Место и роль Корана в исламе




Оглавление

 

IВводный раздел

Мухаммад (Ерундов Н.А.)

Личность Мухаммада в исламе 3

Биография Мухаммада 4

Мекканский период 10

Мединский период 14

Список использованной литературы 25

Коран (Ерундов Н.А.)

Место и роль Корана в исламе 26

Структура Корана 27

Содержание Корана 30

Язык и стиль Корана 31

Составление свода Корана 32

Толкование Корана 40

Переводы Корана 45

Переводы Корана на русский язык 49

Список использованной литературы 54

 

IIАналитический раздел

Возникновение ислама (Васильев И.С.) 55

Источники исламского вероучения (Васильев И.С.) 62

Коранические нуки (Васильев И.С.) 69

Исламская догматика(акида)

Таухид и шахада 74

Предопределение 77

Коран (Васильев И.С.)

Коран и современное корановедение 81

Учение о несотворенности Корана 82

Собрание Корана в свод и аутентичность его текста 84

Учение о неподражаемости Корана 97

О переводах Корана 105

Влияние Корана на арабскую и исламскую литературу 109

Мухаммад как «пророк» (Васильев И.С.) 112

Историчность Мухаммада

Сведения о Мухаммаде в исламских источниках 115

Вопрос об имени Мухаммада 124

Место Мухаммада в исламской профетологии 125

Почитание Мухаммада 126

Смерть Мухаммада 128

Мухаммад как политический деятель 129

Восприятие христианства исламом (Васильев И.С.)

Скриптологический аспект 133

Профетологический аспект 143

Догматический аспект 144

Историософский аспект 147

Законодательный аспект 159

Список использованной литературы 162

Глоссарий (Васильев И.С.) 166

Именной указатель (Ерундов Н.А.) 179

 

I

Вводный раздел

Мухаммад

Личность Мухаммада в исламе

Мухаммад (Мохаммед, Магомет, Магомед) (ок. 570-632) — арабский проповедник единобожия и основатель религии ислама, создатель первой мусульманской общины играет в исламе особую роль.

По представлениям мусульман Мухаммад не только пророк (наби) Аллаха и его посланник (расуль), но и наиболее совершенный из всех божественных творений, совершеннейший человек (аль-инсан аль –камиль), пример для подражания (усва хасана), образец покорности перед Аллахом и особой близости (курб) к Аллаху, что делает его наилучшим передатчиком и толкователем Откровения Аллаха (т.е. Корана).

Мухаммад является последним в цепи всех пророков и посланников.

В Коране сказано: «Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужей, а только Посланник Аллаха и печать пророков» (Коран 33:40).

Он послан не к отдельному народу, как это было со всеми остальными посланниками (в том числе и Исой — Иисусом), а ко всем людям на земле.

Его Закон будет действителен до Судного Дня.

Мухаммад занимает самое высокое положение среди пророков (поэтому один из его эпитетов — Господин Пророков).

Согласно исламу, вера в пророческую миссию Мухаммада является обязательной для всех мусульман, неверие же – выводит человека из ислама.

На протяжении всей истории ислама личность Мухаммада была предметом широкого почитания.

Распространялись разные виды молитв о Мухаммаде, читаемых во время суфийских зикров.

В народном исламе имя Мухаммада используется как талисман и оберег; посещению его могилы приписываются чудотворные свойства.

Однако ислам не наделяет Мухаммеда никакими сверхъестественными чертами.

Образ Мухаммада и первоначальной мусульманской общины играют огромную роль в современных течениях ислама.

Как реформаторы, так и консерваторы утверждают, что возвращаются к характерным для времени жизни Мухаммада простоте, чистоте и строгости.

Широкое распространение как в религиозной, так и общественно-политической литературе получил образ Мухаммада как справедливого правителя.

 

Биография Мухаммада

Мухаммад родился около 570 или 571 гг. в городе Мекке, расположенной в северо-западной части Аравийского полуострова – Хиджазе.

С давних пор этот город был торговым и духовным центром Западной Аравии — с рынком и несколькими местами поклонения.

В их числе — знаменитая Кааба, хранилище племенных идолов и договоров, куда на ежегодное паломничество собирались оседлые и кочевники.

Согласно исламской традиции, Кааба была построена пророком Ибрахимом (Авраамом) и его первым сыном и наследником Исмаилом (Измаилом).

По своему происхождению Мухаммад был арабом из рода хашим племени курайш.

Родоначальником племени является Фихр ибн Малик по прозвищу Курайш.

В VI веке потомки Курайша овладели Меккой и установили контроль над значительными районами Хиджаза.

Среди потомков Курайша был прадед Мухаммеда — Хашим, который охранял Каабу и владел ключами этого святилища, кроме того у Хашима было право на сбор скота для питания паломников и право на владение источником Замзам.

Дед Мухаммада Абд аль-Мутталиб получил в наследство право распорядителя и смотрителя паломников, которые посещавших Каабу.

У Абд аль-Мутталиба было 10 сыновей, но любимым сыном Абд аль-Мутталиба был Абдулла.

Согласно преданиям, Абд аль-Муталлиб поклялся принести в жертву одного из своих сыновей, в случае если у него родится 10 сыновей.

Когда спустя много лет у Абд аль-Мутталиба родились и выросли сыновья, он вспомнил о своем обете.

Для того, что бы решить, кого из сыновей принести в жертву Абд аль-Мутталиб бросил жребий и жребий пал на Абдаллаха.

По совету курайшитов Абд аль-Мутталиб отказался от своего замысла и принес взамен своего сына в жертву 100 верблюдов.

Абдуллах женился на девушкеиз знатной и влиятельной семьи племени курайшитов - Амине бинт Вахб, от этого брака и родился Мухаммад.

Отец Мухаммада - Абдаллах ибн Абд аль-Мутталиб умер до рождения сына, а мать Мухаммада умерла, когда ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив сына сиротой.

«Разве не нашел Он тебя сиротой - и приютил?»- говориться в Коране (Коран 93: 6).

Согласно обычаю, для мальчика была найдена няня по имени Халима бинт Абу Зуайб, и он прожил около 5 лет в племени бану саад в пустыне.

Мусульманское предание сообщает о множестве знамений, окружавших Мухаммада с детства и указывавших на его пророческое избранничество.

Так, в любую жару Мухаммада осеняло небесное облако, а ветви деревьев преклонялись перед ним.

Арабские писатели утверждают, что небесное благословение вознаградило Халиму за то, что она приняла младенца Мухаммада.

Согласно исламскому преданию, пока ребенок оставался под ее кровлей, в Халима обрела достаток и благодать, намного увеличилось молоко верблюдов и овец.

По преданию, именно с этим период жизни Мухаммаде связывают событие т. н. событие «шакк-и садр» (открытие груди пророка).

Так, однажды, когда Мухаммад был с другими детьми, к нему подошел незнакомец, рассек его грудь, достал сердце, «разверз» его и извлек оттуда черный сгусток со словами: «Это - доля для шайтана, бывшая в тебе».

Затем он омыл сердце в золотом тазу с водой из источника Замзам и вернул его на место.

Когда Халима и ее муж узнали о случившимся, они, испытывая сомнения о невозможности пояснить происходившие события, и опасаясь влияние на ребенка злых духов, решили возвратить ребенка семье.

До 6 лет Мухаммад оставался с матерью, но во время посещения родственников в Ясрибе, ужена пути возвращения в Мекку, в Абве, что в 190 км от Ясриба, заболела и умерла.

После смерти матери Мухаммед воспитывался сначала своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - своим дядей, торговцем Абу Талибом.

Мальчик рано вынужден был сам зарабатывать хлеб в качестве пастуха овец и коз, принадлежавших жителям Мекки (Коран 93: 6).

Жизнь его складывалась настолько непросто, что его покровитель Абу Талиб, также испытывавший материальные трудности, отказался выдать за него свою дочь Фахиту, предпочтя ему более состоятельного махзумита Хубайру бин Абу Вахба.

Когда Мухаммаду исполнилось 12 лет, Абу Талиб взял его в торговую поездку в Аш-Шам.

Согласно преданию, в Сирии, неподалеку от Басры, они встретили монаха по имени Бахира, который по нескольким признакам узнал в Мухаммаде пророка(между плечами у мальчика находилось родимое пятно, т. н. печать пророчества).

Бахира посоветовал Абу Талибу не брать мальчика с собой в Аш-Шам, чтобы люди не причинили ему вреда, и дядя отправил Мухаммада в Мекку.

Долгие годы Мухаммад постигал искусство вождения караванов, ведения купеческих дел, заключения сделок, и к 20 годам достиг в этих делах совершенства, став примерным специалистом, честным, добросовестным, умным, деловым, справедливым, с прекрасным характером и репутацией. Многие соплеменники называли его правдивым и честным.

В 25 лет он поступил на службу к богатой вдове Хадидже бинт Хувайлид, которая вела торговлю, и начал ходить с караванами в Сирию, сначала простым погонщиком, потом приказчиком.

Это была очень трудная и сложная торговая операция, которая потребовала от Мухаммада проявления незаурядного торгового мастерства, но Мухаммад блестяще справился с ней.

После ее успешного завершения богатая вдова стала получать Мухаммаду проводить самые крупные торговые дела.

Мухаммед очень понравился Хадидже и поначалу чисто деловые отношения завершились счастливым браком.

Несмотря на разницу лет (вдова была на 15 лет старше), брак их был счастливым. Пока Хадиджа была жива, у Мухаммада не было других жен.

Она родила ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму.

Женитьба заметно изменила материальные обстоятельства жизни Мухаммада, он оказался человеком сравнительно состоятельным, в семье было несколько домашних рабов и рабынь.

Судьба предоставила Мухаммаду досуг, который был заполнен непростыми размышлениями о жизни и смерти, судьбе и справедливости.

Предания сообщают, что имели место случайные встречи с гонимыми и христианскими проповедниками.

Он часами беседовал с двоюродным братом Хадиджи Варакой ибн Науфалем, который, по преданию, «знал Писание» и мог рассказывать ему о всемогущем Господе, Судном дне и посмертном воздаянии для праведников и грешников.

Мухаммад присматривался к образу жизни ханифов, исповедовавших, насколько можно судить, неопределенный монотеизм и отказывавшихся от жертвоприношения идолам.

Мухаммад стал часто уединяться в пещере на горе Хира близ Мекки, и однажды, в возрасте 40 лет у него начались видения, которые продолжались 6 месяцев.

В середине месяца Рамадан он получил откровение - ему явился ангел Джибрил (Джибраил) и приказал: «Читай!» Охваченный страхом, Мухаммад ответил: «Я не умею читать».

Ангел схватил Мухаммада и сильно сжал его тело, а потом отпустил и повторил: «Читай!» Он ответил: «Я не умею читать».

Тогда ангел опять сжал его, а потом отпустил и сказал: «Читай!» Он ответил: «Я не умею читать».

Тогда он сжал его в 3-й раз, а потом отпустил и произнес:

«Читай, во имя Господа твоего, который сотворил.

Сотворил человека из сгустка.

Читай! И Господь твой щедрейший,

который научил каламом,

научил человека тому, чего он не знал» - (Коран 96:1—5).

Мухаммад повторил это и был оставлен в покое.

Он вышел на склон горы, на которой ночевал, и вдруг услышал голос с неба: «О Мухаммад, ты — посланник Аллаха, а я — Джибрил».

В небесах, опершись ногами на горизонт, стоял его ночной гость.

Куда бы ни оборачивался Мухаммад, он оказывался перед ним.

Потом Джибрил исчез.

Так, по преданию, были ниспосланы первые 5 аятов Корана, а ночь получила название «Ночь Предопределения» (Лейлят аль-Кадр) – событие, которое отмечается мусульманами в 27-ю ночь месяца Рамадана.

Когда Мухаммад пояснял смысл божественных посланий, он говорил, что им руководит сам Бог, посланником которого он, Мухаммад, и является. Однако, получая откровения, Мухаммад не всегда видел ангела Джибрила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же облике.

Иногда ангел представал перед Мухаммадом исполином, а порой ему удавалось всего лишь уловить на себе его взгляд.

Иногда он слышал только голос, говорящий ему.

Иной раз получаемые послания были неразборчивы, но случалось и так, что послание было ясным и четким, словно исходило от человека, стоящего рядом.

Порой Мухаммад получал откровения, погрузившись в молитву, в других случаях они являлись ему во время прогулок, бесед и домашних забот.

Получая откровения, Мухаммад знал, что ему предстоит пройти через тяжкие физические испытания.

Иногда при получении откровений Мухаммад судорожно метался, ощущал удар, сотрясавший все его существо, казалось, что душа покидает тело.

После периода неуверенности и внутренней борьбы Мухаммад принимает миссию, которую он считал возложенной на него свыше.

Откровения убеждали его в том, что он избран Аллахом в качестве посланника, чтобы нести людям известие о грядущем Судном дне и наказании грешников, о милосердии Аллаха к последователям истинной веры и его безграничном могуществе.

Мухаммад вернулся к жене, рассказал ей о том, что случилось.

Хадиджа была первой, кто без всяких сомнений уверовала в пророческую миссию Мухаммада.

После этого Хадиджа привела его к своему двоюродному брату-христианину Вараке ибн Науфалу.

Когда Мухаммад рассказал ему о происшедшем, Варака сказал: «Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе! О если бы я был молод (в эти дни) и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!.. Но если я доживу до этого дня, то буду помогать тебе как только смогу!». Однако вскоре Варака умер, а откровения временно прекратились.

Спустя некоторое время Мухаммаду в откровениях были даны еще 5 аятов:

«О завернувшийся!

Встань и предостерегай!

Господа твоего величай!

Одежды свои очищай!

Скверны [идолов] сторонись!» (Коран 74, 1-5).

С точки зрения мусульман, повеление предостерегать людей от заблуждения означало, что на Мухаммада была возложена миссия донести до человечества истинное знание.

Мекканский период

Около 610 г. Мухаммад выступил с призывом обратиться к истинной вере в единого Бога.

Начались первые проповеди в кругу наиболее близких людей.

В своих ранних чрезвычайно эмоциональных проповедях Мухаммад говорил о Господе (рабб), могущество которого безгранично, о покорности высшей силе и благодарности ей за все сущее, о помощи ближним, близости дня Суда и ужасах адского пламени.

Первой мусульманкой стала Хадиджа, а затем ислам приняли вольноотпущенник Зейд ибн Харис, которого Мухаммад публично объявил своим сыном, двоюродный брат Мухаммада Али ибн Аби Талиб, а также ближайший друг Абу Бакр ибн Аби Кухафа.

В числе первых мусульман был также эфиоп Билял ибн Рабах, ставший впоследствии первым в истории ислама муэдзином.

Спустя четыре года после начала проповеди число участников тайных встреч превысило тридцать человек.

Молодые по преимуществу участники молений представляли различные группы мекканского общества: они принадлежали к разным родам, отличались по уровню богатства и родовитости.

На собрания приходили и вольноотпущенники, следовавшие за своими бывшими хозяевами и покровителями.

Вскоре число сторонников Пророка приблизилось к сорока.

В этом период к нему присоединились также решительный и энергичный дядя Мухаммада Хамза и влиятельный и авторитетный посол курайшитов Умар ибн ал-Хаттаб.

Собрания продолжались несколько лет, пока со склона горы ас-Сафа Мухаммад не обратился к мекканцам с первой открытой проповедью.

Объявив себя Посланником Божьим, он призвал к почитанию Единого Бога — Аллаха, ар-Рахмана (Милостивого), ар-Рахима (Милосердного).

Это были первые из Прекрасных имен Бога.

Мухаммад описывал райские блаженства, ожидающие праведников: тенистые сады; покой; реки чистой воды, молока и вина; вечно молодые супруги на вечном пиру.

Он говорил о судьбе тех, кто не внял увещеваниям пророков: упорствующие в заблуждениях были наказаны Богом.

Он указывал на аравийские развалины — следы некогда процветавших народов: здесь жили гордые великаны-адиты, не пожелавшие слушать пророка Худа; надменные самудяне, отвергшие пророка Салиха; жестоковыйные мадианиты, презревшие пророка Шуайба.

Настороженность язычников к проповедям Мухаммада сменилась прямой враждебностью, когда он объявил, что их общие предки, жившие в эпоху джахилийи (то есть неведения), за свои грехи пребывают в адском огне.

«Но нет! Вы считаете ложью день суда. А ведь над вами есть хранители — благородные писцы. Знают они, что вы делаете. Ведь праведники, конечно, в благодати! А ведь грешники, конечно, в огне! Они будут гореть там в день суда, и не скроются они от него. Что же даст тебе знать, что такое день суда? И затем, что же даст тебе знать, что такое день суда? — в тот день, когда душа ничего не сможет для души, и вся власть в тот день — Аллаху»(Коран 82:9–19).

Начались гонения и нападки на мусульман.

Наиболее жесткую и непримиримую позицию занял дядя Мухаммада Абу Лахаб, но другой дядя, Абу Талиб, который тогда был старейшиной хашимитов, обещал Мухаммаду покровительство.

Тогда Мухаммад обратился с призывом к остальным курайшитским родам, но они потребовали, чтобы Абу Талиб заставил Мухаммада прекратить проповедническую деятельность, и начали преследовать мусульман. Особенно тяжко преследовали людей зависимых.

В 614 г. мусульмане совершили первое переселение (хиджру) в Эфиопию, где им обещал покровительство христианский правитель.

Первая группа переселенцев (мухаджиров) состояла из 12 мужчин и 4 женщин, которыми руководил Усмана ибн Аффана; вторая - из 83 мужчин и 18 женщин.

В начале 616 г. курайшиты договорились между собой о том, что не будут заключать браки и оформлять торговые сделки с родственниками Мухаммада, а также не станут встречаться и общаться с ними до тех пор, пока они не отрекутся от Мухаммада.

Текст договора был вывешен внутри Каабы и родственники пророка, за исключением Абу Лахаба, оказались в изоляции в квартале Абу Талиба.

Бойкот продолжался около 3 лет, но затем был прекращен, так как многие курайшиты были против того, что их соплеменники страдали от лишений.

Через несколько месяцев после прекращения бойкота умерли Хадиджа и Абу Талиб.

Самым тяжелым в жизни Мухаммада оказался 619 год.

В мае 619 г. умирает сначала Хадиджа, поддерживавшая мужа в самые трудные минуты, а через месяц и покровитель Мухаммада, глава рода хашим Абу Талиб.

Вскоре новый глава рода Абу Лахаб отказывает Мухаммаду в защите.

В какой-то момент возникла возможность компромисса с мекканцами.

Мухаммад якобы согласился признать особое положение при Аллахе почитаемых в Мекке богинь – аль-Лат, аль-Уззы и Манат, а мекканцы – пророческую миссию Мухаммада и первое место Аллаха среди богов.

Однако примирение не состоялось и ситуация вновь обострилась.

Находясь в отчаянном положении, Мухаммад стал искать помощи вне Мекки.

Он отправляется с проповедью в Таиф, но не только не находит там поддержки, но и вынужден оттуда бежать.

В июле 620 г., в период паломничества, проповедь Мухаммада привлекла 6 жителей Ясриба - оазиса, расположенного в 350 км к северу от Мекки.

В июле 621 г. послушать Мухаммада прибыли уже 12 жителей Ясриба.

В местечке Акаба, расположенном в долине Мина, они присягнули на верность Мухаммаду и поклялись во всем повиноваться Аллаху (это была «первая присяга Акабы»).

Мухаммад отправил в Ясриб Мусаба ибн Умайра, и в мае 622 г. из Ясриба в Мекку прибыли уже более 70 мусульман.

Они встретились с Мухаммадом, присягнули ему на верность и обязались защищать его и остальных мусульман, когда те переселятся к ним.

Это событие получило название «вторая присяга Акабы»; в нем приняли участие 75 мусульман.

После этого мусульмане начали тайно переселяться из Мекки в Ясриб.

В период между первой и второй «присягами Акабы», по преданию, Мухаммад совершил «ночное путешествие и вознесение» (ал-исра ва-л-мирадж).

В Коране об этом путешествии говорится так: «Хвала Тому, Кто перенес ночью Своего раба из Мечети Неприкосновенной в Мечеть Отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений. Поистине, Он — Всеслышащий, Всевидящий!» (Коран 17: 1).

Мухаммад спал возле Каабы, когда перед ним предстал ангел Джибрил, держа под уздцы удивительное верховое животное.

У крылатого скакуна по имени Бурак был человеческий лик, блистающий в темноте.

По воле Аллаха он перенес Мухаммада на север, в ал-Халил к гробнице Ибрахима и в Бейт-Лахм к гробнице Дауда, а затем — «к отдаленнейшей мечети», то есть к будущей мечети ал-Харам аш-Шариф в Иерусалиме.

На горе Мориа Мухаммад возглавил совместную молитву пророков Ибрахима, Мусы и Исы, причем он внимательно вглядывался в Ису, чтобы не перепутать его с обманщиком Даджжалом, который перед концом света будет выдавать себя за Иисуса.

Оставив Бурака в Иерусалиме, Мухаммад и Джибрил побывали на каждом из семи ярусов небосклона.

Там их встречали древние пророки: Адам, Яхйа, Иса, Юсуф, Идрис, Харун, Муса и Ибрахим.

На небесах Мухаммад увидел мировое древо Сидр и Небесную Каабу.

Он предстал перед Аллахом, который приказал верующим совершать пятьдесят молитв каждый день, но, вняв просьбе Мухаммада, сократил их число до пяти.

Большинство толкователей считают, что Мухаммад не лицезрел самого Бога, а общался с Ним через завесу.

В Раю он наблюдал блаженство праведных, в Аду — муки грешных.

По преданию, наутро Мухаммад поведал своим соплеменникам о показанных ему знамениях, но они в очередной раз обвинили его во лжи.

В подтверждение своих слов Мухаммад описал курайшитам Иерусалим, в котором он прежде никогда не был.

Он рассказал им о караване, который приближался к Мекке, и о том, как выглядит идущий во главе каравана верблюд.

Купцы, бывавшие в Иерусалиме, подтвердили правдивость его рассказа, а караван, прибывший в город через несколько дней, выглядел точно так, как его описал Мухаммад.

 

Мединский период

12 сентября 622 г. старейшины курайшитов приняли решение убить Мухаммада.

Однако ему стало известно о заговоре, и в ночь на 13 сентября он бежал из Мекки вместе со своим сподвижником Абу Бакром.

Предположив, что курайшиты бросят все силы на их поиски, они решили укрыться в пещере на горе Саур.

Через 3 дня, когда поиски почти прекратились, Мухаммад и Абу Бакр покинули пещеру и направились в Ясриб.

24 сентября 622 г. они добрались до местечка Куба в окрестностях Ясриба, там Мухаммад провел 4 дня и основал первую в истории ислама мечеть.

На следующий день, в пятницу, он въехал в Ясриб верхом на верблюдице, и с тех пор этот город получил название Медина - «город пророка» (Мадинат-ан-Наби).

Переселение мусульман в Медину получило название «хиджра», переселенцы стали именоваться мухаджирами, а верующие мединцы - ансарами.

Хиджра считается поворотным моментом в истории ислама.

Во времена правления халифа Омара хиджра была объявлена началом мусульманского летосчисления.

Ясриб — крупнейший земледельческий оазис Хиджаза, находившийся в 350 километрах к северу от Мекки, с середины VI в. жил в состоянии практически перманентной войны.

Основу его арабского населения составляли племена аус и хазрадж.

В Ясрибе жили и еврейские (или обращенные в иудаизм арабские) племена бану кайнука, курайза, надир, фитйаун.

Арабы пришли в оазис позже, их положение изначально было зависимым.

К началу VII в. борьба за главенство в оазисе привела к доминированию арабов.

Но борьба шла и между самими ауситами и хазраджитами, и между родами внутри каждого из них.

Как всегда бывает в таких случаях, две основные противостоящие коалиции постоянно менялись, и обе, как правило, включали и арабов, и иудеев.

Оазис состоял из ряда укрепленных поселений, и силы сторон были в целом равны.

Внутренние возможности для стабилизации ситуации были исчерпаны, и роль арбитра была предложена Мухаммаду.

Жители оазиса пригласили его как последнюю надежду установить мир и согласились на достойных условиях предоставить убежище его последователям.

Если в Мекке мусульманам приходилось скрываться, то в Медине они впервые получили возможность беспрепятственно поклоняться Аллаху, организовать повседневную жизнь в соответствии со своими религиозными взглядами и заложить основы исламского государства.

От имени мухаджиров Мухаммад заключил с жителями Медины соглашение, по которому они обязались поддерживать друг друга, вместе противостоять врагам, а при разрешении спорных вопросов обращаться к Мухаммаду.

Мусульмане объединились в духовную общину (умму), гарантировавшую неприкосновенность жизни и имущества не только верующим, но и тем, кто находился под их защитой.

Если в Мекке Мухаммаду были открыты аяты о созидании внутреннего мира верующих и основ исламского вероучения, то после хиджры они касались главным образом социальных, политических и экономических аспектов жизни мусульман.

Днем общей мусульманской молитвы стала пятница.

Изменилось и молитвенное направление — кибла.

Теперь молящийся обращался к мекканской Каабе, а не на восток или на Иерусалим, как раньше.

Паломничество к Каабе объявлялось долгом для каждого трудоспособного мусульманина.

Окончательно утвердились обряды омовения, поста, благотворительных сборов (закат).

Были уточнены законы наследования, раздела имущества, бракосочетания.

Наложены запреты на вино, свинину, азартные игры.

Ближайшими соседями мусульман в Медине были иудейские племена бану кайнука, бану ан-надир и бану курайза.

Вначале они не оказывали сопротивления мусульманам и даже заключили с ними договор, по которому обе стороны получили право свободно исповедовать свою религию, а также обязались поддерживать добрые отношения и оказывать помощь в случае военных действий против кого-либо из них.

Однако вскоре, согласно преданию, иудеи нарушили обязательства и пытались убить Мухаммада, из-за чего между ними и мусульманами произошли вооруженные столкновения.

В результате иудеи были вынуждены покинуть Медину, некоторые из них поселились в Хайбаре - крупнейшем иудейском оазисе Центральной Аравии.

В это же время в Мекке курайшиты конфисковали дома и земли, принадлежавшие мухаджирам и членам их семей.

В январе 624 г. отряду, возглавляемому Абдаллахом ибн Джахшем аль-Асади, удалось захватить караван курайшитов и взять под контроль торговые пути, связывающие Мекку с Аш-Шамом.

В феврале 624 г. мусульмане сменили направление молитвы (киблу) с Иерусалима на Заповедную мечеть (аль-Масджид-аль-Харам) в Мекке.

Первое крупное сражение между мусульманами и язычниками произошло в местечке Бадр, расположенном между Меккой и Мединой.

В марте 624 г. Мухаммад решил захватить большой караван курайшитов, возвращавшийся из Аш-Шама, который вел Абу Суфьян ибн Харб.

Узнав о намерениях мусульман, мекканцы собрались в поход, чтобы помешать им.

Абу Суфьян сумел избежать встречи с мусульманским отрядом, проведя караван вдоль побережья Красного моря.

Узнав, что караван спасен, курайшиты захотели вернуться в Мекку, но Абу Джахль настоял на том, чтобы они сразились с мусульманами.

Войска покинули лишь воины племени бану зухра (ок. 300 человек).

Два отряда встретились в Бадре (300 мусульман и 800 язычников), и, несмотря на численное превосходство, мекканцы потерпели поражение.

В сражении погибли 14 мусульман (6 мухаджиров и 8 ансаров) и 70 язычников; еще 70 мекканцев попали в плен.

После битвы при Бадре, по преданию, Мухаммаду была ниспослана сура «Трофеи»:

«И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху — пятая часть, и Посланнику, и родственникам, и сиротам, и бедным, и путнику, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы низвели Нашему рабу в День Различения, в день, когда встретились два войска...

О Пророк! Побуждай верующих к сражению. Если будет среди вас двадцать стойких, то они победят две сотни; а если будет среди вас сотня, то они победят тысячу тех, которые не веруют, ибо те народ не понимающий» (Коран 8: 41, 65).

День Бадра стал называться также Днем Различения (Фуркан) истинной веры от ложной, а мусульмане, участвовавшие в сражении, были причислены к лучшим среди верующих.

Победа при Бадре позволила Мухаммаду расправиться с рядом своих противников и дома, в Ясрибе.

Небольшая уличная стычка вызвала противостояние мусульман с бану кайнука, закончившееся осадой, капитуляцией и поголовным выселением бану кайнука в Хайбар и на юг Сирии.

В условиях торжества мусульман по поводу победы при Бадре прежние союзники отказали бану кайнука в поддержке.

Потерпев поражение при Бадре, курайшиты начали готовить поход на Медину.

Через год трехтысячное войско курайшитов и их союзников под руководством Абу Суфьяна ибн Харба и Халида ибн аль-Валида выступило в поход.

В марте 625 г. армия мусульман встретила противника у подножия горы Ухуд, расположенной в 5 км от Медины.

Незадолго до начала битвы мединец Абдаллах ибн Убайа, старейшина хазраджитов, состоявший в сговоре с курайшитами, увел с поля боя 300 воинов.

Он и его сторонники получили от мусульман прозвище лицемеры (мунафикун), которое впоследствии стало нарицательным и неоднократно упоминается в Коране как характеристика людей неискренних, лживых и готовых предать в любой момент.

Несмотря на численное превосходство курайшитов, мусульманам удалось расстроить ряды противника, и мекканцы начали отступать; увидев это, часть мусульман бросилась собирать трофеи.

Тогда кавалерия мекканцев атаковала мусульман с тыла, что и решило исход сражения в их пользу.

Потерпев поражение, Мухаммад и его сподвижники отступили в горы.

70 мусульман погибли, а Мухаммад был ранен.

Предание гласит, что он потерял зуб, когда в момент вражеского удара кольца защитной сетки разодрали ему щеку.

Мухаммад пошатнулся и упал, а Сатана, обернувшийся мусульманским воином, закричал, что Посланник Божий убит.

В бою погиб его дядя Хамза, прозванный Львом Аллаха.

О дне Ухуда говорят слова Корана: «Воистину тех из вас, что отвернулись, в День, когда встретились два отряда, побудил споткнуться Сатана ради того, что они стяжали. Аллах уже простил их, ведь Аллах — Прощающий, Кроткий! Если Аллах окажет вам помощь, то нет победителя на вас, а если Он вас покинет, то кто же поможет вам, кроме Него? На Аллаха пусть полагаются верующие!» (Коран 3: 155, 160).

После отхода победителей-мекканцев Мухаммад расправился с иудейским бану надира, члены которого были замечены в контактах с врагом.

Все племя было выселено за пределы Медины, увезя с собой только мелкий скарб.

Тогда же были введены законы о наследовании: женщине причиталась половина от доли мужчины, а также давалось право раздельного владения и самостоятельного распоряжения имуществом.

Закон о браке вводил строгие меры против прелюбодеяния, нарушения супружеской чести и разрешал мусульманину иметь четырех жен при условии их справедливого содержания.

Сам Мухаммад после смерти Хадиджи женился в Мекке на Сауде.

В Медине он взял в жены Аишу, младшую дочь Абу Бакра.

Затем Хафсу, дочь Омара; Зайнаб, дочь Хузайма; Умм Хабибу, дочь Абу Суфйана; Хинд Умм Саламу, вдову своего старого соратника; еще одну Зайнаб, дочь Джахша; Сафию и Маймуну.

Всего, по разрешению свыше, у Мухаммада было одиннадцать жен.

Весной 627 года 10-тысячное войско мекканцев снова подступило к Медине.

Три тысячи мусульман встретили противника у стен города перед специально вырытым рвом, что стало для мекканцев неожиданностью.

Арабы были незнакомы с методами ведения боя в таких условиях, поэтому они не смогли захватить город.

Не помогло даже то, что бану курайза под влиянием старейшин племени бану ан-надир предали мусульман и разорвали договор с Мухаммадом, перейдя на сторону противника.

Через месяц осада была снята, после того как в одну из ночей шквальный ветер опрокинул палатки и сровнял с землей лагерь мекканцев.

В исламской историографии эти события получили название «битва у рва».

Иудейское племя бану курайза, изменившее в ходе «битвы у рва» союзному договору, было жестоко наказано: мужчины перебиты, а женщины и дети проданы в рабство: «И вывел Он тех из людей Писания, которые помогли им, из их укреплений и вверг в их сердца страх; одну часть вы перебьете и возьмете в плен другую часть. И Он дал вам в наследие их землю, их жилища, их достояние и землю, которую вы не попирали. Аллах над всякой вещью мощен!» (Коран 33:26–27).

В начале марта 628 г. Мухаммад во главе большого каравана выступил в сторону Мекки, объявив, что мусульмане собираются совершить паломничество к Каабе.

Переговоры с мекканцами на границе священной территории (харам) Мекки у водопоя Худайбия привели к подписанию соглашения о перемирии, по которому через год мусульманам было разрешено совершить паломничество к мекканской святыне.

12 января 630 г. войска мусульман по существу без боя заняли Мекку.

Идолы, стоявшие близ Каабы, были разрушены.

Мухаммад совершил обряд поклонения святыне.

Мухаммад продолжал жить в Медине, посылая отряды для разрушения капищ и одерживая новые победы в борьбе против племен, отказывавшихся принять новую веру.

Худайбийский мир стал началом нового этапа в истории ислама, т. к. курайшиты признали мусульман полноправной стороной в переговорах и обязались не препятствовать распространению ислама.

Через два месяца после возвращения из Худайбийи Мухаммад организует поход против Хайбара, места, куда переселилась значительная часть его мединских противников.

Вслед за Хайбаром сдался уже без боя другой богатый оазис — Фадак.

Мусульманская община окончательно выходит за пределы Медины и превращается в государство.

Тогда же был установлен мусульманский контроль над важнейшей частью ключевого для Аравии торгового маршрута из Йемена в Сирию.

Власть Мухаммада продолжала расти, все новые договоры о союзе заключали с Мединой прежде непокорные племена.

Считается, что примерно в это время Мухаммад направил послания своим главным соседям.

Он написал византийскому императору Ираклию, иранскому шаху Хосрову II, эфиопскому правителю, арабскому вассалу Византии Гассаниду, наместнику Египта Георгию, а также правителям Омана, Йемена, Бахрейна и большого аравийского оазиса Яамы.

Всех их, исповедовавших православие, зороастризм, различные толки монофизитского христианства и язычество, Мухаммад призывал обратиться в ислам.

Наместник Египта откликнулся подарками, но никто из мирских властителей не внял призыву, а иранский шах даже разорвал в гневе письмо Мухаммада.

Однако именно в это время ислам вышел за пределы Аравии.

В январе 630 г. мусульмане без боя заняли Мекку.

Мухаммад совершил поклонение Каабе и очистил ее от идолов (по преданию, их было 360), а также приказал стереть внутри Каабы все изображения.

Он провел в городе 19 дней, убеждая мекканцев принять ислам, а затем был вынужден выступить навстречу войску, собранному племенами хавазин и сакиф, в долину Аутас.

Мусульмане одержали победу и захватили большое количество пленных, включая женщин и детей, которые позднее были отпущены без выкупа.

Летом-осенью 630 г. Мухаммад узнал, что византийская армия выступила в поход на Медину.

В октябре 30-тысячная мусульманская армия встала лагерем в Табуке в ожидании противника, но византийцы так и не появились.

Поход на Табук был последним походом, в котором принял участие Мухаммад.

В 630—631 гг. когда Медину, остававшуюся местопребыванием Мухаммада и после взятия Мекки, посетили ходоки со всех концов Аравии —



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: