Принцип и организация метода Дельфи




Цель метода

Получение согласованной информации высокой степени достоверности в процессе анонимного обмена мнениями между участниками группы экспертов для принятия решения.

Суть метода

Метод Дельфи - инструмент, позволяющий учесть независимое мнение всех участников группы экспертов по обсуждаемому вопросу путем последовательного объединения идей, выводов и предложений и прийти к согласию. Метод основан на многократных анонимных групповых интервью.

Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий — опросов, интервью, мозговых штурмов — добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами.

Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций так как исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства, даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты)

Субъекты:

· группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме.

· организационная группа — сводит мнения экспертов воедино.

 

метод представляет собой обобщение оценок экспертов, касающихся перспектив развития того или иного экономического субъекта. Особенность метода состоит в последовательном, индивидуальном анонимном опросе экспертов. Такая методика исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства.

Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Выявляются преобладающие суждения экспертов, сближаются их точки зрения. Всех экспертов знакомят с доводами тех, чьи суждения сильно выбиваются из общего русла. После этого все эксперты могут менять мнение, а процедура повторяется.

 

План действий

1. Сформировать рабочую группу для сбора и обобщения мнений экспертов.

2. Сформировать экспертную группу из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме.

3. Подготовить анкету, указав в ней поставленную проблему, уточняющие вопросы. Формулировки должны быть четкими и однозначно трактуемыми, предполагать однозначные ответы.

4. Провести опрос экспертов в соответствии с методикой, предполагающей при необходимости повторение процедуры. Полученные ответы служат основой для формулирования вопросов для следующего этапа.

5. Обобщить экспертные заключения и выдать рекомендации по поставленной проблеме.

Особенности метода

Дельфи", "дельфийский метод", "метод дельфийского оракула" происходят от названия местечка Дельфи, где жили оракулы-прорицатели при храме бога Аполлона (Древняя Греция).

Слово главного оракула принималось за истину в последней инстанции.

Известно, что использование коллективных знаний ведет к возможности нахождения сильных решений, однако в процессе обмена мнениями между участниками может сказаться влияние авторитета коллег и все сведется к появлению популярных ответов.

Метод Дельфи позволяет разрешить это диалектическое противоречие. Для этого прямые дискуссии экспертов заменяются индивидуальными опросами. Собранные варианты ответов подвергаются статистической обработке. Полученные обобщенные ответы передаются каждому эксперту путем личного общения, либо по обычной или электронной почте с просьбой пересмотреть и уточнить свое мнение, если он сочтет необходимым. Эта процедура может повторяться несколько раз.

Достоинства метода

· Метод Дельфи способствует выработке независимости мышления членов группы.

· Обеспечивает спокойное и объективное изучение проблем, которые требуют оценки.

Недостатки метода

· Чрезмерная субъективность оценок.

· Требует достаточно много времени и организационных усилий.

· Недостатки метода в России:

В России (по состоянию на конец 2010 года) применяется мало, так как:

· долгое время аналитика была централизована — высок конформизм экспертов;

· нужны независимые аналитические структуры — в России их нет;

· стратегический анализ мало востребован — все авторы знают свои цели;

· нет традиции проведения таких исследований — нет профессионалов, все эксперты знают друг друга и их очень мало.

 

Принцип и организация метода Дельфи

Как мы уже знаем, метод Делфи осуществляют путем опроса группы специалистов с помощью серии анкет, содержащих не только вопрос, но и необходимую для специалистов группы экспертов информацию о ре ивня согласованности мнений членов группы и доводов, приведенных экспертам.

Каждый этап анкетирования по методу Дельфи называют туром опроса

Первый тур опроса начинают с бесструктурной анкеты, которая допускает любые ответы Если анкету для первого тура будет составлен слишком \"жестко\", то это ограничит экспертов в формулировании важных пи Итан и может привести к тому, что группа не получит и не учтет некоторые знания о событиях, которые нельзя игнорировать После того, как прогнозы поступили руководителя исследования, они должны быть объединены дос лидникамы в единый прогноз, на основании которого составляют вторую анкетдругу анкету.

Второй тур голосования начинается с получения экспертами сводного перечня описанных событий и предложения оценить даты, когда может состояться или иное событие Экспертов также просят привести рассуждения, чо м они считают свои оценки правильными.

После того, как прогнозы и оценки дат, сделанные членами экспертной группы, вернулись к руководителю исследования, последний должен подготовить статистическая сводка мнений экспертов, приведя при этом доводы в пользу того, что определенное событие произойдет раньше или позже соответствующей дат.

Третья анкета, подготовленная исследователями, работающими с экспертами, должна быть составлена??из перечня кратко описанных событий, групповой медианы дат наступления событий, а также дат верхнего и нижнего квартилей в для каждого события Анкета должна содержать и сводные данные о причинах более ранних или более поздних дат.

Третий тур голосования начинается с получения экспертами сводного перечня событий, статистического описания мнений экспертов и сведения доводов их просят дать обзор доводов и сформулировать новые оценки п предполагаемой даты наступления каждого события Если новая оценка не попала в интервал между квартили, полученными во втором туре опроса, то экспертов просят обосновать свою точку зрения и прокоментув ать др.ші.

Четвертый тур опроса начинается и развивается уже известным образом Но поскольку этот тур опроса является последним, то, как правило, отпадает необходимость анализировать приведенные доводы для подготовки новой й анкеты, но сохраняется необходимость их учетая.

Следует заметить, что событие, интересует исследователей, не обязательно должна фигурировать во всех четырех турах опрос Если члены экспертной группы пришли к согласию во втором туре, то опрос можно прекратить. Это особенно уместно сделать относительно тех событий, которые, по общему мнению экспертов, никогда не произойдут.

Организация экспертизы проводится в несколько этапов:
1.Определение целей и задач экспертизы.
2.Выбор процедуры проведения экспертизы.
3.Отбор и формирование группы экспертов.
4.Организация самой процедуры экспертизы;
5.Обработка информации.
6.Принятие решения по результатам экспертизы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: