Формирование служб качества медицинской помощи




Единая система управления качеством медицинской помощи

Теги: приоритетный национальный проект и концепция развития здравоохранения, общие вопросы управления, обеспечение качества медицинской помощи

| Журнал "Заместитель главного врача"
Тема: Управление ЛПУ. Общие вопросы, Обеспечение качества медицинской помощи, Приоритетный национальный проект и Концепция развития здравоохранения
Источник: Журнал "Заместитель главного врача",№9-2009
Автор: Чавпецов В. Ф., Колабутин В. М., Карачевцева М. А.,Михайлов С. М.

 


На протяжении последних лет в Санкт-Петербурге проводится совместная работа органов законодательной и исполнительной власти, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга, страховых медицинских организаций (далее – СМО), профессионального медицинского сообщества по созданию единой системы управления качеством медицинской помощи (далее – КМП).

Основные направления работы по созданию единой системы управления качеством медицинской помощи следующие (определены постановлением правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 № 730 “О создании единой системы управления качеством медицинской помощи (КМП) в Санкт-Петербурге”):
• разработка документов по управлению КМП;
• формирование служб КМП;
• внедрение современной информационно-аналитической технологии в систему управления КМП;
• внедрение механизмов стимулирования деятельности по обеспечению КМП.

Разработка документов по управлению качеством медицинской помощи

Каждому региону РФ, поставившему перед собой задачу создания си- стемы управления КМП, приходится решать проблему: как на региональном уровне обеспечить согласованное нормативное регулирование деятельности учреждений и организаций систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) по экспертизе и управлению КМП, не вступая в противоречие с федеральным законодательством, в котором отсутствуют понятия экспертизы и управления КМП.

Несмотря на сложность задачи в Санкт-Петербурге для медицинских учреждений и СМО были урегулированы:
• порядок проведения экспертизы КМП с применением единых методов сбора и обобщения данных;
• порядок создания и развития служб КМП;
• порядок формирования регистра внештатных экспертов КМП;
• порядок создания систем управления КМП в районах города;
• установлены квалификационные требования к экспертам и организаторам экспертизы КМП.

Первого января 2009 г. вступил в силу закон Санкт-Петербурга “О контроле качества медицинской помощи в Санкт-Петербурге” от 22.12.2008 № 750-142, которым установлены полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга, и изложены принципы осуществления государственной политики в области контроля КМП, определены права и обязанности инициаторов, исполнителей контроля КМП, а также контролируемых лиц. Законом установлено, что функции исполнителя внутреннего контроля КМП в медицинских учреждениях и СМО выполняет служба (отдел) КМП.

В результате обеспечена возможность создания устойчивых связей в виде норм, правил, договоров, соглашений, гарантирующих эффективное взаимодействие основных участников системы управления КМП: Комитета по здравоохранению, администрации районов, Территориального фонда ОМС, медицинских учреждений, СМО.

Формирование служб качества медицинской помощи

Для того чтобы система управления КМП эффективно функционировала, в медицинских учреждениях и СМО были сформированы службы КМП, предназначенные для организации и осуществления планомерных работ по непрерывному улучшению качества. К главным задачам службы КМП относятся:
• организация и осуществление деятельности по экспертизе КМП;
• подготовка проектов управленческих решений по улучшению КМП;
• организация информационного обмена;
• формирование отчетности.

В состав службы КМП в медицинском учреждении входят: заместители руководителя медицинского учреждения, руководители структурных подразделений, отдел КМП, врачи, включенные в регистр экспертов КМП медицинского учреждения. В состав службы КМП в СМО входят отделы/секторы экспертизы КМП и медико-экономической экспертизы. Непосредственную деятельность по экспертизе КМП осуществляют внештатные эксперты, включенные в регистр внештатных экспертов КМП.

К концу 2008 г. службы КМП были созданы во всех СМО и медицинских учреждениях, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС Санкт-Петербурга. Деятельность служб КМП медицинских учреждений координируется отделом контроля КМП Комитета по здравоохранению, служб КМП в СМО – управлением организации контроля КМП Территориального фонда ОМС.

Для мониторирования работ по созданию, развитию служб КМП, а также оценки их эффективности Комитетом по здравоохранению и Территориальным фондом ОМС внедрены специальные отчетные формы: Паспорт службы управления КМП медицинского учреждения (приложение) и Паспорт службы КМП СМО (далее – Паспорт). С использованием отчетных данных, содержащихся в Паспорте, осуществляется оценка структурных составляющих службы КМП (наличие локальных нормативных документов, обученных специалистов, информационно-аналитической технологии экспертизы КМП), процессов ее деятельности (количество экспертиз КМП по жалобам, тематических экспертиз, др.), а также результатов (управленческие решения по улучшению КМП).

Применение согласованных подходов к созданию служб КМП в учреждениях и организациях систем здравоохранения и ОМС позволило усовершенствовать формы взаимодействия СМО и медицинских учреждений по экспертизе и управлению КМП. Во всех 18 районах Санкт-Петербурга созданы координационные советы по управлению КМП, в состав которых включены ответственные по КМП районов1, начальники служб КМП медицинских учреждений, подведомственных администрации районов, а также начальники служб КМП СМО, осуществляющих страхование неработающего населения. К новым формам организации взаимодействия администрации районов и СМО можно также отнести заключение соглашений о совместной деятельности по созданию систем управления КМП в районах, утверждение планов совместных мероприятий.

Важно отметить, что специалисты служб КМП медицинских учреждений и СМО проходят обучение по единым программам, обеспечивающим овладение необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками работы экспертов и организаторов экспертизы КМП. Обучение осуществляется с привлечением кафедры организации здравоохранения и управления КМП Санкт-Петербургской Государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. К концу 2008 г. в Санкт-Петербурге подготовлено около 900 врачей, владеющих едиными подходами к проведению экспертизы КМП, и более 200 организаторов экспертизы КМП, владеющих едиными методами организации экспертного исследования КМП, статистического анализа экспертных данных (модифицированные методы статистического контроля качества процессов). В службах КМП всех СМО имеются организаторы экспертизы КМП, общее количество которых к концу 2008 г. составляло 90 специалистов.

Обучение экспертов и организаторов экспертизы КМП учреждений и организаций систем здравоохранения и ОМС по единым программам, привлечение службами КМП СМО для проведения вневедомственной экспертизы врачей, включенных в регистр внештатных экспертов КМП, обеспечило устранение многих противоречий ведомственного и вневедомственного контроля и повысило эффективность использования результатов экспертизы в целях улучшения состояния КМП.

Внедрение современной информационно- аналитической технологии в систему управления качеством медицинской помощи

Одной из основных задач при создании единой системы управления КМП определено внедрение общей для систем здравоохранения и ОМС информационно-аналитической технологии экспертизы КМП. По результатам предшествующей апробации в Санкт-Петербурге (2005–2007 гг.), а так- же с учетом опыта других регионов РФ (Белгородская, Тульская, Псковская области, Краснодарский край, Тольятти, Ставропольский край и др.) для сбора и обобщения данных о КМП была выбрана информационно- аналитическая технология – Автоматизированная технология экспертизы КМП (далее – АТЭ КМП), разработанная специалистами Санкт-Петербурга (проф. В.Ф. Чавпецов, д-р мед. наук С.М. Михайлов, проф. Н.Б. Перепеч, д-р мед. наук М.А. Карачевцева и др.).

АТЭ КМП включает основные понятия и формализованный язык экспертизы КМП, количественные показатели КМП, комплекс правил, методов, методических приемов организации, проведения, статистического анализа результатов экспертизы КМП, а также программные средства, обеспечивающие возможность формирования экспертных протоколов и проведения статистического анализа экспертных данных. Порядок проведения экспертизы КМП с использованием АТЭ КМП представлен в Методических реко- мендациях о порядке проведения экспертизы КМП в медицинских учреждениях Санкт-Петербурга, разработанных кафедрой организации здравоохранения и управления качеством медицинской помощи Санкт- Петербургской медицинской академии им. И.И. Мечникова и утвержденных распоряжением Комитета по здравоохранению правительства Санкт- Петербурга от 04.10.2007 № 507-р.

К концу 2008 г. в Санкт-Петербурге было оборудовано 217 автоматизированных рабочих мест для проведения экспертизы КМП с использованием АТЭ КМП: в 177 амбулаторно-поликлинических учреждениях, 16 стационарах, 13 отделах здравоохранения администрации районов Санкт- Петербурга, 11 СМО. В районах города с использованием АТЭ КМП в рамках тематических исследований проведено 13 917 экспертиз КМП, по результатам которых принято 442 управленческих решения по улучшению КМП в виде приказов и распоряжений главных врачей медицинских учреждений, информационных писем начальников отделов здравоохранения, решений координационных советов по управлению КМП в районах. В организации, проведении экспертиз КМП и подготовке проектов управленческих решений активную роль играют СМО, осуществляющие страхование населения Санкт-Петербурга. В частности, это компании “Русский мир”, “ГСМК”, “РусМед”, “МАКС-М”, “АСК-Мед”.

Поскольку метод АТЭ КМП может применяться для сбора и обобщения экспертных данных вне зависимости от вида медицинской помощи и места ее оказания, его внедрение позволило приступить к формированию банка данных о КМП в городе, проводить сравнительный анализ показателей КМП приразных заболеваниях в различных медицинских учреждениях. Так, например, по результатам сравнительного анализа показателей КМП было установлено, что в первоочередном улучшении КМП нуждаются пациенты лечебных учреждений кардиологического и неврологического профиля. Ценность результатов каждой тематической экспертизы КМП состоит в получении обоснованной информации о типичных, систематических ошибках, допускаемых врачами при обследовании, установлении диагноза, назначении лечения, а также о негативных следствиях этих ошибок для основных компонентов КМП (правильность выполнения медицинских технологий, риск для пациента, оптимальность использования ресурсов здравоохранения и ОМС).

Изучением, выявлением, анализом ошибок врачей медицина развитых стран занималась всегда. Однако при создании системы управления КМП задача становится более глобальной: не просто обнаружить и предупредить возникновение отдельных ошибок, а создать систему мониторирования и непрерывного улучшения КМП с применением методов статистического управления качеством процессов.

К концу 2008 г. были получены первые факты системного улучшения показателей КМП при разных заболеваниях в медицинских учреждениях города. Динамика показателей свидетельствует о том, что в результате реализации управленческих решений достигается устранение типичных ошибок обследования и лечения больных, уменьшение риска для пациентов вследствие медицинской помощи, оптимизация использования ресурсов здравоохранения и ОМС.

Внедрение механизмов стимулирования деятельности по обеспечению качества медицинской помощи

Внедрение механизмов стимулирования деятельности по обеспечению КМП не случайно отнесено к основным направлениям создания единой си- стемы управления КМП в Санкт-Петербурге. Наличие или отсутствие мотивации руководителей и исполнителей к выполнению какого-либо вида деятельности существенным образом сказывается на ее результативности. На начальном этапе создания единой системы управления КМП в Санкт- Петербурге основное внимание было уделено разработке и внедрению не- материальных способов стимулирования, направленных на формирование у руководителей мотивации к организации и осуществлению планомерных работ по экспертизе и управлению КМП. В системе ОМС Санкт-Петербурга, начиная с 2007 г., на основе утвержденных Территориальным фондом ОМС форм отчетности осуществляется интегрированная оценка показателей деятельности СМО по экспертизе КМП, медико-экономической экспертизе, защите прав застрахованных граждан; определяется рейтинг СМО по каждому направлению работы. Информация о рейтинге СМО ежеквартально размещается на портале Территориального фонда ОМС и в газете “Социальная политика”, доступных для граждан и страхователей, что обеспечивает условия для обоснованной реализации их права на выбор СМО. Начиная с 2009 г., для активизации участия СМО в управлении КМП, при оценке деятельности служб КМП учитывается степень участия СМО в подготовке управленческих решений по улучшению КМП в медицинских учреждениях, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС Санкт-Петербург.

В 2008 г. Территориальным фондом ОМС осуществлялось мониторирование совместной деятельности администрации районов и СМО по созданию систем управления КМП в районах Санкт-Петербурга, включая подготовку экспертов КМП, внедрение АТЭ КМП, проведение экспертиз КМП. По результатам интегрированной оценки показателей осуществлялось ранжирование районов Санкт-Петербурга. В 2009 г. формируется рейтинг медицинских учреждений по результатам деятельности по управлению КМП. После того как деятельность по экспертизе и управлению КМП в системе здравоохранения приобретет стабильный характер, появится возможность определения рейтинга медицинских учреждений по уровню показателей КМП.

В результате проводимых мероприятий планируется достичь системного улучшения КМП в медицинских учреждениях Санкт-Петербурга, создания условий для реализации прав граждан на получение медицинской помощи надлежащего качества и гарантированного объема, оптимизации расходования средств на оплату медицинских услуг, уменьшения социальной напряженности в обществе.

Опыт Санкт-Петербурга по созданию единой системы управления КМП в настоящее время активно востребован регионами Северо-Западного федерального округа (Вологда, Мурманск, Великий Новгород, Псков, Республика Коми, Республика Карелия), а также другими субъектами РФ (Тула, Белгород, Саратов).

Приложение
Паспорт службы управления качеством медицинской помощи медицинского учреждения Санкт-Петербурга


2. Нормативная документация, регулирующая вопросы (качества медицинской помощи) КМП в рамках системы управления КМП медицинского учреждения:
2.1. Нормативная документация, регулирующая вопросы КМП, разработанная и утвержденная на уровне медицинского учреждения

(Представляется однократно: после выполнения всех пунктов представляются копии всех документов, в последующем указывается: “Нормативная документация, регулирующая вопросы КМП, разработанная и утвержденная на уровне медицинского учреждения, имеется”.)

3. Специалисты медицинского учреждения, прошедшие обучение экспертизе КМП с применением АТЭ КМП:
3.1. Руководитель службы КМП медицинского учреждения:


Прошел обучение на цикле:
“Основы экспертизы КМП и автоматизированная технология его оценки” (цикл № 1),
“Организация экспертизы КМП и использование ее результатов для подготовки и оформления управленческого решения” (цикл № 2) (нужное подчеркнуть).

3.2. Эксперты КМП (прошедшие обучение на цикле “Основы экспертизы КМП и автоматизированная технология его оценки” (цикл № 1)

3.3. Врачи медицинского учреждения (нуждающиеся в обучении в цикле “Основы экспертизы КМП и автоматизированная технология его оценки” (цикл № 1)

3.4. Организаторы экспертизы КМП (прошедшие обучение в цикле “Организация экспертизы КМП и использование ее результатов для подготовки и оформления управленческого решения” (цикл № 2)

3.5. Эксперты КМП (нуждающиеся в обучении в цикле “Организация экспертизы КМП и использование ее результатов для подготовки и оформления управленческого решения” (цикл № 2)

4. Наличие автоматизированных рабочих мест (АРМ), оборудованных АТЭ КМП в медицин- ском учреждении:
4.1. В медицинском учреждении имеется _____________ АРМ, оборудованных АТЭ КМП.

Информация о состоянии качества медицинской помощи в медицинском учреждении в ____ году13.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: