Анализ внутренней и внешней среды.




Конкретность и измеримость целей.

Выражая цели в конкретных и измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений, оценки и контроля хода работы организации.

Ориентация целей во времени.

Цели обычно устанавливают на длительные или краткие временные промежутки. Различают: долгосрочные цели – имеющие горизонт планирования 5 и более лет; среднесрочные цели - ставятся перед организацией на срок от 1 до 5 лет; краткосрочные цели – представляющие собой чаще всего один из планов организации, который следует завершить в пределах 1 года.

Достижимость цели.

Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям.

Взаимная поддерживаемость целей.

Цели организации должны быть взаимно поддерживающими, то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны лишать достижению других целей.

Постановка целей может осуществляться в рамках 10 ключевых пространств:

1. Прибыльность. Данная цель может измеряться в различных показателях: объем прибыли, доход на инвестируемый капитал, размер выплаты дивидендов на акцию, отношение прибыли к объему продаж, и т.д. В этой области цели описываются точно и конкретно: например «Чистую прибыль до 10 млн. долларов в течение следующего года».

2. Рынок. Этой области характерны такие понятия как доля рынка, объем продаж, рыночная ниша. В качестве примера можно привести такие маркетинговые цели: «Увеличить долю рынка до 37% в течение последующих 3 лет» или «Увеличить объем продаж на каком – либо целевом сегменте до 100 млн. изделий в год».

3. Производительность (эффективность производства). Может быть выражена отношением входа к выходу (например, в виде издержек на единицу продукции) или отношением выхода к входу (например, в виде количества производимой продукции на одного работника в единицу времени).

4. Продукция. В этой области отражаются цели по изменению объема продаж, а также по изменению ассортимента.

5. Финансовые ресурсы. Цели в отношении их могут быть выражены разными способами, в зависимости от компании (например, структурой капитала, новыми выпусками акций, движением денежной наличности, изменениями оборотного капитала и долгосрочных задолженностей).

Производственные мощности.

НИОКР.

Организационная структура (ее изменение).

9. Человеческие ресурсы. Показателями измеримости целей в этой области могут служить число прогулов, опозданий, число уволившихся и принятых на работу в течение какого – либо срока времени, часов профессионального обучения и т.д.

10. Социальная ответственность. Может быть выражена целями в форме видов деятельности, стажа работы, различного рода взносов. Пример: принять на работу 100 человек безработных в следующие 2 года.

 

Анализ внутренней и внешней среды.

После установления миссии и целей руководство предприятия должно приступить к этапу анализа окружающей среды, а также своих возможностей и слабых мест.

На данном этапе процесса стратегического планирования предусмотрены 2 подэтапа: анализ среды и стратегический анализ.

1. Анализ среды – процесс определения важных элементов внутренней и внешней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей.

Среда любой организации представляет собой совокупность трех элементов:

1) Внутренняя среда;

2) Рабочая среда;

3) Общая среда.

 

Анализ внутренней среды проводится по пяти основным признакам:

1. Производство. Здесь оцениваются такие параметры, как:

· размер и мощности;

· тип и возраст оборудования;

· источники поставок;

· тенденции производительности;

· инновационные возможности;

· уровень брака.

 

2. Маркетинг, где оценка проходит по следующим аспектам:

· номенклатура продукции;

· качество продукции;

· размер и доля рынка;

· организация (ее уровень) маркетинговых исследований;

· эффективность рекламы;

· организация продаж, сервис.

3. Финансы, где оценивают:

· активы предприятия;

· валовые накопления;

· доходность;

· источники денежных поступлений;

· показатели баланса.

4. Управление персоналом:

· процедура привлечения и отбора кадров;

· содержание трудовых операций и уровень технормирования;

· содержательность работы;

· существующая система вознаграждения, ее эффективность.

5. Организационная структура:

· характер делегирования полномочий;

· тип организационной структуры;

· отношения между сотрудниками на всех уровнях управления;

· характер власти;

· эффективность существующей системы менеджмента.

 

2.Рабочая среда – среда непосредственных контактов с предприятием, включает в себя следующие элементы:

· поставщики экономических ресурсов

· покупатели

· государственные органы (налоговые)

· деловые партнеры и конкуренты

· маркетинговые организации

· СМИ и т.п.

 

3. Общая среда – состоит из элементов, которые не связаны

напрямую, но оказывают влияние на формирование общей

атмосферы бизнеса.

 

Общая среда включает в себя следующие факторы:

· Экономические

· Технологические

· Политические

· Социальные.

Для анализа среды важнейшим фактором является полнота, количество, доступность и актуальность информации.

Для оценки внешней среды существуют различные методы, рассмотрим 2 основных:

 

 

1. Метод «5*5 » А.Х. Меска.

Данный метод предусматривает ответы на 5 вопросов о 5-ти факторах внешней среды:

1. Если вы обладаете информацией о 5-ти факторах внешней среды, назовите их.

2. Какие 5 факторов внешней среды представляют для вас наибольшую опасность?

3. Какие 5 факторов из планов ваших конкурентов вам известны?

4. Какие 5 факторов являются наиболее важными для достижения ваших целей?

5. Назовите 5 основных пространств, которые могли бы стать благоприятными для вас?

 

 

2) Матрица Дж. Х. Вилсона «Вероятность усиления фактора – воздействия фактора на организацию».

  Высокая Средняя Низкая
Высокая   Зона высокого значения фактора Для предприятия
Среднее для предприятия Значение фактора Зона низкого значения
Низкое   Зона среднего Фактора для предприятия

 

Оценка с помощью подобной матрицы проводится на основе ответов по 4 вопросам:

1) Как (положительно или отрицательно) данный фактор может повлиять на положение предприятия?

2) Какова вероятность усиления воздействия фактора, прослеживается ли оно в будущем?

3) Насколько велико будет воздействие фактора на предприятие?

4) Когда воздействие этого фактора на предприятие может ослабнуть?

 

 

Процесс внешнего и внутреннего анализа обычно завершается проведением сравнительного SWOT- анализа. SWOT - аббревиатура 4-ох английских слов:

S - strenght - сила,

W - weakness - слабость,

O - opportunites - возможности,

T - threats - угрозы.

SWOT-Анализ грунтується на сопоставлении сильных и слабых сторон организации, потенциальных возможностей для бизнеса и угроз из внешней среды. Сравнительный SWOT-Анализ проводится в процессе поиска ответов на такие вопросы:

1. Как связанные основные проблемы организации с ее сильными и слабыми сторонами, а также с благоприятными факторами и угрозами внешней среды?

2. Как наиэффективнее использовать сильные стороны фирмы и благоприятные внешние факторы для решения основных проблем организации?

3. Как отстранить или максимально зменьшити влияние слабых сторон и внешних угроз на бизнес организации?

В процессе SWOT-Анализа исследуются также попарные соединения всех составных SWOT-Анализа с целью:

- поиска положительной синергии: сильные стороны / благоприятные внешние факторы;

- устранение отрицательной синергии: слабые стороны / внешние угрозы.

В результате получим матрицу SWOT, в которой рассматриваются все возможные парные комбинации на каждом с полей (рис.3.4.)

 

  Возможности: 1. 2. . . Угрозы: 1. 2. . .
Сильные стороны: 1. 2. . .   Поле" СЕМЬ" (сила и возможности)   Поле "СІЗ" (сила и угрозы)
Слабые стороны: 1. 2. . .   Поле "СЛМ" (слабость и возможности)   Поле "СЛЗ" (слабость и угрозы)

 

Рис. 3.4. Матрица SWOT-Анализа

 

4. Определение целей деятельности организации. Сформулированная миссия организации определяет ее особый путь в бизнесе, направление, в котором она будет двигаться. Внешний и внутренний анализ показывают, с чем организация может встретиться в дороге: что будет помогать, а что препятствовать ее деятельности. Тем не менее, необходимо еще знать, к которому конкретно “пункта” направляется организация и когда, в какие сроки она туда достанет. Лишь бы найти ответы на эти вопросы и определяются целые деятельности организации.

В процессе разработки стратегии целые организации обычно формулються в таких сроках:

- прибыльность (может отбиваться с помощью разных показателей: объемы прибыли; прибыль на инвестированный капитал; прибыль к объему продажи и т.п.);

- производительность (затраты на производство единицы продукции; производительность работы и т.п.);

- продукция (изменения номенклатуры и ассортиментов; внедрение новых видов продукции и т.п.);

- рынок (объемы продукта; частица рынка, которая принадлежит фирме и т.п.);

- производственные мощности;

- персонал (зменьшення текучести кадров; повышение уровня квалификации; улучшение условий работы и т.п.).

Результативность установления целей деятельности организации зависит от того: - насколько правильно сформулированные цели;

- как широко о них осведомленный персонал организации;

- как стимулируется их достижение.

5. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии. Для достижения одной и той же самой цели можно применить разные способы. Поэтому возникают два вопроса:

1. С помощью каких способов может быть достигнутая цель?

2. Который из этих способов есть наилучшим?

Отвечая на эти вопросы руководство организации обрабатывает несколько вариантов стратегии и выбирает из них наиболее приемлемый вариант. При этом организация целеустремленно ориентируется на использование собственных преимуществ.

Существует, как мы уже выяснили, три уровня стратегий: общекорпоративный, стратегия бизнеса и функциональный. Разработка каждой из них имеет свои особенности.

Разработка общекорпоративной стратегии

При обгрунтуванні этой стратегии чаще всего опираются на классификацию стратегий за целями. Согласно этому критерию различают (табл.3.4.):

- стратегию роста;

- стратегию стабильности;

- реструктивну стратегию;

- комбинированную стратегию.

Стратегия роста - может осуществляться несколькими способами, т.е. существуют разные стратегические варианты роста.

Стратегия стабильности - эту стратегию применяют организации, которые удовлетворенные своим предыдущим курсом действий и желают оставить существующее состояние.

Реструктивна стратегия - используется в случаях, когда организация оставляет определенные рынки, или перепрофилирует производство. В пределах реструктивної стратегии существует несколько вариантов.

В деятельности больших корпораций стратегии роста, стабильности и реструктуризации изменяют одна одну или используются в комплексе. Вины-

Таблица 3.4.

Типы и виды общекорпоративной стратегии

 

Типы общекорпоративных стратегий Варианты общекорпоративной стратегии разных типівї
1. Стратегия роста 1.1. За направлениями роста различают: а) Стратегию экспансии: - увлечение рынка; - развитие рынка; - развитие производства б) Стратегию диверсификации: - горизонтальная; - вертикальная; - центрированная (родственная); - неродственная; - конгломератная в) Стратегию интеграции: - вертикальная интеграция; - горизонтальная интеграция; - интеграция “вперед”; - интеграция “назад”;
1.2. За методами роста различают: а) стратегию внутреннего роста; б) стратегию внешнего роста
1.3. По темпам роста различают: а) офензивну (наступательную) стратегию; б) дефензивну (оборонительную) стратегию
2. Стратегия стабильности  
3. Реструктивна стратегия   3.1. Стратегия ликвидации 3.2. Стратегия отсечения лишнего 3.3. Стратегия переориентации 3.4. Стратегия создания “стратегических коалиций”
4. Комбинированная стратегия  

кає четвертый вид стратегий - комбинированная стратегия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: