Виды экономических кризисов и их особенности




Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Кризисы различаются по своей сути, причинам проявления и последствиям. Классификацию кризисов обычно связывают с выбором средств и способов управления ими (рисунок 2).

Рисунок 2 – Типология кризисов

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.

Первопричиной кризисов является разрыв между производством и потреблением товаров. В рамках натурального хозяйства между производством и потреблением существовала прямая связь, и поэтому не было условий для экономических кризисов. Возможность для их проявления появилась и расширилась по мере развития товарного производства и обращения. После того, как товарное производство стало господствующей формой организации производства, а рынок – стихийным его регулятором, разрыв между производством и потреблением как во времени, так и в пространстве резко усилился. В условиях стихии и анархии производства экономические кризисы стали объективной закономерностью.

Общая тенденция к расширению производства прокладывает себе дорогу через колебания темпов экономического роста, неравномерность функционирования национальных и мирового хозяйств. Начиная с 1825 г., когда разразился первый экономический кризис, все страны рыночной экономики развиваются циклически. В движении общественного производства есть годы, когда рост общего объема производства идет высокими темпами или, напротив, увеличивается медленнее, иногда происходит абсолютное сокращение производства, т.е. экономика периодически переживает периоды подъема и спада. Регулярно повторяющиеся за определенный промежуток времени колебания в движении общественного производства и означают циклический характер его развития. Характерная черта цикличности – это движение не по кругу, а по спирали, поэтому цикличность – форма прогрессивного развития.

Экономический цикл – это повторяющиеся на протяжении ряда лет колебания различных показателей экономической активности: темп роста ВНП, общий объем продаж, общий уровень цен, уровень безработицы, загрузка производственных мощностей, величина инвестиций и др. Основным свидетельством цикличности развития служат колебания темпа роста ВНП. Как правило, экономика проходит последовательно четыре фазы: спад (кризис), депрессию, оживление, подъем.

Классический цикл общественного воспроизводства состоит из четырех фаз. Первая фаза – кризис (спад). Происходит сокращение объема производства и деловой активности, падение цен, затоваривание, растет безработица, резко увеличивается количество банкротств. При этом следует отметить, что существуют различия в степени негативного влияния экономических кризисов на отдельные отрасли. В отраслях, поставляющих предметы повседневного спроса, производство сокращается в сравнительно меньших масштабах. В то же время при неблагоприятной экономической ситуации потребители могут чуть ли не полностью прекратить закупки оборудования или бытовой техники в ожидании лучших времен. Соответственно падение производства в металлургии и тяжелом машиностроении, отраслях, производящих холодильники, автомобили и т.п., бывает, как правило, гораздо большим, чем в легкой и пищевой промышленности. Имеются различия в реакции на кризис монополий немонополизированных секторов экономики. Если в высокомонополизированных отраслях в период кризиса цены почти не снижаются при резком сокращении объемов производства, то в отраслях с низкой концентрацией капитала происходит значительное падение цен при относительно небольшом снижении объемов выпуска продукции. Иначе говоря, монополии, опираясь на свою экономическую власть, с гораздо меньшими издержками могут пережить кризис.

Вторая фаза – депрессия (стагнация). Отличительной особенностью этой фазы (более или менее продолжительной – от полугода до трех лет) является приспособление хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям, обретение нового равновесия. Для нее характерны неуверенность, беспорядочные действия. Доверие предпринимателя к конъюнктуре восстанавливается с трудом, он осматривается, не рискуя вкладывать значительные средства в бизнес, хотя цены и условия хозяйствования стабилизируются. Эта фаза характеризуется во многих случаях падением нормы процента.

Третья – оживление. Это фаза восстановления. Увеличиваются капиталовложения, объемы производства, растут цены, занятость, процентные ставки. Оживление охватывает, прежде всего, отрасли, поставляющие средства производства. Достигнутые успехи стимулируют создание новых предприятий. Иначе говоря, оживление завершается достижением предкризисного уровня по макроэкономическим показателям. Затем начинается новый, более высокий, чем прежде, подъем.

Четвертая фаза – подъем (бум). В эту фазу происходит ускорение экономического развития, которое проявляется в серии нововведений, возникновении массы новых товаров и новых предприятий, в стремительном росте капиталовложений, курсов акций и других ценных бумаг, процентных ставок, цен и заработной платы. И в это же время нарастает напряженность банковских балансов, увеличиваются товарные запасы. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в ее поступательном развитии, подготавливает базу для нового кризиса. Первоначальным «толчком» (причиной) нового кризиса служит сокращение совокупного спроса, что вызывает спад производства, снижение занятости, доходов, сокращение расходов и спроса. Что же касается факторов, вызывающих первоначальное сокращение совокупного спроса, то они могут быть самыми разными: замена изношенного оборудования (уменьшаются прежние закупки сырья, материалов, запчастей), падение спроса на отдельные виды продукции, рост налогов и кредитных процентов, нарушение закона денежного обращения, войны, различные политические события, непредвиденные ситуации и т.д. Все это может сломать сложившееся рыночное равновесие и дать толчок очередному экономическому кризису.

Кризисы бывают регулярные (циклические), или периодические, которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные. Регулярные кризисы перепроизводства дают началу новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса. Они характерны тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные кризисы. Промежуточный кризис не дает начало новому циклу, а прерывает на некоторое время течение фазы подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер.

Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства.

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить самые разнообразные причины. В их числе: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство. Такие кризисы бывают национальными и международными.

Структурный кризис является нарушением закона пропорционального развития общественного производства. Это проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития экономики, – с другой. В 1970-е гг. экономику Запада парализовали энергетический, сырьевой, продовольственный кризисы.

Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже скрывается перепроизводство и увеличение предложения.

В этой связи, естественно, возникают вопросы, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др.

С позиции теории регуляции кризисы можно классифицировать следующим образом:

•кризис как результат «внешнего» шока. В этом смысле под кризисом понимается ситуация, когда продолжение экономического развития той или иной географической общности оказывается заблокированным из-за нехватки ресурсов, связанной с природными или экономическими катастрофами;

•циклические кризисы. Здесь кризис представляет собой фазу устранения напряжений и неравновесий, накопившихся за время подъема в экономических механизмах и социальных процессах;

•структурный (большой) кризис. Любой случай проявления противоречивого характера долгосрочного воспроизводства;

•кризис системы регуляции. Ситуация, когда механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, хотя режим накопления остается вполне жизнеспособным;

•кризис способа производства. Этот кризис характеризуется обострением противоречий, развивающихся в недрах наиболее важных институциональных форм – форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными закономерности, на которых базируется организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса. Это ситуация, когда блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики.

 

Стадии банкротства

 

В условиях жесткой конкуренции банкротство является неизбежным явлением любого современного рынка. Нарушение платежеспособности в современных условиях может быть следствием несоответствия стратегии предприятия изменениям во внешней среде.

Весь процесс превращения нормально функционирующего предприятия в несостоятельного должника можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 3.

Слабый кризис   Сильный кризис 1 этап 2 этап 3 этап   Время  
Кризис реализации стратегии          
Падение результатов деятельности  
Падение финансовой устойчивости  
Кризис ликвидности  
Банкротство  
   

Рисунок 3 – Процесс развития несостоятельности

Первый этап. Начало кризиса предприятия. Характеризуется невыполнением или частичным выполнением текущих задач, развитием конфликта между стратегическими целями и выбранным направлением реализации стратегии. Этот этап наиболее сложно идентифицировать, так как трудно интегрировать количественные показатели, точно определяющие или оценивающие кризис стратегии развития фирмы. Фирма перестает получать экономическую прибыль, несмотря на то, что отчет о прибылях показывает величину нормализованной (желаемой) прибыли. Вовремя выявленный кризис и оперативный ситуационный анализ позволяют перестроить стратегию и поставить новые задачи. Посредством кратковременных воздействий скорректированная стратегия способствует оптимизации потребления факторов производства, снижению издержек и сохранению конкурентоспособности.

Второй этап. Развитие кризиса предприятия. Наблюдается ухудшение большинства показателей финансово-экономической деятельности анализируемого предприятия. Окончание первого и начало второго этапов можно легко определить по резкому колебанию показателей рентабельности и деловой активности предприятия, его положению на рынке ценных бумаг.

Фирма перестает получать нормализованную величину прибыли, но это пока не приводит к исчезновению бухгалтерской прибыли вообще. Это обстоятельство сигнализирует о нарастании процесса несостоятельности.

Привлечение кредитных ресурсов становится затруднительным, так как уровень доходности инвестиций на этом этапе ниже доходности альтернативных вариантов использования средств. Заимствования происходят в меньшем объеме и по более высокой цене.

Накопленная сумма амортизационных отчислений оказывается вовлеченной в финансирование оборотного капитала.

Окончание второго этапа и начало третьего характеризуется ухудшением показателей ликвидности и финансовой устойчивости (проявляется кризис ликвидности).

Для снижения риска банкротства требуется проведение оперативного реструктурирования предприятия в целях обеспечения его выживания на короткий срок. Оперативное реструктурирование должно включать, по меньшей мере, два направления: повышение эффективности результатов деятельности (увеличение оборота, снижение материальных затрат, и особенно постоянных издержек) и обеспечение ликвидности активов (уменьшение дебиторской задолженности, производственно-технических запасов и готовой продукции, продажа излишнего имущества или сдача в аренду). Параллельно разрабатывается бизнес-план развития предприятия на перспективу.

Третий этап. Кризис предприятия. Характеризуется неспособностью предприятия отвечать по своим обязательствам по мере их наступления. После тщательного и комплексного анализа деятельности предприятия выбираются реорганизационные или ликвидационные процедуры.

Очень важно своевременно вскрыть симптомы кризисного развития, чтобы иметь возможность «по горячим следам» запустить в действие программы антикризисного управления.

Остроту кризиса можно снизить, если учесть его особенности, вовремя распознать и увидеть его наступление. Отечественными учеными В. Г. Артеменко и M. B. Беллендиром систематизированы и приведены характеристики, типичные для состояния предприятий, которым угрожает банкротство (таблица 1).

 

Таблица 1 – Данные о банкротстве предприятия

Тип предприятия Типичные характеристики
Рентабель-ность Собственные средства Заемные средства Темпы роста оборотов Непосредственные причины банкротства
           
«Уязвимое предприятие» Слабая Недостаточные Значительные Малейший повод (банкротство клиента, потери на конкретной сделке или на одном рынке сбыта)
«Излишне амбициозное предприятие» Недоста-точная Достаточные Неуклонное повышение Слишком рискованные мероприятия (сверхкрупные инвестиции или сделки, приобретение убыточных производств и т. д.)

 

Окончание таблицы 1

           
«Солидное предприятие» Достаточная Значи-тельные Недоста-точные Неуклонное увеличение Серьезная неудача (банкротство одного из наиболее крупных клиентов, провал попытки диверсификации производства или деятельности)
«Предприятие на подъеме» Слабая Основных средств недостаточно Бурный рост Общеэкономическая депрессия, неблагоприятная рыночная конъюнктура
«Предприятие с хроническим недостатком ликвидных средств» Удовле-твори- тельная Недостаточные Значительные (краткосрочные кредиты) Ужесточение целевого банковского кредитования, особенно на фоне растянутых сроков клиентских платежей
«Предприятие с жесткой структурой» Удовлетворительная Достаточные Быстрые, впоследствии замедленные   Период минимальной активности (невозможность сокращения штатов, снижения затрат на управление, реорганизации)
Нерентабельные предприятия Низкая норма прибыли Постоянный дефицит ликвидных средств Основных средств недостаточно Неритмичные Малейшая заминка в поступлениях

 

Предприятия, организации, физические лица вступают в многочисленные взаимоотношения друг с другом, банками, различными финансовыми институтами, правительством, в том числе в лице налоговых органов, и другими организациями. Чаще всего эти отношения носят денежный характер, который определяется законом или договором. В тех случаях, когда денежный размер обязательства превышает определенный предел и очевидна невозможность их погашения из стоимости имущества, юридические и физические лица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами). Тогда их коммерческая деятельность прекращается, имущество реализуется для удовлетворения требований кредиторов. Поэтому банкротство является той гранью, за которой предполагается прекращение конкретной коммерческой или иной деятельности должника.

Несостоятельность хозяйствующих субъектов – явление распространенное и типичное для стран с рыночной экономикой. Поэтому в относительно стабильных экономических условиях несостоятельность предприятий носит локальный характер. Согласно общепринятым представлениям, несостоятельность рассматривается как определенное негативное положение субъекта в системе экономических связей, которое характеризуется уровнем неплатежеспособности субъекта по своим обязательствам.

По своей сути такое понятие является внешним признаком оценки неэффективности деятельности предприятия, которая сводится к определению его финансового состояния, отражающего способность устойчиво выполнять принятые на себя финансовые обязательства. Так, по крайней мере, трактуется несостоятельность в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ и других нормативных актах, новом Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. Это свидетельствует о том, что в действующем законодательстве термины «несостоятельность» и «банкротство» признаются равнозначными. Однако следует согласиться с тем, что «вопрос о целесообразности такого терминологического единства весьма спорен»[1].

Ввиду того, что несостоятельность рассматривается как финансовое состояние предприятия, при котором оно неспособно в течение нормативно установленного срока выполнить долговые обязательства и самостоятельно восстановить свою платежеспособность, то имеет место необратимая неплатежеспособность. Банкротство же рассматривается как результат юридической квалификации акта несостоятельности, осуществляемого в законодательно установленном порядке. В этом случае система экономических связей, в рамках которой рассматривается положение несостоятельного субъекта, ограничивается его взаимодействием с контрагентами по бизнесу, выступающими в качестве кредиторов.

Подобное восприятие имеет ряд недостатков. Оно превращает несостоятельность в характеристику, принадлежащую только к рыночным структурам, что затрудняет анализ этого процесса в нерыночных секторах экономики. Содержание несостоятельности соотносится с внешней ее формой (банкротством).

Термин «банкрот» (итал. banco – скамья, банк и rotto – сломанный) дословно означает сломать скамью, на которой сидел коммерсант, ведущий торговую или финансовую деятельность. Отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что его скамью ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением остальных.

Банкротство – сложный процесс, включающий:

1) рассмотрение ситуации, в которой некоторое физическое лицо или предприятие объявляется несостоятельным;

2) юридические процедуры, с помощью которых можно временно приостановить деятельность физического лица или предприятия в случае банкротства, используя законодательные или практические шаги;

3) определение ответственности для осуществления (или неосуществления) необходимых шагов в экономическом, финансовом, юридическом, социальном и политическом планах.

Отечественные аналитики, исследуя причины, условно делят банкротство на три вида:

- первый вид – банкротство бизнеса, связанное с неэффективным управлением предприятием, неумелой маркетинговой стратегией, нерациональным расходованием ресурсов и т.д.;

- второй вид – банкротство собственника, вызванное отсутствием инвестиций в оборотный капитал для осуществления простого воспроизводства (даже при наличии спроса на продукцию на рынке) и в развитие производства для поддержания рыночной стоимости предприятия;

- третий вид – банкротство производства, когда под влиянием первых двух факторов выпускается неконкурентоспособная продукция и требуется диверсификация этого производства.

Очевидно, что на практике все три вида сочетаются в разных пропорциях. Разделить их можно только по преиму­щественному фактору, определяющему его природу.

Таким образом, за одним и тем же внешним финансовым про­явлением стоят сложные различные внутренние процессы.

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Как проявляются кризисы в социально-экономическом развитии и какова их типология?

2. В чем сущность, закономерность и причины возникновения экономических кризисов?

3. Как возникают кризисы и какова тенденция циклического развития организации?

4. Что означает понятие «кризис»?

5. Что представляет собой антикризисное развитие?

6. Каковы основные черты антикризисного управления?

 


[1] Козлова Е.С. Стать банкротом просто…или невозможно // Бизнес-адвокат. – 1999. – №19.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: