Опыт организация обучения учителей основам информационной культуры




В Кемеровской области накоплен уникальный опыт организации информационного образования учителей благодаря совместной деятельности Кемеровской государственной академии культуры и искусств (КемГАКИ) и Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПК и ПРО). Успешность совместной работы во многом обусловлена четкой постановкой задачи и разделением функций. Исходя из общей задачи повышения уровня информационной культуры учительства Кузбасса как основной профессиональной категории, от которой зависит массовое повышение уровня информационной культуры региона, и, прежде всего, учащейся молодежи, оба образовательные центра дифференцировали свои функции в данной сфере следующим образом. Если КемГАКИ выполняет в основном функцию исследовательского центра, обеспечивающего теоретическое обоснование и научно-методическое сопровождение курса «Основы информационной культуры учителя», то КРИПК и ПРО выступает в роли ведущего регионального центра по апробации и экспериментальной проверке разрабатываемых методик, выполняя функцию трансляции и испытания надежности предлагаемых методик и моделей обучения учителей основам информационной культуры.

Разработкой проблем формирования информационной культуры личности в Кемеровской государственной академии культуры и искусств (КемГАКИ) занимается специальное научное подразделение - научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС). Этот институт был открыт благодаря совместной деятельности Администрации Кемеровской области и Министерства культуры Российской Федерации. Институт действует в рамках международной программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Деятельность НИИ ИТ СС связана преимущественно с реализацией двух разделов данной программы: второго – «Развитие потенциала человека, навыков и умений в век информации» и пятого – «Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникаций».

Открытию в 2000 г. этого НИИ предшествовала большая предварительная работа и создание серьезного научного задела. В частности, в ходе многолетней научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение информационной культуры, был проеден ряд научных исследований:

1. «Анализ уровня информационной культуры различных категорий потребителей информации» (1989 -1993 гг.);

2. «Формирование информационной культуры в системе непрерывного образования» (1994-1995 гг.);

3. «Изучение информационной культуры юношества на основе анализа потока информационных запросов» (1996-1997 гг.);

4. «Информатизация образования в Кузбассе и формирование информационной культуры в учебных заведениях региона» (1997 - 1999 гг.);

5. «Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности» (1998-1999 гг.).

Результатами проведенного комплекса исследований явились:

n разработка концепции формирования информационной культуры в образовательных учреждениях региона;

n создание моделей формирования информационной культуры в образовательных учреждениях региона, реализованных в виде комплекса учебных программ по курсу «Основы информационной культуры» для учащихся старших классов общеобразовательных школ; для учителей; для студентов гуманитарных вузов; для аспирантов и соискателей гуманитарных вузов.

n разработка комплекса учебно-программных и учебно-методических документов, обеспечивающих продуктивность деятельности по формированию информационной культуры личности;

n внедрение в учебный процесс образовательных учреждений Кузбасса курса «Основы информационной культуры личности». Курс прошел апробацию и внедрен в учебный процесс Кемеровской государственной академии культуры и искусств; Кемеровского педколледжа № 1, Беловского и Ленинск-Кузнецкого педколледжей; губернаторской женской гимназии; учебно-производственного центра «Школьник»; кемеровских общеобразовательных школ № 33, 34, 48, 92, 93; художественно- эстетической гимназии № 25 г. Кемерово; межшкольных специализированных классов, объединяющих учащихся г. Кемерово; школ поселка Кедровский (№52, 96); художественно- эстетической гимназии № 32 г. Новокузнецка; художественно- эстетической гимназии № 24 г. Междуреченска. Результаты проведенных исследований были изложены в ходе ряда конференций и семинаров, получили освещение в сборниках научных статей (2-4) и отдельных публикациях (5-7). Весьма важным фактором признания плодотворности реализуемого в КемГАКИ подхода к формированию информационной культуры личности явились положительные рецензии и отзывы в центральной профессиональной печати (8-11).

Особый интерес представляет опыт внедрения результатов научных исследований НИИ ИТ СС Кузбасса в практику работы Беловского педагогического колледжа. По заказу этого учебного заведения в НИИ ИТ СС было проведено исследование «Научное обоснование подготовки учителя основ информационной культуры на базе специальности 0314 «Социальная педагогика» (повышенный уровень)». В ходе исследования была изучена и доказана потребность общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Кемеровской области в учителях основ информационной культуры; разработано теоретическое обоснование подготовки учителя основ информационной культуры на базе среднего специального педагогического образования.

Значительное внимание уделялось профессиональной переподготовке преподавателей колледжа и созданию учебно-методического обеспечения. В ходе проведения на базе КемГАКИ индивидуальных консультаций и стажировок была осуществлена профессиональная подготовка преподавателей Беловского педагогического колледжа в сфере информационной культуры; разработан научно-методический комплекс, включающий полный пакет документов, регламентирующих подготовку учителя основ информационной культуры: от учебного плана, учебных программ, программ учебной, производственной и преддипломной практик, до тематики курсовых и дипломных работ. Вся эта подготовительная работа и представленные материалы (Учитель основ информационной культуры: теоретическое обоснование и методическое обеспечение подготовки: Отчет по научно-исследовательской работе. - 274 с.) явились основой для получения педагогическим колледжем лицензии на право подготовки учителя основ информационной культуры. В результате впервые в России на базе среднего специального педагогического образования в Беловском педагогическом колледже приступили к подготовке учителя основ информационной культуры. Опыт совместной работы НИИИТ СС и Беловского педколледжа по формированию информационной культуры учителей и учащихся получил освещение в научно-методическом сборнике (12).

Плодотворность внедрения результатов исследований НИИ ИТ СС Кузбасса по развитию теории формирования информаци­онной культуры личности в учебные заведения Кемеровской области во многом зависит от активной позиции, занимаемой в этом вопросе Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПК и ПРО). Деятельность КРИПК и ПРО направлена на проведение широкомасштабной экспериментальной работы по формированию информацион­ной культуры личности в образователь­ных и информационно-библиотечных учреждениях региона. Институт стал подлинной экспериментальной площадкой, на базе которой НИИ ИТ СС пропагандирует и распространяет концепцию формирования информационной культуры личности. Не случайно первые курсы повышения квалификации в сфере информационной культуры для руководителей и методистов педколледжей и педучилищ области Кузбасса, были организованы и проведены в 1999 г. именно в этом институте.

В ходе проведения курсов, общий объем которых составил 80 часов, ведущие специалисты НИИ ИТ СС сформировали мотивацию слушателей курсов и обеспечили овладение ими необходимыми информационными знаниями и умениями. Результатом проведения курсов явилось не только повышение уровня информационной культуры конкретных преподавателей, но и последующее внедрение курса «Основы информационной культуры» в учебный процесс таких педагогических колледжей Кемеровской области, как Беловский, Ленинск-Кузнецкий, Кемеровский педколледж № 1 и др.

Впоследствии курсы «Основы информационной культуры» были организованы для руководителей общеобразовательных школ, учителей русского языка и литературы, специалистов дополнительного и дошкольного образования и других образовательных учреждений областей. В настоящее время к организации процесса обучения привлечены преподаватели кафедры педагогики и психологии и кафедры информационных технологий КРИПК и ПРО.

Всего за последние три учебных года в КРИПК и ПРО было обучено более 300 человек. При этом наблюдается тенденция к увеличению заявок на проведение курсов «Основы информационной культуры» от учителей естественно - научного и математического циклов, руководителей образовательных учреждений всех уровней, преподавателей технических колледжей и др. В связи с этим, начиная с 2002 г., в программу долгосрочных курсов (до 24 дней) КРИПК и ПРО в качестве обязательного компонента для всех слушателей, независимо от профиля специальности, введены занятия по основам информационной культуры.

Специфика курса повышения квалификации в области информационной культуры заключается в том, что он подчинен задачам практической педагогической деятельности учителя и использует достижения информатики, прикладной лингвистики, библиотековедения, теории текста и др., таким образом, являясь интегративным и междисциплинарным.

Программой повышения квалификации предусмотрены различные формы организации учебного процесса и методы диагностики уровня информационной культуры учителей: вводное тестирование, установочные лекции, групповые семинарские занятия, практикумы в библиотеках, кабинетах современных средств обучения и педагогической информации, Интернет - классе, итоговое тестирование. При этом особое место отводится самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работе слушателей, использованию активных методов обучения. Прохождение курса завершается защитой проектов материалов учебно-методической или научно-исследовательской деятельности педагогов. В целом спецкурс «Основы информационной культуры учителя » призван стать основой рациональной организации информационного самообеспечения профессиональной деятельности, содействовать росту методической квалификации педагогов.

Необходимо заметить, что в КРИПК и ПРО организовано проведение курсов по формированию информационной культуры не только для учителей общеобразовательных школ и преподавателей педучилищ, но и для школьных библиотекарей.

Анализ результатов работы по формированию информационной культуры учителей Кузбасса позволяет утверждать, что в нашем регионе накоплен плодотворный опыт решения важнейшей общегосударственной проблемы – повышения уровня профессиональной компетентности учителей в области информационной культуры – неотъемлемой составляющей любого вида педагогической деятельности, осуществляемой в условиях информационного общества. Вместе с тем, дальнейшее развитие исследований и направлений практической деятельности по формированию информационной культуры учителей Кузбасса требуют решения ряда проблем, важнейшими из которых являются:

- отсутствие единой региональной программы, объединяющей потенциал различных звеньев системы профессионального педагогического образования Кузбасса – начального, среднего, высшего по интеграции региональных теоретических и практи­ческих разработок в сфере информационного образования и формирования информационной культуры личности;

- разрозненность действий образовательных учреждений по информационному образованию граждан, снижающая эффективность этой деятельности;

- низкий уровень информационной культуры учащейся молодежи и специалистов Кузбасса, неготовность к эффективному использованию имеющихся традиционных и электронных информа­ционных ресурсов в своей познаватель­ной и профессиональной деятельности; отсутствие требуемой мировоззренческой мотивации, формирующей ценностные ориентации по отношению к информации как элементу культуры;

- отсутствие комплекса учебно-ме­тодических материалов, обеспечива­ющих дифференцированный подход к формированию информационной культуры учащихся в соответствии с их возрастными особенностями.

В заключение следует подчеркнуть, что решение этих проблем будет способствовать превращению образовательных учреждений Кузбасса в подлинные центры формирования информационной культуры личности.

 

Список литературы

1. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. - М.: Школьная б-ка, 2003. - 296 с.

2. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей/ Науч. ред. Н.И. Гендина. – Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999. - 181 с.

3. Формирование информационной культуры личности в условиях образовательных информационно-библиотечных учреждений: Материалы областной научно-практической конференции «Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: проблемы, поиски, решения», г. Кемерово, 26-28 2001 г. / Под общ. ред. Н.И. Гендиной, Г.А. Стародубовой. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 2001. – 150 с.

4. Библиотечная жизнь Кузбасса: Сборник: Вып. 2 (36). Информационная культура личности: опыт разработки и внедрения технологии формирования в регионе: Спец. вып. – Кемерово, 2002.- 202 с.

5. Гендина Н.И. Информационная культурология: проблемы становления информационного образования// Культурология: концептуальные подходы, образовательная практика: Материалы межрегион. науч.- практич. семинара, Кемерово, 24-25 декабря 1997 г. - М., 1998. - С.180- 194.

6. Гендина Н.И. Кризис системы образования и проблемы формирования информационной культуры личности// Библиотечная жизнь Кузбасса: Сб./ Кемеровская обл. науч. б-ка им. В. Федорова. - Кемерово, 1998. -Вып.3 (20). - С.3-34.

7. Гендина Н.И. Информационное образование и информационная культура личности как факторы развития информационного общества // Материалы 8-й междунар. конф. «Крым-2001». - Судак, автономная Республика Крым, Украина, 9-17 июня 2001 г. - Т.2. - С. 615-621.

8. Смирнова Е.М. На пути к новой информационной культуре// Университетская книга. – 2000. - №9. – С.42-43.

9. Бубекина Н. Книга, которую ждали. Размышления о новинке// Школьная библиотека. –2000. - №6. – С.3-6.

10. Садчикова А. Образование и информационная культура // Высшее образование в России. – 2000. - №6. – С.158-160.

11. Сафиуллина З.А. Наука, образование и практика в тесном взаимодействии // Библиография. - 2001. - №4. - С. 23-25.

12. Подготовка учителя основ информационной культуры личности в педагогическом колледже: Науч. - метод. сб./ Под ред. Н.И Гендиной. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 271 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: