ЧЕЛОВЕК
Биосоциальная сущность человека
Антропология – наука об антропогенезе (возникновении человека как биологического вида Homo sapiens и формировании человеческой личности)
Социогенез – процесс становления человеческого общества
Философская антропология – междисциплинарная область знания, целью которой является постижение сущности человека, его отличия от животных.
Биологические черты | Социальные черты |
передаются по наследству | формируются в процессесоциализации (включения в общественные отношения) |
Сходство с животными: § естественные потребности § бессознательное в психике (то, что не поддаётся волевому контролю): инстинкты, рефлексы, интуиция, сны и галлюцинации, влечения (неосознанные потребности), аффективно-импульсивные поступки, подражание § невербальное(несимволическое)общение § присваивающий характер деятельности Особые биологические черты: § способен к прямохождению § хорошо развитый головной мозг § особо устроенная кисть руки | § обладает сознанием- способностью к поддающемуся контролю отражению окружающего мира в психике человека. Наиболее ярко проявляется в абстрактноммышлении. § выделяет себя из окружающего мира (самосознание; Я-концепция) § имеет мировоззрение (целостное представление о мире). § способен действовать целенаправленно и планомерно(воля -способность к выбору и достижению цели) § умеет производить орудия труда § преобразовательный характер деятельности § способен к творчеству (т.е. созданию нового, ранее не существовавшему) § обладает речью (вербальное,словесно-знаковое, символическое общение) § регулирует поведение социальными нормами |
Личность
Индивид – единичное человеческое существо, представитель рода Homo sapiens Индивидуальность– совокупность физических и психических черт, определяющих своеобразие отдельного человека. | Личность – человеческий индивид как продукт общественного развития Личностные черты – социально значимые Вне общества личностные черты не формируются: § феномен Маугли (формирование вне общества), § феномен госпитализма (формирование в условиях ограниченности общения) § слепоглухонемые от рождения дети (неспособность взаимодействия с окружающим миром) |
Структура личности
§ биологические свойства, связанные с полом, возрастом, темпераментом (типом высшей нервной деятельности)
§ психологические свойства
Характер – отличительные поведенческие особенности человека, которые проявляются во всей его деятельности и в отношении к окружающей
действительности; имеет биосоциальную сущность
§ социальный опыт: привычки, умения и навыки; убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы.
Психоаналитическая концепция личности (З.Фрейд)
ИД (оно) | ЭГО (я) | Супер-ЭГО (система социальных ценностей) |
биологическое, инстинктивное | даёт возможность удовлетворить инстинктивные желания в рамках социальных ограничений | социальное |
бессознательное, иррациональное | сознательное | |
стремится к получению удовольствия | стремится к достижению идеала |
Периодизация развития личности
§ по типу ведущей деятельности (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев)
усвоение способов и норм отношений между людьми | 0-1 год непосредственное эмоциональное общение | 3-7 лет ролевая игра | 11-14 лет интимно-личностное общение |
усвоение способов оперирования предметами | 1-3 года предметно-манипулятивная деятельность | 7-10 лет учение | 14-17 лет учебно-профессиональная деятельность |
§ по стадиям формирования внутреннего мира личности
оживление способность к общению и восприятию | одушевление (1-6 лет) зарождение самостоятельности | персонализация (7-18 лет) формирование Я-концепции | индивидуализация (18-40 лет) саморазвитие личности | универсализация (40 и более лет) сформированная личность |
§ по кризисам возрастного развития
0-1 год базовое доверие | 1-3 года автономия | 3-7 лет инициативность | 7-10 лет компетентность | 11-17 лет идентификация | 18-25 лет поиск близости | 25-45 лет коллективизм | 45-65 лет удовлетворение |
§ по динамике целей и намерений
до 15 лет отсутствие самостоятельных целей | 15-25 лет осознание своих потребностей | 25-45 лет реализация намеченных целей | 45-65 лет переосмысление целей | 65 и более лет осмысление жизни |
Деятельность
Активность – свойство живых существ, проявляющееся во взаимодействии с окружающей средой; бывает внешняя (двигательная) и внутренняя (психическая).
Деятельность – форма активного взаимодействия личности или социальной общности с окружающим миром, проявляется в целесообразном изменении и преобразовании мира; в деятельности проявляются и формируются качества личности
3.1. Структура деятельности:
§ Субъект (тот, кто осуществляет деятельность) § Объект(на что направлена деятельность): материалы, предметы, области жизни § Средство(с помощью чего осуществляется деятельность): орудия труда, умения и навыки. § Цель(осознанный образ, на достижение которого направлена деятельность) § Результат | Проблемы: § выбор достижимой цели § соответствие средств поставленной цели § соответствие достигнутого результата поставленной цели |
Мотивы деятельности
Потребность – переживаемая нужда в том, что требуется для поддержания и развития организма и личности, предпосылка деятельности
- биологические - социальные - идеальные (духовные) | Иерархия (пирамида) потребностей А.Маслоу: физиологические – экзистенциальные – социальные – престижные – духовные | - разумные, истинные (то, что необходимо и соответствует потребностям окружающих) - неразумные, ложные |
§ Бессознательные мотивы: инстинктивное влечение, стереотипы автоматизированных действий.
§ Желания – осознанные потребности
§ Интересы – условия общественного развития, которые предоставляют наибольшие блага (индивидуальные, групповые, общественные)
§ Идеалы – высшая цель стремлений, представление о совершенстве
§ Убеждения, принципы – устойчивые взгляды на мир, представление о ценностях; их система - мировоззрение
Направленность личности –ценностная ориентация личности, влияющая на поведение человека через выбор мотивов и способов их реализации. § альтруистическая (на взаимодействие с людьми) § эгоцентрическая (на личные интересы) § деловая(на результат деятельности) | Социальная установка – обусловленная прошлым опытом общая ориентация, предрасположенность к определённым действиям в отношении объекта. Её компоненты: § когнитивный (познавательный):мнения и утверждения об объекте § аффективный (эмоциональный): переживания, связанные с объектом § поведенческий:готовность к определённым действиям в отношении объекта |
Фрустрация - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей
Предпосылки успешной деятельности
Способности — индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Структура: - биологические особенности - особенности психических процессов - уровень подготовленности и опыт - социально обусловленные качества | Стадии развития: - задатки (врожденные психофизиологические особенности) - одаренность (проявившиеся в деятельности способности) - талант (результат опыта работы) - гениальность (способность создавать уникальный продукт деятельности) | Уровень: - репродуктивный (воспроизводящий) - реконструктивный (комбинирующий) - творческий |