Переход к рациональному мышлению




Генезис и становление рационального познания в античной культуре: основные особенности мифологического мышления и предпосылки перехода к мышлению рациональному.

 

Протонаука, архаика. Возникает в античные времена в связи с развитием рационального мышления. Рациональность – (от латинского «ratio» - разум) – разумность, характеристика знания с точки зрения его соответствию общим принципам разума и прежде всего законам логики. Таким образом, рациональность упирается в вопрос «что такое разум?».

Понятие рациональности получило распространение в эпоху Нового времени XVIII-XIX вв. так как разум становится ценностью европейской культуры. Рациональное противопоставляется иррациональному (нелогичному, неразумному).

Рационализм – в широком значении это некая установка сознания и основанное на ней мировоззрение, согласно которому наш мир и отражающее его мышление строго упорядочены, то есть подчиняются некоторым общим законам, и в постижении этих законов заключается сущность человеческого сознания. Сократ – один из основателей европейского рационализма. От Сократа – к Платону – далее к Аристотелю.

В узком значении это гносеологическая концепция, которая образовалась в философии науки нового времени, противопоставляется эмпиризму, в которой утверждалось что разум, а не внешний опыт – основа человеческого познания.

Онтологические основания рационализма

Поскольку рационализм и иррационализм – фундаментальные человеческие установки, они получают в современной философии определение «онтологические обоснования». Одно из первых обоснований рационализма – учение Платона. Он разделил мир вещей и мир идей. Причём действительно подлинным является мир Идей – как неизменчивый. Материальные вещи непостоянны, изменчивы. Основная тенденция всего материального – стремление к энтропии, распаду, хаосу. Поэтому Демиург время от времени возвращает мир к разуму. Мир идей первичен. Например, красота – это идея, которая может присутствовать в разных вещах, но нигде не существующей в виде вещи.

В XIX веке – Гегель – фундамент, основание концепции рационализма. Основа всего существующего – мировой разум, но не в виде мифологического существа, а это нечто «разлитое», присутствующее во всём мире. Проявляет себя в закономерном движении небесных светил. Мир не сверхъестественный, а разум присутствует в мире.

Иррационалисты:

- Ницше

- Шопенгауэр («В основе всего сущего не мировой разум, а мировая воля»).

Из наиболее авторитетных работ, посвящённых истории рационализма – Г. Башляр (XX в.)новый рационализм, привносит в рационализм нечто новое:

- рациональность в человеческом существовании должна связываться не только с логичностью мышления, но и с его критичностью и творческой ориентацией;

- есть «пассивное» мышление (отражение действительности), а есть «активное» (возобновляемое мышление). «Мы не можем сегодня основываться на вчерашнем если мы рационалисты». То есть Башляр предполагает некое творческое начало в мышлении. Я по-настоящему занимаюсь мышлением, когда я бодрствую. Рациональное состояние мышления это его бодрствование. Ночью в психике начинает доминировать бессознательное – «Ночью никто не является рационалистом».

С этими идеями Г. Башляра перекликаются идеи М. Хайдеггера: «То, что зовется мышлением – есть способность человека логично рассуждать, заучивать наизусть – но это не мышление. Собственно мышление начинается там, где мы ищем доказательства новой теореме, которая еще не доказана».

Современному человеку на каждом шагу предлагаются готовые варианты решений. В этом серьезная угроза для человека, угроза для самостоятельного мышления. Современный человек отучается мыслить из-за СМИ, так как там много готовых вариантов мышления.

Гуссерль: «Современная культура может погибнуть от отсутствия рационального. Угроза – в иррациональности». Наука делает человека одиноким.

 

Основы античного (и в последствии европейского рационализма)

Для этого обратимся для начала к мифам.

Мифологическое мышление

Миф (от «рассказ», «предание») – форма целостного человеческого переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, отождествляемых с подлинными явлениями реальности. И эта форма переживания действительности, которая находила в себе выражение, прежде всего в устном рассказе (поэтому следует различать изначальную и современную мифологию). Мифология приобрела новые формы и содержание. Ибо изначальная мифология была единственной формой культуры, и единственной формой познания мира. Современная же мифология существует в неких лакунах, пространствах между религией, наукой, политикой… и, понятное дело, воспроизводиться СМИ. Основной источник современной мифологии – СМИ.

Изначально мифология существовала в 2-х основных формах:

1) Устный рассказ – постоянно интерпретируемый в передаче и изложении живая, подвижная,

аморфная конструкция.

2) Ритуал – порядок действий, подчинённый определённому мифологическому сюжету, и приобщающий к ситуациям и смыслам мифа. Приобщение к тому событию, которое произошло в истории однажды, а воспроизводиться периодически, с определенной целью. Основные источники: Лосев, Тейлор, Вундт.
Элементы мифологического мышления:

- мифологическое знание;

- мифологический вымысел;

- мифологическая вера.

Мифологическое знание – это знание ненаучное, нерациональное, основанное на эмоционально-чувственном переживании действительности, которое в свою очередь основано на рассказе и ритуале.

Мифологический вымысел – нечто непростое, незаурядное. Сущность мифологического вымысла в одухотворении мира, при котором природа наделяется свойствами человеческой души (боги, титаны, чудовища – все чем-то заведуют).

Мифологическая вера – убеждение в том, что мифологические образы и сюжеты не условны, не сказочны, а что они и есть сама действительность.

В изначальной мифологии нет различия между мифологическим образом и реальностью. В изначальном мифологическом мышлении – гром и молнии это сам Зевс, его лицо, а не объяснение, почему гремит гром.

Основные свойства мифологического мышления:

1. Целостность – мифология как система мифов даёт комплексное представление о

действительности. И в этом плане самодостаточна, не нуждается в исследованиях.
2. Природоцентричность – сюжеты и персонажи мифов навеяны природными явлениями.

Одухотворённая природа – и есть дом человека, в котором он живёт. Для античного и

средневекового человека был домом, вполне уютным и удобным. В нём были хозяин, при котором

человек чувствовал себя, если не всегда и комфортно, но вполне определённо. Человек

современности – бездомный, в силу принципиальной незавершённости научной картины мира.

3. Цикличность мифологических сюжетов. Миф – воспроизводящийся и повторяющийся

спектакль. И регулярность ритуалов лишь подчеркивает эту цикличность в человеческом

существовании.

4. «Миф есть человекообразующая машина» (Мамардашвили) – это некая система, формирующая

человека согласно определенным ценностям и образам.

5. Миф – это первая форма упорядочивания действительности и рационализации. Боги – это

существа, упорядочивающие мироздание до определенного предела (так как и над ними

существует неподвластная судьба и рок).

6. «Беспроблемность» мифологического мышления – нет вопросов, требующих рационального

решения или доказательства, так как миф дан человеку непосредственно и очевидно. В мифологии

мышление и бытие тождественны. Поэтому мифы, в научном представлении – ничего не

разъясняют. «Печальные тропики» – «Дикарь знает всё», мир для него очевиден.

Миф как некая система, формирующая человека, согласно определённым ценностям и образцам.

Миф, не смотря на всю свою иррациональность, в некотором роде уже был системой,

упорядочивающей мир. В античной мифологии – боги не всемогущи. Над всем – Мойра.

Переход к рациональному мышлению

Изначальное мифологическое мышление – самодостаточно, и оно способно перерабатывать любые внешние явления. Вопрос: тогда каким же образом произошёл переход от иррационального к рациональному, от мифологического мышления к научному мышлению?

Апории Зенона – одно из первых сомнений в наивном реализме. Сомнение в том, что порядок природы адекватно отражается в нашем мышлении. Порядок мышления и порядок природы не совпадают, они не тождественны. Зенон: стрелы движутся (факт), но при анализе возникает противоречие.

Причины перехода к рациональному мышлению: объективные и субъективные.

Объективные факторы:

1) Интенсивное экономические развитие (Древняя Греция IX-VII вв. до н.э.) из-за развития торговли, судоходства, выплавки железа, колонизации. Уровень экономического развития, который способствовал выделению социального слоя, способного посвятить себя созданию науки.

2) Расширение географического горизонта, открытие новых территорий, морей.

3) Расширение культурного горизонта (обнаружение иных обычаев, нравов и верований). Встреча с другими формами культуры и мифологии, способами человеческого существования. Отсюда скепсис относительно непогрешимости собственного мировоззрения. Тот же Ксенофан: «Святотатство – наши боги белы, а в Африке – чёрные – отсюда – люди придумали богов. Хотя в качестве вывода – Бог скорее всего есть, но он един для всех и не похож на человека».

4) Мифы обретают форму текста. Гомер (Илиада, Одиссея) обобщил и представил в целом греческий пантеон, создал из них классическую конструкцию (+Гесиод «Труды и дни»). Гомер и Гесиод «остановили» мифы, ибо того момента как миф становится текстом, он становится потенциальным предметом логического анализа. Нет интерпретации устного рассказа, нет развития, стадия мемориала – смерть мифа.

Рациональное и иррациональное существуют в этот период в тесной связи друг с другом. В борьбе и в единстве. Еврипид: «Человек не подвластен только разуму». Доддс «Греки и иррациональное», Основы рационального мышления начинают формироваться на основе философского знания. Ясперс – Осевое время – в сжатый период 2-3 века на колоссальных пространствах, от тихоокеанского побережья Азии до атлантического побережья Европы и Африки происходит одно и то же явление – формирование основ существующих религий и философских мировоззрений.

Рационалисты Античности осевого времени – рациональное мышление (философия) критикуя и вытесняя мифологию, начинала предлагать человеку новые идеалы и ценности знаний, новый тип самоопределения человека в мире, при котором человек стал больше обращаться к разуму (Логосу). Таким образом, первые философы – учителя, которые требуют от учеников не слепо верить и копировать стереотипы жизни, а искать истину собственным умом. Вместо традиции и обычаев ­– образование.

Происходит разделение типов мировоззрения на обыденное – доминирующее, и философское – субъективное. Отсюда исторические прецеденты преследования философов, обвинения их в нарушении социальных норм – тот же Сократ. Примеры: Анаксагор, Протагор, Сократ, Аристотель. Рационализм представлял опасность для устоев нации, так как делал человека относительно свободным.

Субъективные факторы:

Ясперс «Введение в философию»

1) Любопытство. Наука начинается с удивления. Удивление человека перед окружающим миром и

новым открытием в ситуации постоянно расширяющегося мира (Аристотель, Н.Бор).

2) Сомнение, скепсис. Разум способен сомневаться не только во внешнем, относительно него, но и

прежде всего в себе самом. Первое из таких сомнений в том, что порядок природы не идентичен

порядку нашего разума (те же Апории Зенона). Что значит объяснить явление – это указать его

причину. А потом причину причины, и так до бесконечности – в максимальном приближении –

мир не познаваем. Отсюда вывод – существует некая Первопричина, которая является причиной

всему сущему, и сама является причиной самой себя.

Софисты – Протагор, Горгий – основой человеческого познания является индивидуальное чувственное восприятие, которое по определению – индивидуально. Сколько людей – столько и мнений. А сколько мнений – столько и представлений о действительности. А значит истина и ложь не различимы. И значит, истины не существует.

Значит – истина – это то, то во что ты веришь. И то, что практически полезно.

3) по Ясперсу: «Чувство собственной потерянности в мире». Импульс спасения. Человек, пытаясь выйти из одиночества, ищет надёжные основания для своего бытия. И находит в сверхъестественных силах.

С XVII века – начинается развитие техники, появляется понятие бесконечной вселенной, возникает сомнение в наличии бога и единого смысла бытия (особенно в европейской философии XVIII-XIX вв., Шопенгауэр, Ницше). Джон Фаулз «Аристос», о том, что мир (тот самый), нам по-прежнему неизвестен и непонятен, исходя из опыта науки мы находимся в потерянном состоянии, «человечество на плоту, а плот – в бескрайнем океане», наше нынешнее положение.

Другой миф о том, что мир пользуется покровительством и защитой, этот миф сравнивает мир с птицей «феникс». Перед человеком открывается ужасающая перспектива. Воспоминания Гераклита (о циклах, о мировом огне). Эта цикличность обесценивает любую жизнь (в конце концов Солнце поглотит всю систему).

Специалисты делят мифы античности на 2 (два) направления в поисках ответа о месте человека в мире:

- Природный путь

- Духовный путь

1) Природный путь. Акцент на природное существование человека. Весь смысл существования человека в подчинении основным силам природы. Одна из основных сил – сила любви и воспроизведения себе подобных. Много культов, ритуалов (элевсинские мистерии, вакхическая культура). В этом его бессмертие, преодоление смерти путём перехода в себе подобных. Упование на вечное возрождение жизни, которая циклична.

2) Духовный путь. Другая группа мифов (связанные с культом Орфея и Аполлона) – основной акцент на неприродность человека, наличие души, духа в человеке. Человеческая душа первична по отношению к его телу – лишь элемент бескрайнего океана мировой души (в т.ч. пифагорейцы). Главное в человеке – духовное начало. Любое природное явление конечно, но человек может рассчитывать на бессмертие на пути духовного совершенства.

Из природного пути в мифологии возникли первые материалисты (Демокрит); из духовного направления – вышли идеалисты (Сократ, Платон, Пифагор). У всех мыслителей античности рациональное тесно переплетено с мифологическим.

Дух. путь развитие религии

Пифагор

Сократ

Платон

развитие европейского естествознания

мифология Природный путь

 

 

Представители Милетской школы – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Ставят вопрос о началах мира – и это начало называется «архэ» – нечто однородное. Изначально Фалес считал основой всего воду, Анаксимен – воздух. Фалес: «первоначало должно быть чем-то однородным, подобно воде». Это метафора. Но это не вода в прямом смысле.

Возникла логическая проблема – если из архэ происходит всё многообразие вещей мира и в то же время «архэ» вечно и, следовательно, неизменно, то тогда каким же образом из него происходят изменчивые вещи? Тогда Демокрит высказал мысль: роль архэ играют атомы, мельчайшие неделимые частицы разных качеств и форм. Связываясь, они образуют сложные структуры. Душа тоже из атомов, только более лёгких, и боги из атомов.

(Лукреций Кар «О природе вещей»)

3) Своего рода третье направление – Парменид. Оригинальный подход. От него дошло: «О природе», введение к поэме + фрагменты.

- бытие есть, небытия нет

- одно и то же мыслить и быть

- одно и тоже мысль и то о чём она мыслит

- бытие всегда есть, о нём нельзя сказать было или будет

- бытие неподвижно

Острая реакция на это Аристотеля (в «Метафизике») – в теории эти рассуждения верны, но полагать так о реальных вещах – похоже на сумасшествие). Бытие – не рождённое и не гибнущее всегда есть, подобно глыбе шара, нельзя сказать, что оно есть и будет. (Платон о Пармениде: «Я боюсь, что мы не поймём его слов… тогда мы не решим вопрос о природе рационального мышления»).

Бытие для Парменида – не природа, но и не боги, не мировая гармония. Это некая идеальная основа всего существующего, но не связанная с божественным началом. Всё бренно, но бытие – то, что есть всегда, оно не умрёт. Оно не может быть «было» или «будет». Есть «нечто» на чем мир прочно стоит, но оно нематериально" («Мир идей» Платон).

Философская мысль и наука с тех пор начала развиваться по трём направлениям. С тех пор ничего нового не придумали.

Аристотель (последний аккорд в становлении рациональности)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: