Информационная карта проекта.
1. Полное название проекта: "Осень разноцветная".
2. Автор проекта:
3. Вид, тип проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий.
4. Цель, направление деятельности проекта : Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.
5. Краткое содержание проекта:
Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.
Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования.
Анализ поведения человека в природе осенью.
Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (игровой,продуктивной, коммуникативной, позновательно - исследовательской.
Организация непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.
Обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.
6. Сроки проведения: сентябрь - ноябрь г.
7. Количество участников проекта:.
8. Возраст детей : 4 года (средняя группа).
9. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).
10. Ожидаемые результаты (продукт проекта):
- осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
- совершенствование экологической среды группы;
- вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
- оформление картотеки наблюдений;
- конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
- праздник Осени;
- ведение детьми дневника наблюдений.
2. Этап разработки творческого проекта: для развития экологического сознания - понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, была разработана системная "паутинка": что происходит осенью в живой и неживой природе.
План - схема осуществления проекта "Осень разноцветная"
(средняя группа)
Образовательные области программы | Виды детской деятельности. |
Познание | Беседы об осени. (Приложение 1) Д\и «Мамы и детеныши», «Когда это бывает», Задания на сравнения. (Приложение 2) Описание природы в сентябре – октябре – ноябре. Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью». (Приложение 3) Составление альбома «Времена года». Упражнения ФЭМП «Пересчитай листья», п\и «Тучи дождевые. |
Коммуникация | Творческое рассказывание детей по теме «Мы гуляли на участке». Рассматривание сюжетных картин. Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты». «Времена года», «С какого дерева лист». Игры «Найди ошибку», «Подбери слово», «Назови ласково», «Назови правильно». Комплекс упражнений: «Деревья» Игра лабиринт «Куда упали листья». (Приложение 4) Беседа по вопросам о времени года - осень |
Чтение художественной литературы | Пословицы, загадки, поговорки, потешки. Чтение и заучивание стихотворений об осени. Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи» ). Чтение сказки «Осень на пороге» Н.Сладкова, «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г.Снигерев. |
Художественное творчество | Рисование «Яблоки на яблоне» Лепка «Веточки рябины». Аппликация «Дары осени» Рисование «Золотая осень» Создание коллажа из осенних листьев. Рисование паучка и рябиновый ветки. (Приложение 5) |
Социализация | Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин». Игры – драмматизации по произведениям «Репка». Игра «Что нам осень принесла». Д\и «Чудесный мешочек», «Что растет на грядке?», «Овощи и фрукты». П\и «Найдите дерево», «Лети, листок, ко мне в кузовок». |
Труд | «Дары осени» - сбор природного материала на прогулке. |
Музыка | Слушание: И.П.Чайковского «Времена года» Разучивание песен об осени Развлечение «Приключение мухоморчика» Психологические этюды «Танец осенних листочков», «Стрекоза замерзла», «Первый заяц». |
3. Практический этап - реализация комплексного проекта "Осень разноцветная" с участниками проекта. В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: экологические сказки, наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно-эвристического характера, экологические игры - путешествия, эксперименты, экологические задачи.
В уголке природы были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды. Дети учились различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть.
Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света), характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд; солнце днём очень низко над горизонтом.Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами - "Раз, два, три к кустику беги!", "Чей лист?", "Детки на ветке", "Найди такой же".
С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству сделать четыре дерева на разное время года.Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей.
4. Аналитический этап: анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Поспособствовало накапливанию у детей конкрето-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети ближе познакомились с растительным и животным миромМосковской области, особенностями наступления осени в данной местности. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.
5. Презентация продукта деятельности (Приложение 6)
Литература:
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.:Детство – Пресс, 2002
2. Занятия по развитию речи с детьми 4-5 лет\ В.Гербова. – М.:Просвещение, 1987.
3. Овсяник Н.В. Развивающее обучение для дошколят. Минск: Аверсэв, 2003.
Приложение 2