Развитие жанра симфонии в 60-80-е годы.




Вопросы к экзамену по истории музыки

Для бакалавров IV курса.

II семестр

1. Советская опера в 40-50-е годы и музыкальный театр С.С. Прокофьева («Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»).

2. Камерно-инструментальное творчество Д.Д. Шостаковича 40-50-х годов: фортепианное трио памяти И. Соллертинского, 2-6 квартеты.

3. Послевоенный симфонизм второй половины 40-х – 50-х годов: основные тенденции развития жанра, последние симфонии Н.Я. Мясковского, С.С. Прокофьева, 10 симфония Д.Шостаковича.

Программные симфонии Д. Шостаковича (№№ 11, 12, 13) в эволюции его стиля.

5. Симфоническое творчество молодых композиторов конца 50-х годов (Г. Уствольская, Р. Щедрин, С. Слонимский, Б. Чайковский).

Поздние симфонии Д.Д. Шостаковича (№№14,15) – новаторство драматургии.

7. Музыкальная культура 60-80-х годов: советский авангард второй волны.

Неофольклоризм 60-80-х годов.

9. Музыкальная культура 70-80-х годов

Г.В. Свиридов и его роль в отечественной музыкальной культуре второй половины XX века.

11. Отечественный балет 60-80-х годов.

Советская опера 60-80-х годов.

Развитие жанра симфонии в 60-80-е годы.

 

 

Билет 1

1. Советская опера в 40-50-е годы и музыкальный театр С.С. Прокофьева («Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»).

2. Развитие жанра симфонии в 60-80-е годы.

 

Билет 2

3. Камерно-инструментальное творчество Д.Д. Шостаковича 40-50-х годов: фортепианное трио памяти И. Соллертинского, 2-6 квартеты.

4. Музыкальная культура 70-80-х годов

 

Билет 3

5. Послевоенный симфонизм второй половины 40-х – 50-х годов: основные тенденции развития жанра, последние симфонии Н.Я. Мясковского, С.С. Прокофьева, 10 симфония Д.Шостаковича.

 

Билет 4

6. Программные симфонии Д. Шостаковича (№№ 11, 12, 13) в эволюции его стиля.

7. Отечественный балет 60-80-х годов.

 

Билет 5

8. Симфоническое творчество молодых композиторов конца 50-х годов (Г. Уствольская, Р. Щедрин, С. Слонимский, Б. Чайковский).

9. Советская опера 60-80-х годов.

Билет 6

10. Поздние симфонии Д.Д. Шостаковича (№№14,15) – новаторство драматургии.

11. Неофольклоризм 60-80-х годов.

Билет 7

12. Г.В. Свиридов и его роль в отечественной музыкальной культуре второй половины XX века.

13. Музыкальная культура 60-80-х годов: советский авангард второй волны.

 

Основная литература.

Учебники.

1. История современной отечественной музыки. Вып. 2. (1941–1957); Вып. 3.(1960–1990). М., 1995–2001.

2. История русской музыки. В 10-ти томах. Т. 10-Б. М., 2006.

3. История отечественной музыки второй половины ХХ века. Отв. ред. Т.Н. Левая. СПб., 2005.

4. Музыка из бывшего СССР. Вып 1. М..1994; Вып.2. М., 1996.

Дополнительная литература.

5. Музыка ХХ века. Очерки. В 2-х ч. Кн. 1–5. М., 1976–1987.

6. Русская музыка и ХХ век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ века. М.,1997.

7. Русская музыкальная культура, Современные исследования. М.,2004.

8. Русские композиторы: История русской музыки в биографиях ее творцов / Ред.- сост. Л.А. Серебрякова. Челябинск, 2001.

9. 11.ГригорьеваГ. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины ХХ века. 50- 80-е годы. М., 1989.

10. Григорьева В.Г. Музыкальные формы ХХ века. М., 2004.

11. Долинская Е.Б. Отечественная музыкальная культура 1960–1990-х годов. М.,2003.

12. Конен В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке ХХ века. М.,1994.

13. Никитина Л. Советская музыка. История и современность. М., 1991.

14. Соколов А.С. Введение в музыкальную композицию ХХ века. М., 2004.

15. Теория современной композиции. М., 2005.

16. Чередниченко Т. Музыкальный запас.70-е. Проблемы. Портреты. Случаи. М., 2002.

 

 

Дополнительная литература.

5. Никитина Л. Истоки эпической традиции в оперном творчестве С.С.Прокофьева // Советская музыка: проблемы симфонизма и музыкального театра. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. Вып. 96.

17. 3. Волков В. Об оперной форме С.Прокофьева // Музыка и современность. Вып. 4. М., 1972.

18. Асафьев Б.В. Избранные работы о советской музыке // Асафьев Б.В. Избранные труды: В 5-ти томах. Т. 5. М., 1957.

19. Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. М., 1973.

20. 5. Прокофьев Сергей. 1891-1991. Дневник. Письма. Беседы. Воспоминания. М., 1991.

21. 2. Сабинина М. «Семен Котко» и проблемы оперной драматургии С.Прокофьева. М., 1963.

22. Ярустовский Б. Симфонии о войне и мире. М., 1966.

23. Иконников А. Художник наших дней Н.Я. Мясковский. М., 1982.

24. Слонимский С. Симфонии С. Прокофьева. Л., 1964.

25. Тараканов М. Стиль симфоний Прокофьева. М., 1968.

26. Сабинина М. Шостакович – симфонист. М., 1976.

27. Хубов Г. Арам Хачатурян. М., 1962.

28. Арутюнов А. А.Хачатурян и музыка Советского Востока. Язык, стиль, традиция. – М., 1983.

Хачатурян А. Статьи и воспоминания. М., 1986 2. Арановский М. Музыкальные «антиутопии» Шостаковича // Русская

музыка и ХХ век. М., 1997.

3. Бобровский В. Претворение жанра пассакальи в сонатно- симфониче- // ских циклах Д.Шостаковича // Музыка и современность. Вып. 5. М., 1962.

4. Коннов В. Шостакович и Хиндемит (к вопросу о философском харак тере жанра) // Музыка в социалистическом обществе: Сб. статей. Вып. 3. Л., 1977.

5. Левая Т. Поэтика иносказаний // Музыкальная академия. 1999. № 1.

29. Долинская Е. Б. Русская музыкальная культура 60–90-х годов // История отечественной музыки. Вып. 3. (1960–1990). М., 2001.

30. Денисов Э. Встречи с Шостаковичем // Муз. академия. 1994. №3.

31. Денисов Э. Современная техника и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986.

32. Раабен Л. О духовном ренессансе в русской музыке 1960–1980х годов. СПб., 1998.

33. Серебрякова.Л. О национальной трактовке современной композиторской техникИ // Теоретические проблемы музыкальной формы: Сб.ст. ГМПИ им. Гнесиных. Вып 61. М., 1982.

34. Тараканов М. Традиции и новаторство в современной советской музыке. М., 1982.

35. Теоретические проблемы музыки ХХ века: Сб. статей. М., 1967. Вып.1.

36. Холопов Ю. Очерки современной гармонии М.,1974.

37. Холопов Ю., Ценова В. Эдисон Денисов. М., 1993.

38. Холопова В. Драматургия и музыкальные формы в кантате С. Губайдулиной «Ночь в Мемфисе» // Музыка и современность. М., 1974. Вып.8.

39. Холопова В.Н. Типы новаторства в музыкальном языке русских советских композиторов среднего поколения // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982.

40. Цуккерман В. Варшавская осень 1965.// Цуккерман В. Музыкально- теоретические очерки. М., 1970.

41. Шнитке А. Полистилистические тенденции современной музыки.// Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. М., 1973.

42. Юсфин А. Фольклор и композиторское творчество // Сов. музыка. 1967. № 8.

43. Акопян Л. Феномен Шостаковича: опыт феноменологии творчества. СПб., 2004.

44. Арановский М. Проблема жанра в вокально-инструментальных симфониях Д. Шостаковича 60х годов // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып 12. Л., 1973.

45. Арановский М. Пятнадцатая симфония Шостаковича и некоторые вопросы музыкальной семантики // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15.Л., 1977.

46. Арановский М. Симфонические искания. Л.,1979.

47. Арановский М. Века связующая нить (О сюите для баса и фортепиано «Сонеты Микеланджело Буонарроти) // Новая жизнь традиций в советской музыке. Статьи. Интервью. М., 1989.

48. Арановский М. Симфония и Время. Музыкальные «антиутопии» Шостаковича // Русская музыка и ХХ век. М., 1997.

49. Бобровский В. Программный симфонизм Д. Шостаковича // Музыка и современность. Вып.3. М., 1965.

50. Бобровский В. О некоторых чертах стиля Шостаковича шестидесятых годов // Музыка и современность. Вып. 8. М., 1974.

51. Васина-Гроссман В.А. Вокальное творчество Д.Д.Шостаковича // Советская музыкальная культура. Л., 1978.

52. Григорьева Г. Особенности тематизма и формы в сочинениях Шостаковича 60-х годов // О музыке. Проблемы анализа. М., 1974.

53. Левая Т. Тайна великого искусства (О поздних камерно-вокальных циклах Д. Шостаковича) // Музыка России. Вып.2. М., 1978.

54. Орджоникидзе Г. Четырнадцатая симфония Д. Шостаковича // Социалистическая музыкальная культура: Статьи музыковедов СССР и ГДР. М., 1978.

55. Сабинина М. Шостакович – симфонист М., 1976.

56. Раабен Л. Образный мир последних камерно- инструментальных сочинений Д. Шостаковича // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.15. Л., 1977.

57. Цукер А. Тема народа у Шостаковича и традиции Мусоргского. // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып 10. Л., 1971.

58. Цукер А. Традиции музыкального театра Мусоргского в симфоническом творчестве Шостаковича // Музыкальный современник. Вып 3. М., 1973.

59. Хентова С.В мире Шостаковича. М., 1996.

60. Аркадьев М. Лирическая вселенная Свиридова // Русская музыка и ХХ век. М., 1997.

61. Масловская Т. Георгий Свиридов // История отечественной музыки второй половины ХХ века. СПб,. 2005.

62. Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Вступ. ст. А. Белоненко. М., 2002.

63. Свиридов Г. Полн. собр. соч. /Вступ. ст. А.Белоненко. М. СПб.,2001.

64. Георгий Свиридов: Гордость советской музыки / Ред.-сост. М. Яковлев. М., 1987.

65. Георгий Свиридов. Статьи и исследования. / Сост. Р. Леденев. М., 1979.

66. Книга о Свиридове: Размышления.Выступления. Статьи. Заметки / Сост. А. Золотов. М.,1983.

67. Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сб. статей. М.,1990.

68. Непомнящий В. Музыкальный мир Георгия Свиридова // Новый мир. 1991. №2

69. Нестьев И. О Г.В. Свиридове// Нестьев И. Век нынешний и век минувший. М., 1986.

70. Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка. М., 1991.

71. Полякова Л. «Курские песни» Г.Свиридова. М., 1970.

72. Полякова Л. Петербургские песни Свиридова //Советская музыка. 1970. № 5.

73. Полякова Л Неизреченное чудо. // Муз. академия. 1993. № 4.

74. Сокурова О., Белоненко А. «Согласные и стройные хоры» (Размышления о «Пушкинском венке» Георгия Свиридова // Музыкальный мир Георгия Свиридова. М., 1990.

75. Сохор А. Г.В. Свиридов. Л., 1965.

76. Сохор А. Музыкальная драматургия вокально-симфонических произведений Свиридова // Музыкальный современник. Вып 3. М., 1979.

77. Белова О. Белов Г. Хоровая симфония-действо. // Сов. музыка 1988. № 1.

78. Головинский Г. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров Х1Х–ХХ веков. Очерки. М., 1981.

79. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины ХХ века. 50–80-е годы. М., 1989.

80. Генина Л. Все позабудется – любовь останется // Муз. академия. 1999. №4.

81. Земцовский И. Фольклор и композитор. М., 1978.

82. Рахманова М. О фольклорном направлении в современной русской музыке // Сов. музыка. 1972. № 1.

83. Серебрякова Л. О претворении народных черт в мелодике Слонимского // Вопросы музыкального формообразования: Сб ст. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 46. М., 1980.

84. Тараканов М. О русском национальном начале в современной советской музыке // Советская музыка на современном этапе. М., 1981.

85. Тевосян А. По прочтении Шукшина (хоровая симфония-действо «Перезвоны» В. Гаврилина) // Музыка композиторов России. Вып. 7 М., 1998.

86. Шевляков Е. «Новая фольклорная волна //История отечественной музыки второй половины ХХ века. СПб., 2005.

87. Христиансен Л. Из наблюдений над творчеством композиторов «новой фольклорной волны» // Проблемы музыкальной науки. М., 1972. Вып.1.

88. Раабен Л. Новое в советской музыке 70-х годов. Стиль и стилевые диалоги. М., 1985.

89. Советская музыка 70–80-х годов. Стиль и стилевые дороги. М., 1986.

90. Альфреду Шнитке посвящается. Вып. 1–4. М., 1999–2009.

91. Беседы с Альфредом Шнитке / Сост.А.В. Ивашкин. М., 1994.

92. Ивашкин А.В. Шостакович и Шнитке. К проблеме большой симфонии // Музыкальная академия. 1995. №1.

93. Рыжкин И. Оперно-симфоническое воплощение мифа в «Истории доктора Иоганна Фауста» А. Шнитке // Советская музыка: проблемы симфонизма и музыкального театра. М., ГМПИ им. Гнесиных, 1988.

94. Савенко С. Портрет художника в зрелости // Советская музыка. 1981. №9.

95. Савенко С. Музыка Шнитке как язык современности // Музыка – культура – человек. Вып. 2. Свердловск, 1984.

96. Шнитке А. Полистилистические тенденции в современной музыке.// Музыкальная культура народов СССР. Традиции и современность. М., 1973.

97. Шульгин Д.И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке.М., 1993.

98. Холопова В, Чигарева Е. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. М., 1990.

99. Холопова В. Альфред Шнитке и мир Томаса Манна // Музыкальная жизнь. 1992. № 11–12.

100. Холопова В. Слушая Альфреда Шнитке сегодня \\ Муз. академия. 1995. № 2.

101. Цыпин Г. Альфред Шнитке: о музыке, своей работе и о себе // Музыкальная жизнь. 1990. №8.

102. Арановский М. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960–1975годов: Исследовательские очерки. Л., 1979.

103. Арановский М. Симфония и время // Русская музыка и ХХ век. М., 1997.

104. Симфоническое творчество //История современной отечественной музыки. Вып. 3. (1960–1990). М., 2001.

105. Отечественный симфонизм после Шостаковича и новый облик симфонии-драмы // История отечественной музыки второй половины ХХ века. СПб., 2005.

106. Барсова И. Музыкальная драматургия Четвертой симфонии Гии Канчели //Музыкальный современник. Вып. 5. М., 1984.

107. Бялик М. Борис Тищенко // Музыка России. М., 1982.

108. Девятова О. Художественный универсум композитора Сергея Слонимского. Екатеринбург, 2003.

109. Зайцева Т. Динамическая реприза: О творчестве С.Слонимского 1990-х годов // Музыкальная академия. 1998, №2.

110. Зейфас Н. Духовное постоянство: Художественный мир Гии Канчели // Музыкальная академия. 1993 № 1.

111. Зейфас Н. Диалоги с Г. Канчели. М., 2005.

112. Корганов К. Борис Чайковский. Личность и творчество. М., 1996.

113. Милка А. Сергей Слонимский. Л., М., 1976.

114. Пантилеев Г. Пять симфоний Альфреда Шнитке // Сов. музыка 1990. № 10.

115. Рыцарева М. Композитор Сергей Слонимский. Л., 1991.

116. Савенко С. Авет Тертерян: путь к глубинам звука // Музыка из бывшего СССР. Вып.2. М., 1996.

117. Суслин В. Музыка духовной независимости: Галина Уствольская // Музыка из бывшего СССР. Вып.2. М., 1996.

118. Сыров В. Тищенко и его симфонии // Композиторы союзных республик. М., 1976. Вып.1.

119. Тараканов М. Творчество Родиона Щедрина. М., 1980.

120. Тараканов М. Симфония и инструменталный концерт в русской советской музыке. М., 1988.

121. Холопова В. Борис Тищенко: рельефы спонтанности на фоне рационализма // Музыка из бывшего СССР. Вып.1. М., 1994.

122. Холопова В. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М.,2000.

123. Холопова В., Рестаньо Э. София Губайдулина. М., 1996.

124. Черкашина М. Родион Щедрин. Эскизы к портрету // Муз. современник. М., 1983. Вып.4.

 

125. Баева А. Опера // История современной отечественной музыки. Вып. 3. (1960–1990). М., 2001.

126. Баева А. Оперный театр Р. Щедрина: от60-х к 90-м годам ХХ века // Родион Щедрин. Материалы к творческой биографии: Сб. рецензий, исследований материалов. М., 2007.

127. Волховская Е. Проблема жанра в современной опере. «Мария Стюарт» С. Слонимского // Вопросы жанрового и стилевого многообразия советской музыки. М., 1986.

128. Девятова О. Художественный универсум композитора Сергея Слонимского. Екатеринбург, 2003.

129. Дубинец Е Знаки стиля Ю. Буцко // Муз. академия. 1993. № 1.

130. Петров А. Сборник статей. Л., 1981.

131. Покровский Б. Об оперной режиссуре. М., 1973.

132. Рыцарева М. Композитор Сергей Слонимский. Л., 1991.

133. Сабинина М. Заметки об опере // Советская музыка на современном этапе: Статьи, интервью. М., 1981.

134. Сабинина М. Опера-оратория и моноопера //Советский музыкальный театр: проблемы жанров. М., 1982.

135. Сабинина М. Опера // История музыки народов СССР (1968–1977). Т. 6. Кн.1. М., 1995.

136. Селицкий А. Советская моноопера: трансформация родовых признаков жанра // Музыкальный театр: События, проблемы. М.,1990.

137. Селицкий А. Моноопера Ю. Буцко «Записки сумасшедшего «// Теоретические вопросы вокальной музыки: Сб. ст. ГМПИ им. Гнесиных. Вып 44. М., 1979.

138. Серебрякова Л.А. «Мертвые души» Родиона Щедрина: мифопоэтика народных сцен // Проблемы музыкальной науки. 2008. №2(3)

139. Тараканов М. Творчество Родиона Щедрина. М., 1980.

140. Тараканов М. Русская опера в поисках новых форм // Русская музыка и ХХ век. М., 1997.

141. Цукер А., Селицкий А. Григорий Фрид: Путь художника. М., 1990.

142. Григорьева А. Родион Щедрин: Я не ощущаю в себе перемен // Муз. академия. 1993. №2.

143. Губайдулина С. «Дано» и «задано»: Об учителях, коллегах и самой себе // Муз. академия 1994. № 3.

144. Гуляницкая Н. Новейшая религиозная музыка в России // История отечественной музыки второй половины ХХ Века. СПб., 2005.

145. Мартынов В. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М., 2000.

146. Зайцева Т. Динамическая реприза. О творчестве С. Слонимского 1990х годов // Муз. академия. 1998. № 2.

147. Катунян М. Параллельное время Владимира Мартынова // Музыка из бывшего СССР. М., 1996. Вып 2.

148. Холопова В., Рестаньо Э. София Губайдулина. Монографическое исследование. Интервью С. Губайдулиной. М., 1996.

149. Холопова В. Слушая Альфреда Шнитке сегодня // Муз. академия. 1995. № 2.

150. Холопов Ю., Ценова В. Эдисон Денисов. М., 1993.

151. Холопова В. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М., 2000.

152. Ценова В. Тихий свет в сумерках конца века. О сочинениях Э. Денисова 90х годов //Муз. академия. 1994. № 3.

1. Вокальные жанры: Кантатно-ораториальное и хоровое творчество; Русская духовная музыка ХХ века // История современной отечественной музыки. Вып. 3. (1960-1990). М., 2001.

2. Эволюция хоровых жанров // История отечественной музыки второй половины ХХ века. СПб., 2005.

3. Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка. М., 1991.

4. Паисов Ю. Хор в творчестве Родиона Щедрина. М., 1992.

5. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность.

Вып.1. М., 1999.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: