Новые археологические памятники домонгольского периода в дельте Волги




В конце XX – начале XXI вв в дельте Волги проведены археологические исследования, которые могут послужить основой для формирования новых взглядов на проблему локализации города и области Саксин. Разведками астраханских археологов Е.В.Шнайдштейн, Д.В.Васильева, С.А.Пантелеева, С.А.Котенькова, Д.В.Кутукова, Д.В.Рябичкина, а также казанским археологом И.Р.Мирсеяповым были выявлены многочисленные средневековые поселения в дельте Волги и Волго-Ахтубинской пойме, часть из которых датируется золотоордынским временем, а часть – предмонгольским периодом (рис.1). Помимо этого, проведены раскопки на двух крупнейших поселениях, где была выявлена керамика домонгольского периода – на городище Мошаик и на Самосдельском городище.

Надо отметить тот факт, что о наличии на землях Самосделки археологического памятника было известно уже в конце XIX в. В документах Астраханского губернского статистического комитета за 1894-1898 гг существует такое распоряжение губернатора, датированное 17 июля 1898 г:

“Секретарю стат. комитета Зубовичу.

Предлагаю Вам отправиться для исследования в археологическом отношении местности против села Самосделки по углу реки Старой Волги и Биртюль Предстоит сделать описание этой местности, произвести в назначенных пунктах раскопки, составить опись найденным вещам, сдать их в Петровский музей на хранение и представить мне отчет по поездке. На расходы по проезду, найму рабочих и покупку инструментов ассигнуется Вам сумма в количестве 50 рублей” (Цит. по: Васильев Д.В., Зиливинская Э.Д., 2011б, с.6-7). Результаты этих исследований в архивах не сохранились и о городище, по всей видимости, скоро забыли.

Городище “Самосдельное” золотоордынского времени упоминается в книге В.Л.Егорова “Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв”. Этому городищу, который в настоящее время является одним из интереснейших и крупнейших археологических памятников Астраханской области, посвящено всего несколько строк: “Золотоордынское название населенного пункта неизвестно, археологические исследования не проводились” (Егоров В.Л., 1985, с.118). Это вполне понятно – на момент написания данной работы Самосдельское городище, которое находится в довольно труднодоступном уголке дельты (рис.2), было совершенно не исследовано, а многочисленные обломки обожженного кирпича, фрагменты красноглиняной поливной и неполивной посуды, а также кашинных сосудов наводили исследователей при поверхностном осмотре на мысль о том, что данный памятник относится к золотоордынскому периоду. Нередки были находки золотоордынских монет на памятнике. При этом на настоящий момент не известно ни одного отчета об археологических исследованиях на городище, которые проводились бы ранее 1990 года.

В 1989 году школьным учителем села Самосделка А.Пуховым была собрана на территории городища значительная коллекция керамического материала и передана в Госдирекцию охраны историко-культурного наследия Астраханской области (Васильев Д.В., Зиливинская Э.Д., 2011б, с.3-10). Керамика относилась к периоду IX—X веков, и это обстоятельство позволило возбудить интерес к данному памятнику и сделать предположение о наличии на нем слоев хазарского времени (Васильев Д.В., 1998. с.48-50; Васильев Д.В., Гречкина Т.Ю., 2000, с.24-25).

В 1990 году были начаты рекогносцировочные исследования экспедицией Госдирекции под руководством С.А.Котенькова. В 1990-1995 гг была собрана большая коллекция подъемного материала, проведена шурфовка и в общих чертах определены границы городища, начаты ограниченные раскопки (раскоп 1), зачищены имевшиеся обнажения и определена мощность культурного слоя. Кроме того, был снят топографический план городища. В исследованиях участвовали астраханские археологи В.А.Никонов, Д.В.Васильев, Д.В.Кутуков, С.А.Пантелеев и др. (Котеньков С.А., 1990; 1991; 1992; 1993; 1994; 1995) Однако, вследствие тяжелой экономической ситуации в стране и отсутствия средств на археологические исследования, после 1995 года дальнейшее изучение памятника пришлось временно прекратить. Госдирекция охраны историко-культурного наследия смогла лишь организовать консервацию разрушений культурного слоя путем засыпки траншей и силосных ям грунтом из отвалов.

Планомерные исследования Самосдельского городища начались в 2000 году, когда Российским Еврейским конгрессом в рамках “Хазарского проекта” (координаторы проекта — д.и.н. В.Я.Петрухин и к. и. н. И.А.Аржанцева) была организована археологическая экспедиция. Руководителями экспедиции являются Э.Д.Зиливинская (Институт этнологии и антропологии РАН) и Д.В.Васильев (Астраханский государственный университет) (рис.3). В 2000—2005 гг в рамках совместного проекта, а в 2006 году — самостоятельно на городище проводила исследования Т.Ю.Гречкина (ГНПУ “Наследие” Министерства культуры Астраханской области) (Васильев Д.В., Зиливинская Э.Д., 2011б, с.3-10).

Огромную роль в изучении памятника сыграли естественно-научные исследования, и в первую очередь остеологические. Работы Л.В.Яворской (Волгоградский государственный университет) позволили установить, что раскопки ведутся именно в элитной части городища, а также выявить слои, соответствующие монгольскому нашествию, предмонгольского времени и хазарского периода (Яворская Л.В., 2009, с.275-278; 2010, с.399-402; 2011а, с.343-350; 2011б, с.151-154). Исследования А.В.Матвеева позволяют на материалах городища изучать динамику ихтиофауны и рыболовства в дельте Волги (Лозовская М.В., Матвеев А.В., 2011, 155-157). Монетный материал с территории городища был определен Е.Ю.Гончаровым (Институт Востоковедения РАН), его исследования позволили пролить свет на торговые связи центрального региона Хазарии и города Саксин с Закавказьем и Северным Ираном (Гончаров Е.Ю., 2011, с.146-150). В ходе археологических исследований производилось также почвоведческое и геофизическое изучение городища.

В 2005 г была сделана аэрофотосъемка городища, которая показала, что в центре его предположительно находится крепость треугольной формы, со стенами, сложенными из обожженного кирпича (рис.4). Размеры возвышенности, сформированной развалинами крепости, — 350 х 350 х 120 м. Внутри этого треугольника сосредоточено наибольшее количество обломков кирпича и керамики. Толщина культурного слоя достигает здесь 3 м, в то время как в остальных частях городища она значительно меньше (Зиливинская Э.Д., Васильев Д.В., 2008, с.224-226).

В слоях XII—XIV веков обнаружено большое количество сооружений из обожженного кирпича вторичного использования (рис.6-9). В XIII—XIV веках дома были преимущественно однокомнатными, к XI—XII векам относятся большие многокомнатные здания, выстроенные из сырца и обломков обожженного кирпича вторичного использования (рис.10, 16). Первоначальные кирпичные постройки пока не обнаружены. Исследователями предполагается, что строительным материалом для поздних построек служили кирпичи из какой-то крупной постройки хазарского времени (предположительно – IX-X вв.) — дворца или крепости (Васильев Д.В., Зиливинская Э.Д., 2011б, с.3-10).

В нижних слоях памятника обнаружены остатки юртообразных жилищ (рис.11). Юртообразные жилища на Самосдельском городище заглублены в землю, стены их выстроены из жердей и плетня, обмазанного глиной. Другой тип ранних жилищ — это легкие каркасные постройки квадратной или прямоугольной формы. Каркас обычно сделан из деревянных столбов и жердей, вкопанных в землю, пространство между ними заполнено камышом, а сверху стены обмазаны глиной (так называемые турлучные постройки) (Васильев Д.В., Ермилов С.В., 2007, с.120-131).

Таким образом, исследования на Самосдельском городище впервые на территории Нижнего Поволжья позволили обнаружить подстилающие слои под золотоордынским культурным слоем.

Размеры городища (общая площадь – свыше 2 кв. км, такого размера территория города достигает к началу XIII века) и мощность его культурных отложений (свыше 3 м) позволяют сделать предположение о том, что данный населенный пункт являлся далеко не рядовым поселением, но был центром притяжения для населения региона. Именно с данным городищем мы и соотносим город Саксин, описываемый Абу Хамидом ал-Гарнати.

Помимо Самосдельского городища, в дельте Волги и в Волго-Ахтубинской пойме, в угодьях, занятых заливными лугами и естественными возвышенностями – бэровскими буграми – к настоящему времени выявлен целый ряд археологических памятников, которые могут быть связаны с предмонгольским периодом. Одним из самых крупных является городище Мошаик (рис.1, 3). Городище это, как и Самосдельское, упоминается В.Л. Егоровым среди прочих золотоордынских городищ Нижнего Поволжья. Впервые раскопки на городище были проведены экспедицией под руководством Е.В.Шнайдштейн в 1978 году (Шнайдштейн Е.В., 1978; 1992, с.3). Позже городище исследовалось экспедицией под руководством Д.В.Рябичкина (Рябичкин Д.В., 1999), в первое десятилетие XXI века - С.А. Пантелеевым (Пантелеев С.А., 2010, с.92-106), а с 2010 года здесь начаты раскопки экспедицией Института истории АН Республики Татарстан.

Городище находится на восточной окраине города Астрахани, на правом берегу реки Болда. Судя по распространению подъемного материала, оно тянется с ЗСЗ на ВЮВ на 2750 м, ширина его с ЮЮЗ на ССВ около 700 м. Центральная часть городища располагается на бэровском бугре высотой 5 м, длиной 1825 м и шириной около 480 м в центральной части. Поверхность бугра в сейчас полностью застроена поселком Мошаик и дачами. На северном склоне имеются обнажения культурного слоя. Мощность культурных напластований в этом месте достигает 2 метров, в обрыве карьера видны кладки из сырцового кирпича, ямы землянок, мусорные ямы, прослойки древесного угля, золы, органического тлена. На СЗ городище примыкает к берегу реки Болда. На юге естественной границей городища является южная подошва бугра. Восточная часть городища располагается в низине, спускается с бугра и тянется на восток вдоль дороги город Астрахань – село Началово на расстояние около 625 метров. В восточной части городища преобладающими находками являются фрагменты лепной керамики со следами неровного кострового обжига. Кроме того, подъемный материал был обнаружен на невысоком бэровском бугре, расположенном в 1500 метров к югу от пос. Мошаик. Бугор вытянут на 1250 метров и имеет ширину 275 метров при высоте в 3 метра. С севера он отделен от могильника городища пересохшим ильменем. В 1000 метров к ЮВ от выезда из города располагается бэровский бугор, на котором обнаружены остатки могильника городища “Мошаик”. Надо отметить, что здесь обнаружены и захоронения более раннего, хазарского периода (Васильев Д.В., 2001, с.48). Здесь обнаружены булгарские захоронения, сопровождающиеся красноглиняными и сероглиняными кувшинами с выделенными сливами, а также одно предположительно огузское захоронение с лепным баночным горшком. С.А.Пантелеев напрямую связывает этот могильник с городищем (Пантелеев С.А., 2010, с.92-106). Однако, возможно, что ранние захоронения могильника с городищем вовсе и не соотносятся – формы сосудов, зафиксированные в могилах, не встречаются ни среди подъемного материала с городища, ни в раскопах.

В центральной части бугра располагаются могилы казахского кладбища, на западном склоне находится татарское кладбище с комплексом из пяти “святых могил” - аулья, которое получило название по одной из наиболее почитаемых могил – Тукли-баба. По поверьям, здесь захоронен святой человек. Суфий, дед эмира Едигея Тукли-баба Шашлы-адже (Сызранов А.В., 2001, с.128-129). Кладбища обнесены единой оградой по подошве бугра. На территории кладбища встречаются немногочисленные фрагменты красноглиняной гончарной керамики золотоордынского времени, восточная часть кладбища находится в заброшенном состоянии. Между татарским и казахским кладбищами имеются скреперные задиры, в которых обнажились сырцовые кирпичи золотоордынского формата - видимо, остатки склепов эпохи средневековья (Васильев Д.В., 2001, с.48).

Анализ керамического материала, проведенный П.В.Поповым, позволяет говорить о синхронности данного памятника и городища “Самосделка” (Попов П.В., 2008. с.206-226). Кроме того, о синхронности материалов Мошаика и Самосделки высказывался и С.А.Пантелеев (2010, с.92-106). Тем не менее, раскопки 2010-2012 гг, проведенные на городище Мошаик археологами Татарстана, позволяют предположить, что культурные отложения на вершине бугра начали накапливаться лишь на рубеже XII и XIII веков. Видимо, эту дату и следует принять за время возникновения городища[1].

Помимо городища Мошаик, в дельте Волги С.А.Пантелеевым выявлен и определен в качестве памятников предмонгольского времени целый ряд археологических объектов (Пантелеев С.А., 2001, с.31-32). Среди них - бугор “Большой Черный” (рис.1, 7), который расположен на правом берегу реки Бахтемир в 1 км к югу от пос. им. А.Зверева. Здесь интерес вызывают обломки лепной, с неровным обжигом, керамики. На некоторых фрагментах нанесен арочный орнамент с заполнением ногтевыми вдавлениями. Аналогичная материалы встречаются на Самосдельском городище и на городище Мошаик. Здесь же обнаружены разрушенные захоронения эпохи средневековья.

Бугор “Красный” (рис.1, 6) расположен на левом берегу реки Бахтемир, в 2,5 км южнее села Маячное. Здесь выявлены многочисленные обломки обожженного кирпича, который по фактуре аналогичен кирпичу с территории Самосдельского городища, в большом количестве встречаются фрагменты красноглиняной гончарной керамики. С бугра происходит медная монета, чеканенная при хане Узбеке. В нарушениях поверхности на бугре выявлены кладки из пористого обожженного кирпича, аналогичного самосдельскому. Керамический материал выявленный на бугре, имеет параллели с керамикой расположенного неподалеку Самосдельского городища.

Поселение “Черемуха-I” (рис.1, 5) выявлено к востоку от райцентра Красный Яр разведками А.Г.Жировой (2009). Помимо монет золотоордынского времени, здесь выявлена лепная посуда огузского облика, а также фрагменты ширванских красноглиняных поливных блюд, аналогичных обнаруженным на Самосдельском городище, что позволяет предположить возникновение поселения в предмонгольское время.

Интересные сведения имеются относительно междуречья рек Волга и Кизань между селами Татарская Башмаковка и Чаган. Здесь располагаются поселение и могильник Тумак-Тюбе и грунтовый могильник Хан-Тюбе (рис.1, 2). Существует любопытная версия интерпретации данного комплекса поселения и могильников. А.В.Шевченко, рассматривая некоторые особенности краниологических характеристик серии черепов с грунтового могильника Хан-Тюбе, обратил внимание на несхожесть показателей этих черепов, относившихся, по мнению автора раскопок Е.В.Шнайдштейн, к XIV в. (Шевченко А.В., 1980, с.139), с показателями половецких черепов. Зато прослеживалось сходство с черепами из захоронений на Зливкинском могильнике и – особенно – на могильнике хазарского Саркела (Шевченко А.В., 1980, с.159). На основании этого А.В.Шевченко предложил передатировать могильник более ранним временем и предположил, что антропологические характеристики и некоторые черты погребального обряда, отличающиеся от типично золотоордынских и мусульманских, сохранились с хазарских времен у населения города Саксин, остатки которого должны располагаться где-то неподалеку (Шевченко А.В., 1980, с.156-157, 167-168; Васильев Д.В., 2004, с.264-269).

В 2008-2009 гг на правом берегу р. Бахтемир, в зоне подстепных ильменей, которая фактически является логическим продолжением дельты Волги, проводились разведки отрядом археологической экспедиции АН РТ под руководством И.Р.Мирсеяпова. Было выявлено 24 памятника, относящихся к домонгольскому времени (VI-XII вв.) (рис.1, 9). Это поселение “Хуторская Шишка”, местонахождение “Черенское”, поселение “Черенское”, поселение “Малое Могутинское-I”, поселение “Малое Могутинское-II”, поселение “Большое Могутинское-I”, поселение “Большое Могутинское-II”, поселение “Кирельта-I”, поселение “Кирельта-II”, поселение “Большое Маврушкино”, поселение “Малое Маврушкино”, местонахождение “Большое Черенское”, местонахождение “Хайсунское”, поселение “Паюсное”, поселение “Долгое”, поселение “Свиное”, поселение “Черное”, поселение “Сергиевское”, поселение “Алгаза-I”, поселение “Алгаза-II”. На левом берегу реки Бахтемир выявлены поселение “Комаровка” (рис.1, 10), местонахождение “Бекетовка”, городище “Бекетовское”, поселение “Бекетовка” (рис.1, 8) (Валеев Р.Р., Мирсеяпов И.Р., Мухамадиев А.Г., Ситдиков А.Г., 2009, с.339-345). Результаты этих разведок весьма интересны, поскольку они демонстрируют наглядно, что зона подстепных ильменей в Средние Века трактовалась как составная часть дельты.

Интересным памятником является обнаруженный в Волго-Ахтубинской пойме могильник, содержащий огузские захоронения, описанные С.Ю.Скисовым и Г.А.Лосевым (рис.1, 11). Могильник находится в северной части поймы (точнее местоположение в публикации не указано). Он расположен на гряде задернованных песчаных дюн сложенными речными отложениями. Авторы публикации возникновение могильника связывают именно с периодом существования города и области Саксин (Скисов С.Ю., Лосев Г.А., 2009, с.66-69).

В 2012 году археологической экспедицией АГУ было в ходе разведок было выявлено поселение “Перекатное” (рис.1, 4), располагающееся на северной окраине города Астрахани и содержащее огузскую лепную керамику, аналогичную керамике Самосдельского городища (Амбарнова Л.Ю., 2012).

Помимо этого, существуют отдельные свидетельства о единичных случайных находках керамики огузского периода в Волго-Ахтубинской пойме в ходе строительных работ. Если принять во внимание, что многочисленные бэровские бугры в дельте Волги, на которых астраханскими археологами в ходе фронтальных разведок в 1980-1990 годах обнаруживались фрагменты красноглиняной гончарной керамики, записывались в качестве поселений золотоордынского времени, то при более внимательном пересмотре результатов разведок часть из этих памятников могут оказаться поселениями предмонгольского периода. В 1980 и начале 1990 годов раскопки на Самосдельском городище еще не производились, сравнительного материала для датировки памятников было мало, поэтому вполне закономерно, что выявленные в дельте поселения могли быть датированы не вполне верно.

Таким образом, на настоящий момент в дельте Волги и в Волго-Ахтубинской пойме известно два крупных городища – Самосдельское и Мошаик. Одно из них – Самосдельское – является, несомненно, основным памятником предмонгольского времени, судя по мощности культурного слоя. Кроме того, возникает Самосдельское городище еще в эпоху Хазарского каганата. Городище Мошаик появляется в северной части дельты на рубеже XII и XIII веков. Два этих городища окружены многочисленными небольшими по площади поселениями, которые могут представлять собой сельскохозяйственную или полукочевую округу крупных поселений. Число этих мелких памятников – долговременных сельских поселений и кочевнических стоянок – пока не поддается учету, но может исчисляться десятками. Необходима тщательная работа с музейными коллекциями керамики, собранной на других памятниках археологии в дельте Волги и проведение дополнительных разведок с целью уточнения датировок тех памятников, которые были известны в качестве исключительно золотоордынских.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: