Предпосылки успешной деятельности




ЧЕЛОВЕК

Биосоциальная сущность человека

Антропология – наука об антропогенезе (возникновении человека как биологического вида Homo sapiens и формировании человеческой личности)

Социогенез – процесс становления человеческого общества

Философская антропология – междисциплинарная область знания, целью которой является постижение сущности человека, его отличия от животных.

Биологические черты Социальные черты
передаются по наследству формируются в процессесоциализации (включения в общественные отношения)
Сходство с животными: § естественные потребности § бессознательное в психике (то, что не поддаётся волевому контролю): инстинкты, рефлексы, интуиция, сны и галлюцинации, влечения (неосознанные потребности), аффективно-импульсивные поступки, подражание § невербальное(несимволическое)общение § присваивающий характер деятельности Особые биологические черты: § способен к прямохождению § хорошо развитый головной мозг § особо устроенная кисть руки § обладает сознанием- способностью к поддающемуся контролю отражению окружающего мира в психике человека. Наиболее ярко проявляется в абстрактноммышлении. § выделяет себя из окружающего мира (самосознание; Я-концепция) § имеет мировоззрение (целостное представление о мире). § способен действовать целенаправленно и планомерно(воля -способность к выбору и достижению цели) § умеет производить орудия труда § преобразовательный характер деятельности § способен к творчеству (т.е. созданию нового, ранее не существовавшему) § обладает речью (вербальное,словесно-знаковое, символическое общение) § регулирует поведение социальными нормами

Личность

Индивид – единичное человеческое существо, представитель рода Homo sapiens Индивидуальность– совокупность физических и психических черт, определяющих своеобразие отдельного человека.   Личность – человеческий индивид как продукт общественного развития Личностные черты – социально значимые Вне общества личностные черты не формируются: § феномен Маугли (формирование вне общества), § феномен госпитализма (формирование в условиях ограниченности общения) § слепоглухонемые от рождения дети (неспособность взаимодействия с окружающим миром)

Структура личности

§ биологические свойства, связанные с полом, возрастом, темпераментом (типом высшей нервной деятельности)

§ психологические свойства

Характер – отличительные поведенческие особенности человека, которые проявляются во всей его деятельности и в отношении к окружающей

действительности; имеет биосоциальную сущность

§ социальный опыт: привычки, умения и навыки; убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы.

Психоаналитическая концепция личности (З.Фрейд)

ИД (оно) ЭГО (я) Супер-ЭГО (система социальных ценностей)
биологическое, инстинктивное даёт возможность удовлетворить инстинктивные желания в рамках социальных ограничений социальное
бессознательное, иррациональное сознательное
стремится к получению удовольствия стремится к достижению идеала

Периодизация развития личности

§ по типу ведущей деятельности (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев)

усвоение способов и норм отношений между людьми 0-1 год непосредственное эмоциональное общение 3-7 лет ролевая игра 11-14 лет интимно-личностное общение
усвоение способов оперирования предметами 1-3 года предметно-манипулятивная деятельность 7-10 лет учение 14-17 лет учебно-профессиональная деятельность

§ по стадиям формирования внутреннего мира личности

оживление способность к общению и восприятию одушевление (1-6 лет) зарождение самостоятельности персонализация (7-18 лет) формирование Я-концепции индивидуализация (18-40 лет) саморазвитие личности универсализация (40 и более лет) сформированная личность

§ по кризисам возрастного развития

0-1 год базовое доверие 1-3 года автономия 3-7 лет инициативность 7-10 лет компетентность 11-17 лет идентификация 18-25 лет поиск близости 25-45 лет коллективизм 45-65 лет удовлетворение

§ по динамике целей и намерений

до 15 лет отсутствие самостоятельных целей 15-25 лет осознание своих потребностей 25-45 лет реализация намеченных целей 45-65 лет переосмысление целей 65 и более лет осмысление жизни

Деятельность

Активность – свойство живых существ, проявляющееся во взаимодействии с окружающей средой; бывает внешняя (двигательная) и внутренняя (психическая).

Деятельность – форма активного взаимодействия личности или социальной общности с окружающим миром, проявляется в целесообразном изменении и преобразовании мира; в деятельности проявляются и формируются качества личности

 

3.1. Структура деятельности:

§ Субъект (тот, кто осуществляет деятельность) § Объект(на что направлена деятельность): материалы, предметы, области жизни § Средство(с помощью чего осуществляется деятельность): орудия труда, умения и навыки. § Цель(осознанный образ, на достижение которого направлена деятельность) § Результат Проблемы: § выбор достижимой цели § соответствие средств поставленной цели § соответствие достигнутого результата поставленной цели

Мотивы деятельности

Потребность – переживаемая нужда в том, что требуется для поддержания и развития организма и личности, предпосылка деятельности

- биологические - социальные - идеальные (духовные) Иерархия (пирамида) потребностей А.Маслоу: физиологические – экзистенциальные – социальные – престижные – духовные - разумные, истинные (то, что необходимо и соответствует потребностям окружающих) - неразумные, ложные

§ Бессознательные мотивы: инстинктивное влечение, стереотипы автоматизированных действий.

§ Желания – осознанные потребности

§ Интересы – условия общественного развития, которые предоставляют наибольшие блага (индивидуальные, групповые, общественные)

§ Идеалы – высшая цель стремлений, представление о совершенстве

§ Убеждения, принципы – устойчивые взгляды на мир, представление о ценностях; их система - мировоззрение

 

Направленность личности –ценностная ориентация личности, влияющая на поведение человека через выбор мотивов и способов их реализации. § альтруистическая (на взаимодействие с людьми) § эгоцентрическая (на личные интересы) § деловая(на результат деятельности) Социальная установка – обусловленная прошлым опытом общая ориентация, предрасположенность к определённым действиям в отношении объекта. Её компоненты: § когнитивный (познавательный):мнения и утверждения об объекте § аффективный (эмоциональный): переживания, связанные с объектом § поведенческий:готовность к определённым действиям в отношении объекта

Фрустрация - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей

Предпосылки успешной деятельности

Способности — индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Структура: - биологические особенности - особенности психических процессов - уровень подготовленности и опыт - социально обусловленные качества Стадии развития: - задатки (врожденные психофизиологические особенности) - одаренность (проявившиеся в деятельности способности) - талант (результат опыта работы) - гениальность (способность создавать уникальный продукт деятельности) Уровень: - репродуктивный (воспроизводящий) - реконструктивный (комбинирующий) - творческий


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: