Психолого-педагогическая характеристика личности обучающегося
I. Общие данные:
Имя: Лера (псевдоним);
Пол: женский
Возраст: 13 лет
Класс: 7А
Внешние данные: опрятность, аккуратность, классический стиль одежды.
Состояние здоровья: миопия средней степени.
Физическое развитие: в норме.
II. Условия семейного воспитания:
· состав семьи: мама, папа, две дочери; профессия родителей: мама (домохозяйка), папа (инженер-механик);
· культурный уровень семьи (согласно опросу): средний;
Ответы обучающегося:
Вы посещаете выставки, театры? (редко)
Есть ли у вас домашняя библиотека? (есть)
Книги какого жанра в основном читают в твоей семье? (романы)
А ты? (романы)
· стиль воспитания в семье: авторитетный. Родители открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменение своих требований в разумных пределах, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем; всегда готовы прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка.
В беседе выяснилось, что родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.
III. Характеристика познавательной сферы обучающегося:
· особенности восприятия учебного материала на уроке: обучающийся достаточно быстро усваивает учебный материал гуманитарных предметов (русский язык, литература, английский язык), точные науки (математика, физика) воспринимаются с трудом и не вызывают особого интереса. Уровень отвлекаемости на уроке минимальный, активность зависит от заинтересованности обучающегося, действия чаще последовательны;
· особенности внимания: девочка способна быстро переключать внимание и правильно распределять его, но при этом устойчивость внимания является невысокой (если в течение 4-5 минут не происходит смена деятельности, уровень устойчивости внимания падает);
Тест «Корректурная проба Бурдона»
Обработка результатов: в течение 8 минут Лера выполняла задание теста. По прошествии каждой минуты фиксировался результат. В ходе проверки выполнения задания выяснилось, что всего был просмотрен 1601 знак. При этом, количество правильно зачеркнутых и подчеркнутых знаков равно 143; количество неправильно зачеркнутых и подчеркнутых знаков – 10. Таким образом, коэффициент точности внимания А = 0,9 (высокий).
Протокол
Показатели точности и продуктивности внимания | ||||||||
Показатель | Время в мин. | |||||||
A | 0.94 | 0.9 | 0,8 | 0,96 | 0,88 | |||
E |
Для удобства сравнения диаграмм единицы измерения шкалы Е изменены.
Продуктивность внимания обучающегося в течении 8 минут стремительно возрастала; внимание было устойчивым до начала 4 минуты, на 4 - 6 минуте резко снижалось. Затем наблюдался скачок вверх в течении одной минуты, после показатель внимания снова снизился. На основании проведенного теста, можно сделать вывод, что у обучающегося
уровень концентрации внимания средний, работоспособность высокая.
· особенности памяти (преобладающий вид, тип памяти);
Тест «Методика изучения типа памяти»
Протокол
Тип памяти | Количество слов в ряду | Количество правильно воспроизведенных слов | Коэффициент типа памяти С = А/10 * 100% |
Слуховой | 60% | ||
Зрительный | 90% | ||
Моторно-слуховой | 60% | ||
Комбинированный | 30% |
Обработка результатов: в ходе методики выяснилось, что у обучающегося преобладает зрительное запоминание, на второй план уходят слуховое и моторно-слуховое запоминание, комбинирование запоминание занимает последнее место. Лера согласилась с результатом, аргументируя его тем, что зрительные образы она всегда запоминает с большей точностью, нежели воспринимает информацию на слух. Например, если мама попросила сходить в магазин, и до того, как в него отправиться, Лера прочитала список продуктов, который мама подготовила заранее, то мало вероятно, что она забудет купить какой-либо продукт. Если же мама перечислила вслух продукты для покупки, то есть большая вероятность, что Лера что-нибудь забудет.
· особенности мышления и речи;
Тест «Методика выявления особенностей мыслительных операций
Протокол
Пара слов-понятий | Сходство | Тип | Различие | Тип |
1. стол-стул | Мебель | концептуальный | Форма | ситуативный |
2. корова-лошадь | Животное | концептуальный | Роль в жизни человека | функциональный |
3.трамвай-автобус | Транспорт | концептуальный | Наличие рельс | ситуативный |
4. озеро-река | Вода | концептуальный | Течение | функциональный |
5. река-птица | Отсутствует | Внешние данные | ситуативный | |
6. дождь-снег | Осадки | концептуальный | Время года | ситуативный |
7. поезд-самолет | Транспорт | концептуальный | Пространство передвижения | ситуативный |
8. ось-оса | Отсутствует | Внешние данные | ситуативный | |
9. обман-ошибка | Отсутствует | Отсутствует | ||
10. яблоня-вишня | Дерево | концептуальный | Плод | ситуативный |
11.ботинок-карандаш | Частота использования | функциональный | Внешние данные | ситуативный |
12. мальчик- человек | Человек | концептуальный | Пол | ситуативный |
13. молоко-вода | Жидкость | концептуальный | Цвет | ситуативный |
14. ветер-соль | Отсутствует | Отсутствует | ||
15. сани-телега | Применение | функциональный | Применение | функциональный |
16. воробей-курица | Птица | концептуальный | Вес | ситуативный |
17. дуб-береза | Дерево | концептуальный | Продолжительность жизни | функциональный |
18. картина-портрет | Вид искусства | концептуальный | Внешние данные | ситуативный |
Обработка результатов: испытуемый в ходе выполнения задания всегда сначала выделял сходства, затем различия понятий, что свидетельствует о хорошем развитии анализа, синтеза и обобщения. Также, следует отметить, что преобладают ситуативный тип различия и концептуальный тип сходства.