Гендина Н.И. Информационная культура учителя: концепция формирования и региональный опыт (2003).




КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Гендина Н.И.

 

Гендина Н.И. Информационная культура учителя: концепция формирования и региональный опыт (2003).

 

Становление информационного общества и смена парадигмы образования как причины возрастания роли информационной культуры личности. В современном мире впервые за всю историю человечества информация и знание начинают играть доминирующую роль по отношению к таким важнейшим категориям, как материя и энергия. Именно за счет информации и знаний делается попытка решения глобальных проблем человечества: восполнения уменьшающихся запасов сырья и энергии, поиск компромиссов между человеком и природой и тем самым, решения проблемы выживания.

Информация превратилась в эффективное средство управления личностью и обществом, она стала также и оружием, что подтверждается веду­щимися в последние годы информационными вой­нами. Полнота и надежность информации все чаще ассоциируются с властью. Использование информации всегда рассматривалось как важнейший фактор власти военной, политической, управленческой, личной. Но сегодня эта связь становится еще более прямолинейной. Все это диктует необходимость отношения к информации как важнейшему фактору, определяющему многие парадигмы развития общества, которое, осознавая это, формулирует свое новое название – информационное общество.

Переход к информационному обществу требует существенных изменений в системе образования, поскольку информационное общество принято также называть «обучающимся обществом». Осознание обществом необходи­мости непрерывного образования, которое сопровождало бы весь пе­риод активной деятельности чело­века, совпало с открытием того факта, что современная система образования не располагает средствами учить учиться и развивать доста­точно устойчивую мотивационную основу данного вида деятельности. Именно в этом и проявляется кри­зис мировой системы образования, которым столь обеспокоены ученые и педагоги — практики всех стран. Точно также нет средств, формиру­ющих убеждение в том, что ни одно знание не надежно, что основу на­дежности дает лишь процесс по­иска знаний, длящийся всю про­фессиональную жизнь

К этому времени специалистам стало ясно, что дело не в плохих учителях или учащихся, что основу кризиса составляют глубокие противоречия:

n между ориентацией образования на передачу учащимся как можно большего объема производимого знания и физической невозможностью усвоения лавины знания;

n между традиционным "поддерживающим" образованием, рассчитанным на относительную стабильность общества и постепенность протекания социальных процессов, и все более динамично и сложно развивающимся социальным миром;

n между культурно-национальной спецификой образовательных систем и потребностью совре­менного технологического мира в единых стандартах образования и т.п.

Новая образовательная парадигма - это своего рода стратегия "образования для будущего". Суть ее состоит в смещении основного акцента с усвоения объема информации на развитие самостоятельного (критичного) мышления, в обучении решению задач, а не использованию готового знания, в оттачивании навыков работы с любой информацией, с разнородными задачами, с "новизной". Широко известна метафора, образно иллюстрирующая суть новой парадигмы: отправляясь в путешествие, следует не набивать рюкзак готовыми продуктами, а захватить с собой орудия, позволяющие добывать пищу в любом месте.

Таким орудием, обеспечивающем «добычу» знаний, являются особые знания и умения работы с информацией. Иными словами, успешность добывания знаний существенным образом зависит от уровня информационной культуры. Понимание того, что уровень инфор­мационной культуры для современного человека является не­обходимым условием его успешной социальной адаптации и ре­зультативной профессиональной деятельности в любой сфере, становится постепенно прописной истиной. В полной мере эта истина справедлива для сферы образования, причем в прило­жении к самостоятельной работе обучаемых ее важность осоз­нается отчетливее всего, ведь самостоятельная работа по сути своей и является не чем иным, как освоением аккумулированных в различных информационных источниках знаний.

Информационная культура личности: объем и содержание понятия. В силу многозначности исходных компонентов «информация» и «культура», само понятие «информационная культура» имеет различные толкования, характеризуется наличием у него множества родственных, взаимозаменяемых терминов, используемых зачастую в качестве условных синонимов. К их числу относятся термины «информационная грамотность», «библиотечно-библиографическая культура (грамотность, знания)», «информационная, компьютерная культура (грамотность, осведомленность)», «экранная культура», «культура чтения» и целый ряд других. Эта ситуация объясняется тем, что исследования по информационной культуре проводятся представителями самых различных наук (информатики, библиотековедения и библиографоведения, прикладной лингвистики, логики, стилистики текста, прикладной психологии, культуры чтения и др.). Следствием этого явилось наличие самых разных, порой диаметрально противоположных (гуманитарного и технократического) подходов к формированию информационной культуры. Нам представляется, что такая ситуация будет сохраняться еще долгое время. Однако для организации практической работы образовательных учреждений в этом направлении уже сегодня настоятельно требуется внесение терминологической ясности и выработка определения, отражающего весь комплекс проблем, связанных с формированием информационной культуры в современном обществе. В этой связи нами предложена следующая трактовка понятия «информационная культура личности»:

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе (1, с. 32).

Уточнить объем и содержание данного понятия можно, указав состав совокупности знаний и умений, характеризующий личность с развитой информационной культурой:

1. Наличие определенного информационного мировоззрения, представление о таких общих понятиях, как информационное общество, информационные ресурсы, информационные потоки и массивы, закономерности их функционирования и организации и др.

2. Умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы и предъявлять их любой информационно-поисковой системе, как традиционной, так и электронной, компьютерной.

3. Способность осуществлять самостоятельный информационный поиск различных видов документов с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных систем и сетей.

4. Обладание навыками анализа и синтеза информации (например, составление простого и развернутого планов, конспектирование, аннотирование и реферирование, подготовка обзоров, составление библиографического описания, оформление цитат и ссылок к научной работе, списка использованной литературы и т.п.).

5. Владение технологией информационного самообеспечения: умение использовать полученные знания, найденную, приобретенную информацию в своей учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности.

Концепция формирования информационной культуры учителя. Предлагаемая концепция формирования информационной культуры учителя базируется на предложенной нами в (1, с.32-39) общей концепции формирования информационной культуры личности и включает обоснование общеметодологических принципов и условий организации информационного образования; разработку специального учебного курса «Основы информационной культуры учителя» как базы информационного образования, представление механизма реализации информационной подготовки педагогических кадров.

Суть концепции сводится к утверждению тезиса о том, что массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации, то есть при организации информационного образования. Особую роль в решении этой сложной и масштабной задачи призваны сыграть учителя.

Роль информационной культуры в структуре профессиональной деятельности учителя определяется следующими факторами:

n резкое увеличение объемов информации, обусловленное ускоренными темпами развития научно-технического прогресса;

n неизбежное рассеяние информации, вызванное дифференциацией и интеграцией современной науки;

n быстрое устаревание знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм;

n вечный дефицит времени, в состоянии которого пребывает современный педагог.

Эти факторы переводят задачи самообразования и повышения квалификации учителей в разряд весьма сложных и трудно решаемых, требующих особой профессиональной подготовки, к оторую может обеспечить специальный курс «Основы информационной культуры учителя».

Цель разработанного нами курса "Основы информационной культуры учителя" состоит в упорядочении разрозненных, несистематизированных знаний, связанных с феноменом информационной культуры, формированием информационного мировоззрения учителя и целостного представления об "информационной картине мира".

Основными задачами, решаемыми в ходе его изучения являются:

- ориентация в информационных ресурсах по образованию и педагогическим наукам;

- освоение алгоритмов информационного поиска в соответствии с профессиональными информационными потребностями;

- овладение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации;

- изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов учебно-методической, опытно-экспериментальной, научно-исследовательской работы;

- осознание возможностей новых информационных технологий в образовательной деятельности;

- развитие умений и навыков работы с компьютером для сбора, обработки, хранения и использования информации в работе учителя.

Решению этих задач подчинена структура курса, который должен развить знания, умения, навыки по информационному самообеспечению многогранной профессиональной деятельности учителей (учебной, воспитательной, опытно-экспериментальной, организационной, административной и т.д.); содействовать росту их учебно-методической квалификации, повышению качества обучения учащихся, усилению роли учителя в повышении информационной культуры школьников.

В структуре курса выделяются следующие разделы:

n "Информационные ресурсы и информационная культура общества",

n "Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в библиотеках и службах информации";

n Аналитико-синтетическая обработка источников информации";

n "Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной профессиональной (учебно-методической, научно-исследовательской и др.) деятельности учителя";

n "Информационная культура личности и новые информационные технологии".

Основными отличительными чертами курса "Основы информационной культуры учителя " являются:

n деятельностно-ориентированная направленность и практическая нацеленность;

n междисциплинарный, интегративный характер;

n ориентация на использование формализованных, алгоритмических методов аналитико-синтетической переработки информации

n активное использование при обучении возможностей новых информационных технологий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: