Какие требования предъявляются к современному уроку?




Для реализации вышеназванных путей повышения эффек­тивности необходимо соблюдать ряд требований, предъявляе­мых к современному уроку.

1. На каждом уроке должно соблюдаться единство образова­тельной, развивающей и воспитывающей целей. Каждый урок должен способствовать реализации важнейших закономерно­стей процесса обучения.

2. Каждый урок должен отвечать всем принципам дидактики и прежде всего научности и связи обучения с жизнью.

Любой урок по любому учебному предмету - это часть про­цесса, поэтому и необходимо увязывать обучение с жизнью, с практикой, которая в научном познании играет роль критерия истинности, а в учебном - способствует формированию интере­са к учебе, положительного отношения к ней, выработке умений применять теоретические знания на практике для объяснения явлений окружающей действительности.

3. Каждый урок должен быть характерен четко выраженной дидактической целью, которая часто подменяется темой урока.

В зависимости от намеченной цели учитель в процессе подго­товки к уроку должен определить содержание учебного материа­ла, которое необходимо дать учащимся, структуру урока, методы обучения, средства и: т. п. Отсутствие четко выраженной цели для каждого урока приводит к тому, что они становятся однообраз­ными, а это способствует потере интереса к учению.

4. Использование разнообразных методов и приемов обуче­ния с целью активизации познавательной деятельности учащих­ся на всех этапах урока.

Смена видов деятельности на уроке должна быть разумной, должна учитывать возрастные особенности учащихся, особенно­сти данного класса и т. п. Не все дети и не всегда могут легко пе­реключаться с одного вида деятельности на другой.

5. Одним из требований к уроку является его эмоциональ­ность, что должно побуждать учащихся к осуществлению важ­нейшего вида деятельности на уроке - усвоению новых знаний. Это не должно проявляться: только внешне (громкий голос учи­теля, жестикуляция и пр.), эмоциональность должна проявлять­ся в отношении учителя к процессу обучения на уроке, к изучае­мой теме и т. д.

Урок должен быть эмоциональным, чтобы было какое-то на­пряжение у учащихся, это один из способов их активизации. Ис­пользование на уроке различного рода проблемных ситуаций также способствует эмоциональности, активизирует познава­тельную деятельность учащихся.

6. На каждом уроке должен проводиться непрерывный учет знаний учащихся. Процесс обучения на любом уроке будет эффективным лишь при наличии постоянной обратной связи. На каждом этапе урока учитель должен четко представлять уровень овладения учащими­ся учебным материалом, чтобы способствовать постоянному по­вышению этого уровня. У каждого учителя должна быть хорошо развита наблюдательность для оценки результатов познаватель­ной деятельности учащихся на уроке.

7. Каждый урок должен отличаться своей организационной закономерностью, ощутимостью положительных результатов, чтобы каждый прошедший урок вызывал у учащихся и учителя чув­ство движения вперед, чтобы урок давал заметное количественное нарастание знаний, или их качественное совершенствование, или и то и другое вместе. Такое заметное нарастание знаний (умений и навыков) всегда вызывает чувство удовлетворения и, естественно, вызывает активное отношение у учащихся к учению. Каждый урок должен быть законченной частью процесса обучения.

8. На каждом уроке должны присутствовать элементы систе­матического повторения.

9. Каждый урок должен быть оптимально технически и дидактичecки оснащен.

Познание начинается с чувственных восприятий. Однако не нужно использовать наглядность ради наглядности, нельзя зло­употреблять техническими средствами, необходимо чувство меры. Все затраты времени при подготовке учителя к уроку на изобретение и изготовление наглядных и дидактических посо­бий с лихвой окупаются результатами обучения.

10. Связь каждого урока по любому учебному предмету с пре­дыдущими и последующими уроками.

11. Использование всего времени урока с максимальной про­дуктивностью.

12. Обеспечение учебно-трудовой дисциплины учащихся на протяжении всего урока.

13. Одним из своеобразных требований к уроку является гиб­кость его структуры.

14. Профессиональная направленность урока.

Каждый урок, независимо от учебного предмета, должен иметь профессиональную направленность. Каждый раз по возможности необходимо подчеркивать важность изучаемого учебного материа­ла для овладения в будущем какой-то конкретной профессией, важность получаемых знаний для всей дальнейшей жизни.

15. Эффективность домашнего задания и его обязательная проверка.

Учитель, давая задание на дом, должен быть уверен, что все учащиеся смогут с ним справиться. Иногда предлагаются задания повышенной трудности, но в любом случае учитель обязан ком­ментировать домашнее задание, объясняя, в чем его суть, какова цель, где прочитать основные правила его выполнения и т. п.

Выполнение учащимися любого домашнего задания должно обязательно проверяться и анализироваться, иначе у учащихся про­падает интерес к самостоятельной познавательной деятельности.

16. Создание благоприятных морально-психологических и санитарно-гигиенических условий.

Вузовская лекция.

Лекция – это одна из форм организации обучения, в условиях которой преподаватель системно и последовательно преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал по целой теме, а студенты слушают и записывают содержание лекции, а в отдельных ситуациях и задают вопросы, на которые преподаватель отвечает.

Общий структурный каркас любой лекции - это формулировка темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем - строгое следование плану предложенной работы.

В качестве основных требований к чтению лекции выдвигают:

. высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило,

мировоззренческое значение;

. большой объем четко и плотно систематизированной и методически перера­ботанной современной научной информации;

. доказательность и аргументированность высказываемых суждений;

. достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, тек­стов и документов;

. ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постанов­ка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;

. анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;

. выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;

. разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам воз­можности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

. умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование ди­дактических материалов и технических средств;

. при мене ни е основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

Виды лекций:

1. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учеб­ных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена из­вестных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литерату­ры, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

3. Обзорная лекция - это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень изла­гаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концепту­альная основа всего курса или крупных его разделов.

4. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблем­ность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследователь­ской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современ­ных точек зрения.

5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лек­ции сводится к развернутому или краткому комментированию просматривае­мых визуальных материалов (натуральных объектов - людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, таблиц, графов, графиков, моделей).

6. Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как уче­ного и практика, преподавателя и студента).

7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулиро­вание студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографиче­ской). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделан­ных ошибок.

8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с зара­нее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 ми­нут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить про­блему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной рабо­ты и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информа­цию, и формулирует основные выводы.

9. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вари­ант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы­-дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной инфор­мации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске отве­тов на поставленные вопросы.

В практике высшей школы используются и другие виды лекционной формы обучения.

Резюме:

В качестве основных форм организации процесса обучения в школе принят урок, в вузе - лекция.

Среди большого числа и разнообразия видов организации процесса обучения в школе и в вузе каждый вид или тип решает определенный набор дидактических за­дач и выполняет свое назначение. Их разнообразие на практике говорит о творче­стве и мастерстве учителей школ и преподавателей высших учебных заведений, заинтересованных в результативности своей работы.

Классификация форм организации обучения:

1. По составу учащихся:

а) временные

б) постоянные

2. По месту работы:

а) школьные (классы лаборатории)

б) внешкольные (дом, работа, экскурсия, поход и т.д.)

3. По времени работы:

а) классные

б) внеклассные (соревнование, кружок, факультатив и т.д.)

4. По характеру управления учителем учебной деятельностью учеников:

а) репродуктивные

б) проблемно-поисковые

в) исследовательские

5. По дидактическим целям:

а) практика

б) лекция

в) семинар



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: