ТЕМА 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ




 

2.1. Значение статистических методов в изучении населения

2.2. Переписи - основной источник данных о населении

2.3. Другие источники сведений о населении

2.4.Практическое использование знаний о населении в макроэкономи­ке и на потребительском рынке.

 

Население представляет собой совокупность людей. Размер совокупно­сти определяется численностью населения. Определив эту численность, получают первое представление о стране. Дальнейшее изучение населения означает исследование его структуры. Описание населения путем сбора характеристик каждой единицы совокупно­сти и составляет особенность статистического наблюдения населения.

Специфика населения как объекта статистического изучения состоит в следующем:

в его разносторонности - множественности характеристик людей, образующих ряд взаимосвязанных структур населения. Поскольку признаки людей связаны между собой, структура населения по одному из этих призна­ков отражает его структуру по другим признакам. Вместе с тем, эти признаки могут иметь множество значений (пол, возраст, занятие и др.), что делает население крайне разнородной совокупностью;

- в его изменчивости. Население - совокупность, непрерывно обновляющаяся в процессе своего воспроизводства. В закрытом населении это са­мообновление, в открытом оно связано с притоком извне, миграцией;

- во взаимосвязи структуры и воспроизводства населения. Население возобновляется, сохраняя определенную структуру, обусловленную в значительной степени характером его воспроизводства. Изменения демографиче­ских процессов меняют структуру населения, в свою очередь изменения в структуре населения отражаются на интенсивности демографических про­цессов;

- в том, что демография имеет дело не только с характеристиками совокупностей людей и совокупностей демографических событий, но и с таки­ми специфическими совокупностями, как поколения, применительно к жизни, которых рассматриваются те или иные совокупности демографических собы­тий;

- население характеризуется в основном качественными признаками, которыми одни люди обладают, а другие нет. Количественные признаки имеют сравнительно небольшое распространение, т.е. в основном дискрет­ные признаки.

Перепись населения - научно организованная статистическая операция с целью получения данных о численности, составе и размещении населения. Она проводится по единой программе, единой методологии и единому организационному плану.

Первой отличительной особенностью современных переписей является охват всей территории страны, всего населения государства, без исключения каких либо территорий или отдельных групп населения.

Кроме определения численности населения, перепись ставит цель получения сведений о его составе. Для этого надо определить те признаки отдельных лиц, по которым потом будет вестись рассмотрение состава населения. Эти признаки должны быть одинаковыми для всего населения, собран­ными и зарегистрированными по одним и тем же критериям. Следовательно, второй особенностью современной переписи является единство программы переписи для всего населения.

Поскольку сведения обо всем населении получаются через характери­стику отдельных людей с последующим сведениям данных в группы и под­группы путем их объединения, третья особенность переписи состоит в инди­видуализации ее сведений.

Четвертой особенностью является получение сведений непосредствен­но у переписываемых лиц, а не через посредство документов или списков. Отсюда возникает принцип самостоятельного решения опрашиваемых об от­несении его к той или иной группе населения, принцип самоопределения.

Чтобы были собраны нужные сведения о каждом отдельном лице по одинаково трактуемым вопросам, необходимо соблюдать принцип централизации, который составляет пятую особенность проведения переписи.

Тем самым предопределяется единство программы, толкования вопро­сов и ответов, единство сводки и обработки собранного материала. При этом должны выполняться правила одновременности момента регистрации, еди­нообразия сроков и методов проведения переписи.

Программу переписи составляют вопросы, обращенные к каждому переписываемому лицу, или перечень признаков, которыми характеризуется каждая отдельная переписываемая единица.

Число вопросов, которые можно доставить в программе, чрезвычайно велико. В переписи надо отразить главные, самые существенные признаки, которые присущи отдельному человеку.

Программа современной переписи состоит из трех основных частей: 1) адресная часть; 2) собственно программа и 3) вопросы, связывающие пере­пись с сопутствующими обследованиями.

В адресной части указывается название государства, области, города, района, населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры, а также фамилия, имя (отчество), отношения к члену семьи, записанному первым.

Адресная часть позволяет относить население к определенной террито­рии. Сведения о фамилии и имени позволяют обратиться к соответствующим лицам в случае недостатка сведений о них. Они служат средством, обеспечи­вающим достоверность полученных от определенных лиц сведений, помогают избе­жать пропуска лиц.

Собственно программу переписи населения имеет смысл разделить на группы вопросов, соответствующие различным задачам.

К первой группе относятся вопросы, выясняющие категории переписываемого населения, характер проживания по месту переписи (постоянно или временно проживает). Если нет записи о временном проживании или временном отсутствии, данное лицо относится к постоянному и наличному населению по месту переписи.

Вторая группа вопросов характеризует переписываемое лицо с собст­венно демографических позиций. В эту группу входят вопросы о поле, воз­расте, семейном состоянии.

Перед началом переписи для четкого обозначения ее объекта обяза­тельно детализируется состав и категории учитываемого населения, террито­риальные и временные границы. Во время осуществления переписи допуска­ется свободное перемещение - поездки в командировку, в дома отдыха и са­натории, к родным и т.д. В связи с этим возникает необходимость опреде­лить, какое население учитывать во время переписи: постоянных жителей, которые в критический момент оказались в другом месте, или всех тех, кото­рые находились в доме, независимо от того, проживают ли они в нем постоянно или нет. В первом случае охватываемых переписью при таком подходе жителей называют постоянным населением (де-юре), во втором - наличным населением (де-факто).

К постоянному населению (ПН) причисляются все жители, постоянно проживающие в данном населенном пункте, независимо от факта нахожде­ния или временного отсутствия в момент переписи.

К наличному населению (НН) причисляются все жители, оказавшиеся в данном месте на критический момент, независимо от места постоянного жительства.

К временно отсутствующему населению (ВО) относят людей, которые постоянно проживают в данном месте, но на критический момент находи­лись за территорией данного городского, поселкового или сельского Совета, если их отсутствие не превысило шести месяцев (выехавшие на временную или сезонную работу, в командировку, на каникулы, на производственную практику, к знакомым, родственникам).

К временно проживающим (ВП) относятся лица, которые на критический момент находились здесь, в то время как место их постоянного житель­ства находится за пределами того городского, поселкового или сельского Со­вета, на территории которого данное лицо застала перепись (если их отсутствие в месте постоянного жительства не превысило шесть месяцев).

В тех странах, где ведется учет наличного и постоянного населения, разность между двумя числами является показателем точности счета в пере­писи. Обычно постоянное население бывает меньше наличного.

Двойной счет населения находит и различное применение. Для управления и планирования используют оба числа. Но для планирования сети тор­говли и общественного питания, туризма, отдыха используются сведения о наличном населении. Планирование жилищного строительства и сети учреждений народного образования базируются на сведениях о постоянном насе­лении.

Между численностью постоянного и наличного населения существует определенная зависимость: постоянное население данного населенного пунк­та равно наличному населению минус временно проживающее и плюс вре­менно отсутствующее:

ПН = НН-ВП + ВО

Наличное население этого же населенного пункта равно постоянному населению минус временно отсутствующее и плюс временно проживающее:

НН = ПН - ВО + ВП

Эти равенства называются балансами категорий населения. Они служат для проверки правильности расчетов численности постоянного и наличного населения. Отсутствие балансового равенства свидетельствует о недоучете населения.

Для проверки правильности и полноты учета населения в процессе пе­реписи и после нее осуществляются контрольные мероприятия: составляются контрольные бланки, выдаются справки о прохождении переписи и прово­дятся контрольные обходы.

Перепись населения отличается от других статистических обследова­ний наличием двух первичных единиц наблюдения: человека и семьи, полу­чение сведений о которых дает характеристику всего объекта. Собственно первичной единицей является человек - отдельное лицо; ему предназначает­ся особый приписной бланк или отдельная колонка в списке.

При переписи населения, если собираются сведения о поле, возрасте, образовании, роде занятий и т.п., то естественно, единицей наблюдения явля­ется человек, ибо регистрируются признаки, свойственные человеку.

При регистрации же таких признаков, как число членов семьи, число детей в семье, лиц в семье определенного возраста, доход семьи и т.д. в каче­стве единицы наблюдения выступает семья.

Под семьей в демографической статистике понимается как единство следующих трех признаков: 1) родство всех его членов; 2) совместное про­живание; 3) общность бюджета.

Переписи являются весьма важным источником данных о населении, однако их нельзя проводить ежегодно. Поэтому перепись как источник све­дений о населении должна дополняться другими методами сбора информа­ции, которые позволили бы получить сведения о числе демографических со­бытий и структуре населения в межпереписной период.

Текущий учет естественного движения населения является основным источником данных о численности и составе населения в период между переписями. Текущий учет численности и состава населения базируется в пер­вую очередь на материалах регистрации актов гражданского состояния насе­ления, в которых учитываются факты рождения, смерти, браков и разводов.

Первоначально рождения, смерти, браки и разводы регистрировались духовенствами при выполнении обрядов крещения, венчания, отпевания в специальных метрических книгах.

Были введены специальные книги регистрации актов гражданского состоя­ния (РАГС) для регистрации актов рождений, смертей, браков, которые яв­ляются первичным источником данных для изучения естественного движе­ния населения. Церковь отделилась от государства.

Акты гражданского состояния регистрируются в актовых книгах: в городах и районних центрах городскими и районными отделами (бюро) РАГС, в сельской местности и поселках городского типа - сельскими и поселковы­ми советами. Записи составляются в двух экземплярах. Одновременно с за­писью выдаются свидетельства о рождении и браке, справки о смерти и рас­торжении брака. Свидетельство о рождении является единственным доку­ментом, удостоверяющим возраст.

Записи актов гражданского состояния чрезвычайно важны, поскольку с ними связано возникновение, изменение или прекращение различных прав и обязанностей граждан. Они имеют также большое демографическое значение, являясь основой для учета движения населения. Их учитывают при раз­работке планов экономического и социального развития, проектов развития и застройки городов и сел, при планировании развития промышленности и других отраслей, строительства или закрытия детских яслей, садов, школ, техникумов, ВУЗов, больниц, библиотек и др.

Текущий учет механического движения населения. Разработка и анализ данных о механическом движении населения (миграции) ведется с помощью единой системы регистрации и учета миграции по данным паспортных столов органов внутренних дел на основе документов прописки и выписки. При регистрации заполняются адресные листы прибы­тия и убытия и талоны статистического учета к листам прибытия (убытия). Адресные листки используются для адресно-справочной работы, а также для статистического анализа.

Талон статистического учета к адресному листу является первичным документом учета миграции населения в стране. На детей в возрасте до 16 лет, прибывших или выбывших со взрослыми, самостоятельные талоны не заполняются, сколько прибыло (убыло) детей указывается в талоне одного из родителей.

Статистика миграции учитывает у нас только случаи перемены места жительства на срок свыше 1,5 месяцев, при этом, важное значение имеет цель перемены места. Талоны статистического учета заполняются на следующие категории населения: прибывших на постоянное место жительства, на работу (после окончания учебного заведения, в порядке общественного призыва, оргнабора, перевода по службе, по личному желанию).

Талоны статистического учета не заполняются на лиц, приезжающих на дачи, в дома отдыха и санатории, на отдых и лечение в курортные местно­сти, на время очередного отпуска, на каникулы, совещания, съезды, в лечеб­ные заведения, переменивших место жительства в пределах одного и того же города, на экскурсантов и туристов.

Не заполняются талоны на лица, связанные по роду занятий с постоян­ным передвижением (лица плавающего состава речного и морского флотов, работники полевых геологических и топографогеодезических организаций и т.д.). Эти лица подлежат учету при прописке на срок свыше 8 месяцев и при увольнении этих работников.

Выборочный метод играет особую роль в демографической статистике, в том числе при проведении переписей. Выборочный метод при­меняют с целью:

- расширения программы переписи;

- получения предварительных итогов переписи и ускорения обработки ее материалов;

- дополнительной разработки материалов переписи по более широкой программе;

- различного рода контрольных мероприятий.

Сущность выборочного метода (выборки) в том, что для изучения вместо целого берут часть, достаточно представительную, чтобы по ней можно было судить обо всей совокупности изучаемых фактов или событий.

Основное требование, предъявляемое к выборочному обследованию, состоит в том, что оно должно быть представительным.

Использование выборочного метода в исследовании демографических процессов весьма разнообразно. Основные его направления:

1. Выборочный метод находит широкое применение в переписи населения. Этот метод применяется в переписях многих стран.

2. Использование системы так называемых микропереписей, то есть периодических выборочных обследований, данные которых представительны для населения всей страны.

3. Специальная сеть обследования населения, то есть систематическое обследование выборки или ряда чередующихся выборок из населения по неизменной или же изменяющейся в некоторых своих частях программе.

4. Проведение выборочного обследования локального характера с целью изучения тех или иных специальных вопросов. Имеет широкое примене­ние в социальных исследованиях.

5. Применение выборочного метода для проверки достоверности сплошных данных статистики населения (выборочные проверки полноты регистрации родившихся и умерших, контрольные проверки правильности регистрации заболевания, явившегося причиной смерти, выборочные проверки прописки и выписки населения).

6. Выборочные обследования семейных бюджетов - выявление тенденций и закономер­ностей уровня жизни семей рабочих, служащих, инженерно-технических ра­ботников, сельскохозяйственных работников по отдельным районам страны, отраслям народного хозяйства и группам населения в зависимости от уровня доходов.

7. Применение выборочного метода при разработке материалов сплошного учета миграции населения.

Специфичность применения выборочного метода в изучении населения определяется своеобразием расселения людей, их подвижностью, множест­вом характеристик каждого человека как элемента изучаемой совокупности.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите источники сведений о населении.

2. Переписи - основной источник сведений о населении.

3. Назовите переписи, по которым было учтено население стран.

4. Программно-методологические вопросы переписей населения.

5. Источники сведений о населении в между переписями.

 

Задача 1.

Определить объект наблюдения, единицу совокупности и программу наблюдения для изучения:

1) студентов второго и третьего курсов заочной формы обучения по результатам зимней экзаменационной сессии;

2) успеваемости студентов второго курса дневной формы обучения;

3) связи между результатами государственных экзаменов и текущей успеваемости студентов заочной и дневной форм обучения.

 

Задача 2.

С помощью логического контроля установить наличие ошибок и возможность их исправления в таких переписных листах.

Переписной лист №1

1. Фамилия, имя, отчество - Лисконог Иван Николаевич.

2. Пол - мужской.

3. Возраст - 21 год.

4. находится в браке в настоящее время - нет.

5. Образование - начальное.

6. Вид занятий - рабочий.

7. Сколько лет проживает в данном населенном пункте - 38.

 

Переписной лист №2

1. Фамилия, имя, отчество - Безрукова Ирина Александровна.

2. Пол - женский.

3. Возраст - 55 лет.

4. Образование - среднее специальное.

5. Источник средств существования - стипендия.

6. Занятия по месту работы (должность) - бухгалтер.

 

Переписной лист №3

1. Фамилия, имя, отчество - Колесник Виктор Сергеевич.

2. Пол - мужской.

3. Отношение к главе семьи - внук.

4. Возраст - 8 лет.

5. Находится в браке в настоящее время - да.

6. Национальность - Украинец.

7. Образование - среднее общее.

8. Занятия по месту работы (должность) - менеджер.

 

Задача 3.

Провести обследование студентов Вашей группы по атрибутивным и количественным признакам.

Результаты наблюдения выложить в таблице (макет).

 

Ф.И.О. Атрибутивный признак Количественный признак
пол место жительства наци-ональность рост, см возраст, лет средний балл
А            
             

 

По данным наблюдения сгруппировать данные по атрибутивным и количественным признакам:

- По возрасту и средним баллом построить дискретный ряд распределения,

- По росту - интервальный ряд распределения, в соответствии с заданием преподавателя.

Подсчитать в каждой группе по отдельным признакам:

- Количество студентов,

- Удельный вес их в каждой группе (%),

- Кумулятивные частоты.

Построить ранжированный ряд студентов по росту и график огивы.

Осуществить графическое изображение полученных данных.

Сделать выводы.

 

Задача 4.

Данные, предоставленные студентами Института учета и финансов, Института экономики и управления, факультета маркетинга, торговли и таможенного дела, Факультета ресторанно-гостиничного бизнеса о результатах зимней сессии:

 

Номер института, факультета Шкала оценивания
5 (90-100) А 4 (75-89) В,С 3 (60-74) D,E всего
         
Всего        

 

Осуществить арифметический контроль и сделать поправки в таблицы.

 

Задача 5.

Определить объект наблюдения, единицу совокупности и составить перечень вопросов программы наблюдения для изучения успеваемости студентов университета:

1) первого курса Института учета и финансов дневной формы обучения по результатам летней экзаменационной сессии;

2) второго курса Института учета и финансов дневной формы обучения по результатам зимней экзаменационной сессии.

 

Задача 6.

Определить перечень важнейших вопросов (признаков), характеризующих единицу совокупности:

- Промышленное предприятие;

- Сельскохозяйственное предприятие;

- Торговое предприятие;

- Семья;

- Отдельный человек.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: