Общие принципы выделения результатов обучения




ВВЕДЕНИЕ

Переход на ФГОС ВПО поставил перед российскими вузами сложную задачу, обеспечивающую получение образовательного результата - формирования всех видов компетенций. Первой частью этой задачи является создание современных образовательных технологий для формирования у обучающихся требуемых компетенций. Второй частью – создание фондов оценочных средств, позволяющих проводить объективную комплексную оценку сформированных компетенций.

Понимание компетенций в качестве образовательных результатов в контексте ФГОС, делает попытку выстраивания диалога между работодателем (как заказчиком образовательного результата) и вузом (как поставщиком образовательного результата) более продуктивной. При этом образовательные технологии рассматриваются как способ формирования компетенций (через использование активных и интерактивных методов обучения), а оценочные средства (посредствам привлечения к их разработке работодателей, экспертов из профессиональной среды) – как инструмент доказательства сформированности компетенций.

Оценка уровня сформированности компетенций – новая для вузовской системы задача, которую невозможно решить лишь с помощью традиционных методов контроля и инструментов оценки. Кроме того, общепринятых методических установок по формированию и применению фондов оценочных средств для оценки компетенций на данный момент не сформировано. Каждый вуз решает эту задачу самостоятельно.

Оценка компетенций является составной частью образовательной системы и выполняет функцию контроля за получением образовательного результата – уровня сформированности компетенций в процессе освоения ООП.

В данном методическом пособии рассматривается проблема создания системы оценки уровня сформированности компетенций и результатов обучения.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

- оценка уровня освоения дисциплин;

- оценка компетенций обучающихся.

 

В настоящей работе используются следующие сокращения:

ВО – высшее образование;

ОК – общекультурные компетенции;

ОПК – общепрофессиональные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

ППК – профессионально-прикладные компетенции;

ФГОС ВО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (проект).

ООП – основная образовательная программа

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫСИСТЕМЫОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

 

1.1. Основные понятия

 

1.1.1. Компетенции

В ФГОС ВО сформулированы требования к результатам освоения основных образовательных программ. Выпускник вуза должен обладать как профессиональными, так и общекультурными компетенциями, поскольку современные условия на рынке труда требуют от вузов подготовки специалиста с глубокими профессиональными знаниями, обладающего психологической устойчивостью, готовностью к перегрузкам, стрессовым ситуациям, умением из них выходить, способностью работать в команде, принимать самостоятельные решения, инициативностью, способностью к инновациям, умением делать выбор, эффективно использовать ограниченные ресурсы, сопоставлять политические декларации с политической практикой, способностью вести переговоры и т.п [1].

В психолого-педагогической литературе понятия «компетенция» и «компетентность» получили широкое распространение с середины 60-х гг. прошлого века, став основой становления компетентностного подхода в образовании (Н.Хомский, Р. Уайт, Дж. Равенн, Ж. Делор, В. Хутмахер, Т. Хоффманн).

В России данной проблематикой по отношению к различным видам деятельности занимаются В.И. Байденко [7], И.А. Зимняя [8], А. Каспржак [9], В. Ландшеер [10], А.К.Маркова [11], Н.С. Сахарова [12], Ю.Г. Татур [13], А.В. Хуторской [14] и др.

Отталкиваясь от этимологии и семантики понятия «компетенция» и обобщая подходы к его пониманию в естествознании, Н.С. Сахарова выделяет его общую междисциплинарную категориальную суть, которая заключается в (1) способности живого организма (2) осуществлять совместную деятельность, (3) откликаясь на внешнее раздражение (4) соответствующей реакцией. Результатом этой реакции (рефлексии) является компетенция, которая выступает не только как натуралистическая характеристика биологической сущности человека, но и экстраполируется на социальные и социально обусловленные сферы человеческой деятельности.

Компетенция представляет собой «комплекс взаимообусловленных аспектов деятельности, связанных с аккумуляцией знаний, определяющих профессиональное ядро специалиста; аккумуляцией знаний, определяющих дополнительную альтернативную область; ориентацией на витальные и социальные ценности; развитием коммуникативно-прагматических качеств личности; совершенствованием селективности мотивационного срока при выборе вида деятельности».

Актуализация компетенции происходит в результате накопления опыта деятельности, который обучающийся приобретает, «находя и апробируя различные модели поведения в данной предметной области, выбирая из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям».

Таким образом, компетенция есть личностное свойство человека, потенциальная способность и готовность индивида справляться с различными задачами, формирующиеся в деятельности и интегрирующие ценностно-смысловое отношение к ней.

В структуре компетенции выделяют следующие компоненты:

· «знаниевый компонент» (знание академической области, способность знать и понимать);

· «ценностный компонент» (ценностные ориентации личности и мотивация к решению профессиональных задач);

· «деятельностный компонент» (практическое и оперативное применение знаний к конкретной ситуации).

Компетенция - категория, понятная прежде всего работодателю и характеризующая профессиональную деятельность выпускника, которая реализуется уже после окончания вуза на рабочем месте.

Формирование той или иной компетенции далеко не всегда может быть прямо соотнесено с освоением одной определенной дисциплины или группы дисциплин. Компетенции вырабатываются параллельно и совокупно в ходе всех форм учебной работы студента – освоения отдельных дисциплин и групп дисциплин, прохождения практик, выполнения НИР и самостоятельной работы.

Компетентностная модель выпускника представляет собой соглашение между потребителями (работодатели, студенты) и университетом (разработчик ООП) относительно целей и ожидаемых результатов освоения ООП.

В соответствии с ФГОС компетенции делятся на: общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК), профессионально-прикладные (ППК).

Общекультурная компетенция (ОК) – это способность успешно действовать при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. Сложность оценки общекультурных компетенций заключается в том, что степень их сформированности является результатом освоения целостной образовательной программы. В качестве примера общекультурных компетенций можно привести: способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6), способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7), способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные личностные различия (ОК-5).

Общепрофессиональная компетенция (ОПК)

В качестве примера можно привести: готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3), готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4), владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5).

Профессиональная компетенция (ПК) - это способность успешно действовать при выполнении задания, решении задачи в конкретной профессиональной деятельности [4]. В качестве примера профессиональных компетенций можно привести: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3), способность проектировать образовательные программы (ПК-8), способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

Профессионально-прикладные компетенции (ППК)

В качестве примера можно привести: готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ППК-1), способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ППК-2), готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ППК-5).

Уровни освоения компетенций по каждому реализуемому профилю подготовки определяются видами профессиональной деятельности (основной, неосновной) и видом компетенций. Для каждого вида профессиональной деятельности установлены уровни освоения компетенций. Компетенции могут быть сформированы на различных уровнях: пороговый, базовый и повышенный.

Для описания компетенции используется паспорт (карта) компетенции. Паспорт компетенции - это обоснованная совокупность нормативов государственного стандарта и вузовских требований к уровню сформированности компетенции по окончании освоения образовательной программы. Он включает в себя:

· конкретизацию федеральных требований с учетом региональной и вузовской специфики;

· уточнение формулировки компетенций в соответствии с реализуемым профилем или программой подготовки;

· разъяснение или упрощение формулировки компетенций;

· структурирование компетенции на уровни, показатели и дескрипторы.

 

1.1.2. Планируемые результаты освоения образовательной программы

 

Планируемые результаты освоения образовательной программы – компетенции обучающихся, установленные образовательным стандартом, и компетенции обучающихся, установленные организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом с учетом направленности (профиля) образовательной программы (в случае установления таких компетенций).

Планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике – знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Результаты обучения – это ожидаемые и измеряемые «составляющие» компетенций: знания, практические умения, опыт деятельности, которые должен получить и уметь продемонстрировать обучающийся после освоения того или иного модуля.

Под этапом обучения будем понимать определенную часть процесса обучения, т.е. процесс обучения разбивается на этапы. В конце каждого этапа обучаемый достигает некоторых результатов обучения, которые определяют уровень сформированности компетенции. Соответствие результатов обучения с уровнем сформированности компетенции устанавливается с помощью предлагаемой системы.

 

 

Виды аттестаций

Оценка качества освоения программ бакалавриата обучающимися включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую (государственную итоговую) аттестацию.

Промежуточная аттестация – оценивание учебных достижений студента по дисциплине или содержательному модулю. Проводится в конце календарного модуля или в конце изучения данной дисциплины в форме экзамена или зачета;

Текущая аттестация – оценка учебных достижений студента по различным видам учебной деятельности в процессе изучения дисциплины;

Итоговая аттестация – комплексная проверка учебных достижений студента за весь период обучения; проводится в форме комплексного экзамена и защиты ВКР (дипломной работы, дипломного проекта, итогового экзамена).

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов по каждой дисциплине (модулю) и практике устанавливаются образовательной организацией самостоятельно.

 

Фонды оценочных средств

 

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов образовательная организация создает фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить достижение запланированных в образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.

В целях приближения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов к задачам их будущей профессиональной деятельности образовательная организация должна разработать порядок и создать условия для привлечения к процедурам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, а также экспертизе оценочных средств.

Оценочные средства по дисциплине и по ООП в целом отражают результаты обучения и уровень сформированных общих и профессиональных компетенций в соответствии со спецификой и видом профессиональной деятельности, отраженной в матрице компетенций.

Фонд оценочных средств формируется на основе ключевых принципов оценивания:

· валидность (объекты оценки должны соответствовать поставленной цели обучения);

· надѐжность (использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений);

· объективность (получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями).


Основными требованиями, которые предъявляются к ФОС, являются:

· интегративность;

· проблемно-деятельностный характер;

· актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности;

· связь критериев с планируемыми результатами;

· экспертиза в профессиональном сообществе.

Фонд оценочных средств по отдельной дисциплине состоит из комплектов контрольно-оценочных средств (КОС) по каждой учебной дисциплине.


Структурными элементами комплекта КОС по учебной дисциплине являются:

· общие положения;

· результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке;

· оценка освоения умений и знаний (типовые задания);

· контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации.

Комплекты контрольно-оценочных средств по каждой учебной дисциплине включают в себя контрольно-оценочные материалы, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Каждый оценочный материал должен обеспечивать проверку освоения конкретных компетенций и их составляющих.

О фонде оценочных средств см. в Приложении № 3 Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2013г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» п. 21, п. 22.

 

1.1.5. Международный проект «Тюнинг» (“Tuning”)

 

Международный проект Tuning Educational Structures («Настройка образовательных структур»), далее Tuning (или Тюнинг) видит свою роль в том, чтобы создать инструменты для проектирования и реализации образовательных программ, которые, с одной стороны – удовлетворяли бы запросам обучающегося и современного рынка труда, с другой стороны – признавались бы различными национальными образовательными системами и при этом позволяли бы сохранять специфику научно-образовательных школ конкретных университетов. Программы, разработанные с использованием методологии Тюнинг, ориентированы на развитие общих (универсальных) и специальных (профессиональных) компетенций выпускников и, в большинстве случаев, являются модульными. Модульная система обладает важным качеством – она прозрачна с точки зрения результатов обучения и обладает достаточной гибкостью для удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся и работодателей. Такие программы способствуют нахождению нужного баланса между результатами обучения и трудозатратами обучающегося, необходимыми для достижения этих результатов, выраженными в зачетных единицах (академических кредитах). В рамках методологии Тюнинг именно этап проектирования образовательной программы является центральным аспектом в плане обеспечения ее качества и востребованности обществом. Плохо спроектированные программы имеют негативное влияние на уровень подготовки выпускников, снижают шансы на их трудоустройство, требуют неадекватно длительного времени для их освоения. В Тюнинге была разработана методика проектирования образовательных программ. Данная методика также может быть кратко описана в «пошаговом» алгоритме.

На основе международного проекта Тюнинг разработан проект «Настройка образовательных программ в российских вузах» ("Tuning Education Programmes in Russian HEIs").

 

 

1.2. Взаимосвязь между результатами обучения и сформированностью компетенции

 

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования» различает компетенции - результат освоения всей образовательной программы – и результаты обучения по конкретной дисциплине (практике). Результат обучения – это освоение какой-либо конкретной части программы и ему будет соответствовать промежуточное и текущее оценивание. Соотнесение результата обучения и результата освоения компетенции следующее: для формирования у студента компетенции необходимо достижение конкретных результатов обучения по ряду дисциплин (практик). Таким образом, компетенция – категория, понятная работодателю, а результат обучения – категория, понятная вузовскому педагогическому сообществу.

Другими словами, можно сказать, что компетенция разлагается на результаты, которые служат необходимыми и достаточными условиями сформированности компетенции. В свою очередь результаты обучения по отдельным дисциплинам проверяются в ходе аттестация – текущей, промежуточной, итоговой. Эта проверка осуществляется с помощью тестов, контрольных работ, устных опросов, курсовых работ и т.д.

Схематично соотношение между компетенциями и результатами обучения можно выразить следующей формулой:

 

К <===> (Р1 ˄ Р2 ˄ Р3 ˄ … ˄ Рn),

 

где К – формируемая компетенция; Рi – результаты обучения по различным учебным дисциплинам (i = 1, 2, …, n); знак ˄ обозначает логическую операцию конъюнкцию (что соответствует языковому союзу «И»).

Поскольку компетенция формируется в результате освоения целого ряда дисциплин, карта компетенции должна составляться коллективом преподавателей, работающих на смежных кафедрах или даже на нескольких факультетах.

В ходе учебного процесса и при текущей и промежуточной аттестации осуществляется проверка не самих компетенций, а соотнесенных с ними результатов обучения, которые формируются в ходе изучения ряда учебных предметов.

Результаты обучения соответствуют отдельным уровням (этапам) и аспектам (элементам) компетенций и сопоставимы с конкретными составляющими учебного плана (дисциплинами, практиками, НИР, самостоятельной работой и т.п.). Результаты обучения являются описанием знаний, умений и навыков (владений) студента после успешного завершения определенного этапа обучения. Результаты обучения представляют собой параметры, которые могут быть измерены и достижение которых является подтверждением того, что запланированные компетенции сформированы.

Важным элементом проектирования образовательной программы является планирование результатов обучения для отдельных элементов программы (модулей или дисциплин и практик), которое следует за определением общих (универсальных) и специальных (профессиональных) компетенций. Достижение обучающимся запланированных результатов обучения по всем элементам программы в совокупности должно обеспечить ему на выпуске тот уровень развития компетенций, который был заявлен при разработке программы как ее основная цель.

Формы представления каждой компетенции через возможные уровни ее достижения обучающимся с указанием соответствующих этому уровню индикаторов (результатов обучения) и дескрипторов (показателей успешности достижения результатов обучения) могут быть самыми различными (паспорта компетенций, карты компетенций, матрицы, текстовые описания). Важно, чтобы «проработанная» на этапе проектирования образовательной программы и осознанная коллективом преподавателей компетенция выпускника легла в основу формирования рабочих программ модулей или других элементов образовательной программы.

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

 

2.1. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения

 

Эта система имеет характер алгоритма и подходит для оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения бакалавров, магистров, аспирантов.

Последовательность действий предполагается следующая:

1. Создать модель системы оценки уровней сформированности компетенции и результатов обучения. В этой модели должны быть выделены уровни сформированности результатов обучения и компетенции.

 

2. Создать механизм оценивания уровня сформированности компетенции, который основывается на ряде принципов (сочетание традиционных и инновационных методов оценки, системность, надежность, наглядность, валидность, доступность результатов оценивания и использование результатов для дальнейшего совершенствования научно-практической деятельности будущего педагога) и включает в себя:

- критерии, показатели оценивания уровня сформированности компетенций;

- средства оценивания компетенций (тесты, контрольные работы, коллоквиумы, курсовые работы, проектная деятельность, наблюдение, анкетирование, контент-анализ документации, портфолио и т.д.).

3. Для каждого конкретного этапа (уровня) обучения освоения компетенции выделить категории «знать», «уметь», «владеть», в которые вкладывается следующий смысл:

«знать» – воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты.

«уметь» – решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов решения;

«владеть» – решать усложненные задачи на основе приобретенных знаний, умений и навыков, с их применением в нетипичных ситуациях, формируется в процессе получения опыта деятельности и уметь передать этот опыт.

4. Связать сформированность компетенции с результатами обучения посредством системы дескрипторов.

5. Разработать систему мониторинга сформированности компетенции.

 

2.2. Конкретизация схемы оценивания уровней сформированности компетенций и результатов обучения

 

Рассмотрим подробнее отдельные этапы разработки данной системы. Начать следует с составления для выбранной компетенции «карты компетенции», рекомендованной Ассоциацией Классических Университетов России (АКУР).

 

  КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ (ЧАСТЬ 1)   КОМПЕТЕНЦИЯ: ____________________ (шифр и название)   ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ   Указывается тип компетенции, возможные варианты: – общекультурная (универсальная) компетенция выпускника образовательной программы уровня высшего образования (ВО) ___________________ (указывается конкретный уровень ВО - бакалавриат, магистратура, специалитет, подготовка кадров высшей квалификации); – общепрофессиональная компетенция выпускника образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего образования______________, уровень ВО _____________________ – профессиональная компетенция выпускника образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего образования___________, уровень ВО_______________, вид профессиональной деятельности ___________________________. – профессионально-специализированная компетенция (или иное название из ФГОС) выпускника образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего образования___________, уровень ВО_______________, вид профессиональной деятельности ___________________________., направленность (профиль) программы__________________________. Указывается взаимосвязь данной компетенции с другими компетенциями (необходимость освоения компетенции в определенной последовательности по отношению к другим компетенциям, если такая необходимость имеется). Приводится ссылка на Профессиональный стандарт (при наличии) и указывается соответствующая обобщенная трудовая функция или трудовая функция из него.  

 

Далее, опишите выбранную компетенцию по уровням освоения и планируемым измеримым результатам обучения (см. Таблицу 1). Для каждого результата обучения сформулируйте дескрипторы, показывающие успешность достижения обучающимся данного результата обучения – это поможет вам в дальнейшем создать прозрачную систему оценивания успеваемости обучающегося и достигнутого им уровня развития компетенций (сформировать соответствующие фонды оценочных средств – ФОС).

 

Таблица 1

 

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ (ЧАСТЬ 2)

 

Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания

 

Уровень освоения компетенции Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) Критерии оценивания результатов обучения (дескрипторы)
         
Пороговый уровень–I (ПК-1) (желательно конкретизировать формулировки компетенции) Знать:_______________З (ПК-1) –I          
Уметь:_______________У (ПК-1) –I            
Владеть:_____________В (ПК-1) –I            
Базовый уровень–II (ПК-1) (желательно конкретизировать формулировки компетенции) Знать: _____________________З (ПК-1) –II Уметь: _____________________У (ПК-1) –II Владеть: _____________________В (ПК-1) –II            
Повышенный уровень–III (ПК-1) (желательно конкретизировать формулировки компетенции) Знать: ____________________З (ПК-1) –III Уметь: ____________________У (ПК-1) –III Владеть: ____________________В (ПК-1) –III            

 

В этой таблице в левой колонке названы уровни подготовки по видам профессиональной деятельности с конкретизацией формулировки компетенции.В качестве критериев разложения на уровни можно выделить сложность решаемых задач (типичные, сложные, нестандартные) и самостоятельность студента в их выполнении.

Виды профессиональной деятельности, соответствующие направлению подготовки бакалавров 44.03.01 «Педагогическое образование» и установленные ФГОС, осваиваются выпускниками на разных уровнях:

- пороговый уровень дает общее представление о виде деятельности, основных закономерностях функционирования объектов профессиональной деятельности, методов и алгоритмов решения практических задач;

- базовый уровень позволяет решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам;

- повышенный уровень предполагает готовность решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения в условиях неполной определенности, при недостаточном документальном, нормативном и методическом обеспечении.

Во второй колонке в качестве планируемых результатов обучения для конкретного этапа (уровня) освоения компетенции выделяются следующие категории: «знать», «уметь» и «владеть» (навыком, методом, способом, технологией пр.), под которыми понимается следующее:

«знать» – воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты;

«уметь» – решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов решения;

«владеть» – решать усложненные задачи на основе приобретенных знаний, умений и навыков, с их применением в нетипичных ситуациях, формируется в процессе получения опыта деятельности. Вместо термина «владеть» могут быть применены другие термины («в состоянии продемонстрировать» и др.).

По каждой из этих категорий необходимо выделить 5 критериев оценивания результатов обучения (дескрипторов), соответствующих степени сформированности данной категории. Выделение дескрипторов основывается на полноте освоения результата обучения. Дескрипторы - это общие формулировки, описывающие характеристики и контекст обученности, ожидаемой на каждом уровне. Они образуют оценочную шкалу, помогающую преподавателям формировать ожидания относительно студентов, и позволяют обеспечить эквивалентность и согласованность стандартов в предметных областях.

Пример составления карты компетенции см. в Приложении № 4.

Выделение конкретных результатов обучения (категорий знать, уметь, владеть) должно осуществляться группой преподавателей, дисциплины которых однозначно «работают» на формирование данной компетенции. Используя методы экспертной оценки, фокус-группы, мозгового штурма, необходимо точно определить, какие демонстрируемые действия и знания являются показателем сформированности компетенции.

 

Общие принципы выделения результатов обучения

1. Каждая категория (знать, уметь, владеть) должна включать соответствующий глагол и конкретное описание планируемого результата.Например: Уметь использовать основные методы психологической защиты. Противопоставлять их оказываемому внешнему воздействию.

Категория знать: Показатели усвоения знаний содержат описание действий, отражающих работу с информацией, выполнение различных мыслительных операций: воспроизведение, понимание, анализ, сравнение, оценку и др. При формулировке данных показателей можно воспользоваться таксономией Б. Блума. (см. Приложение № 5). Глаголы-опоры, представленные в таблице, помогают правильно описать результаты обучения.

Категория уметь: Показатели для проверки освоения умений содержат требования к выполнению отдельных действий и/или операций. Для формулировки показателей можно использовать глаголы рассчитать, построить, показать, решить, подготовить, выбрать и т.п.

Категория владеть: Наименования данных результатов обучения включают характеристику навыков, приобретенных в процессе решения профессиональных задач.

2. Формулировка результатов обучения должна четко соотноситься с уровнями освоения компетенции и с основными этапами процесса усвоения знаний.

3. Следует избегать сложных предложений, использования неясных и неопределенных терминов: быть знакомыми, проинформированными, быть в курсе и др. Недопустимо также дублировать общее определение описываемой компетенции.

4. Результаты обучения должны быть видимыми и измеримыми. Обобщенное, нечеткое описание категории может в дальнейшем вызвать затруднения в ее оценке, и, напротив, излишне детализированная формулировка потребует проведения дополнительных процедур измерения степени сформированности данного результата обучения.

5. Прописывая результат обучения необходимо помнить о реальности его достижения в рамках изучаемых программ, учитывать количество часов, отведенных на конкретные дисциплины.

Следующий этап — выделение критериев оценки результатов обучения (дескрипторов). Особое внимание необходимо обратить на корректность описания дескрипторов. Важно, чтобы формулировки однозначно трактовали границы критериев и поясняли, каким образом можно достигнуть более высокой степени сформированности определенного результата обучения.

Технология дифференциации требований и создания формулировок дескрипторов может выглядеть следующим образом:

1. Для каждого результата обучения необходимо выделить 5 критериев, соответствующих степени сформированности данной категории.

2. Эталонный (планируемый) параметр будет соответствовать критерию 5 по шкале оценки (точность, правильность, соответствие).

3. Критерии 1-4 — показатели степени отклонения от эталона. Так, критерий 1 обозначает, что соответствующий результат обучения не достигнут (неспособен, не знает и т.д.). Критерий 3 описывает минимальный приемлемый уровень сформированности результата, т. е. эталонный параметр проявляется частично (допускает ошибки и т.д.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: