Положение молодежных спортивных объединений в современной России




 

После распада СССР в 1991 году произошли серьезные структурные изменения как в системе массового спорта в целом, так и в системе молодежных спортивных организаций. Новые реалии, прежде всего, экономические, поставили спортивные объединения на грань выживания.

При этом, разумеется, не следует думать, что перемены носили внезапный характер. Уже с началом перестройки произошло снижение финансирования из федерального бюджета, в результате чего в упадок пришел детский и юношеский спорт и спорт высших достижений [Голощапов, 2013, С.114]. Кроме того, 20 февраля 1987 года вышло постановление ВЦСПС «О мерах совершенствования руководства физкультурным движением профсоюзов», естественно, подготовленное и согласованное в ЦК КПСС и Госкомспорте СССР, фактически заявившее о ликвидации спортивных обществ и создании единого ВДФСО профсоюзов. Согласно данному постановлению были упразднены все добровольные спортивные общества, по большей части молодежные. Список, помимо прочего, включал в себя общества "Буревестник", "Водник", "Локомотив", "Спартак", "Труд", "Урожай" и другие. Несмотря на ярко выраженную направленность на организацию спортивного воспитания молодежи, данный документ фактически разрушил устоявшуюся систему спортивной подготовки молодых людей. Конечно, в статьях документа говорилось и о проведении рабочих спартакиад и студенческих универсиад, но история независимых спортивных объединений прервалась, что крайне негативно отразилось на общем состоянии молодежного спорта в последующий период.

Прежде чем говорить непосредственно о положении молодежных спортивных объединений на современном этапе, следует подробнее остановиться на изменениях, происходивших в структурах управления данными объединениями в последние два десятилетия. Процессы, происходившие в регулирующих область спорта и молодежной политики органах власти, непосредственным образом повлияли на текущее состояние молодежного спорта как целого и деятельность спортивных организаций в частности.

Следует отметить, что период 1992-2002 гг. был чрезвычайно сложным временем для управления физкультурно-спортивной отраслью. Снижению эффективности органов управления, центральным из которых стал Комитет РФ по физической культуре, способствовали недофинансирование, реорганизации и текучка кадров и коренные перемены в социально-экономической сфере жизни – все это чрезвычайно затрудняло управление физическим и спортивным воспитанием в государстве.

Вместе с проводимыми реформами ведомства изменялась его структура и функции: Комитету то передавалась молодежной политики, то изымалась из его ведомства – в 1994 г. Комитет стал называться Комитетом РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму, но в этом же году (спустя 4 месяца после передачи) молодежная политика была изъята из его компетенции.

В 2004 году в целях оптимизации государственных функций Правительство РФ было реформировано. В соответствии с концепцией правительственной реформы, Госкомспорт переходил под контроль Министерства здравоохранения и социального развития и был переименован в Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму (Росспорт), курирующий, помимо прочего, и молодежные организации, о которых будет сказано ниже.

В результате дальнейших перестановок место ликвидированного в 2008 году Росспорта управленческие функции стало исполнять Министерство спорта, туризма и молодежной политики, которая была выведена из ведения данной структуры в мае 2012 года.

Из вышесказанного следует, что структуры, реализующие государственную политику и курирующие деятельность молодежных спортивных организаций, не отличаются устойчивостью, в связи с чем работа данных ведомств на протяжении длительного времени была фрагментарной, неполной. Данный факт, безусловно, негативно отразился на количественном охвате молодого населения страны различными спортивными мероприятиями и, как следствие, уровне физической подготовки молодых граждан. Кроме того, государственным структурам приходилось в короткие сроки менять стиль и методы руководства и прибегать к помощи саморегулирующихся спортивных организаций, которые, как уже было отмечено, были расформированы в конце Советского периода и возродились уже после распада СССР.

Подходя к вопросу о современном положении молодежных спортивных объединений, следует особо отметить, что уставные документы большинства всероссийских организаций, несмотря на активное в них участие молодежи, зачастую не акцентируют молодежную направленность деятельности. Поэтому следует подробнее остановиться на организациях, позиционирующих себя как молодежные.

С 1991 года в РФ действует Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо». Помимо граждан в возрасте до 30 лет, входящих в постоянный «взрослый» состав общества, при региональных представительствах действуют отделения для несовершеннолетних граждан. Для организации работы данных сообществ создаются детские и юношеские организации "Юный динамовец", членами которых являются дети и подростки в возрасте до 18 лет, а также детские и юношеские объединения, ориентированные на молодежь, нацеленную на работу в органах безопасности и правопорядка. По состоянию на апрель 2010 года в спортивных секциях, организованных обществом, занимается более 120 тысяч детей [Проничева, 2010].

Образованный в 1993 году Российский студенческий спортивный союз (РССС) – прямой потомок уже упомянутого выше общества «Буревестник» – на сегодняшний день объединяет 63 региональных отделения в 7 федеральных округах. Говоря о связи данной организации с органами власти, следует отметить, что в 2011 году РССС подписал соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с Министерством спорта Российской федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации и соглашение с Олимпийским комитетом России. Кроме того, в 2012 г. подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве с Российским союзом ректоров.

Как следует из названия, основным контингентом организации являются студенты, поэтому взаимодействию с университетами, особенно федеральными, уделяется особое внимание. В данный момент подписаны соглашения о сотрудничестве с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Сибирским федеральным университетом, Южным федеральным университетом, Уральским федеральным университетом им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина и Северо-Восточным федеральным университетом. Помимо озвученных вузов РССС координирует более 500 вузов.

Особо следует отметить, что РССС создал эффективную систему сотрудничества с национальными спортивными федерациями: в настоящий момент он имеет соглашения о сотрудничестве с 29 всероссийскими федерациями по видам спорта. Основной целью взаимодействия является создание и развитие студенческих лиг и ассоциаций по видам спорта, популяризация спорта среди студенческой молодежи. В настоящее время при участии РССС и всероссийских спортивных федерации учреждены 13 студенческих спортивных лиг и ассоциаций.

Говоря о международном положении данной организации, стоит отметить, что РССС является полномочным представителем России в Международной федерации студенческого спорта (FISU) и Европейской ассоциации студенческого спорта (EUSA), что, несомненно, свидетельствует о высоком уровне развития данной организации. Кроме того, РССС – единственная всероссийская спортивная организация, вошедшая в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, о чем подробнее будет сказано ниже.

Напоследок хотелось бы сказать о физкультурно-спортивной организации «Юность России», учрежденной в 1990 году. На сегодняшний день данная организация объединяет различные спортивные организации 80 субъектов Российской Федерации, в том числе 50 ДЮСШ. Членами организации являются учащиеся учебных заведений, их выпускники, работники системы образования, члены их семей.

Особо следует отметить тот факт, что "Юность России" является одним из постоянных членов Международной федерации школьного спорта, объединяющей более 75 национальных детских спортивных организаций, что свидетельствует об эффективности работы данной организации и ее довольно успешном выходе за пределы РФ.

Согласно данным отраслевого портала «Спортивная Россия» на территории РФ действует порядка 393 самостоятельных организаций и региональных отделений физкультурно-спортивных молодежных обществ, что свидетельствует об их достаточно плотном распространении, учитывая все трудности, с которыми пришлось столкнуться данным организациям в последние два десятилетия [Электронный ресурс https://www.eurasianhome.org/organizationsregional].

2.2. Деятельность молодежных спортивных организаций в нормативно-правовых актах РФ.

 

Перед современной Россией стоит ряд вызовов, связанных ухудшением качества населения, снижением количества здоровых граждан. По данным Минздравсоцразвития России, только 14 процентов обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 процентов допризывной молодежи не соответствует

требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части

выполнения минимальных нормативов физической подготовки. В настоящее время 85 процентов граждан, в том числе 65 процентов детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом [Стратегия развития физической культуры и спорта, 2009]. Поэтому решение данных проблем – задача, стоящая не только перед государственными органами, но и обществом в целом. Поэтому имеет смысл подробнее рассмотреть формы их взаимодействия.

Каждая из озвученных выше организаций является одновременно как субъектом молодежной политики, так и объектом действия нормативных актов, принятых сразу несколькими ведомствами. Это обусловлено, в первую очередь, сложностью объекта. С одной стороны, на данные организации направлены акты, принятые в рамках реализации ГМП, т.е. определяющим фактором в данном случае является их молодежный характер. С другой стороны, ведомства, регулирующие спортивную деятельность, видят в данных организациях, прежде всего, спортивную составляющую.

Для объективного понимания процессов, происходящих в рассматриваемой сфере в настоящий период, имеет смысл отделить документы, принятые Министерством образования, в ведении которого находится молодежная политика, от документов, разработанных Министерством спорта, Агентством по физической культуре и другими структурами, связанными непосредственно со спортивной деятельностью для их более взвешенного анализа.

Понятия «молодежный спорт» в современном законодательстве не существует, однако Комитет Государственной Думы РФ по физической культуре, спорту и молодежной политике впервые в истории современной России дает понятие детско-юношеского спорта, опираясь на которое будут рассмотрены нормативные акты, регулирующие в т.ч. и данную сферу. Согласно поправкам в ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», о котором подробнее будет рассказано ниже, «детско-юношеский спорт – часть спорта, направленная на спортивную подготовку несовершеннолетних граждан в организациях спортивной подготовки, а также на их участие в спортивных соревнованиях, в которых спортсмены в возрасте до 18 лет (или до иного возраста, указанного для этих целей в Единой всероссийской спортивной классификации) являются основными участниками" [О физической культуре и спорте в Российской Федерации, 2015]. На основании данной поправки возможно вывести понятие молодежного спорта с указанием возраста граждан от 14 до 30 лет. Однако в этом случае определенное количество молодых людей будет попадать под действие двух определений, в связи с чем данная инициатива должна быть продумана более тщательно.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность организаций детско-юношеского спорта и организаций со стороны Минобрнауки, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в декабре 2012 года.

Данный закон предусматривает несколько аспектов работы с молодыми людьми, попадающих в сферу деятельности молодежных спортивных организаций.

К данным аспектам можно отнести, во-первых, реализацию дополнительных предпрофессиональных программ, «которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта» [Об образовании в Российской Федерации, 2012, ст. 84].

Во-вторых, Законом предусмотрена сетевая форма реализации программ в т.ч. спортивного воспитания, что самым непосредственным образом касается молодежных спортивных организаций [Об образовании в Российской Федерации, 2012, ст. 15].

В-третьих, в тексте закона говорится о принципах функционирования данных организаций. К ним относятся принципы «автономии образовательных организаций, академические права и свободы работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций» [Об образовании в Российской Федерации, 2012, ст. 3].

Кроме того, Министерство осуществляет, согласно законодательству, меры по поддержке деятельности молодежных организаций.

Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" определяет поддержку как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни.

В тексте закона указано, что он «регулирует отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением федеральными органами исполнительной власти мер государственной поддержки общероссийских, международных молодежных и детских объединений» [О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений, ст. 1].

Далее говорится, что поддержка оказывается общероссийским, международным молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов, т.е. рассматриваемые в работе молодежные спортивные организации входят в данную категорию. [О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений, ст. 4, п. 1]. Согласно последним изменениям, в данную группу попадают и общероссийские, международные детские объединения граждан в возрасте до 18 лет и совершеннолетних граждан, объединившихся для осуществления совместной деятельности. Следует отметить, что решение о государственной поддержке проектов молодежных и детских объединений принимается федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики по результатам конкурса указанных проектов. Данный факт может служить причиной того, что в реестре Агентства по делам молодежи, как уже было отмечено ранее, указана лишь одна организация, получающая государственную поддержку.

Говоря о регулировании деятельности молодежных спортивных организаций со стороны Министерства спорта, в первую очередь следует подробнее остановиться на ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Данный закон опять-таки не вводит понятий «молодежный спорт», «молодежная спортивная организация», однако в перечне субъектов физической культуры отдельно представлен уже упомянутый Российский студенческий спортивный союз, что говорит о выходе организаций данного типа из разряда только объектов государственной политики. Согласно тексту закона, на данную организацию возложена задача содействовать развитию детско-юношеского спорта, школьного спорта, студенческого спорта, массового спорта [О физической культуре и спорте в Российской Федерации, 2015, ст.6].

Согласно тексту закона, молодежные спортивные организации создаются и действуют на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, а также в соответствии с учредительными документами физкультурно-спортивных организаций [О физической культуре и спорте в Российской Федерации, 2015, ст.10].

В «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», которая является одним из важнейших ориентиров развития детско-юношеского спорта, одним из ключевых направлений является создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, в первую очередь подрастающего поколения. Согласно плану реализации, общественным физкультурно-спортивным организациям отведена достаточно важная роль: на них возложено создание системы массовых центров и системы работы по месту жительства, разработка и реализация плана проведения Спартакиад народов России, разработка мер по проведению комплексных соревнований среди школьников в целях популяризации спорта и отбора наиболее талантливых из них, что может говорить о высокой оценке деятельности данных организаций государственными органами.

Кроме того, одной из центральных проблем, озвученных в Стратегии, является отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, искусственное сдерживание его развития. Поэтому крайне важен тот факт, что в тексте документа отдельным пунктом вынесена разработка комплекса мер по развитию и укреплению молодежных общественных организаций в сфере физической культуры и спорта, в том числе по определению организационно-правовых форм этих организаций [Стратегия, 2009, С. 6]. Однако следует отметить, что данный факт нашел отражение лишь в данном документе, что, безусловно, свидетельствует о невысокой заинтересованности органов управления спортом в развитии общественных организаций.

К сожалению, далеко не всегда государственные органы поддерживают инициативы законодателей в отношении общественных организаций спортивной направленности. Так правительство отклонило дополнение полномочий субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта положениями о содействии развитию молодежного спорта, установление новых правовых основ поддержки молодежных и детских общественных объединений органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что спортивные общества во взаимодействии с федеральными и региональными органами власти, могут усилить работу по развитию многих видов спорта и уже сегодня берут на себя ряд функций по подготовке спортивного резерва страны и, главное, могут существенно повысить эффективность работы государственных органов по популяризации физкультурно-спортивного движения в молодежной среде. Но для эффективной деятельности по повышению физического состояния населения и реализации программ необходимо взаимодействие на равных условиях, без давления на общественные организации, без тотального контроля, что, к сожалению, часто встречается в российской действительности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как известно, основной задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Достижению этой цели в значительной мере способствует сохранение и улучшение физического и духовного здоровья граждан. Поддержание двигательной активности и постоянное физическое развитие каждого гражданина, ведущееся с молодых лет, являются факторами, определяющими здоровье граждан. Опыт развитых стран показывает, что такая задача укрепления здоровья нации может быть решена при реализации комплексной программы, основой которой будет развитие массового спорта с максимальным включением молодежи.

В целях обеспечения подготовки резерва спортивных сборных команд следует более детально рассмотреть вопрос о более эффективном использовании потенциала всероссийских общественных физкультурно-спортивных организаций и более широкого внедрения методов и форм их поддержки.

Одним из способов поддержки государством организаций данного типа может стать формирование государственного заказа на подготовку спортивного резерва сборных команд России, что, помимо увеличения численности воспитанников, привлечет в сферу дополнительные государственные средства.

Следующим шагом представляется возрождение системы спортивных клубов. Данная инициатива уже исходила от представителей добровольных спортивных обществ еще в июне 2009 года, однако не встретила должной поддержки со стороны государства, поэтому в настоящий момент система автономных спортивных клубов находится в полузачаточном состоянии.

Понятно, что из-за изменившейся экономической и политической структуры возрождение системы спортивных обществ в прежнем их виде не возможно, но опыт проводившейся ими работы необходим и для повышения массовости спортивного движения, и для создания качественного сдвига в системе подготовки спортивного резерва.

На основании выявленных в результате исследования фактов целесообразно сформулировать рекомендации Министерству физической культуры и спорта по дальнейшей работе по развитию системы детско-юношеского спорта.

Во-первых, следует дополнить Закон «О физической культуре и спорте в РФ» определениями и статьями, касающимися деятельности молодежных спортивных обществ как особых субъектов физической культуры и спорта.

Во-вторых, в условиях пост-кризисных экономических реалий следует обратить внимание на вопрос налогообложения общественных организаций, действующих в области физкультуры и спорта. По мнению представителей организаций, пересмотр или, по крайней мере, коррекция сложившейся практики налогообложения в виде системы предоставления налоговых льгот для подобных организаций, способна существенно снизить финансовое бремя и сосредоточить усилия на работе с детьми и молодежью.

В-третьих, на основании актуальных рекомендаций, данных Министерству группой общественных спортивных организаций в 2009 году, можно сформулировать ряд новых указаний с поправкой на современное состояние рассматриваемой сферы.

В перечень рекомендаций, помимо озвученной выше, можно внести:

· Создание федерального органа управления системой детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва, так как на федеральном уровне отсутствует отдельная структура управления процессами, происходящими на стыке молодежной и спортивной политики.

· Активное содействие спортивным обществам в организации подготовки молодых одаренных спортсменов из различных регионов страны, не имеющих возможности создания современных условий для их подготовки.

· Продолжение начатой работы по развитию системы спортивных клубов, обеспечивающих подготовку спортивного резерва, а также развитие и совершенствование системы мер государственной поддержки клубов.

Таким образом, становится всё более очевидным, что необходимо проведение корректировки проводимого в последнее десятилетие реформ молодежной политики. Заинтересованность государства в кадровом резерве очевидна, но очевиден и тот факт, что распределение сторон воспитания молодежи между различными ведомствами и большое количество нормативных актов, не приведенное в систему, не самым благоприятным образом отражаются на всеобъемлющем развитии молодых людей. Поэтому законодателям следует целенаправленную работу по созданию Федерального закона о молодежи и молодежной политике, так как он может стать инструментом, включающим в себя все аспекты деятельности молодежи, упущенные в текстах прочих законов и подзаконных актов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: