Функциональные единицы взаимодействия.




Лекция 5

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

План

1. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

2. Типы взаимодействия

3. Функциональные единицы взаимодействия.

4. Теории межличностного взаимодействия

5. Различные формы взаимодействия людей

6. Взаимодействие в группе

7. Психологические аспекты формирования организационного взимодействия

 

1. Интеракция (взаимодействие) — лишь один из аспектов об­щения, традиционно разрабатываемых в социальной психологии. С на­чала 60-х не менее пристальное внимание уделяется и другому аспек­ту — так называемой социальной перцепции, или межличностному вос­приятию. Основные представители этого направления исследований – М. Аргайл, А. Меграбян, Э.Холл, чьи работы, на удивле­ние, почти не представлены в переводе на русский язык. Впрочем, оте­чественному читателю их открытия известны по пересказам — прежде всего в книге А.А.Бодалева «Восприятие и понимание человека челове­ком», а также во множестве популярных книг, посвященных проблемам возникновения взаимной симпатии и привязанности, толкования не­вербальных компонентов коммуникации и т.п. А собственно коммуни­кация, т.е. обмен информацией (как речевой, так и внеречевой, невербальной), составляет предмет еще одного направления исследований общения.

 

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий харак­теристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомнен­но связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными. Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое коммуникацию в узком смысле слова, другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие «общение» употребляется то в узком, то в широком смысле слова. Если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично пустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно представляет как другая — по сравнению с коммуникативной — сторона общения. Какая «другая» — на этот вопрос еще надо ответить.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

На вопрос о том, какая же «дру­гая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», мож­но теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяю­щих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от комму­никации, но исключает и отождествление их: коммуникация органи­зуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и са­мими действиями.

Психологическое содержание процесса обмена действиями включа­ет в себя три момента: а) учет планов, «созревших в голове другого», и сопоставление их с собственными планами; б) анализ «вкладов» каждого участника взаимодействия; в) осмысление меры включенно­сти во взаимодействие каждого из партнеров. Но прежде чем характе­ризовать каждый из обозначенных психологических процессов, необ­ходимо как-то описать структуру взаимодействия.

В истории социальной психологии существовало несколько попы­ток дать такое описание. Так, например, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологии, и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Зада­ча всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов моти­вации действий во взаимодействии.

Примером того, как реализовалась эта идея, может служить тео­рия Т. Парсонса, в которой была предпринята попытка наметить об­щий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, состоящие из единичных действий. Единичное дей­ствие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии склады­ваются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолиро­ванно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов ко­торой выступают: а) деятель; б) «другой» (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимо­действие); г) ценности (которые принимает каждый участник); д) си­туация (в которой совершается действие). Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребно­стей). В отношении «другого» деятель развивает систему ориентации и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций «другого». Может быть выделено пять пар таких ориентации, которые дают классификацию возможных видов взаимодействий. Предполагается, что при помощи этих пяти пар можно описать все виды человеческой деятельности.

Эта попытка оказалась неудачной: схема действия, раскрывающая его «анатомию», была настолько абстрактной, что никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий не имела. Несос­тоятельной она оказалась и для экспериментальной практики: на основе этой теоретической схемы было проведено одно-единственное иссле­дование самим создателем концепции. Методологически некорректным здесь явился сам принцип — выделение некоторых абстрактных элементов структуры индивидуального действия. При таком подходе вообще не­возможно схватить содержательную сторону действий, ибо она задается социальной деятельностью в целом. Поэтому логичнее начинать с ха­рактеристики социальной деятельности, а от нее идти к структуре от­дельных индивидуальных действий, т.е. в прямо противоположном на­правлении. Направление же, предложенное Парсонсом, неизбежно приводит к утрате социального контекста, поскольку в нем все богатство социальной деятельности (иными словами, всей совокуп­ности общественных отношений) выводится из психологии индивида. Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчле­няется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она мо­жет быть представлена как последовательное осуществление: а) про­странственного контакта, б) психического контакта, в) социального контакта (здесь это — совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяет­ся как «систематическое, постоянное осуществление действий, име­ющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партне­ра...»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий). Хотя все сказанное отно­сится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаи­модействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступе­ней, предшествующих взаимодействию, не является слишком стро­гим: пространственный и психический контакты в этой схеме.выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодей­ствия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация со­вестной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой. Довольно близкой к описанной схеме яв­ляется схема, предложенная в отечественной социальной психологии В. Н. Панферовым.

Типы взаимодействия

Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия -построение классификаций различных его видов. Интуитивно ясно, что практически люди вступают в беско­нечное количество различных видов взаимодействия. Для эксперимен­тальных исследований крайне важно как минимум обозначить неко­торые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространен­ным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида: кооперация и конку­ренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоци­ации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются та­кие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вто­рую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатываю­щие» совместную деятельность, представляющие собой определенно­го рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает коор­динацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирова­ние, суммирование этих сил). Атрибутами кооперации являются такие процессы, как взаимопомощь участников, их взаимовлияние, их вклю­ченность во взаимодействие. Кооперация — необходимый элемент со­вместной деятельности, порожденный ее особой природой. А. Н. Леон­тьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологи­ческом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не со­впадают.

Каким же образом соединяется непосредственный результат дея­тельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности? Средством такого соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы преж­де всего в кооперации. Важным показателем «тесноты» кооперативно­го взаимодействия является включенность в него всех участников про­цесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации чаще всего имеют дело с анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.

Что касается другого типа взаимодействий — конкуренции, то здесь на обыденном уровне чаще всего предлагаются негативные характеристики этого процесса (включающие в себя даже отождествление его с враждой), что и было отмечено в приведенном определении. Однако более внимательный анализ конкуренции позволяет наделить его и позитивными чертами. В ряде исследований вводится поня­тие продуктивная конкуренция, характеризуемая как гуманная, честная, справедливая, созидательная, в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В этом случае во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь подлинную состязательность. Различают несколько степеней продуктивной конкуренции, раз­личающихся мерой такого ее качества, как «мягкость/жесткость»: а) со­ревнование, когда партнер не несет угрозы и проигравший не гибнет (например, в спорте проигравший не выбывает, а просто занимает более низкое место в рейтинге); б) соперничество, когда только побе­дитель оказывается безусловно выигравшим, другой партнер оказы­вается в абсолютном проигрыше (например, ситуация шахматного чемпионата мира), что означает нарушение партнерства, возникно­вение элементов конфликта; в) конфронтация, когда со стороны од­ного участника взаимодействия возникает намерение нанести друго­му ущерб, т.е. соперники превращаются во врагов. Границы между этими степенями, конечно, условны, но важно, что последняя сте­пень непосредственно может перерасти в конфликт.

Конфликт иногда рассматривается как особая форма (или вид) взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенден­ций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. Специ­фика социально-психологического угла зрения на конфликт заключа­ется в одновременном анализе двух составляющих: конфликтной си­туации и ее представленности в сознании участников. Это дало основания для обсуждения важнейшей общетеоретической проблемы конфлик­та — понимания его природы как психологического феномена. В са­мом деле: есть ли конфликт лишь форма психологического антагонизма (т.е. представленности противоречия в сознании) или это обязательно наличие конфликтных действий. Подробное описание различных конфликтов в их сложности и многообразии по­зволяет сделать вывод о том, что оба названных компонента есть обя­зательные признаки конфликта.

Задачи его изучения могут быть успешно решены лишь при нали­чии адекватной понятийной схемы исследования конфликта. Она фик­сирует как минимум четыре основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликтов. Хотя структура конфликта описывается по-разному раз­ными авторами, основные ее элементы практически принимаются всеми. Это — конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конф­ликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа кон­фликта. Обыденное представление о том, что всякий конфликт обяза­тельно имеет негативное значение, опровергнуто рядом специальных исследований. Так, в работах М. Дойча, одного из наиболее видных теоретиков конфликта, называются две разновидности конфликтов: деструктивные и продуктивные.

Определение деструктивного конфликта в большей степени со­впадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Дест­руктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и по­рождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а имен­но расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга, остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая чер­та — «эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, включение ложного восприятия все большего числа как черт и ка­честв оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост преду­бежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта особенно сложно.

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда стол­кновение касается не несовместимости личностей, а порождено раз­личием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию всесторон­него понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищаю­щего другую точку зрения — она воспринимается как более «легитим­ная». Сам факт допущения другой аргументации, признания ее закон­ности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта, обозначает возникновение эле­ментов дружественной атмосферы и тем самым открывает возможно­сти его регулирования и разрешения.

Конструктивные функции конфликта проявляются в следую­щем: во-первых, он выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция); во-вторых, обнаруживает возникшее противоречие (познавательная функция); в-третьих, призван разрешить противоречие (инстру­ментальная функция); в-четвертых, имеет объективные последст­вия, связанные с изменением обстоятельств (перестроечная функ­ция). Конечно, для одного и того же участника взаимодействия один и тот же конфликт может иметь положительные и отрица­тельные последствия. Одни и те же конфликты могут быть конст­руктивными в одном отношении и деструктивными в другом.

Деструктивные функции конфликта очевидны. Во-первых, в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологиче­ский дискомфорт, напряжение, подавленность или чрезмерное возбуждение. Во-вторых, нарушается система взаимосвязей. В-третьих, понижается эффективность совместной деятельности. В связи с этим почти все люди относятся к конфликтам негативно и стремятся их избежать, хотя можно отметить существование субъектов, имеющих серьезные психологические проблемы, кото­рые, не всегда осознавая, сами инициируют возникновение кон­фликтных ситуаций.

Существует несколько типологий конфликтных ситуаций. Кри­териями типологизации служат функции, субъекты взаимодейст­вия, типы поведения участников и др. С точки зрения субъектов взаимодействия, выделяют конфликты межличностные, межгруп­повые и внутри личностные. Межличностные конфликты пред­ставляют собой столкновения взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в дан­ной ситуации, либо противодействуют или мешают друг другу. Такой конфликт сопровождается острыми эмоциональными переживаниями участников взаимодействия. Следует заметить, что эмоциональные переживания субъектов выступают важным усло­вием конфликта. Именно они обостряют противоречия и прово­цируют экстремальные поступки. Спокойное, толерантное отно­шение субъектов к конфликтной ситуации и ее причинам опреде­ляет наиболее благоприятные возможности перехода от стратегии соперничества к стратегии компромисса и, возможно, даже со­трудничества. Межгрупповые конфликты возникают из-за проти­воборства групп в коллективе или социуме (их особенности рас­смотрены в главе «Межгрупповые отношения»).

Внутриличностные конфликты определяются интериоризацией личностью разнонаправленных ценностных ориентации в процес­се воспитания и социализации. Такой конфликт - столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у од­ного человека. Внутриличностные конфликты изучаются обычно в рамках психологии личности как особого направления психоло­гии, имеющего собственный предмет исследования. Однако в соци­альной психологии внутриличностные конфликты рассматривают­ся в связи с социальными особенностями их формирования при на­рушении отношений с близкими людьми в детстве и в связи с про­тиворечивыми отношениями такой личности с социальной средой во взрослом возрасте. Нет сомнений в том, что внутриличностный конфликт несет в себе проблемы социальной адаптации человека, блокирует принятие решений, заставляет индивида прибегать к наиболее неэффективным стратегиям взаимодействия.

В конфликтной ситуации очень важным является то, как субъ­екты взаимодействия ее себе представляют. Могут быть конфлик­ты, которые не имеют существенного основания, т.е. реальных противоречий между субъектами нет, но сами субъекты полагают, что они есть. Такой конфликт рассматривается как ложный, в от­личие от подлинного, при котором реальные противоречия суще­ствуют и осознаются обеими сторонами. Кроме того, конфликт может быть смещенным или двойным, когда реальные, наиболее значительные противоречия между субъектами скрываются за внешними, незначительными противоречиями. Иными словами, смещенный конфликт - это явный конфликт, за которым можно обнаружить скрытый, лежащий в основе явного. Это происходит, когда по каким-то причинам (чаще всего из-за социального кон­троля) индивиды не могут даже себе признаться л причинах и ис­точниках подлинного противоречия.

Среди различных типов конфликтов наиболее сложным можно считать так называемый латентный, т.е. скрытый конфликт. Данный конфликт должен был бы произойти, но не происходит так как по тем или иным причинам он либо не осознается субъек­тами взаимодействия, либо скрывается ими за социально прием­лемыми формами поведения. Специфика такого типа конфликта заключается в том, что он практически не имеет конструктивных функций и способствует развитию цинизма и лицемерия у его уча­стников. Особенно опасным такой конфликт может быть для де­тей, которые наблюдают подобные отношения своих родителей и с детства привыкают к так называемому двойному нравственному стандарту.

Конфликты с близкими людьми переживаются наиболее тяже­ло. Поэтому самыми сложными конфликтами являются личные и производственные. Семья и работа, личная жизнь и профессио­нальная деятельность - основные сферы жизнедеятельности чело­века, которые связаны с самоутверждением личности и тем самым определяют ее особую уязвимость. Именно в этих сферах он взаи­модействует с окружающими максимальное количество времени. Достаточно заметить, что, например, среди причин суицидов на одном из первых мест стоят семейные конфликты. Что касается производственных противоречий, то они могут быть обусловлены не только индивидуальными особенностями субъектов взаимо­действия, но также и спецификой профессионального труда.

Большое количество конфликтов наблюдается в сфере профес­сиональной деятельности «человек - человек». Среди них одной из наиболее конфликтных является педагогическая деятельность. Проблема педагогического конфликта относится к категории так называемых универсальных психологических проблем. Практиче­ски все конфликты, так или иначе связанные с процессами обуче­ния и воспитания, попадают в разряд педагогических. В педаго­гической среде принято весьма негативно относиться к конфлик­там, в то время как некоторые ученики склонны видеть в кон­фликте источник интереса и новых ощущений. Ученики иногда могут даже специально провоцировать возникновение конфликт­ной ситуации, особенно в тех случаях, когда отношения на уровне «учитель - ученик» являются неинтересными, однообразными, лишенными динамики.

Функциональные единицы взаимодействия.

Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия - актов, или действий. Акт как единицу поведения человека впервые изучил Д.Мид. Впоследствии пред­ложенная им структура акта была использована в многочислен­ных психологических исследованиях при изучении фаз контакта (А.Б.Добрович), анализе организации сознательного поведения индивида в группе (Т.Шибутани) и др. Каждое действие можно рассматривать как единицу общения (взаимодействия). Действие состоит из четырех фаз: фаза побуждения, фаза уточнения ситуа ции, фаза непосредственного действия и фаза завершения. Фаза по­буждения или импульс включает в себя первые стимулы к обще­нию. Это может быть приближение знакомого человека, звонок по телефону и т.д. На этой фазе происходит переключение чело­века от одного действия к другому. Вторая фаза связана с воспри­ятием другого человека, ситуации и информации. На этой фазе осуществляется перцептивный отбор значим остей. Поскольку восприятие всегда избирательно, уточнение ситуации происходит в зависимости от личностных смыслов воспринимающего. Уточ­нив ситуацию и оценив ее, индивид совершает необходимое дей­ствие. На последней стадии происходит сворачивание действия и восстановление равновесия индивида с окружающей средой. Осо­бое внимание следует обратить на вторую фазу акта, поскольку именно она определяет основной смысл действия через субъек­тивную установку индивида.

Э.Берн для обозначения функциональной единицы общения ввел понятие трансакции. Трансакция представляет собой взаи­модействие двух эго-состояний индивидов, где под эго-состояние.» понимается актуальный способ существования.Я-субъекта. Выде­лено три основных эго-состояния, в которых может находиться человек. Эго-состояние «родитель» проявляется в стремлении че­ловека соответствовать нормам социального контроля, реализовывать идеальные требования, запреты, догмы и т.д. Основная тенденция поведения человека в данном состоянии — долженство­вание. Эго-состояние «взрослый» обнаруживает себя в стремлении человека реально оценить ситуацию, рационально и компетентно решить все вопросы. Эго-состояние «ребенок» связано с эмоцио­нальными переживаниями индивида.

Еще задолго до появления теории Э. Берна отечественный пси­холог А.Ф.Лазурский, разрабатывая в начале века проблемы ха­рактерологического анализа социальных проявлений личности, выделил три основные психические функции - интеллект, волю и чувство. Он отмечал, что «...индивидуальные различия в реакции индивидуума на окружающую среду лежат в основе того, что мы называем делением личностей по их психическому содержанию. В сущности, выделение трех базовых психических функций имеет давнюю традицию, вплоть до теорий эзотерического порядка. С появлением психологии как науки данная традиция была под­держана французскими психологами и, прежде всего, Т.Рибо. Э.Берн исследовал особый аспект данной проблемы. Нет сомнения в том, что эго-состояние «взрослый» определяется интеллектуальной деятельностью; эго-состояние «родитель» - волевой деятельно­стью; эго-состояние «ребенок» - эмоциональной деятельностью.

Э.Берн заметил, что при взаимодействии эго-состояния субъ­ектов общения могут совпадать или не совпадать. Он исследовал ключевые проблемы, связанные с этим явлением, и разработал уникальную теорию (можно сказать, целое направление в психо­логии) - трансактный анализ. Опираясь на положения данной тео­рии, можно изучать некоторые закономерности общения людей, тем более, что, несмотря на динамику эго-состояний, присутствую­щую в поведении каждого человека, большинство людей имеют доминирующее (или ведущее) эго-состояние, определяющее осо­бенности их взаимодействия в большинстве жизненных ситуаций.

Основные действия человека направлены на то, чтобы приспо­собиться к внешним условиям. Однако не всегда такое приспо­собление является достаточно успешным. Человек может обла­дать негативными социальными привычками (например, чрез­мерная фамильярность в общении) или неверно оценить ситуа­цию. Вследствие этого взаимодействие может быть малоэффек­тивным. Далеко не все люди склонны делать выводы из своих со­циальных ошибок. Скорее наоборот. Человек повторяет свои ошибки вновь и вновь. Изменить негативные модели взаимодей­ствия крайне трудно, поскольку они осуществляются на уровне привычки, которая входит в социальный контроль и регулирует поведение индивида.

Любое взаимодействие включает в себя большое количество действий как функциональных единиц. При всем разнообразии они складываются в систему поведения, наиболее характерную для данного субъекта. Для описания типов поведения была пред­принята попытка определить основные показатели его специфики с учетом характера взаимодействия в процессе общения субъек­тов. Было выделено два таких показателя: внимание человека к ин­тересам других людей; внимание к своим собственным интересам. Для любого индивида характерно стремление защитить свои ин­тересы. Однако, существуя среди других, человек обязан учиты­вать, в той или иной степени, интересы окружающих. По соотно­шению направленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека. Под стратегией взаимодействия мы будем понимать совокупность до­минирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной си­туации. Выделяют пять основных стратегий взаимодействия: со­перничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и из­бегание (Р.Блейк, Д.Моутон, К.Томас). В современной социаль­ной психологии и психодиагностике данные стратегии связывают обычно с поведением человека в конфликтной ситуации. Однако они могут быть рассмотрены и применительно к обычным соци­альным ситуациям в связи с особенностью критериев, положен­ных в основу их определения.

Соперничество заключается в стремлении человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Конкуренция и соревнование представляют собой виды соперничества. При та­кой стратегии взаимодействия в выигрыше остается только одна из сторон. Данная стратегия часто ведет к конфликту, поскольку соперничающие субъекты стремятся добиться своего любой це­ной, настойчиво защищая свою точку зрения. Они не думают об интересах других и испытывают трудности в вопросах, которые касаются соглашения. Для того чтобы прийти к согласию, необ­ходимо встать на позицию другого. Соперничающие субъекты заинтересованы в том, чтобы именно интересы их конкурентов не были удовлетворены. В такой ситуации возникает замкнутый круг. С одной стороны, невозможно решить проблему, не взаимо­действуя с партнером. С другой - именно проигрыш конкурента является залогом успеха. Таким образом, при данной стратегии выиграть может только наиболее сильный соперник. Другой, со­ответственно, терпит поражение.

В большинстве социальных ситуаций взаимодействия исполь­зуется стратегия компромисса, для которого характерно стремле­ние субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны. Так как субъекты уступают друг другу, они не могут реализовать свои интересы полностью, поэтому компромисс предполагает выделение основных и второстепенных потребно­стей. Основные потребности обязательно реализуются в процессе взаимодействия. Таким образом, проблема решается с учетом ин­тересов обеих сторон, которые жертвуют лишь второстепенными потребностями. Широкая распространенность компромисса обу­словлена спецификой социальных ситуаций, которые редко бы­вают благоприятными для субъектов взаимодействия настолько, чтобы интересы обеих сторон были удовлетворены полностью. Однако иногда такие ситуации все же возникают. В этом случае реализуется стратегия сотрудничества.

Сотрудничество - такая стратегия взаимодействия, которая позволяет партнерам придти к альтернативе, полностью удовле­творяющей интересы обеих сторон. Эта стратегия - довольно редкая, ибо необходимо много условий для ее реализации: во-первых, относительно благоприятная социальная ситуация: во-вторых, психологическая совместимость участников взаимодей­ствия; в-третьих, их желание идти навстречу друг другу и т.д. По своей психологической сущности сотрудничество и компромисс похожи, поскольку обе стратегии связаны с соглашением, к кото­рому приходят обе стороны.

Стратегии соперничества, компромисса и сотрудничества отно­сятся к активным стратегиям, свойственным инициативным и пред­приимчивым людям, уверенным в своих силах. Индивиды с менее активной социальной позицией и сниженной самооценкой скорее всего выбирают стратегии приспособления и избегания. Приспособ­ление означает жертвование собственными интересами ради инте­ресов другого человека. Для избегания характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

В жизни каждого человека бывают ситуации, когда он вынуж­ден прибегать к тем или иным стратегиям взаимодействия. В од­них условиях наиболее целесообразной является одна стратегия, в других - другая. Однако большинство индивидов имеют домини­рующую стратегию взаимодействия, прибегая к ней наиболее час­то. Нет сомнения в том, что стратегии взаимодействия связаны с „ценностями человека. Системы ценностных ориентации форми­руются на личностном уровне. Центральным мотивом их высту­пают либо интересы социальной общности, идеи бескорыстия, не предполагающие реального вознаграждения (альтруизм); либо индивидуальные интересы безотносительно к интересам других людей, которые становятся средством достижения своекорыстных целей (эгоизм); либо соблюдается баланс интересов индивидуаль­ных и общественных.

Педагогические конфликты вызваны целым рядом обстоя­тельств. Во-первых, сама деятельность учителя является одной из наиболее стрессогенных. Когда в середине 50-х годов в нашей стране проводились исследования по психологии труда в нацио­нальном масштабе, то работа учителя по своей психофизиологи­ческой напряженности приравнивалась к деятельности летчиков-испытателей и альпинистов. Современные условия не сделали ра­боту учителя менее напряженной.

 

 

4. Теории межличностного взаимодействия

1; ТЕОРИЯ ОБМЕНА (Хоманс, Дойч, Блау, Тиббо)

А) Люди взаимодействуют, обмениваясь друг с другом информацией, какими-то благами. Если человек получает нужные блага от взаимодействия, то контакт продолжается

Б) Человек стремится к «максимуму выигрыша»

В) Закон агрессии — если человек не получает возна­граждения, на которое рассчитывал, то агрессия становится более ценной для него, чем взаимо­действие

Г) «Закон насыщения» — чем чаще человек получал некое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение этой награды

Д) «Принцип наименьшего интереса» — человек, который менее заинтересован в продолжении со­циальной ситуации обмена и общения, обладает большей способностью диктовать свои условия обмена, получает власть

Б) «Принцип монополии» — если человек обладает монопольным правом на некое вознаграждение, которое хотят получить другое, участники обмена, то он навязывает им свою волю — отношения вла­сти

Ж) Люди стремятся к симметричному обмену, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам.

2. ТЕОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА (Мид).

А) Люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга, ставят себя на место другого человека, приспо­сабливают свое поведение к ожиданиям и действиям других людей

Б) Люди реализуют социальные ожи­дания — «инспектации» друг друга, нормы поведения, права и обязан­ности своей социальной роли

В) Люди реализуют социальные роли через «подражание» в детстве, че­рез «исполнение» и «выбор» тех ролей и групп, где человека ценят

3. ТЕОРИЯ АТТРАКЦИИ

А) Люди взаимодействуют друг с другом, если испытывают друг к другу симпатию, расположение, аттракцию

Б) Симпатия возникает, если:

—частота контактов

—физическая привлекатель­ность

—«ровня» по привлекательно­сти и интеллекту, статусу

—сходство интересов, мнений,

—сходство происхождения

—для продолжения отношений важно взаимодополнение

—нам нравятся те, кому мы нравимся

—нравятся те, кто доброжела­тельно внимателен к нам, по­нимает нас

—физическое сексуальное вле­чение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: