Способы опознавания ориентиров.




Наиболее сложным при радиолокационных определениях места судна является опознавание ориентиров.

Опознавание ориентиров по вееру пеленгов и расстояний заключается в следующем.

1. В быстрой последовательности измеряют несколько пеленгов и соответствующих им расстояний до ориентиров, дающих устойчивый эхо-сигнал. В средний момент наблюдений записывают время и отсчет лага.

2. На листе кальки прокладывают линию пути судна и от произвольной точки (при скорости до 12 уз) откладывают исправленные пеленги, а по ним в масштабе карты — измеренные и исправленные поправкой расстояния.

При скорости судна более 12 уз веер пеленгов и расстояний строят из отдельных счислимых точек, соответствующих моментам измерений каждого пеленга и расстояния.

3. Кальку с выполненным построением накладывают на карту в районе счислимого места и перемещают ее, сохраняя параллельность линии пути до тех пор, пока возможно большее число отложенных на кальке пеленгов и расстояний не совместится с характерными объектами на карте.

Опознавание ориентиров способом параллельных расстояний производится следующим образом.

1. Следуя постоянным курсом, измеряют несколько расстояний до ориентиров, дающих устойчивый эхо-сигнал, в те моменты, когда они будут находиться под одним и тем же курсовым углом, например на траверзе. Записывают моменты времени и отсчеты лагов каждого измерения.

2. Рассчитывают пройденные судном расстояния между моментами наблюдений по промежуткам времени или разности отсчетов лага.

3. Результаты измерений наносят на кальку в масштабе карты относительно прямой, принимаемой за линию пути.

4. Перемещая кальку по карте рядом со счислимым местом исохраняя параллельность линии пути, добиваются положения, чтобы с характерными объектами на карте совместилось возможно большее число отложенных по кальке расстояний. Найденные таким образом ориентирыможно считать опознанными.

Определение места судна по расстояниям до точечных объектов. Когда на экране РЛС видны два или более эхо-сигнала опознанных точечных ориентиров (мыс, островок, плавмаяк, маяк-ответчик и т. д.), то с помощью ПКД (или НКД) можно измерить расстояния до них. Если затем на карте в данном широтном масштабе отложить от этих ориентировизмеренные и исправленные поправкой расстояниято в точке пересечения полученных окружностей отыщется место судна.

Обсервованное место будет достаточно надежным тогда, когда для его определения измерено не менее трех расстояний. В этом случае третья линия положения позволит осуществить контроль полученной обсервации.

Определение места по расстояниям до точечного ориентира и участка ровной береговой черты. Иногда в пределах дальности обнаружения РЛС имеется только один ориентир, эхо-сигнал которого может быть использован в качестве точечного (выступающий мыс, небольшой остров, скала и т. д.). Вторым ориентиром служит береговая черта с достаточно яркими, но плавными очертаниями. Измерив точное расстояние до ближайшей кромки береговой черты, наблюдатель тем не менее не будет знать, до какой же именно точки на берегу измерено расстояние и, следовательно, где центр окружности, в которую ему необходимо установить ножку циркуля для прокладки измеренного расстояния на карте. В таких случаях рекомендуется:

1) в быстрой последовательности измерить расстояния до ближайшей береговой черты и до точечного ориентира, записать момент времени и отсчет лага;

2) от точечного ориентира радиусом, равным исправленному расстояниюнакарте провести дугу;

3) на проведенной дуге отыскать такое положение острия циркуля, при котором радиусом, равным исправленному расстояниюдо береговой черты, можно описать дугу, касательную к участку береговой черты. Точка, полученная на дугев месте накола ее ножкой циркуля, определит место судна.

Определение места по расстояниям, измеренным до береговой черты с плавными очертаниями. На практике может быть случай, когда при плавании в районе опознанного побережья на экране РЛС рисуется только береговая черта с плавными очертаниями, на которой нельзя выделить ни одного точечного ориентира. Тогда необходимо:

1) в быстрой последовательности измерить расстояния до ближайших очертаний берега, записать время и отсчет лага в момент последнего измерения; если скорость более 12 уз или время, необходимое для измерения расстояния, превышает 0,5 мин, записать время и отсчет лага в моменты каждого измерения;

2) на кальке нанести линию пути судна и из произвольной точки О как из центра провести дуги окружностей радиусами, равными в масштабе карты исправленным поправкой расстояниями при скорости более 12 уз каждую окружность проводить от своей счислимой точки, соответствующей моменту измерения откладываемого расстояния;

3) кальку положить на карту и перемещать параллельно линии пути, чтобы проведенные на ней дуги окружностей коснулись береговой черты; в точке О сделать накол острием циркуля для отметки обсервованной точки на карте.

При возможности измерить три расстояния до плавной береговой черты на кальку следует нанести все три окружности.

Определение места по пеленгу и расстоянию. Этот комбинированный способ нашел широкое применение на судах из-за простоты выполнения и достаточно высокой точности.

Если пеленг и расстояние измерены до одного и того же ориентира, то обсервованное место определяют обычным способом. Но чаще видимый визуальный ориентир находится вдали от берега или в стороне от участка береговой черты, до которой можно измерить расстояние. Тогда необходимо:

1) в быстрой последовательности измерить расстояние до береговой черты и пеленг на ориентир, записать время и отсчет лага в момент последнего измерения;

2) исправить измеренный пеленг поправкой компаса и проложить его на карте от ориентира;

3) на проведенной линии истинного пеленга отыскать такое положение острия циркуля, при котором радиусом, равным исправленному расстояниюдо береговой черты, можно описать дугу, касательную к участку береговой черты; точка, полученная на линии истинного пеленга в месте накола, определит обсервованное место судна.

Кроме рассмотренных методов, место судна может быть определено способом крюйс-расстояния. Он применяется в тех случаях, когда в сильную качку на экране РЛС виден один только эхо-сигнал от опознанного ориентира, а так как при качке возможны особенно большие ошибки радиолокационного пеленгования, место способом пеленга и расстояния может быть получено со значительной ошибкой.

При условии надежного определения места судна с помощью РЛС в хорошую видимость можно с достаточной точностью проверить поправку компаса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: