ИСТОКИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ИСТОКИ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Слово «античная» в переводе с латинского означает «древняя». Сам же термин «античная литература» появился в эпоху Возрождения, когда усиливается интерес к литературам Древней Греции и Древнего Рима. Вся европейская культура была основана на античной культуре, элементы которой вошли в общественные понятия, мышление, язык, литературу. В истории Европы были периоды, когда пытались возродить античные формы и идеалы в литературе, искусстве, даже политической жизни. К этим эпохам в той или иной мере относятся Возрождение, Классицизм, Просвещение. Идеями и образами античности вдохновлялись величайшие представители литературы, искусства, науки: Данте, Петрарка, Микеланджело, Шекспир, Мольер, Гёте и т.д.

Изучение литературы античного периода началось в эпоху Возрождения, когда ученые стали собирать и издавать тексты античных произведений. Первые шаги в изучении античной литературы сводились к собиранию и изданию античных авторов. Иногда делались попытки истолкования произведений. Решительный поворот в изучении античной литературы сделан немецким искусствоведом Винкельманом. В книге «История искусства древности» он обосновал новый взгляд на искусство античности, его закономерностей и особенностей развития. В особенностях развития античного искусства он выделял влияние климата, нравов, религии и законов. Таким образом, художественное творчество античных авторов становится предметом науки.

Античная литература охватывает период с 10 века до н.э. по 5 век нашей эры. Созданная в этот период литература, как и литература любого другого народа и другой эпохи, есть художественное творчество, воспроизводящее в прозаической и стихотворной форме современную действительность. Литература есть отражение жизни во всем ее разнообразии, а значит, она изучается в контексте с картиной современного общества рассматриваемой эпохи.

История античной Греции начинается с момента, когда возникает рабство. Разделение общества на два класса привело к образованию своеобразной формы античного государства, которую греки называли «полис» – город-государство. В Древней Греции насчитывалось около двух тысяч полисов. Основная их часть располагалась на Балканском полуострове. Полисы находились также на островах Эгейского моря, на западном побережье Малой Азии, на Сицилии, в южной части Италии, на юге Франции, в Испании, на северном побережье Африки и по всему берегу Черного моря. Самым крупным полисом были Афины, к числу крупных принадлежали Коринф, Мегары, Спарта, Сиракузы, Александрия…

Обычно историю древнегреческой литературы делят на 4 периода.

· Начальный, или архаичный – разложение первобытного родового строя и зарождение рабовладельчества и полисов. В это время безраздельно господствовало устное народное творчество. Это X-VI века до нашей эры.

· Второй период эллинский, или классический – время процветания свободных государств. Это V – IV века до н.э. господствующим был жанр драмы. Поэзия в этот период уступает место прозе.

· Третий период называется эллинистическим. Это время безраздельного господства больших эллинистических монархий. Это период III – I века до н.э. В искусстве преобладают изысканные формы

· Четвертый период – императорский, или эллинистическо-римский. Это период римского владычества: I - V века н.э. Римская литература во многом продолжала традиции греческой культуры, но в то же время отражала новые черты византийско-христианской культуры.

 

Из всех вышеперечисленных периодов выделяется эллинский период. Именно в это время были выработаны основные литературные жанры и были созданы величайшие произведения античной культуры. В 475 году пало последнее античное государство, что и считается концом античного мира.

 

 

ИСТОКИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

МИФОЛОГИЯ

Устное народное творчество древних греков одно из самых богатых и насыщенных в истории мировой литературы. Особое место в нем занимают мифы. Миф – это вымысел, с помощью которого первобытный человек пытался объяснить явления окружающего мира, а также овладеть силами природы и подчинить их себе. «Миф - не бесплодное создание, а в основе своей реальная истина, дополненная воображением и признанная руководить жизнедеятельностью коллектива» (С. Горький).

Миф – коллективное создание народа, поэтому он не представляет что-либо устойчивое и постоянное. Миф растет и развивается по мере развития общественного сознания. Из огромного количества божеств постепенно выделялись главные боги, которых позже назвали олимпийскими, а остальные постепенно сошли на уровень простых смертных. Вместе с тем в мифах находили отражение и явления общественной жизни – разные этапы в развитии семьи и брака, матриархата, патриархата. Развитие человеческой мысли отражается в переходе от тотемизма, фетишизма к антропоморфизму.

Тотемизм – архаическая форма религии, основанная на вере в тесную родственную связь между определенным видом животного (реже растения) – тотемом и родовой группой. Тотем, который обычно мыслится как общий предок рода, дает название тотемной группе. Тотемизм связан с системой табу – запретом убивать и поедать тотемное животное, нарушавшимся при его ритуальном убийстве. В настоящее время тотемизм сохранился в Австралии, где он охватывает все стороны жизни племени, в несколько иных формах у индейцев Северной Америки, из языка которых и взято слово "тотем"; в других частях света сохранился большей частью в виде пережитков.

Фетишизм (фр. fetichisme) — религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.

Антропоморфизм (греч. ανθρωπος человек, μορφή вид) — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий. Согласно этому принципу, неодушевлённые предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие человеческой природой, могут наделяться человеческими качествами, физическими и эмоциональными. Рассматриваемые объекты в состоянии, в частности, чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.

Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идёт гроза, небо хмурится, листва шепчет и т. п.). Антропоморфизм был свойствен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевлённые объекты (камень, скала, солнце), живые существа (дерево, крокодил, лев), а также существа земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних (черти) миров. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста или крыльев, чрезмерная волосатость и др.

Черты разных эпох отражались в мифах, так что постепенно они превращались в единое целое. Постепенно в мифах стали появляться социально-бытовые темы, которые совершенно отсутствовали в древнейшую пору мифотворчества. Мифологические черты, сложившиеся в эпоху доклассового общества продолжали оставаться в памяти людей как пережитки прошлого. История людоедства – миф о Полифеме, человеческие жертвоприношения – миф об Ифигении, кровородственная семья – миф о Данаидах, переход от матриархата к патриархату – миф об Оресте.

Культ большинства греческих богов создавался в Крито-микенский период. В дальнейшем мифологические сюжеты осложнялись новыми чертами, подсказанными нововведениями в бытовом и социальном плане. Постепенно появляются мифы, где героями выступают обычные смертные, так или иначе связанные с богами. Рассказы о подвигах отдельных героев сменяются повествованиями о коллективных походах; миф об Аргонавтах. Позже появляются сложные мифологические конструкции, такие как миф о Троянской войне.

Создание больших и сложных повествований было делом многих поколений. Исторические события, обрамленные человеческой фантазией, представляли собой взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга циклы, самыми известными из которых были Троянский и Фиванский циклы мифов.

Античную теогонию (происхождение богов) можно свести к следующей схеме: из Хаоса возник упорядоченный мир – Космос, первые боги: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). От Геи родились Уран (Небо) и Понт (Море). Эти боги не имели внешней персонифицированной формы и ассоциировались со стихиями. И хотя здесь представлены три этапа рождения богов, их аморфность настолько велика, что весь начальный период мифов можно рассматривать как первое поколение. Второе поколение произошло от браков этих богов: Эреб и Никта породили трех мойр – богинь судьбы (Лахесис отмеряет жизнь, Клото прядет нить, Атропос – обрезает нить судьбы), трех эриний – богинь мщения (Алекто, Мегера, Тизифона), бога сна - Гипноса, бога насмешки – Мома, богиню справедливого возмездия - Нимезиду, бога смерти - Танатоса, перевозчика душ - Херона, богиню раздора - Эриду, и воздух – Эфир.

Гея и Хаос породили ужасного змия Тифона, Гея и Тартар породили огнедышащего вулкана Тифона и полуженщину-полузмею Ехидну. Гея и Понт породили Нерея – доброго морского старца, Форкия – владыку морских чудищ. Гея и Уран породили 3 гекатонхейров – 50-головых 100-руких чудовищ, 13 гигантов, 12 титанов, 3 циклопа.

От титанов Крона и Реи рождается третье поколение богов: Гестия – богиня домашнего очага, Деметра – богиня плодородия, Гера – богиня брака, Аид – бог подземного царства, Посейдон – бог морей. Зевс – младший сын, верховный бог греческого пантеона.

От титанов Океана и Тифиды родились боги рек и океаниды, среди них Азия, Калипсо, Плуто, Стикс, Электра.

От титанов Гипериона и Тейны родились Гелиос – бог солнца, Селена – богиня луны, Эос – бог зари.

От титанов Кея и Фебы были рождены Лето, их внуки – близнецы Аполлон и Артемида.

Титаны Иапет, Криос, Фемида и Мнемозина имели семьи и детей от других божеств.

К четвертому поколению относятся дети Зевса от женских божеств второго, третьего, четвертого поколения. Дети Зевса от богинь второго поколения: от Фемиды родились оры – богини порядка и справедливости, от Мнемозины – музы. От женских божеств третьего поколения у Зевса: от Метиды родилась Афина, от Эвриномы – хариты, богини красоты и радости жизни, от Дионы – Афродита, от Плуто – Тантал, от Лето – Аполлон и Артемида, от Деметры – Персифона, от Геры – Арес, Геба, Гефест.

От божеств четвертого поколения: от Эгины – Эак (судья в царстве мертвых), от Майи – Гермес, а также дети Зевса – боги и герои от смертных женщин: от Семелы – Дионис, от Леды - Елена Прекрасная, Полидевк, от Данаи – Персея, от Алкмены – Геракл.

К четвертому поколению относятся также дети Посейдона (Антей, Тезей, Пегас, Прометей, Полифем), дети Деметры (Плутос), Гелиоса (Фаэтон).

Боги третьего и четвертого поколения составили группу главных античных богов - 12 олимпийских богов: Зевс (Юпитер), Гера (Юнона), Аид (Плутон), Посейдон (Нептун), Гестия (Веста), Деметра (Церера), Аполлон, Арес (Марс), Гермес (Меркурий), Гефест (Вулкан), Афина (Миневра), Афродита (Венера). Но Гестии надоели постоянные ссоры богов, и она ушла с Олимпа, уступив место Дионису, а Афродита заняла место Аида, который обычно пребывает в подземном царстве.

Древнегреческая мифология одна из самых богатейших в истории мировой литературы. Она является фундаментом всей европейской литературы, а также обогатила многие другие литературы мира. Она остается актуальной во все эпохи, вызывая живой интерес и потребность в изучении.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: