно непростой и неоднозначный материал, содержательно или формально далекий от возможностей его непосредственного освоения обучающимися. Поэтому включение методов педагогической герменевтики в процесс обучения педагогов-музыкантов – актуальное направление в развитии современного музыкально-педагогического образования.
Актуальность настоящего исследования обусловлена рядом противоречий между:
– потребностью общества в высоком качестве профессиональной подготовки педагогов-музыкантов и необходимостью поиска новых подходов, создания инновационных технологий и разработок, позволяющих повысить эффективность педагогического процесса;
– объективными возможностями подготовки в вузах музыкантов-педагогов к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века на основе герменевтического подхода и отсутствием специальных исследований, раскрывающих теоретические основы данной проблемы;
– потребностью в научно-обоснованных рекомендациях, позволяющих осуществлять подготовку педагога-музыканта к преподаванию современной классической музыки обучающимся на основе герменевтического подхода, и отсутствием научно-методических разработок в этой области.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, состоящую в необходимости методологического обоснования применения герменевтического подхода в педагогике музыкального образования и определения механизмов формирования профессиональной готовности педагогов-музыкантов к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века на его основе.
Недостаточная разработанность проблемы, ее актуальность явились основанием для выбора темы исследования: «Формирование профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI вв.: герменевтический подход».