РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Б.3.1.2 «Пропедевтика»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

Б.3.1.2 «Пропедевтика»

направления подготовки

(54.03.01) 072500.62 «Дизайн»

Профиль 1 «Графический дизайн»

Квалификация – бакалавр

 

форма обучения – очная,

курс – 1,

семестр – 1,2,

зачетных единиц – 8,

всего часов – 288,

в том числе:

лекции – 46,

коллоквиумы – 8,

практические занятия – 54,

самостоятельная работа – 180,

зачет – 1 семестр,

экзамен – 2 семестр,

РГР – нет,

курсовая работа – нет,

курсовой проект – нет

 


Цели и задачи дисциплины.

Цель преподавания дисциплины: формирование базовых знаний в области истории и методологии дизайна как культурной формы и практики в ретроспективе и в современности.

Задачи изучения дисциплины: приобретение знаний и навыков в области истории дизайна в эстетическом, технологическом и социокультурном аспектах; получение базовых навыков в разработке основных элементов дизайна.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.

Для успешного освоения курса студенту необходимо обладать знаниями, приобретенными в рамках школьных курсов истории, физики, географии. Дисциплина «Пропедевтика» является базовым, вводным курсом для дальнейшего изучения таких разделов, как «Проектирование», «Основы производственного мастерства» и других специализированных курсов.

Требования к результатам освоения дисциплины.

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ПК-1 анализирует и определяет требования к дизайн-проекту; составляет подробную спецификацию требований к дизайн-проекту; способен синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновать свои предложения;

ПК-3 разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений;

Студент должен знать: историю и эволюцию дизайна, основные направления дизайна, основные понятия графического дизайна; основные теоретические положения композиционного построения; основы цветоведения; подробную спецификацию требований к дизайн-проекту.

Студент должен уметь: различать элементы дизайна разных эпох и стилей, использовать элементы графического дизайна, составлять композицию в соответствии с определенным техническим заданием; работать над формой и цветовым решением объекта; определять дополнительные характеристики к дизайн-проекту; продуцировать набор возможных решений или подходов к выполнению дизайн-проекта;

Студент должен владеть: первичными навыками составления композиции, передачи цвета, пространства; навыками разработки проектной идеи и ее научного обоснования; приемами гармонизации элементов дизайн-проекта; культурой мышления, дающей возможность обобщения, анализа и корректирования полученного материала.

 

4. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам

и видам занятий

 

№ Мо- ду- ля № Неде ли № Те мы   Наименование темы   Часы/ Из них в интерактивной форме  
          Всего Лек-ции Коллок- виумы Лабора- торные Прак-тичес-кие   СРС
                   
1 семестр
  1-4   Определение дизайна, основные термины и категории. Цели и функции дизайна.            
  5-10   История дизайна: первые изобретения, развитие техники, школы дизайна.            
  11-16   Дизайн в XX веке            
  17-18   Разновидности дизайна            
                   
Всего            
                     

 

2 семестр
  1-9   Основы графического дизайна. Восприятие.            
  10-18   Композиция. Цветоведение.            
Всего            

Содержание лекционного курса

Семестр

№ темы Всего часов № лекции Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции Учебно-методическое обеспечение
         
    1-2 Ключевые понятия, термины, определения и рабочие категории дизайна. Функции дизайна. Цели дизайнерской деятельности. Дизайн в культурном контексте. 1 – 3, 4–11, 22
      «Предпосылки» возникновения дизайна как отдельной отрасли знания: первые орудия труда и механизмы; производство в Средние века; промышленная революция в Европе; открытия конца XVIII – начала XIX веков. 1 – 3, 4–11, 22
      Эпоха рубежа XIX – XX веков. Новый стиль в Европе. Инженерная школа в России. 1 – 3, 4–11, 22
      Функционализм и авангард. Школы, группы, течения. 1 – 3, 4–11, 22
      1920 – 1930-е годы. Первые школы дизайна. 1 – 3, 4–11, 22
      Предвоенный дизайн 1930-1940-х; массовый дизайн 1950-1960-х. 1 – 3, 4–11, 22
      Поиски в дизайне 1970-1980-х годов. 1 – 3, 4–11, 22
      Дизайн постиндустриального общества. Виды современного дизайна. 1 – 3, 4–11, 22

Содержание лекционного курса

Семестр

№ темы Всего часов № лекции Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции Учебно-методическое обеспечение
         
    1-3 Свойства зрительного восприятия. Перспектива. Тени. Ассоциативность и образность. Выразительность графических средств. 24 – 27, 28 – 47, 59
    4-6 Природа, значение и восприятие цвета. Колориметрические круги. Пространственная цветовая модель Оствальда. Цветовые контрасты. Влияние освещения на цвет. Эмоциональное воздействие цвета. Компьютерные цветовые модели. 24 – 27, 28 – 47, 59
    7-10 Виды композиции (фронтальная, объемная, пространственная), принципы построении композиции, типы композиции. 24 – 27, 28 – 47, 59
    11-14 Законы построения композиции. Приемы гармонизации композиции. Основные цветовые гармонии. 24 – 27, 28 – 47, 59

Содержание коллоквиумов

Семестр

Не предусмотрено учебным планом.

 

Семестр

№ темы Всего часов № коллоквиума Тема коллоквиума. Вопросы, отрабатываемые на коллоквиуме Учебно-методическое обеспечение
         
      Иттен И. Искусство цвета. Обсуждение основных положений теории цвета Иоханнеса Иттена. 24 – 27, 28 – 47, 59
      Изучение основных параметров композиционного построения. 24 – 27, 28 – 47, 59

Перечень практических занятий

Семестр

№ темы Всего часов № занятия Тема практического занятия. Задания, вопросы, отрабатываемые на практическом занятии Учебно-методическое обеспечение
         
      Дизайн как средство гуманизации техники до XVIII века 1 – 3, 4 – 11, 22
      Новая философия формообразования. Всемирные промышленные вставки. Первые теории дизайна. 1 – 3, 4 – 11, 22
      Дизайн в Европе и в России на рубеже XIX – XX веков. 1 – 3, 4 – 11, 22
      Американский функционализм. Функционализм и авангард в Европе. 1 – 3, 4 – 11, 22
      Первые школы дизайна: Баухауз, ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. 1 – 3, 4 – 11, 22
      Стилевая специфика формообразования в американском и советском дизайне. 1 – 3, 4 – 11, 22
      Послевоенный дизайн в Европе. Неофункционализм. 1 – 3, 4 – 11, 22
      Эксперименты с новыми материалами в 1960–1970-е. Поп-дизайн. Анти-дизайн. Советский концептуальный дизайн. 1 – 3, 4 – 11, 22
      Постмодерн. «Мемфис». «Хай тек». Дизайн на рубеже. 1 – 3, 4 – 11, 22

Семестр

№ темы Всего часов № занятия Тема практического занятия. Задания, вопросы, отрабатываемые на практическом занятии Учебно-методическое обеспечение
         
    1-3 Зрительное восприятие: последовательность, избирательность, реакция на движение, запоминаемость, целостность восприятия, константность, соотносительность. 24 – 27, 28 – 47, 59
    4-7 Иллюзорность восприятия, перспектива, тени, ассоциативность и образность, выразительность графических средств. 24 – 27, 28 – 47, 59
    8-10 Цветоведение 24 – 27, 28 – 47, 59
    11-14 Виды композиции. Специфика построения композиции 24 – 27, 28 – 47, 59
    15-18 Приемы гармонизации композиции. 24 – 27, 28 – 47, 59


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: