Принципы и роль системы экономического управления государством




ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

1 Сущность и роль планирования в рыночной экономике

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей. План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т. е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль. Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т. п. Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие. Виды внутрифирменного финансового планирования. Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитические, балансовый, оптимизации плановых решений, экономико-математического моделирования. Различают три вида финансового внутрифирменного планирования: долгосрочное (перспективное), краткосрочное (текущее) и оперативное. 1)Долгосрочное (перспективное) внутрифирменное финансовое планирование - это планирование на несколько лет (пятилетку) с разбивкой по годам. 2)Краткосрочное внутрифирменное финансовое планирование - это планирование на год с разбивкой по кварталам, месяцам. 3)Оперативное финансовое планирование - это планирование на квартал с разбивкой на более короткий период: месяц, декаду, неделю, день.

 

2 Формы и методы планирования на различных уровнях социально-экономической системы

Планирование – это одно из важнейших предпосылок оптимального управления производством на предприятии. Это построение плана, способов будущих действий, определение экономического содержания и последующих шагов, ведущих к намеченной цели.

Методы: 1. балансовый – разработка натуральных и стоимостных балансов(трудовые, финансовые)

2. вариантный – разработка различных вариантов материально-денежных затрат, элементов производства и т.д.

3. програмно-целевой – выбор цели и разработка под нее несколько вариантов развития

4. эклномико-математический- методы математ. статистики, методы распознования образов

5. нормативно-ресурсный – эк. оценка производственного потенциала хозяйства по основным факторам процесса производства.

Классификация форм планирования.

1. по периоду:

перспективное – больше года(среднесрочные, долгосрочные)

текущее – от мес до года

2.по степени охвата сфер деятельности:

-общее (включаются все сферы деятельности)

-частное (определ-ые сферы деят-ти)

3. по содержанию план-ния:

- технико-экономическое(поиск новых возможностей)

- оперативно-производственное(реалицация имеющихся возможностей)

4. по объекту фун-ния: план-ние производства, сбыта, финансов, кадров

5. по степени неопределенности в план-нии:

- детерминированное – предсказуемая среда

- вероятностное – нет полной предсказуемости результата

6. временная ориентация идей план-ния:

- реактивное(проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития)

- инактивное(приспосабливается только к настоящему)

- преактивное(ориентировано на будущие изменения, на поиск оптимальных решений)

- интерактивное(проектирование будущего)

7. по содержанию целей и задач

- стратегическое(определение общих стратегич.целей)

- опреативное(фактическое достижение поставленных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка).

 

Принципы и роль системы экономического управления государством

Экономическая функция состоит в создании условий для эффективной экономической деятельности общества. Основные направления реализации экономической функции государства:

1. Эмиссия денег, которая необходима для обеспечения экономики достаточным количеством денег. Государство является монополистом в выпуске денег, все другие субъекты экономики формируют спрос на деньги.

2. Установление правовых основ экономики. При этом определяется правовой статус форм собственности, регулируются отношения между производителями и покупателями, регламентируется внешнеэкономическая деятельность, определяются обязанности предприятий перед государством.

3. Устранение недостатков рыночного саморегулирования, защита конкуренции, обеспечение общественными товарами, реагирование на возникновение негативных эффектов, решение проблемы неполноты рынков, формирование информационной инфраструктуры, осуществление стабилизационной политики

4. Перераспределение доходов для уменьшения неравенства в доходах, государство при этом применяет социальные программы и трансфертные платежи.

Экономические методы воздействия государства на хозяйственную деятельность реализуются через систему экономических регуляторов, которые можно представить через три группы:

- налоги, налоговые льготы, амортизационные отчисления, цены, льготное кредитование;

- финансовые средства государства (инвестиции из бюджета, субсидии, дотации);

- государственные ограничения (лицензии, квоты, государственные заказы).

Прямые методы непосредственно воздействуют на субъект, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.

Косвенные методы свое воздействие оказывают опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Государственное управления в сфере экономики осуществляют, прежде всего Правительство и Минэкономразвития и торговли РФ.

Полномочия Правительства в сфере экономики следующие:

- осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

- прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики, вырабатывает государственную, структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации, осуществляет управление федеральной собственностью;

- разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

- осуществляет общее руководство таможенным делом, принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

- формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.

 

4 Принципы планирования. Система планов крупного промышленного предприятия

Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого планирования.

В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы.

1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

 

5 Прогнозирование и планирование, их сущность, особенности, взаимосвязь

Планирование – процесс проектирования желаемого будущего организации и определение наиболее эффективных путей его достижения, т.е. план – результат управленческих решений, которые принимаются на основе возможных плановых альтернатив.

Целью прогнозирования является оценка перспектив воздействия внешней среды.

Прогноз – предположительная научно обоснованная оценка экономического, финансового, технико – технологического состояния организации в перспективе.

План и прогноз представляют собой взаимно дополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления производством. При этом прогноз выступает как фактор, ориентирующий существующую практику на возможности развития в будущем, а прогнозирование - как инструмент разра­ботки планов. Формы сочетания прогноза и плана могут быть различными: прогноз может предшествовать разработке плана, следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана.

Еще одно существенное отличие прогнозирования от планирования состоит в том, что оно, будучи составной частью планирования, существует самостоятельно. Выражается это, в частности, в том, что в сфере общественного производства существуют эко­номические процессы, которые не всегда поддаются планированию, но являются объектами прогнозирования. К ним относятся, например, демографические процессы, текущий спрос населения на предметы потребления, уровень развития личного подсобного хозяйства, состав семей и половозрастная структура населения и т.д. Прогнозирование и планирование отличаются друг от друга также и тем, что характеризуют разные ступени познания исследуемого объекта, различные, хотя и взаимосвязаннее, формы предвидения его будущего состояния.Прогнозы предшествуют планированию и в значительной степени обеспечивают его высокое качество, т.к. цели прогнозирования и планирования практически одинаковы, а различаются они только временными параметрами, полнотой и достоверностью исходных данных и, соответственно, степенью вероятности.

6 Стратегическое планирование на предприятии

Стратегическое планирование – это основа стратегического управления предприятием, установление направлений деятельности организации на определенные отрезки времени (чаще всего от года до 10 лет).

Стратегическое планирование на макроуровне занимается прогнозированием структурных сдвигов и основных пропорций в экономике страны в целом или крупного ее региона.

Стратегическое планирование на микроуровне – разработка научно-технического уровня производства и конкурентоспособности фирмы в целом, оценка инвестиций, их окупаемости, прибыли и ее распределения, а также оценка процесса производства конкретных товаров от закупки сырья до сбыта готовых продуктов и услуг.

Основная цель планирования – согласование различных направлений развития фирмы в заранее установленные отрезки времени.

Выполнение плана – средство эффективной организации работы организации. План должен корректироваться с учетом ситуации на рынке. Эффективность работы подразделений оценивается не по процентам выполнения или тем более перевыполнения планов, а по выполнению графиков поставок, качеству продукции (число дефектов на 100 изделий), использованию производственной мощности, уровню и динамике издержек производства и прибыли (по внутрифирменным расчетным ценам на детали, полуфабрикаты, услуги и т. д.).

Состав стратегического плана:

1) долгосрочный прогноз на 6-15 лет(обоснованное вероятностное предположение об изменениях в структуре и запросах рынка, технике и технологии, производстве и их социально-экономических последствиях);

2) план развития на 3–5 лет с разбивкой по годам;

3) целевые программы решения важнейших проблем.

Структура стратегического 5-летнего плана.

1. Цели развития организации.

2. Инвестиции и обновление производства.

3. Направления улучшения использования ресурсов.

4. Совершенствование управления.

5. Проблемы повышения конкурентоспособности организации и пути их решения.

6. Распределение ресурсов между структурными единицами фирмы и стратегическими проектами организации.

7. Перспективные ориентиры фирмы и задания ее структурным единицам по эффективности производства.

Этапы стратегического планирования на предприятии.

1. Прогноз развития организации на основе маркетинговых исследований и оценки ее конкурентоспособности.

2. Раскрытие основных проблем, удерживающих улучшение рыночных позиций, обоснование вариантов их разрешения, оценка вероятных последствий того или иного выбора.

3. Разработка долгосрочного плана, устанавливающего цели развития и соответствующие нормативные показатели.

4. Целевые программы по стратегическим областям хозяйствования.

 

7 Типы рыночных стратегий и особенности формируемых для них планов

Рыночная стратегия - это мозг бизнеса, который выбирает цели, направления действий и необходимые для этого ресурсы.

Первая область подразумевает выбор определенного сегмента рынка. Для того, чтобы охватить большинство потребителей, нужно проводить огромные маркетинговые и рекламные мероприятия, а если сосредоточиться на отдельном сегменте, то затраты на труд и средства сокращаются в разы.

Вторая область связана со снижением издержек организации. Для этого необходимо качественно усовершенствовать производство и реализацию продукции компании, чтобы низкими ценами заманить большую долю потребительского рынка.

Третья область. Рыночная стратегия здесь направлена на завоевание лидерства на рынке, специализируясь в производстве одного определенного продукта. К примеру, вы продаете компьютерную технику. Но реализуете не все что с ней связано (ноутбуки, мониторы, принтеры, мышки), а, скажем, только нэтбуки. В глазах потребителей ваша организация будет выгладить как специалист в этой области, что, несомненно, сказывается на репутации.

В зависимости от поставленных целей и средств их достижения можно выделить несколько видов рыночных стратегий:

- стратегия завоевания или расширения доли рынка – выпуск и внедрение на рынок новой продукции, формирование новых потребностей у потребителей, проникновение в новые сферы применения продукции; расширение доли традиционной продукции за счет ухода конкурента.

-стратегия инноваций – создание изделий, не имеющих аналогов.

-стратегия дифференциации продукции – модификация и усовершенствование традиционных изделий, которые могут вызвать новые потребности или новые сферы использования. Эффективность дифференциации продукции непосредственно связана с относительно невысокими затратами.

-стратегия снижения издержек производства – ценовое соперничество, предполагающее внесение таких новшеств, которые обеспечат реализацию продукции по повышенным ценам. Требуется внедрение экономического оборудования и технологий, установление контроля над затратами.

-стратегия выжидания – воздержание от внедрения продукта на рынок, а изучение действий конкурентов. Но в короткие сроки необходимо развернуть массовое производство и сбыт, что может позволить себе только очень крупная фирма.

-стратегия индивидуализации потребителя – для производителей оборудования производственного назначения, где можно ориентироваться на индивидуальные заказы покупателей.

Рыночная стратегия предприятия разрабатывается на основе исследований и прогнозирования конъюнктуры товарного рынка, изучения покупателей, изучения товаров, конкурентов и других элементов рыночного хозяйства.

 

8 Методы учета рисков и неопределенности в стратегических планах



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: