Раздел 2. Основы психологии личности




Вопросы, которые необходимо рассмотреть (частично данные вопросы будут рассмотрены в лекциях):

Личность, её проявления и формирование. Я-концепция личности. Мотивация. Способности. Познавательная сфера личности. Эмоционально-волевая сфера личности. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер. Основы темперамента: гуморальная (Гиппократ), морфологическая (У. Шелдон), биологическая (И.П. Павлов). Типы темпераментов (меланхолический, сангвинический, флегматический, холерический) и их психологическая характеристика. Темперамент и деятельность человека. Понятие о характере. Характер и система отношений: к другим людям; к самому себе; к миру вещей и явлений; к делу. Черты характера: эмоциональные, интеллектуальные, волевые. Формирование характера. Самовоспитание как важнейший путь изменения характера. Дисгармоничность характера: акцентуированная личность и акцентуация характера. Особенности психолого-педагогической работы с различными типами акцентуации.

Самостоятельная работа: Необходимо самостоятельно ознакомиться с данными темами: Психология познавательного (психического) процесса – ощущение. Психология познавательного (психического) процесса – восприятие. Психология познавательного (психического) процесса – внимание. Психология познавательного (психического) процесса – память. Психология познавательного (психического) процесса – мышление. Речь и язык как специфическое отражение бытия. Психология познавательного (психического) процесса – воображение. Основы психологии творчества. (Составление опорных конспектов (ментальных карт) для систематизации материала)

Проверочная работа. Выполнение контрольной работы за 2 раздел. Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от первой буквы фамилии. Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки и оценки.

 

1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант
А Б В Г
Д Е, Ё Ж З
И, Й К Л М
Н О П Р
С Т У Ф
Х Ц Ч Ш, Щ, Ы
Э Ю Я  

 

 

Вариант 1

1. Простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это познавательный (психический) процесс:

А) восприятие

Б) внимание

В) ощущение

 

2. В строение анализатора пропущена одна часть, допишите её:

Периферический отдел -------???????? ---------- центр анализатора

(рецептор)

 

3. Вставьте пропущенное слово:

() – взаимодействие ощущений разных модальностей.

 

4. Отражение длительности и последовательности явлений или событий относят

А) к восприятию пространства

Б) к восприятию движений

В) к восприятию времени

 

5. Ошибочное восприятие называют

А) ожиданиями

Б) иллюзиями

В) перцепцией

 

6. Выберите из предложенных характеристик, только те, которые характеризуют познавательный (психический) процесс – восприятие:

а) предметность б) объем в) избирательность
г) интенсивность д) предметность е) качество
ж) структурность з) константность  

 

7. Основная характеристика данного вида внимания непроизвольность, легкость возникновения и переключения. Этот вид внимания называют:

А) произвольный

Б) послепроизвольный

В) непроизвольный

 

8. Вставьте пропущенное слово.

____________ – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

 

9. Перечислите процессы памяти:

1. 2. 3. 4.

 

10. Объясните значение закона памяти «Ешьте слона по частям».

 

11. Вставьте пропущенные слова:

Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: форме _______________ познания и в форме __________ познания.

 

12. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словами или группой слов, называется:

А) суждение

Б) умозаключение

В) понятие

 

13. Дайте определение любой из мыслительных операций.

 

14. Данный психический процесс присущ только человеку. Он называется:

А) ощущение

Б) память

В) воображение

 

15. Объясните, какими формами воображения пользовались изобретатели при конструировании ими аэросаней, троллейбуса, машины-амфибии.

 

16. Вставьте понятие.

() – отдельное живое существо, представитель биологического вида.

 

17. Выберите из предложенных понятий, только те, которые характеризуют человека, как биологическое существо:

 

а) прямохождение б) сознательно отражает мир в) преобразовывает окружающую среду
г) высокоразвитый мозг д) приспособление рук к трудовой деятельности  

 

18. Обеспечивает приспособление к окружающей среде:

а) направленность

б) активность

в) потребность

 

19. Вставьте понятия.

В самом низу пирамиды человеческих потребностей А. Маслоу находятся

() потребности, верхушка этой пирамиды ().

20. Дайте полную характеристику меланхолическому типу темперамента.

 

21. Приведите пример черт личности (не менее трех) по отношению к самому себе.

 

22. Продолжите предложение.

Анатомо-физиологические основы потребностей ().

 

23. Патологическое снижение способностей:

а) специальные способности

б) общие способности

в) олигофрения

 

24. Заполните таблицу, распределяя представленные понятия:

предметны и конкретны; больше связаны с социальной сферой; неопределенные и недостаточно осознаваемые (смутное ощущение чего-либо); всегда имеют определенное внешнее проявление; больше связаны с биологическими процессами; чаще всего внешнего проявления не имеют; – на

 

Характеристика чувств Характеристика эмоций

 

25. Составьте сложную эмоцию – сочувствие.

 

26. Найдите соответствие понятий и их определений:

1. Альтруистический тип

2. Праксический тип

3. Роматнический тип

4. Эстетический тип

5. Гедонический тип

 

А) Связан с богатством и своеобразием подавляющего большинства продуктивных, общественно полезных видов деятельности. Для данного типа в качестве наиболее ценного эмоционального компонента деятельности выступают, во-первых, само стремление к цели, а во-вторых, своеобразная эмоциональная «захваченность» продвижением в направлении к ней, удовольствие от движения вперед, от достижений на этом пути. Люди этого типа менее требовательны к виду занятий (лишь бы они приносили ощутимый полезный результат), но более «придирчивы» к их форме, организации.

 

Б) Лицам, принадлежащим к нему, важно не просто сознание, что их деятельность полезна людям. Им важен непосредственный контакт с теми, кому они служат, важны и особенно ценны испытываемые при этом эмоции нежности, умиления, сочувствия, сопереживания. В большинстве случаев данный тип способствует формированию действительно самоотверженной личности.

 

В) Под данной направленностью можно понимать стремление к таинственному, необыкновенному, волнующе-загадочному, экзотическому. Погоня за «дразнящим ароматом тайны» толкает некоторых к мистике, а порой, особенно подростков и молодых людей, приводит даже в преступный мир. Но она, же рождает и смелых путешественников, и ученых, которые прокладывают новые пути в пауке.

 

Г) Данный тип испытывает чувства, которые связаны не с продуктивной деятельностью, а с удовлетворением чисто органических потребностей или близких к ним потребностей в физическом и духовном комфорте. Таковы наслаждение от вкусной пищи, тепла солнца; чувство беззаботности, безмятежности, веселья; приятная бездумная возбужденность на танцах, вечеринках.

 

Д) Относящиеся к нему люди, выше всего ценят наслаждение прекрасным. Удовлетворяемая жажда красоты, чувство прекрасного, изящного, грациозного, возвышенного вот мир тех переживаний, к которым их неудержимо и постоянно влечет.

Нередко к их любимым эмоциональным состояниям относятся лирическая, светлая грусть, задумчивость.

 

27. Определенные усилия, направленныена достижение сознательно поставленной цели (надо, я должен) называется:

а) воля

б) мотив

в) потребность

 

28. Найдите соответствие понятий и определений:

1. сила воли

2. упорство

3. настойчивость

4. инициативность

5. самостоятельность

 

А) Это стремление достичь «здесь» и «сейчас», то есть одномоментно, желаемого или необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям, неудачам, сопротивлению.

 

Б) Это систематическое проявление силы воли при стремлении человека достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности.

 

В) Это способность предпринимать попытки к реализации возникших идей.

 

Г) Обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели.

 

Д) Это способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели.

 

29. Порассуждайте на тему: Управление эмоциями.

 

 

1-7 – 2

8-14 – 3

15-21 – 4

22-29 – 5

 

Вариант 2

1. Перечислите органы чувств человека:

 

2. Зрительные ощущения возникают в результате:

А) электромагнитных колебаний

Б) звуковой волны

В) действий химических свойств летучих веществ

 

3. Вставьте пропущенное слово:

() – приспособление к внешним условиям.

 

4. Отражение в сознании человека целостных образов и явлений мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств, называется

А) познавательным (психическим) процессом – ощущение

Б) познавательным (психическим) процессом – внимание

В) познавательным (психическим) процессом – восприятие

 

5. Отражение направления и скорости пространственного существования предметов относят к

А) восприятию человеком пространства

Б) восприятию движений

В) восприятию времени

 

6. Выберите из предложенных характеристик, только те, которые характеризуют познавательный (психический) процесс – ощущение:

а) качество б) длительность в) целостность
г) осмысленность д) интенсивность е) устойчивость

7. Назовите два процесса в развитии внимания:

 

8. Данный вид памяти помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов. Данный вид памяти, называется:

А) словесно-логическая память

Б) эмоциональная память

В) наглядно-образная память

 

9. Процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного раннее, называется:

А) запоминание

Б) воспроизведение

В) сохранение

 

10. Объясните значение закона памяти «Оглянитесь вокруг».

 

11. Это высшая форма познавательной деятельности человека, которая позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями, она называется:

А) ощущение

Б) мышление

В) внимание

 

12. Вставьте пропущенное слово:

____________ – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

 

13. Дайте определение любой из мыслительных операций.

 

14. Вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего, называется:

А) мечта

Б) типизация

В) реалистическое воображение

 

15. Объясните, почему, прочитав описание того или иного заболевания, не искушенный в медицине человек воображает, что он заболел именно этой болезнью, и у него развиваются соответствующие симптомы.

 

16. Вставьте понятие.

() – своеобразный представитель живых существ, использующий орудия, знаки и через них овладевший собственным поведением и психическими процессами.

 

17. Перечислите факторы формирования личности. Откройте один из них.

 

18. Это сложное личностное образование, определяющее все поведение личности, отношение к себе и окружающим, называется:

а) направленность

б) потребность

в) мотив

 

19. Соотнесите данные определения с понятиями:

1. материальные потребности

2. духовные потребности

3. социальные потребности

 

А) Специфические человеческие образования, характеризующие уровень развития личности;

 

Б) Выражают общественную природу человека: потребность в общении и в труде;

 

В) Лежат в основе жизнедеятельности человека.

 

20. Дайте полную характеристику холерическому типу темперамента.

 

21. Приведите пример черт личности (не менее трех) по отношению к миру.

 

22. Индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, называются:

а) способности

б) задатки

в) интерес

 

23. Соотнесите данные определения с понятиями:

1. талант

2. гениальность

3. одаренность

 

А) У этого человека, с рождения замечают множество задатков к развитию разнообразных способностей. Наиболее частое проявление – это ранняя речь и большой словарный запас. Кроме этого, замечаются необычайная внимательность, ненасытное любопытство, отличная память, быстрота мыслительных процессов и неуемная потребность трудиться.

 

Б) Этот человека достигает значительных успехов в каком-либо виде деятельности, все подтверждается в результатах.

В) Успешная деятельность этого человека, имеет выдающееся значение для общества. Он создает новую эпоху в своей области деятельности.

 

24. Заполните таблицу, распределяя представленные понятия:

чувство долга; любовь; любознательность; восторг; эгоизм; удивление; чувство радости; тоска; чувство юмора; жадность; отвращение; – на

 

Нравственные (моральные) чувства Интеллектуальные чувства Эстетические чувства

 

25. Составьте сложную эмоцию: сопереживание.

 

26. Найдите соответствие понятий и их определений:

1. коммуникативный тип

2. гностический тип

3. пугнический тип

4. глорический тип

5. акизитивный тип

 

А) Главным наслаждением людей данного типа является удовольствие от накопления чего-либо. Это не совсем-то же самое, что получило название вещизма, хотя многие представители данного типа могут болеть такой «нравственной болезнью». Для определения данного типа важно отметить своеобразное чувство удовлетворения страсти от приобретаемого, самоценности приобретений.

 

Б) Это тип людей, для которых самой приятной оказывается ситуация, когда ими любуются, восхищаются, преклоняются перед ними.

 

В) Наиболее характерные для представителей этого типа ситуации связаны с общением с людьми. Для них особенно важен всякий положительный эмоциональный контакт с себе подобными. Круг наиболее ценных для этого типа личности переживаний – это удовлетворяемое желание общаться, делиться мыслями и переживаниями с другими людьми, чувство симпатии, расположения, уважения, обожания, признательности, благодарности.

 

Г) Людям этого типа свойственно удовлетворение потребности в познавательной гармонии: стремление проникнуть в сущность явления, преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему. Представители этого типа говорят о

себе: «Для меня самое приятное переживание – разобраться в трудном вопросе», или: «Самое приятное чувство – решить задачу, когда вначале казалось, что ее решить невозможно».

 

Д) Это тип людей, которых неудержимо влекут к себе опасность, ситуация борьбы с ней и победы, для которых «жить – значит рисковать», как сформулировал свое кредо один известный итальянский альпинист. Борьба влечет их не столько возможностью самоутверждения, сколько непосредственным удовольствием от самого ее процесса, от наслаждения острыми ощущениями.

 

27. Продолжите предложение:

Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной ().

 

28. Найдите соответствие понятий и определений:

1. выдержка

2. последовательность

3. самоконтроль

4. решительность

5. целеустремленность

 

А) Устойчивое проявление возможности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, то есть подавлять сильные влечения и желания.

 

Б) Контроль своих действий и поступков.

В) Сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

 

Г) Волевое качество, которое характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации.

 

Д) Все действия, поступки делаются исходя из единого руководящего принципа, которому подчиняется все второстепенное и побочное.

 

29. Порассуждайте на тему: Опыт личности и его значение для личности.

 

1-7 – 2

8-14 – 3

15-21 – 4

22-29 – 5

Вариант 3

1. Вставьте пропущенные слова:

Рецепторы – специализированные () окончания, преобразующие ()

в нервное возбуждение, которые специализировались на () различных

видов материи.

 

2. Данные ощущения возникают благодаря действиям механических и термических свойств предметов. Эти ощущения называются:

А) кожные ощущения

Б) обонятельные ощущения

В) вкусовые ощущения

 

3. Вставьте пропущенное слово:

() – повышение чувствительности анализатора под влиянием внешних факторов.

 

4. Целостные комплексы свойств предметов называются:

А) образы

Б) части

В) свойства

 

5. Процесс целенаправленного восприятия объекта рассматривается как:

А) восприятие движения

Б) восприятие пространства

В) перцептивная деятельность субъекта

 

6. Выберите из предложенных характеристик, только те, которые характеризуют познавательный (психический) процесс – внимание:

а) структурность б) переключение в) объем
г) избирательность д) интенсивность е) распределение
ж) устойчивость з) качество  

 

7. Данный психический процесс проявляется как бы внутри других психических процессов, он неотделим от них, характеризуя динамику их протекания. Это

А) познавательный (психический) процесс – ощущение

Б) познавательный (психический) процесс – внимание

В) познавательный (психический) процесс – восприятие

 

8. Запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающее элементы кратковременной и долговременной памяти, называется:

А) кратковременная память

Б) оперативная память

В) долговременная память

 

9. Активная форма воспроизведения, во многом зависящая от ясности поставленных целей, называется:

А) узнавание

Б) воспоминание

В) припоминание

 

10. Объясните значение закона памяти «Учите от А до Я».

 

11. Вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы, называется:

А) наглядно-действенный вид мышления

Б) отвлеченный вид мышления

В) наглядно-образный вид мышления

 

12. Перечислите формы мышления:

1. 2. 3.

 

13. Дайте определение любой из мыслительных операций.

 

14. Вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющего основу творчества, называется:

А) мечта

Б) творческое воображение

В) реалистическое воображение

 

15. Приведите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Проанализируйте роль мечты в вашей жизни и деятельности.

 

16. Вставьте понятие.

() – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

 

17. Заполните таблицу, распределяя представленные понятия:

Задатки; макросреда; общение; трудовая деятельность; микросреда; анатомо-физиологические особенности; самовоспитание; по следующим колонкам:

 

Наследственный фактор формирования личности Средовой фактор формирования личности Социальный фактор формирования личности

 

18. Испытываемая личностью нужда в чем-либо, это

а) направленность

б) активность

в) потребность

 

19. Соотнесите данные определения с понятиями:

1. мировоззрение

2. убеждения

3. идеал

4. установка

 

А) Система устойчивых принципов. Важный осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность.

 

Б) Это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.

 

В) Неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.

Г) Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем. Имеет такие характеристики, как научность, систематичность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью и поведением.

 

20. Дайте полную характеристику сангвиническому типу темперамента.

 

21. Приведите пример (не менее трех) интеллектуальных черт личности.

 

22. Продолжите предложение:

Самое значительное влияние на формирование способностей человека оказывает организованная обществом () ().

 

23. Способности к самопознанию, самоосознанию, самопереживанию, соотнесенности себя и мира, соотнесенности себя с другими людьми, к их познанию, это

а) духовные способности

б) специальные способности

в) общие способности

 

24. Соотнесите данные определения с понятиями:

1. аффект

2. настроение

3. стресс

4. фрустрация

 

А) Психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи.

 

Б) Интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека.

 

В) Состояние человека, возникающее в ответ на экстремальные воздействия разного рода.

 

Г) Самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

 

25. Составьте сложную эмоцию: враждебность.

 

26. Найдите соответствие понятий и их определений:

1. альтруистический тип

2. коммуникативный тип

3. гностический тип

4. романтический тип

5. эстетический тип

 

А) Относящиеся к этому типу люди, выше всего ценят наслаждение прекрасным. Удовлетворяемая жажда красоты, чувство прекрасного, изящного, грациозного, возвышенного вот мир тех переживаний, к которым их неудержимо и постоянно влечет.

 

Б) Под данной направленностью можно понимать стремление к таинственному, необыкновенному, волнующе-загадочному, экзотическому.

 

В) Лицам, принадлежащим к данному типу, важно не просто сознание, что их деятельность полезна людям. Им важен непосредственный контакт с теми, кому они служат, важны и особенно ценны испытываемые при этом эмоции нежности, умиления, сочувствия, сопереживания.

 

Г) Наиболее характерные для представителей этого типа ситуации связаны с общением с людьми. Для них особенно важен всякий положительный эмоциональный контакт с себе подобными. Круг наиболее ценных для этого типа личности переживаний – это удовлетворяемое желание общаться, делиться мыслями и переживаниями с другими людьми, чувство симпатии, расположения, уважения, обожания, признательности, благодарности.

 

Д) Людям этого типа свойственно удовлетворение потребности в познавательной гармонии: стремление проникнуть в сущность явления, преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему.

 

27. Столкновение нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, называется

а) принятие решений

б) волевое усилие

в) борьба мотивов

 

28. Найдите соответствие понятий и определений:

1. сила воли

2. самоконтроль

3. целеустремленность

4. последовательность

5. упорство

 

А) Это стремление достичь «здесь» и «сейчас», то есть одномоментно, желаемого или необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям, неудачам, сопротивлению.

 

Б) Все действия, поступки делаются исходя из единого руководящего принципа, которому подчиняется все второстепенное и побочное.

 

В) Сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

 

Г) Контроль своих действий и поступков.

 

Д) Обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели.

 

29. Порассуждайте на тему: Волевая регуляция в поведении человека.

1-7 – 2

8-14 – 3

15-21 – 4

22-29 – 5

Вариант 4

1. Простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это познавательный (психический) процесс:

А) восприятие

Б) внимание

В) ощущение

 

2. В строение анализатора пропущена одна часть, допишите её:

Периферический отдел -------???????? ---------- центр анализатора

(рецептор)

 

3. Вставьте пропущенное слово:

() – взаимодействие ощущений разных модальностей.

 

4. Отражение длительности и последовательности явлений или событий относят

А) к восприятию пространства

Б) к восприятию движений

В) к восприятию времени

 

5. Ошибочное восприятие называют

А) ожиданиями

Б) иллюзиями

В) перцепцией

 

6. Выберите из предложенных характеристик, только те, которые характеризуют познавательный (психический) процесс – восприятие:

а) предметность б) объем в) избирательность
г) интенсивность д) предметность е) качество
ж) структурность з) константность  

 

7. Основная характеристика данного вида внимания непроизвольность, легкость возникновения и переключения. Этот вид внимания называют:

А) произвольный

Б) послепроизвольный

В) непроизвольный

 

8. Вставьте пропущенное слово.

____________ – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

 

9. Перечислите процессы памяти:

1. 2. 3. 4.

 

10. Объясните значение закона памяти «Ешьте слона по частям».

 

11. Вставьте пропущенные слова:

Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: форме _______________ познания и в форме __________ познания.

 

12. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словами или группой слов, называется:

А) суждение

Б) умозаключение

В) понятие

 

13. Дайте определение любой из мыслительных операций.

 

14. Данный психический процесс присущ только человеку. Он называется:

А) ощущение

Б) память

В) воображение

 

15. Объясните, какими формами воображения пользовались изобретатели при конструировании ими аэросаней, троллейбуса, машины-амфибии.

 

16. Вставьте понятие.

() – личность в её своеобразии.

 

17. Выберите из предложенных понятий, только те, которые характеризуют человека как общественное существо:

 

а) принадлежит к классу млекопитающих б) прямохождение в) преобразует мир
г) наделен сознанием д) высокоразвитый мозг  

 

18. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности, это

а) мотив

б) потребность

в) активность

 

19. Заполните таблицу, распределяя представленные понятия: интерес; установки; влечения; убеждения; стремления;

на

Осознанные мотивы Неосознанные мотивы

 

20. Дайте полную характеристику флегматическому типу темперамента.

 

21. Приведите пример (не менее трех) эмоциональных черт личности.

 

22. Эти способности, необходимые для достижения успеха в любом виде деятельности или области знаний, называются:

а) специальные способности

б) общие способности

в) духовные способности

 

23. Найдите соответствие понятий и определений:

1. конструктивные способности

2. организаторские способности

3. коммуникативные способности

 

А) Данные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.

 

Б) Эти способности проявляются в желании и умении развивать личность учащегося, отбирать и композиционно строить учебный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям студентов.

 

В) Данные способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности, и умело воздействовать на личность каждого студента.

 

24. Эмоция, которая разрушает человека полностью

а) страдание

б) гнев

в) страх

 

25. Составьте сложную эмоцию: тревожность.

 

26. Найдите соответствие понятий и их определений:

1. пугнический тип

2. коммуникативный тип

3. праксический тип

4. глорический тип

5. гностический тип

 

А) Людям этого типа свойственно удовлетворение потребности в познавательной гармонии: стремление проникнуть в сущность явления, преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему.

 

Б) Для этого типа в качестве наиболее ценного эмоционального компонента деятельности выступают, во-первых, само стремление к цели, а во-вторых, своеобразная эмоциональная «захваченность» продвижением в направлении к ней, удовольствие от движения вперед, от достижений на этом пути. Люди этого типа менее требовательны к виду занятий (лишь бы они приносили ощутимый полезный результат), но более «придирчивы» к их форме, организации. Характерным для таких лиц является совершение полезного и нужного с большим напряжением воли, увлеченность работой, если она выполняется строго по тому плану, который был задуман, и приносит желаемые результаты.

 

В) Это тип людей, которых неудержимо влекут к себе опасность, ситуация борьбы с ней и победы, для которых «жить – значит рисковать». Борьба влечет их не столько возможностью самоутверждения, сколько непосредственным удовольствием от самого ее процесса, от наслаждения острыми ощущениями.

 

Г) Наиболее характерные для представителей этого типа ситуации связаны с общением с людьми. Для них особенно важен всякий положительный эмоциональный контакт с себе подобными. Круг наиболее ценных для этого типа личности переживаний – это удовлетворяемое желание общаться, делиться мыслями и переживаниями с другими людьми, чувство симпатии, расположения, уважения, обожания, признательности, благодарности.

 

Д) Это тип людей, для которых самой приятной оказывается ситуация, когда ими любуются, восхищаются, преклоняются перед ними.

 

27. Продолжите предложение:

Непроизвольное действие – это действия (), инстинктивные, рефлекторные.

 

28. Найдите соответствие понятий и определений:

1. упорство

2. настойчивость

3. инициативность

4. самостоятельность

5. решительность

 

А) Волевое качество, которое характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации.

 

Б) Это способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели.

 

В) Это способность предпринимать попытки к реализации возникших идей.

 

Г) Это стремление достичь «здесь» и «сейчас», то есть одномоментно, желаемого или необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям, неудачам, сопротивлению.

 

Д) Это систематическое проявление силы воли при стремлении человека достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности.

 

29. Порассуждайте на тему: Самоутверждение человека в жизни и как оно достигается.

 

 

1-7 – 2

8-14 – 3

15-21 – 4

22-29 – 5

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: