КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
По дисциплине «Иностранный язык»
Для студентов 1 курса
для специальностей
080109 «Экономика и управление на предприятии» 080105 «Финансы и кредит», 080401 «Товароведение и экспертиза товаров», 100101 «Сервис», 260501 «Технология продуктов общественного питания», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Казань
Букина Т.В., Малахова Л.А., Санникова Г.Х. Иностранный язык: Методические рекомендации и задания для самостоятельной работы студентов - Казань: Казанский кооперативный институт, 2010.-17 с.
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для всех специальностей.
Рецензент: к.п.н., доцент Бахтеева С.С.
Одобрена и рекомендована к изданию решением кафедры гуманитаоных дисциплин от 1 сентября 2010; протокол №1
Утверждено решением методического совета: Казанского кооперативного института
от «___»_____2010, протокол № ____
© Казанский кооперативный
институт (филиал)
АНО ВПО ЦС РФ
«Российский университет
кооперации», 2010
© Букина Т.В., Малахова Л.А., Санникова Г.Х. 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………… ……………4
Раздел 1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в ходе изучения дисциплине «Иностранный язык» ………… ……6
1.1. Методика самостоятельной работы студента над текстом …………… …………..6
Раздел 2. Методика самостоятельной работы студентов с учебной литературой по дисциплине «Иностранный язык»…………………………………… ………..7
2.1. Выбор необходимой литературы…………………………………………….7
2.2. Чтение изучаемой литературы……………………………………………….8
2.3. Запись изучаемого материала ………………………………………………8
Раздел 3. Методика самостоятельной работы студентов в процессе подготовки к основным видам учебных занятий по дисциплине «Иностранный язык» ……9
3.1. Подготовка к практическим занятиям…………………………………………......9
3.2. Подготовка реферата и доклада …………………………………………………...10
3.3. Особенности самостоятельной работы студентов при подготовке к зачету и экзамену 12
Заключение…………………………………………………………………………….....12 Заданиядля самостоятельной работы студентов ……………………………...13
Рекомендуемая литература……………………………………………………… ……16
ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельная работа - сложный многогранный индивидуальный творческий процесс поиска и приобретения знаний. Эта работа имеет различные аспекты— мировоззренческий, методологический и методический.
В мировоззренческом плане осмысливается роль этого вида познавательной деятельности в современном образовании и профессиональной деятельности, в методологическом - обосновываются принципы (основы), на которые должна опираться самостоятельная работа. Методика - её конкретные формы и способы реализации, а методические рекомендации - это практические советы по использованию методов самостоятельной работы в той или иной педагогической ситуации. Как правило, методику и методические рекомендации рассматривают вместе, поскольку речь идет об одном и том же процессе - практических способах достижения результата.
Для всестороннего понимания сущности, содержания и функций самостоятельной работы, а главное - её эффективного использования в процессе обучения, необходимо рассмотреть все аспекты этой прогрессирующей в современном мире формы получения знаний. Это одна из важных проблем высшей школы, где развитие личной одаренности и качественных особенностей студентов имеет существенное значение для их будущей профессиональной и научной деятельности. Вместе с тем, следует иметь в виду, что характер и качество самостоятельной работы студента, сами мировоззренческие, методологические и методические подходы к её пониманию студентами в определяющей степени зависят от каждого преподавателя и кафедры в целом. Поэтому рассмотрение самостоятельной работы студентов должно осуществляется в контексте с выяснением роли преподавателя и кафедры в её организации и осуществлении. Студент также, как и преподаватель, должен иметь ясное представление о том, какую помощь в самостоятельной работе может оказать кафедра (преподаватель) обучаемому, каким образом осуществляются контроль над этой работой и отчет по ней.
Основное внимание в данном методическом издании уделяется практической стороне организации и осуществления самостоятельной работы. Это вытекает из характера рассматриваемого предмета: студент должен ясно понимать, что ему нужно делать и как это делать в систематическом, практически ежедневном, самостоятельном поиске знаний. Поэтому центральное место в предлагаемом учебном материале составляют методические рекомендации по самостоятельной работе студентов в традиционных видах учебных занятий. В то же время, учитывая перспективы развития современной школы, рассматриваются и отдельные проблемы самостоятельной работы обучаемых при использовании новейших педагогических и информационных технологий, в частности метода педагогического сотрудничества и компьютерного обучения. Однако, в этой области еще не накоплено достаточных дидактических знаний и существуют большие перспективы её исследования и практического освоения.
Самостоятельная работа имеет непосредственное отношение и к гуманитаризации образования - важнейшему направлению развития современной высшей школы. Самостоятельность повышает роль личности студента, его ответственности в учебном процессе, раскрывает его индивидуальные способности, формирует у него определенные духовные качества. Поэтому при освещении темы специально рассматривается нравственно-воспитательная функция самостоятельной работы, её влияние на процесс самовоспитания и социализации личности.
РАЗДЕЛ 1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в ходе изучения дисциплины
«Иностранный язык»
Самостоятельная работа студентов осуществляется во всех видах учебно-воспитательного процесса: в ходе усвоения ими лексического, грамматического материала, при изучении учебной и научной литературы, подготовке к практическим занятиям, теоретической конференции, экзаменам и зачетам.
1.1. Методика самостоятельной работы студентов над усвоением лексического и грамматического материала
Работа над усвоением лексического материала включает:
* усвоение фонетической и орфографической стороны слова, его структуры и
его грамматической формы;
* Усвоение содержания слова, т.е. взаимосвязь таких его компонентов, как
«понятие», «значение», «смысл». Понятие – это оформление в мысли обобщенного класса объектов (предметов или явлений окружающей нас действительности) по совокупности их специфических признаков. Значение – социально обусловленная способность языкового знака выделять предмет, явление, признак из окружающего объективного или субъективного мира. Смысл – реализация одного из значений слова в данной конкретной ситуации.
Работа над усвоением грамматического материала включает:
* Усвоение грамматического набора явлений (грамматические слова, формы,
структуры, правила изменения слов и их соединения в предложения), предназначенных для
правильного оформления речи, как с точки зрения морфологии, так и с точки зрения синтаксиса.
* Овладение пассивным грамматическим минимумом, т.е. те явления, которые студенты могут узнавать и понимать в тексте.
* Овладение активным грамматическим минимумом, т.е. отбор на основе следующих принципов: 1) принцип распространенности в устной речи; 2) принцип образности; 3) принцип исключения синонимических грамматических явлений.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на способ изложения преподавателем материала. Он может быть повествовательно-описательным, дедуктивным и индуктивным. Повествовательно-описательный способ используется при передаче информации о событиях, описании явлений, характеристике научной концепции и т.д. Дедуктивный и индуктивный методы включаются преподавателями для доказательства наиболее важных положений лекции.
Дедуктивное построение мысли легко отличить по следующему признаку: вначале формулируется основная идея (положение, закон, правило, понятие и т.п.), приводятся её доказательства, а затем делаются выводы. Приведем пример: исходное положение - мысль Аристотеля о том, что человек -существо общественное. Доказательства - общественный характер труда, которым занят человек, социальный характер его духовных ценностей и т.д. Вывод - процесс социализации и воспитания личности, прежде всего, зависит от уровня материального, социального и духовного развития общества.
При индуктивном способе подаче материала ход рассуждений преподавателя противоположный: сначала характеризуются отдельные факты, события, признаки предмета, затем следует обобщающий вывод в форме закона, правила, закономерности, тенденции, идеи и т.п. Например, прежде чем сделать вывод том, что «все течет, все изменяется», сначала логично показать изменения происходящие в природе, в жизни людей, их сознании, обществе, а затем уже высказать общую идею развития.
Активная мыслительная работа студентов над лекцией в процессе её восприятия является необходимым условием для рациональной записи учебного материала.