Дидактическое значение уголка живой природы




План по созданию живого уголка в кабинете биологии

1. Определить уровень комфортности в кабинете (определить площадь кабинета, температурный и вентиляционный режим, естественное и искусственное освещение)

2. Разработать дизайн - проект кабинета биологии в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и рекомендациями по созданию живого уголка

3. Составить список видового разнообразия растений для образования благоприятной эмоциональной обстановки в классе и использования на уроках биологии. Составить список животных, которые необходимы для лабораторных работ, опытов и наблюдений, предусмотренных учебной программой по биологии в 6—11 классах, программами внеклассной работы по биологии.

В ботаническом отделе уголка содержатся главным образом домашние (комнатные) растения, обеспечивающие живой наглядностью уроки биологии, внеурочную и внеклассную работу. Среди высших растений есть папоротниковидные, моховидные; низшие растения представлены водорослями пресных водоемов. Среди цветковых есть травянистые и древесные, кустарники; цветущие в домашних условиях и нецветущие.

В зоологическом отделе уголка содержат мелких животных, которые не требуют сложного ухода: среди беспозвоночных — простейшие — амебы, инфузории-туфельки, сувойки и др.; многоклеточные — дождевые черви, моллюски, ракообразные (циклопы, дафнии, мелкие речные раки); насекомые — пауки, дрозофила, палочники и др.; среди позвоночных — рыбы, тритоны, жабы, черепахи, ящерицы, волнистые попугайчики, хомяки, белки, морские свинки, мыши.

Все объекты уголка живой природы оснащаются этикетками и паспортами. Этикетки с названиями растений и животных размешают непосредственно около объекта (прикрепляют к клетке, к цветочному горшку), а паспорта, в которых даны сведения об ареале, местообитании и условиях содержания (и кормления) животных, возрасте объекта и о справочной литературе, хранят в католожном ящике. Этикетки и паспорта содержат важные биологические сведения о данном виде растения или животного.

Требования к подбору объектов для уголка живой природы. При подборе объектов для кабинета в первую очередь учитывается, насколько они необходимы для учебного процесса. Объекты в живом уголке представлены растениями и животными.

В подборе растений можно руководствоваться следующими объектами: 1) комнатные растения с декоративными формами; 2) дикорастущие травянистые (семенные и споровые); 3) растения, размножаемые семенами, корнями, черенками побегов, листьями, клубнями и луковицами; 4) ветки деревьев и кустарников (в безлистном и облиственном состоянии).

Постоянную экспозицию составляют комнатные растения. Среди многообразия комнатных растений выбирают такие, которые можно многократно использовать в разных учебных целях. Это пеларгонии (герани), бальзамин, фуксия, колеус (крапивка), традесканции, бегонии, хлорофитум, алое, фикус, цереус, маммилярия, а из споровых — нефролепис.

Растения требуют определенных условий содержания. В уголке живой природы их располагают на подоконниках или стеллажах подсветкой. Ампельные растения можно подвесить. Если подоконники узкие, их наращивают — немного расширяют.

Растения, помещенные на постоянные места, освещаются неравномерно. Из-за положительного фототропизма листья и стебли ориентируются в сторону освещения, растение приобретает однобокую форму. Поэтому растение надо периодически поворачивать так, чтобы оно получало достаточно света со всех сторон.

На примере этого явления можно показать движение растений. Многие комнатные растения очень чувствительны к изменению температурного режима. Так, в зимнее время для растений тропиков и субтропиков (бальзамин африканский, бегония королевская, восковой плющ, цереусы, маммилярии, зигокактус, колеус, монстера, пассифлора и др.) необходима температура 18 — 20 °С.

При более низких температурах они могут погибнуть. Многие растения в зимнее время плохо переносят как излишнее тепло, так и холод, они еще страдают от сухости воздуха. В связи с этим следует учитывать биологические особенности растений при их размещении в уголке живой природы — подальше от отопительных приборов и форточек. Для поддержания необходимой влажности в помещении устанавливают плоские сосуды с водой, которую доливают по мере ее испарения.

Аквариумы, расположенные близко к растениям, влияют на повышение влажности воздуха. Эффективный способ поддержания влажности — регулярный полив и опрыскивание растений. При проветривании нельзя допускать сильных и длительных сквозняков, они опасны для многих растений и мелких животных. Земля в почвенных горшках должна быть умеренно влажной.

Учащихся следует ознакомить с внешними признаками влажности почвы: 1) по внешнему виду — сухая почва светлее, чем влажная; 2) по звуку — если постучать по горшку с сухой почвой, звук получится звонкий, а по горшку с влажной почвой — глухой; 3) на ощупь — сухая почва рассыпается, влажная размазывается в руках.

В весенне-летний период проводят регулярные подкормки с учетом биологических особенностей растений. В живом уголке должно быть место для дикорастущих растений, выкопанных с комом земли на участке или во время экскурсии. Их высаживают в небольшие горшки. Эти растения требуют длительного наблюдения, их можно использовать также для проведения опытов.

Некоторые растения выращивают из семян по мере надобности в учебном процессе (наблюдение проростков, особенностей фенологического развития и др.). Декоративные растения используют для выгонки цветков и др. Растения, высеянные для опытов, ставят отдельно. Для проведения опытов и наблюдений за растениями желательно иметь световую камеру.

4. Оснастить все объекты уголка живой природы этикетками и паспортами.

Этикетки с названиями растений и животных размешают непосредственно около объекта (прикрепляют к клетке, к цветочному горшку), а паспорта, в которых даны сведения об ареале, местообитании и условиях содержания (и кормления) животных, возрасте объекта и о справочной литературе, хранят в католожном ящике. Этикетки и паспорта содержат важные биологические сведения о данном виде растения или животного.

5. Создать необходимые условия для растений и животных

Растения и животных размещают с учетом их требований к свету, теплу, влаге и почве. В зависимости от этого их объединяют в группы: дикие и культурные, умеренного пояса, сухих мест, средней влажности, влажных мест. В аквариумы помещают рыб, моллюсков и водные растения, в террариумы — мхи и другие растения влажных мест, в вольеры и клетки — животных.

В уголке живой природы растения располагают на подоконниках или стеллажах с подсветкой. Ампельные растения можно подвесить. Если подоконники узкие, их наращивают — немного расширяют.

Растения, помещенные на постоянные места, освещаются неравномерно.

Растение надо периодически поворачивать так, чтобы оно получало достаточно света со всех сторон. На примере этого явления можно показать движение растений.

Многие комнатные растения очень чувствительны к изменению температурного режима. Так, в зимнее время для растений тропиков и субтропиков (бальзамин африканский, бегония королевская, восковой плющ, цереусы, маммилярии, зигокактус, колеус, монстера, пассифлора и др.) необходима температура 18 — 20 °С. При более низких температурах они могут погибнуть.

Многие растения в зимнее время плохо переносят как излишнее тепло, так и холод, они еще страдают от сухости воздуха. В связи с этим следует учитывать биологические особенности растений при их размещении в уголке живой природы — подальше от отопительных приборов и форточек. Для поддержания необходимой влажности в помещении устанавливают плоские сосуды с водой, которую доливают по мере ее испарения.

Аквариумы, расположенные близко к растениям, влияют на повышение влажности воздуха. Эффективный способ поддержания влажности — регулярный полив и опрыскивание растений. При проветривании нельзя допускать сильных и длительных сквозняков, они опасны для многих растений и мелких животных.

6. Организовать полив растений

Под руководством учителя дети ухаживают за растениями и животными, проводят наблюдения за ними, составляют карточки по уходу и содержанию объектов в живом уголке. В процессе работы с живыми объектами у учащихся формируются трудовые умения и навыки, воспитывается культура труда по уходу за растениями и животными, прививаются навыки бережного отношения к объектам природы.

Земля в почвенных горшках должна быть умеренно влажной.

Поливают растения водой комнатной температуры или на 2 — 3 °С выше. Водопроводную воду отстаивают. При поливе лейку держат близко к почве. Растение следует поливать обильно, вода должна пропитать весь ком земли, а излишек ее вытечет в поддон.

Через час излишек воды из поддона сливают. Постоянное наличие воды в поддоне ведет к закисанию почвы, из-за отсутствия доступа воздуха в почву корни растения загнивают.

В весенне-летний период проводят регулярные подкормки с учетом биологических особенностей растений.

7. Приобрести необходимый инвентарь по уходу за растениями

Для ухода за комнатными растениями следует иметь специальную посуду (горшки, поддонники) и инвентарь.

Для ухода за растениями в уголке живой природы необходимо иметь следующий инвентарь: удобрительные жидкости, сито для просеивания почвы и приготовления почвенных смесей; лейки (вместимостью 1 —2 л); термометры для измерения температуры в помещении, пульверизатор для опрыскивания растений; садовый нож и секатор; губку для протирания растений; емкости для отстоя водопроводной воды для полива.

8. Организовать уход и содержание за животными

Прежде чем приобретать живые объекты, надо оборудовать места их содержания (аквариумы, террариумы, клетки) и заготовить корма.

В аквариумах содержат рыб, улиток, гидр, дафний и т. п. На примерах разных аквариумов демонстрируют возможные сочетания водных животных с водными растениями (элодея, валлиснерия, рдест, роголистник, риччия, водокрас, пузырчатка).

Для содержания насекомых, ухода и наблюдения за ними в живом уголке должны быть инсектариумы. Они удобны для наблюдения за превращениями насекомых в процессе развития. Можно иметь плоский садок с мукой для наблюдений за мучным хрущаком, а также самодельный садок с почвой для содержания и наблюдения за дождевым червем.

Террариумы устраивают для содержания земноводных и пресмыкающихся. При его оборудовании учитывают условия среды обитания данного животного. Необходимое дополнительное тепло создают с помощью электрической лампы, увлажнение обеспечивают, заполняя песком пластиковые поддоны.

Птиц и млекопитающих размещают в клетках разных размеров или вольерах. При этом клетки оборудуют кормушками и специальными приспособлениями. Для птиц предусматривают посадочные жердочки, а для млекопитающих — специальные домики, где они могут спрятаться. Форма домиков и кормушек должна соответствовать определенным требованиям содержания животных в неволе.

Наиболее удобно размещать животных на стойках-стеллажах, учитывая потребность организма в свете и тепле. Птиц, пресмыкающихся и некоторых беспозвоночных помещают в наиболее освещенных местах, земноводных и скрытно живущих насекомых в менее освещенных.

Многих животных можно использовать для опытов по выработке условных рефлексов при кормлении, а также для длительных наблюдений за особенностями их развития. Можно наблюдать за избирательностью (предпочтением) того или иного корма животными, особенностями их брачного поведения, проводить эксперименты, связанные с условными рефлексами, и др.

Содержание животных требует заблаговременной заготовки кормов, для растений — почвы. Учитель следит в течение года за наличием необходимых кормов для своих питомцев.

9. Организовать место для дикорастущих растений

В живом уголке должно быть место для дикорастущих растений, выкопанных с комом земли на участке или во время экскурсии.

Их высаживают в небольшие горшки. Эти растения требуют длительного наблюдения, их можно использовать также для проведения опытов.

Некоторые растения выращивают из семян по мере надобности в учебном процессе (наблюдение проростков, особенностей фенологического развития и др.). Декоративные растения используют для выгонки цветков и др. Растения, высеянные для опытов, ставят отдельно. Для проведения опытов и наблюдений за растениями желательно иметь световую камеру.

10. Организовать работу учеников по уходу за живым уголком.

Содержание большого количества разных объектов требует от учителя четкой организации работы. В уголке живой природы могут работать ученики и кружковцы. Из желающих ухаживать за конкретными растениями и животными выбирают ответственных учеников, которые смогут обеспечить нормальную жизнедеятельность объектов. Для контроля за выполнением работ составляют график поручений и дежурств в уголке живой природы.

Школьники, ведущие наблюдения и опытническую работу с растениями или животными, отчитываются на заседаниях кружка. Если опыты предусмотрены программой, то учащиеся отчитываются об их результатах непосредственно на уроках. Лучшие отчеты о наблюдениях и опытах помещают на сменных стендах в кабинете биологии или в рекреациях рядом с ним. Некоторые работы могут быть представлены для участия в биологической олимпиаде города.

 

Дидактическое значение уголка живой природы

Наличие в школе уголка живой природы содействует реализации задач обучения, развития и воспитания учащихся.

В первую очередь в уголок живой природы подбирают объекты, необходимые для использования в учебном процессе. Следовательно, уголок выполняет учебные задачи. Здесь учащиеся ставят опыты с живыми объектами, наблюдают за ними. Длительные наблюдения за растениями и животными способствуют развитию исследовательских умений; школьники на практике убеждаются в большом разнообразии живой природы.

Под руководством учителя дети ухаживают за растениями и животными, проводят наблюдения за ними, составляют карточки по уходу и содержанию объектов в живом уголке. В процессе работы с живыми объектами у учащихся формируются трудовые умения и навыки, воспитывается культура труда по уходу за растениями и животными, прививаются навыки бережного отношения к объектам природы.

Таким образом, состав обитателей живого уголка и работа в нем способствуют совершенствованию знаний об объектах живой природы, развивают учащихся, учат наблюдать, формируют познавательные интересы и эстетические вкусы, ориентируют на выбор биологических профессий, вырабатывают волевые качества и трудовые навыки по уходу за живыми объектами, умения работать в группе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: