РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
Б.3.1.2 «Пропедевтика»
направления подготовки
(54.03.01) 072500.62 «Дизайн»
Профиль 1 «Графический дизайн»
Квалификация – бакалавр
форма обучения – очная,
курс – 1,
семестр – 1,2,
зачетных единиц – 8,
всего часов – 288,
в том числе:
лекции – 46,
коллоквиумы – 8,
практические занятия – 54,
самостоятельная работа – 180,
зачет – 1 семестр,
экзамен – 2 семестр,
РГР – нет,
курсовая работа – нет,
курсовой проект – нет
Цели и задачи дисциплины.
Цель преподавания дисциплины: формирование базовых знаний в области истории и методологии дизайна как культурной формы и практики в ретроспективе и в современности.
Задачи изучения дисциплины: приобретение знаний и навыков в области истории дизайна в эстетическом, технологическом и социокультурном аспектах; получение базовых навыков в разработке основных элементов дизайна.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО.
Для успешного освоения курса студенту необходимо обладать знаниями, приобретенными в рамках школьных курсов истории, физики, географии. Дисциплина «Пропедевтика» является базовым, вводным курсом для дальнейшего изучения таких разделов, как «Проектирование», «Основы производственного мастерства» и других специализированных курсов.
Требования к результатам освоения дисциплины.
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
ПК-1 анализирует и определяет требования к дизайн-проекту; составляет подробную спецификацию требований к дизайн-проекту; способен синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновать свои предложения;
ПК-3 разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений;
Студент должен знать: историю и эволюцию дизайна, основные направления дизайна, основные понятия графического дизайна; основные теоретические положения композиционного построения; основы цветоведения; подробную спецификацию требований к дизайн-проекту.
Студент должен уметь: различать элементы дизайна разных эпох и стилей, использовать элементы графического дизайна, составлять композицию в соответствии с определенным техническим заданием; работать над формой и цветовым решением объекта; определять дополнительные характеристики к дизайн-проекту; продуцировать набор возможных решений или подходов к выполнению дизайн-проекта;
Студент должен владеть: первичными навыками составления композиции, передачи цвета, пространства; навыками разработки проектной идеи и ее научного обоснования; приемами гармонизации элементов дизайн-проекта; культурой мышления, дающей возможность обобщения, анализа и корректирования полученного материала.
4. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам
и видам занятий
№ Мо- ду- ля | № Неде ли | № Те мы | Наименование темы | Часы/ Из них в интерактивной форме | ||||||
Всего | Лек-ции | Коллок- виумы | Лабора- торные | Прак-тичес-кие | СРС | |||||
1 семестр | ||||||||||
1-4 | Определение дизайна, основные термины и категории. Цели и функции дизайна. | |||||||||
5-10 | История дизайна: первые изобретения, развитие техники, школы дизайна. | |||||||||
11-16 | Дизайн в XX веке | |||||||||
17-18 | Разновидности дизайна | |||||||||
Всего | ||||||||||
2 семестр | |||||||||
1-9 | Основы графического дизайна. Восприятие. | ||||||||
10-18 | Композиция. Цветоведение. | ||||||||
Всего |
Содержание лекционного курса
Семестр
№ темы | Всего часов | № лекции | Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции | Учебно-методическое обеспечение |
1-2 | Ключевые понятия, термины, определения и рабочие категории дизайна. Функции дизайна. Цели дизайнерской деятельности. Дизайн в культурном контексте. | 1 – 3, 4–11, 22 | ||
«Предпосылки» возникновения дизайна как отдельной отрасли знания: первые орудия труда и механизмы; производство в Средние века; промышленная революция в Европе; открытия конца XVIII – начала XIX веков. | 1 – 3, 4–11, 22 | |||
Эпоха рубежа XIX – XX веков. Новый стиль в Европе. Инженерная школа в России. | 1 – 3, 4–11, 22 | |||
Функционализм и авангард. Школы, группы, течения. | 1 – 3, 4–11, 22 | |||
1920 – 1930-е годы. Первые школы дизайна. | 1 – 3, 4–11, 22 | |||
Предвоенный дизайн 1930-1940-х; массовый дизайн 1950-1960-х. | 1 – 3, 4–11, 22 | |||
Поиски в дизайне 1970-1980-х годов. | 1 – 3, 4–11, 22 | |||
Дизайн постиндустриального общества. Виды современного дизайна. | 1 – 3, 4–11, 22 |
Содержание лекционного курса
Семестр
№ темы | Всего часов | № лекции | Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции | Учебно-методическое обеспечение |
1-3 | Свойства зрительного восприятия. Перспектива. Тени. Ассоциативность и образность. Выразительность графических средств. | 24 – 27, 28 – 47, 59 | ||
4-6 | Природа, значение и восприятие цвета. Колориметрические круги. Пространственная цветовая модель Оствальда. Цветовые контрасты. Влияние освещения на цвет. Эмоциональное воздействие цвета. Компьютерные цветовые модели. | 24 – 27, 28 – 47, 59 | ||
7-10 | Виды композиции (фронтальная, объемная, пространственная), принципы построении композиции, типы композиции. | 24 – 27, 28 – 47, 59 | ||
11-14 | Законы построения композиции. Приемы гармонизации композиции. Основные цветовые гармонии. | 24 – 27, 28 – 47, 59 |
Содержание коллоквиумов
Семестр
Не предусмотрено учебным планом.
Семестр
№ темы | Всего часов | № коллоквиума | Тема коллоквиума. Вопросы, отрабатываемые на коллоквиуме | Учебно-методическое обеспечение |
Иттен И. Искусство цвета. Обсуждение основных положений теории цвета Иоханнеса Иттена. | 24 – 27, 28 – 47, 59 | |||
Изучение основных параметров композиционного построения. | 24 – 27, 28 – 47, 59 |
Перечень практических занятий
Семестр
№ темы | Всего часов | № занятия | Тема практического занятия. Задания, вопросы, отрабатываемые на практическом занятии | Учебно-методическое обеспечение |
Дизайн как средство гуманизации техники до XVIII века | 1 – 3, 4 – 11, 22 | |||
Новая философия формообразования. Всемирные промышленные вставки. Первые теории дизайна. | 1 – 3, 4 – 11, 22 | |||
Дизайн в Европе и в России на рубеже XIX – XX веков. | 1 – 3, 4 – 11, 22 | |||
Американский функционализм. Функционализм и авангард в Европе. | 1 – 3, 4 – 11, 22 | |||
Первые школы дизайна: Баухауз, ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. | 1 – 3, 4 – 11, 22 | |||
Стилевая специфика формообразования в американском и советском дизайне. | 1 – 3, 4 – 11, 22 | |||
Послевоенный дизайн в Европе. Неофункционализм. | 1 – 3, 4 – 11, 22 | |||
Эксперименты с новыми материалами в 1960–1970-е. Поп-дизайн. Анти-дизайн. Советский концептуальный дизайн. | 1 – 3, 4 – 11, 22 | |||
Постмодерн. «Мемфис». «Хай тек». Дизайн на рубеже. | 1 – 3, 4 – 11, 22 |
Семестр
№ темы | Всего часов | № занятия | Тема практического занятия. Задания, вопросы, отрабатываемые на практическом занятии | Учебно-методическое обеспечение |
1-3 | Зрительное восприятие: последовательность, избирательность, реакция на движение, запоминаемость, целостность восприятия, константность, соотносительность. | 24 – 27, 28 – 47, 59 | ||
4-7 | Иллюзорность восприятия, перспектива, тени, ассоциативность и образность, выразительность графических средств. | 24 – 27, 28 – 47, 59 | ||
8-10 | Цветоведение | 24 – 27, 28 – 47, 59 | ||
11-14 | Виды композиции. Специфика построения композиции | 24 – 27, 28 – 47, 59 | ||
15-18 | Приемы гармонизации композиции. | 24 – 27, 28 – 47, 59 |