Молодежь как объект деятельности НСДАП




Для того, чтобы понять сущность происходящих в современном немецком обществе политических процессов, участниками которых являются ультраправые объединения, недостаточно поверхностного взгляда на текущую ситуацию. Фундамент многих социальных и политических явлений, таких как вспышки ксенофобии, распространение радикальных идей в среде молодежи и попытки реабилитации нацизма, был заложен в прошлом Германии, только его обнажение и изучение способно пролить свет на причину и вероятные последствия происходящих событий.

Как известно, история подавляющего большинства правых молодежных организаций, течений и движений Германии неразрывно связана с историей, деятельностью и идеологией не существующей ныне Национал-социалистической немецкой рабочей партии (нем. NSDAP).

НСДАП вела активную работу с молодежью с момента возникновения в 1920 году. К этому времени относится образование «Молодёжного союза НСДАП» и молодежной организации СА (штурмовых отрядов) «Юнгштурм Адольфа Гитлера». Особого внимания заслуживает «Общегерманский молодёжный союз НСДАП». Эта организация имела отделения в 9 немецких землях и за границей: Чехословакии, Австрии. Цель союза – вновь пробудить и взрастить в молодёжи качества, коренящиеся в германской крови – объединяла молодых людей различного положения: гимназистов, студентов, молодых служащих и часть рабочих. По сути, это была первая относительно удачная попытка нацистов объединить молодежь под своими знаменами. Об ограниченности этой организации говорит тот факт, что она прекратила свое существование одновременно с роспуском и запрещением НСДАП осенью 1923 года, не сумев быстро приспособиться к политической ситуации.

В 1925-1926 гг. произошло возрождение НСДАП. К этому времени относится и появление ее новых молодежных групп, самой значимой из которых стал Гитлерюгенд.

Историю Гитлерюгенда можно рассматривать как историю молодежного крыла НСДАП, так как основой для его формирования в 1926 году послужило объединение атомизированных молодёжных групп НСДАП в единую организацию «Великогерманское Молодёжное Движение», в том же году переименованное в Гитлерюгенд. Организацию того времени можно рассматривать как молодёжное подразделение штурмовых отрядов (СА), подчиненное местному руководству данной структуры. Только в декабре 1926 года была издана директива о присоединении Гитлерюгенда к НСДАП. В ней прямым текстом говорилось, что все члены организации, достигшие 18-летнего возраста, должны были стать членами национал-социалистической партии. Для закрепления связи партии и ее молодежной группы, к каждой местной ячейке НСДАП прикреплялась местная организация Гитлерюгенда, куда были приписаны все дети из ближайших кварталов.

Официальный характер Гитлерюгенда, сращивание его с нацистской партией проявлялся еще и в том, что организация смогла за короткое время в несколько тысяч раз увеличить свою численность. «До прихода Гитлера к власти она насчитывает всего 300 тысяч членов. Сразу после его прихода она становится восьмимиллионной, так как все остальные молодежные организации проглочены «Гитлерюгендом». [Желев, 1991. С.128]. Динамику роста численности организации можно проследить на примере Обергебита Вест (Западной Германии):

· «1925 год – 100 членов

· 1926 год – 200 членов

· 1927 год – 500 членов

· 1928 год – 800 членов

· 1929 год – 1200 членов

· 1931 год – 2400 членов

· 1932 год – 6300 членов

· 1933 год – 15 000 членов

· 1934 год – 1 500 000 членов

Для всего же Гитлерюгенда прирост численности составил с 107956 человек (конец 1932 года) до 3 577 565 человек в конце 1934 года» [Электронный ресурс: https://redbaron88.narod.ru/hj].

Другим важным фактором прироста численности стало то, что в декабре 1936 года Гитлерюгенд был объявлен единственной организацией, которой позволено заниматься объединением и воспитанием молодежи. В параграфах «Закона о Гитлерюгенде» были четко прописаны положения, утверждающие его монополию на воспитание о образование:

§1. Вся немецкая молодежь должна вступить в «Гитлерюгенд».

§2. Вся немецкая молодежь дома, в школе, в «Гитлерюгенде» должна обучаться физически, умственно и нравственно в духе национал-социализма, службы народу и народному сообществу. [Закон о Гитлерюгенде, 1936].

Исходя из текста, можно сделать вывод о навязчивом принуждении к вступлению в ряды гитлеровской молодежи. Сразу после выхода закона, нацисты включили в работу по привлечению молодежи государственные учреждения и местные органы власти. «Шла рассылка официальных информационных бумаг по адресам, где проживали мальчики и девочки 1926 года рождения. В них содержалось требование к родителям привести ребенка в «Юнгфольк» или «Юнгмэдль» [Кнопп, 2004, 11]. Министерство образования также шло на сотрудничество, опасаясь влияния руководства Гитлерюгенда на школьную молодежь. Обычным явлением стала агитация на родительских собраниях, так как учителей начальных и средних школ обязывали завлекать своих учеников в Гитлерюгенд. В результате первой кампании по набору новых членов, 90% всех десятилетних детей к 19 апреля 1936 года стали участниками организации.

Процессы, происходившие в молодежной политики Германии в 1930х годах, отражены статистикой. В сводной таблице содержатся данные о численности молодых последователей Гитлера по отношению к общему количеству молодежи:

Таблица 1.

Год Общая численность молодежи Число членов Гитлерюгенда Женские подразделения Гитлерюгенда
       
       
       
       
       
       
       
       

[Аникеев, 1990, С. 97].

Можно заметить, что особенно крупный скачок численности членов Гитлерюгенда произошел в силу озвученных выше причин сразу после прихода НСДАП к власти.

За все время существования Гитлерюгенда не раз менялись возрастные и гендерные признаки объекта его воздействия. В самом начале деятельности, в 1926 году, в организацию набирались молодые люди, достигшие 14 лет. Так продолжалось до 1928 года, когда, в связи с массовой поддержкой организации молодежью, было решено создать новые подразделения, позднее преобразованные в Юнгфольк и Союз Немецких Девушек. Союз, образованный в июне 1930 года, объединил в системе Гитлерюгенда разрозненные женские организации. СНД подразделялся на две группы: 9-15 и 15-21 летних.

Несмотря на четко обозначенный возраст членов организации, некоторыми исследователями в системе Гитлерюгенда рассматриваются еще и военная и государственная служба. По-видимому, это связано с размытостью границ между Гитлерюгендом и непосредственно НСДАП, а также сращиванием направлений деятельности. Учитывая это факт, возрастную структуру организации можно представить следующим образом:

1. «С 10 до 14 лет – Юнгфольк

2. С 14 до 18 лет – Гитлерюгенд

3. С 18 до 20 лет – разные партийные организации, СА, СС

4. С 20 до 21 года – Трудовой фронт

5. С 21 до 23 лет – служба в армии

6. С 23 лет – различные нацистские организации, в т.ч. – НСДАП» [Желев, 1991, С.130]

Если говорить о гендерном факторе в воспитании немецкой молодежи, можно заметить, что действовал принцип разделения по половому признаку. Для мальчиков и девочек действовали разные организации: Юнгфольк и Юнгмедель соответственно. В дальнейшем принцип разделения сохранялся: юноши переходили в Гитлерюгенд, девушки вступали в родственный ему Союз немецких девушек. Членами этих организаций они оставались до 18 лет, после чего направлялись в трудовые лагеря, юноши, помимо прочего, проходили службу в армии.

Отличительной особенностью Гитлерюгенда можно назвать принцип построения системы управления: «молодежью должна руководить молодежь». Отчасти это принцип культивировался по причине молодости большей части НСДАП, почти около 70% состава которой в 1926 году было младше 30 лет. Также молодыми были руководители Гитлерюгенда и связанных с ним структур: рейхсюгендфюрер (руководитель имперской молодежи) фон Ширах, рейхсфюрер СС Гиммлер.

Это не могло не повлиять на весь руководящий состав организации, и именно поэтому руководителями нижестоящих уровней становились молодые люди, «которые привнесли в организацию молодых гитлеровцев формы и традиции союзной молодежной деятельности, что значительно укрепило ее позиции» [Электронный ресурс: https://pskgu.ru/projects/pgu/storage/wt/wt141/wt141_13.pdf]. Для воспитания поколения молодых руководителей в духе национал-социализма, руководством Гитлерюгенда в августе 1934 года был объявлен «год обучения». «На 287 учебных курсах было подготовлено 12727 «фюреров» Гитлерюгенда и 24660 «фюреров» Юнгфолька [Кнопп, 2004, С. 15]», в дальнейшем широкое распространение получили «школы фюрера», в которых готовили новых функционеров взамен выпустившихся из организации.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что Гитлерюгенд являлся крупнейшей в Третьем Рейхе молодежной организацией, подконтрольной НСДАП, построенной на принципе иерархии и служащей для воспитания молодого поколения в духе национал-социализма.

Рассмотрим, какими способами происходило создание граждан государства нового типа.

Для получения граждан с необходимыми параметрами, НСДАП требовались активные, дисциплинированные, физически крепкие молодые люди с устойчивым мировоззрением. Для достижения этой цели нацистами велась работа сразу по нескольким направлениям.

Во-первых, сразу после прихода Гитлера к власти Гитлерюгенд принялся активно влиять на молодежный и детский спорт. Для детей младше 14 лет физическая подготовка была возможна исключительно в рамках этой нацистской организации. «Молодежь имела право посещать спортивные и физкультурные секции лишь при наличии членства в Гитлерюгенде. Спортивные тренеры также проходили подготовку исключительно в имперских спортивных школах» [Кнопп, 2004, С. 15-16]. Гитлерюгенд пропагандировал народный «долг по физической закалке». В ход шли такие лозунги, как «Твое тело принадлежит народу» и «Ты обязан быть здоровым».

Во-вторых, была реформирована система образования. Учебный материал всех предметов строился на пропаганде милитаризма, идеи превосходства «арийской» расы. «Национал-политическое обучение основывалось в первую очередь на господствующем представлении об избранности «арийской» расы. Вводилось обязательное преподавание «расовых исследований». Остальные школьные предметы, такие как биология, история, математика и др. велись с позиции расовой теории» [Электронный ресурс: https://pskgu.ru/projects/pgu/storage/wt/wt141/wt141_13.pdf].

Вторым изменением в системе общешкольного образования должна была явиться замена материализма на идеализм. Иначе говоря, мышление молодежи должно строиться не на рациональных началах, а на иррациональной слепой вере, в частности, в расовую теорию. Молодежь должна была понять, что это «главная из главных, центральная из центральных проблем. Ни один юноша, ни одна девушка не должны покидать стен школы, не поняв до конца, какое гигантское значение имеет вопрос о чистоте крови» [Электронный ресурс: https://redbaron88.narod.ru/hj].

В-третьих, необходимые качества вырабатывались молодежью в тесном сотрудничестве с силовыми и правительственными нацистскими организациями: НСДАП, СС, СА, армией. Только в предвоенном 1938 Гитлерюгенд направил в действующую армию 180 тысяч воспитанников, еще около 200 тысяч проходили курсы в лагерях подготовки под руководством инструкторов.

С 1935 года специальные группы Гитлерюгенда в целях дополнительного контроля за членами организации несли патрульную службу, выполняя фактически полицейские функции. Юные блюстители порядка патрулировали массовые общественные мероприятия и обходили закусочные. В случае антиправительственной критики или сопротивления, они обращались в гестапо или полицию.

В сельских районах создавались лагеря, в которых велась мировоззренческая подготовка сельской молодёжи. На селе создавались опорные пункты, на базе которых формировались местные группы СА и Гитлерюгенда, организовывались совместные с СС военные игры.

Логику такого метода воспитания можно объяснить таким образом: минимум жизненно необходимых знаний при активнейшей нацистско-расистской пропаганде позволит контролировать среду духовных интересов молодёжи. Наряду с этим, активная физическая подготовка и военная служба позволит направить энергию молодёжи либо на подготовку, либо на непосредственное осуществление военных действий.

Учитывая вышесказанное, можно прийти к выводу, что, несмотря на кратковременность существования Гитлерюгенда, НСДАП удалось вырастить целое поколение, для которого построение национал-социалистического государства являлось главенствующим жизненным смыслом. С помощью воспитания нацистам удалось порвать связи молодых людей с традиционными ценностями и полностью нацелить их на служение «великому делу». Но крах Третьего Рейха стал крушением Гитлерюгенда как организации, так и целей и жизненных ориентиров ее членов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: