Психолого – педагогическая характеристика личности обучающегося




Дарья. Ученица 5 В класса МБОУ школы № 176 городского округа Самара, дата рождения: 03.11.2005, 12 лет. Девочка милая, выглядит опрятно, имеет спортивное телосложение, высокая. Здорова, хронических заболеваний нет. Физическое развитие соответствует возрасту. Знает и соблюдает правила здорового образа жизни: ежедневно делает зарядку и принимает контрастный душ. Занимается спортивными танцами, играет на фортепиано.

Дарья воспитывается в полной семье. Мама – медсестра, папа – контролер пропускной системы. Родители принимают равнозначное участие в воспитании дочери. Оба посещают родительские собрания, провожают и встречают из школы, ходят на показательные концерты с участием дочери. Так как родители Дарьи работают по графику, то довольно редко получается посетить театры или выставки всем вместе, но иногда такие выходные бывают. Дома имеется большая библиотека с книгами разного жанра, но в основном преобладают представители отечественной литературы. Даша очень любит читать, всегда советуется о выборе книги с мамой, поскольку с детства именно мама привила у нее любовь к чтению.

Стиль воспитания в семье Даши соответствует демократическому. К Дашиному мнению всегда прислушиваются. Даша сама выбирает, как ей провести тот или иной день, чем заняться. Конечно, бывают моменты, когда в силу вступает и авторитарный стиль, но такое случается редко. Конфликты между ребенком и родителями сведены к минимуму.

Даша на уроках всегда активна, отвечает на каждом предмете, всегда тянет руку. Новый материал схватывает на лету, задания выполняет быстро и всегда спрашивает дополнительные номера. Занимается прилежно, не отвлекается, полностью сосредоточена на уроке. В тетрадях делает подробные записи, которые выполнены очень аккуратно, никаких исправлений или грязи.

Я попросила Дашу пройти со мной несколько тестов, на что девочка с удовольствием согласилась, потому что любит узнавать о себе что – то новое.

На основании проведенного теста «Корректурная проба» (см. Приложение 1) было выявлено, что устойчивость внимания падала на 5-ой и 7-ой минутах. Повышение концентрации внимания на последней минуте говорит о том, что испытуемая хотела поскорее закончить предложенный тест, не обращая внимания на правильность выполнения задания.

Следующий тест был направлен на выявление преобладающего типа памяти (см. Приложение 2).

По результатам теста можно сделать вывод, что у Даши преобладает слуховой тип памяти и также хорошо развито моторно – слуховое запоминание.

Далее испытуемой было предложено выполнение задания, направленного на исследование особенностей мыслительных операций – анализа и синтеза обобщения. При выполнении этого теста, Даша сначала указывала сходства, а потом различия. Задание было выполнено достаточно быстро, единственное затруднение вызвала пара слов ось-оса, в которой Даша не смогла назвать сходства. В целом у испытуемой в достаточной мере развиты такие особенности мыслительных операций как анализ и синтез и обобщение (см. Приложение 3).

Для изучения скорости протекания мыслительных процессов Дарье было необходимо заполнить пропуски в словах как можно быстрее.

Время на выполнение 7 мин. 02 сек. Из 50 слов составлено 42, следовательно, на каждое слово было потрачено 420/42 сек.= 10 сек. Можно сделать вывод, что у Дарьи средний уровень протекания мыслительных процессов (см. Приложение 4).

По результатам следующего теста (тест Липпмана) для исследования логических закономерностей можно сделать вывод, что у ученицы высокий уровень логического мышления. На выполнение задания Даше потребовалось 5 минут, ошибок допущено не было (см. Приложение 5).

Даша учится на одни пятерки. Она круглая отличница. Ей нравятся все предметы, кроме одного – ОБЖ, говорит, что на этом предмете ей не очень интересно, больше скучно. К учебе относится добросовестно, с интересом изучает школьные дисциплины. Когда ей был задан вопрос: «А для чего ты все учишь и выполняешь все домашние задания?», ответила: «Чтобы закончить школу с отличием, поступить в университет и получить профессию врача». Даша не получает плохих оценок, ей не делают замечаний, она всегда усидчива и прилежна. Когда она получает хорошие оценки искренне радуется и, это ее мотивирует дальше учиться на одни «5».

При диагностики учебной мотивации у Даши выявлены следующие мотивы: благополучия, избегания неудач, достижения успеха (см. Приложение 6).

Тест Н. Айзенка (тип №29 Э: 14, Н: 17) показал, что человек очень требователен к окружающим, упрямый, но энергичный и общительный. Свои неудачи скрывает, любит внимание к себе, хладнокровен (см. Приложение 7).

Если в школе проходят какие – либо общественные мероприятия, конференции, конкурсы, олимпиады Даша одна из первых, кто тянет руку. Ей нравится участвовать в общественной жизни класса и школы. В спортивных мероприятиях Дарья также не уступает, она активный участник кроссов, соревнований.

У выбранной ученицы социометрический статус соответствует популярному, у нее много друзей в классе, как среди мальчиков, так и среди девочек.

Кроме учебы, Даша увлекается танцами и игрой на фортепиано. С удовольствием заводит новые знакомства. Конфликтных ситуаций со сверстниками и учителями не возникают. Легко идет на контакт. Сразу согласилась поучаствовать в моем исследовании, поскольку сама девочка также любит узнавать о себе что- то новое.

Рекомендации:

Проблема Р. учителям Р. родителям Р. ученику
Слабая концентрация внимания · На уроке задавать различные вопросы, требующие время на размышление · Строить урок грамотно, использовать на уроке различные методы концентрации внимания · Приучить ребенка к тому, что во время выполнения дом. задания он должен сосредоточиться только на его выполнении и ничто не должно ему мешать: ни телевизор, ни телефон или планшет · Возможно ограничивать время на выполнение д/з, но делать это стоит постепенно, главное, чтобы работа была выполнена правильно · При выполнении д/з делать перерывы по 5 мин. Через 40 мин. активной работы · Можно ставить перед собой различные цели и срок для ее реализации
Приоритет зубрежки · Предлагать различные задания, требующие применения на практике уже изученных ранее умений и навыков · Показать обучающимся, что зубрежка не лучший вариант запоминания информации, есть более рациональные способы · Родителям предлагается понаблюдать за способом подготовки к устным ответам · Родители могут рассказать о том, как учили они в свое время устный материал, предложить какие-то другие методы запоминания информации · Главная рекомендация – это не заучивать материал слово в слово · Читать материал и рассказывать его своими словами, то, что запомнилось
       

Подводя итог, хочу сказать, что Дарья довольна интересная личность, она выделяется среди сверстников примерным поведением, желанием и стремлением получать все новые и новые знания. Самостоятельна и активна, как дома, так и в школе. Из слабых сторон можно выделить лишь неустойчивость внимания и приоритет зубрежки. Следует обратить внимание на то, чтобы девочка умела уверенно показать себя перед другими, что ей пригодится в будущем.

 

 

Приложение 1

S - 1800

G - 136

O – 22

А (за все 8 мин) – 0,86

Показатель Время в мин.
                 
А = 0,86 0,88 0,8 0,83 0,8 0,66 0,81 0,7 0,95
Е = 1548 183,92 171,2 182,6 187,2 181,5 139,32 168,7 213,75

 

Приложение 2

Тип памяти Количество слов в ряду Количество правильно воспроизведенных слов Коэффициент памяти С = А/10 * 100%
Слуховой     60%
Зрительный     40%
Моторно-слуховой     50%
Комбинированный     40%

Приложение 3

Список пар слов-понятий Сходства Различия
1. стол-стул Сделаны из дерева, на них можно что-то ставить На стол нельзя сесть
2. корова-лошадь Животные У коровы есть рога
3.трамвай-автобус Общественный транспорт Трамвай ездит по рельсам, а автобус по дороге
4. озеро-река Места с водой У реки есть течение, она впадает в озера
5. река-птица Оба движутся куда-то Птица – одушевленный предмет, река – нет
6. дождь-снег Осадки Снег – замерзшая вода, а дождь – просто вода с неба
7. поезд-самолет Транспорт для путешествий/грузов Поезда – наземный транспорт, а самолет – воздушный вид транспорта
8. ось-оса - Оса – насекомое, а ось – нет
9. обман-ошибка Имеют одинаковое значение Ошибка конкретизирует факт обмана
10. яблоня-вишня Несут плоды Размеры
11.ботинок-карандаш Оставляют след Ботинок – это обувь, карандаш – это канцелярия
12. мальчик- человек Люди Мальчик – более конкретизирует тип
13. молоко-вода Жидкости Молока белого цвета, а вода - прозрачная
14. ветер-соль Оба связаны с природой Ветер – погодное условие, соль – полезное ископаемое
15. сани-телега Транспорт Телега – транспорт на колесах, а санки - нет
16. воробей-курица Птицы Курица – одомашненное животное
17. дуб-береза Деревья Различаются видом листьями
18. картина-портрет Виды художественной живописи Потрет изображает конкретно человека, а картина не только человека

 

Приложение 4

Перо Дерево Полка Э-о-ок С-я-о-ть
Гора Замок Овраг К-н-а Кустарник
Поле Камень Картон С-е-ло Учитель
Коса Сарай Зерно Крыша Апельсин
Тело Повод Восток Трава Станция
Поля Холод Сугроб Кружка Чернила
Вера Песок Ветка Скалка Капуста
Сила К-э-л Пиджак Труба Р-а-о-ть
Душа Зелень Парка Скала Слепота
Река Телега Балкон П-е-а К-н-о-а

 

Приложение 5

 

 

Приложение 6

 

 

Приложение 7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: