Психологическое тестирование.




Психологическое тестирование – это метод измерения и оценки психических характеристик носителей психики с помощью специальных методик, называемых тестами.

Психологический тест – это стандартизованное испытание (система заданий или вопросов), предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

Совокупность получаемых от испытуемого ответов на вопросы или результатов выполнения заданий дает основания для оценки исследуемого у него качества. Эта оценка является результатом сопоставления полученных данных с выработанной для применяемого теста шкалой значений изучаемого психического явления.

Процесс тестирования, как правило, состоит из трех этапов:

1) Определение цели и задач тестирования; выбор адекватных целям и задачам исследования методик; проверка (составление) инструкции для участников тестирования; составление плана обследования.

2) Собственно тестирование;

3) Анализ полученных данных и их интерпретация.

 

Организационные методы:

- сравнительный метод;

- лонгитюдный метод;

- комплексный метод.

 

Основания для выбора методик.

При выборе методик необходимо учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики, прежде всего, по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств. При этом следует учитывать, что для изучения любого психического явления необходимо, чтобы в получаемых данных оно было представлено объемно: в качественных и количественных характеристиках, в сопоставлении актуального статуса и общих тенденций изменения и развития и т.д.

Следует отдавать предпочтения тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению. Методика – это рабочий инструмент исследователя. Чем он менее понятен, тем труднее его применять. Чем менее методика апробирована, тем меньше шансов получить результаты, которые можно будет проинтерпретировать, и затем сделать ясные выводы. Не менее важна степень разработанности методики. В руководстве должны быть представлены достаточно развернутые интерпретация шкал, описана апробация методика, отражены количественные и качественные результаты апробации, даны рекомендации относительно формы и содержания заключения и другие необходимые составляющие руководства в соответствии с требованиями стандартов.

Методика должна пройти психометрическую проверку. Даже если автор методики уверен, что она измеряет именно это, без подтверждения валидности измерено может быть нечто иное. Дать интерпретацию полученным результатам будет невозможно.

Определение набора методик.

При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности. Данные количественного и качественного характера; субъективные и объективные показатели должны дополнять друг друга.

 

Необходимо помнить о том, что на результаты тестирования могут оказывать ряд феноменов, в частности, тренировка, привычность и искушенность обследуемого в тестировании.

При оценке влияния тренированности или практики на тестовые результаты основной вопрос в том, ограничивается ли их улучшение конкретными заданиями теста, или же оно распространяется на всю область поведения, для прогнозирования которого создан тест. Ответ на этот вопрос содержится в смысле слов «тренировка» и «обучение». Очевидно, что любой опыт, полученный индивидом при обучении, независимо от того, носит он формальный или неформальный характер, приобретен в школе или вне ее, должен отразиться на выполнении теста, выявляющего соответствующие аспекты поведения. Столь широкое воздействие никоим образом не обесценит тест, поскольку в этом случае тестовый показатель даст точную картину исследуемых способностей индивида.

Воздействия, очевидно, следует определять не как частные или общие, а как меняющие свои границы от влияния на единственное применение единичного теста, влияния на выполнение любых заданий данного типа до влияния на выполнение индивидом основных типов его деятельности.

Однако с точки зрения эффективности тестирования их можно различить. Так, можно установить, что тестовый показатель становится невалидным только в том случае, если конкретный опыт повышает его без заметного влияния на всю область исследуемого поведения.

Тренировка. Влияние тренировки на тестовые результаты исследовалось достаточно широко. Большинство работ было проведено английскими психологами относительно воздействия практики и тренировки на тесты, применяемые при распределении 11 -летних детей в средние школы разного типа (A.J. Yates, 1953, 1954). Как и предполагалось, степень улучшения зависела от способностей и знаний, полученных при обучении ранее, характера теста, а также количества и типа предварительных тренировок. Детям с недостаточным запасом знаний, по всей вероятности, специальная тренировка приносила больше пользы по сравнению с детьми, обладавшими необходимыми знаниями и, следовательно, уже подготовленными к тому, чтобы хорошо выполнить тест. Ясно, что чем теснее связь между содержанием теста и материалом тренировки, тем очевиднее улучшатся тестовые показатели. В то же время, чем больше инструкция будет ограничиваться содержанием конкретного теста, тем менее вероятно улучшение критериальной деятельности.

Привычность. Влияние простого повторения, или привычности, на выполнение теста сходно с влиянием тренировки, но обычно менее выражено. Следует заметить, что привычность, как и тренировка, может изменить природу теста, так как испытуемые при решении одних и тех же проблем могут использовать разные методы. Более того, некоторые типы заданий могут стать при повторном предъявлении более легкими.

Искушенность. В этой связи следует также рассмотреть более общую проблему-искушенность в тестировании. Человек, имеющий обширный опыт в выполнении психологических тестов, приобретает тем самым определенные преимущества перед индивидом, впервые участвующим в психологическом тестировании (A. W. Heim, J. G. Wallace, 1949, 1950; J. Millman, C.H. Bishop, R. Ebel, 1965; A.G. Rodgei, 1936). Отчасти эти преимущества складываются из преодоленного чувства неизвестности, развившейся уверенности в себе, сложившегося отношения к тестовой ситуации. Отчасти они есть результат определенного сходства содержания и функции большинства тестов. Знакомство с заданиями общего типа и привычность к опросным листам также могут улучшить выполнение теста. Особенно важно принимать во внимание искушенность в тестировании, когда сравниваются показатели детей из школ разного типа, поскольку их опыт тестирования может быть самым различным.

Помимо тренированности, привычности и искушенности на результаты исследования может оказывать влияние и феномен социальной желательности, который заключается в предрасположенности или установке давать на вопросы, основанные на самооценке, давать социально одобряемые ответы, чтобы представить себя в социально одобряемом свете.

 

Психодиагностическое обследование

При проведении группового обследования предстоящую работу необходимо согласовать с руководителем структурного подразделения, где Вы будете проводить обследование; или с работником этого подразделения, ответственного за проведение обследования.

Руководители подразделения имеют право знать какого рода воздействие будет оказано исследователем на их сотрудников, учащихся и т.д. Информация из первых рук снимет возможные неверные истолкования и искажения. Нежелательно допускать к обследованию лиц: 1) находящихся в состоянии возбуждения или депрессии; 2) только что подвергшихся воздействию стресс-факторов; 3) с любой степенью алкогольного опьянения; 4) решительно отказывающихся от участия в обследовании.

До начала обследования целесообразно составить (получить) точный список людей, которые в нем будут участвовать.

Предельное время работы составляет 6 часов. Однако, 3-4 часа работы уже приводят к значительному напряжению и утомлению, поскольку для многих обследуемых данный вид работы может оказаться весьма непривычным.

Процедура обследования

Процедура обследования должна как можно точнее соответствовать той, что описана в руководстве применяемой методики. Обычная последовательность обследования выглядит примерно так:

1) Раскрыть цель исследования в целом, на что оно направлено, не формируя при этом негативной мотивации или установки на определенные ответы.

2) Объяснить, зачем нужен тест, с какой целью он будет применяться, избегая формирования установки на определенные ответы.

3) гарантировать сохранение тайны отдельных ответов и результатов в целом.

4) Медленно, громко, четко прочесть инструкцию или воспроизвести ее по памяти (если письменная инструкция не предполагается).

5) Ознакомить с регламентом времени. Сообщить о правилах исправления ошибок, о запретах в общении, поведении во время обследования. Описать в какой форме должно быть закончено обследование.

6) Попросить написать в листе для ответов перечисленные сведения социально-демографического характера. Проследить за правильностью записей.

7) Ответить на вопросы. стараться отвечать лаконично – пространные ответы хуже запоминаются.

8) При выполнении заданий с фиксируемым временем дать команду записать время начала выполнения заданий и начать решение.

9) По ходу обследования следить за соблюдением правил записей и запретов в общении. Проводящим обследование следует избегать перемещаться внутри помещения без необходимости – многих это может отвлекать или раздражать. Стоит стремится к тому, чтобы незаполненное работой время обследуемых было минимальным во избежание лишних разговоров, обмена мнениями, сравнения ответов и т.п.

10) По окончании обследования сразу собрать тестовые материалы и листы для ответов.

 

После завершения психологического обследования необходимо снять психологическое напряжение, которое могло возникнуть у участников исследования. Поскольку вопросы, как тестов, так и анкет, требует анализа своего поведения, состояния самочувствия, а также повышенной рефлексии. Необходимо поблагодарить всех участников исследования, что они смогли найти время и выполнить предложенные задания. можно также предложить участникам исследования задать возникшие у них вопросы исследователю - психодиагносту или высказаться по взволновавшей их проблеме.

 

Обработка данных.

Обработка данных направлена на решение следующих задач: 1) упорядочивание исходного материала, преобразование множества данных в целостную систему сведений, на основе которой возможно дальнейшее описание и объяснение изучаемых объекта и предмета; 2) обнаружение и ликвидация ошибок, недочетов, пробелов в сведениях; 3) выявление скрытых от непосредственного восприятия тенденций, закономерностей и связей; 4) обнаружение новых фактов, которые не ожидались и не были замечены в ходе эмпирического процесса; 5)выяснение уровня достоверности, надежности и точности собранных данных и получение на их базе научно обоснованных результатов.

Обработка данных содержит в себе количественный и качественный аспекты. Количественная обработка предполагает проверку выдвинутых гипотез с помощью статистических методов. Качественная обработка, по своей сути, представляет описание и объяснение изучаемых явлений, что составляет уже следующий уровень их изучения, осуществляемый на стадии интерпретации результатов.

Количественная обработка осуществляется в два этапа: первичная обработка, вторичная обработка.

Первичная обработка подразумевает определение «сырых» показателей по шкалам примененных методик, перевод этих показателей, если необходимо в стандартную систему оценок (баллов), составление сводных таблиц.

Говоря о первичной обработке, давайте чуть более подробно остановимся на понятии стандартных показателей.

 

Стандартные показатели

Процентили. Процентиль - это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которых ниже данного первичного показателя. Например, если 28% людей правильно решают 15 задач в тесте на арифметическое мышление, то первичному показателю 15 соответствует 28-й процентиль (Pg).) Процентили указывают на относительное положение индивида в выборке стандартизация. Их также можно рассматривать как ранговые градации, общее число которых равно 100, с той разницей, что при ранжировании принято начинать отсчет сверху, т.е. с лучшего члена группы, получающего ранг 1. Напротив, в случае процентилей отсчет ведется снизу, так что чем ниже процентиль, тем хуже позиция индивида.

50-й процентиль (Рдо) соответствует медиане - одному из упомянутых выше показателей центральной тенденции. Процентили свыше 50 представляют показатели выше среднего, а те, которые лежат ниже 50,-сравнительно низкие показатели, 25-й и 75-й процентили известны также под названием 1-го и 3-го квартилей (Q1 и Q3), поскольку они выделяют нижнюю и верхнюю четверти распределения. Как и медиана, они удобны для описания распределения показателей и сравнения с другими распределениями.

Процентили не следует смешивать с обычными процентными показателями. Последние являются первичными показателями и представляют собой процент правильно выполненных заданий, тогда как процентиль - это производный показатель, указывающий на долю от общего числа членов группы. Первичный результат, который ниже любого показателя, полученного в выборке стандартизации, имеет нулевой процентильный ранг (РО). Результат, превышающий любой показатель в выборке стандартизации, получает процентильный ранг 100. Эти процентили, однако, не означают нулевого или абсолютного результата выполнения теста.

Процентильные показатели обладают рядом достоинств. Их легко рассчитать и понять даже сравнительно неподготовленному человеку. Их применение достаточно универсально, они одинаково применимы как к детям, так и взрослым и подходят к любому типу теста, измеряет он способности или свойства личности.

Главный недостаток процеитилей связан с неравенством их как единиц измерения, особенно на краях распределения. Если распределение первичных показателей приближается к нормальной кривой, что справедливо для большинства тестовых показателей, то различия между первичными показателями вблизи медианы или центра распределения в процентильном выражении преувеличены, тогда как аналогичные различия вблизи краев распределения сильно занижены. Напомним, что в нормальной кривой случаи тесно сгруппированы в центре и по мере приближения к краям рассеиваются. Следовательно, каждый данный процент случаев вблизи центра соответствует более короткому расстоянию по оси абсцисс, чем тот же процент ближе к краям распределения.

 

Линейно преобразованные стандартные показатели часто именуются просто как стандартный показатель или z-показатель. Чтобы вычислить z находят разность между первичной оценкой индивидуума и средним значением для нормативной группы и затем делят эту разность на SD (стандартное отклонение) нормативной группы.

Очевидно, что получающиеся при таком вычислении отрицательные показатели означают, что выполнение тестов индивидом было ниже среднего. Более того, поскольку для большинства групп область значений умещается в пределах от 3 (ниже и выше среднего значения), удовлетворительное различение индивидуальных показателей возможно, только если z вычисляется с точностью хотя бы до одной десятой. Все это делает показатель z неудобным для вычислений и сообщения результатов.

Поэтому обычно применяется еще одно линейное преобразование, единственная цель которого придать показателям более удобную форму.

 

Нормализованные стандартные показатели - это стандартные показатели, соответствующие распределению, преобразованному так, что оно принимает вид нормальной кривой. Их значения могут быть найдены с помощью таблиц, в которых приводится процент случаев различных отклонений в единицах от среднего значения для нормальной кривой.

Сначала определяется процент лиц в нормативной выборке с тем же или более высоким первичным результатом. Этот процент затем отыскивают в таблице нормального распределения частот и по нему находят соответствующее значение нормализованного стандартного показателя.

Нормализованные стандартные показатели имеют ту же форму, что и линейно преобразованные стандартные показатели, т.е. при среднем значении они равны 0, а при стандартном отклонении равны 1. Таким образом, значение 0 нормализованный показатель принимает в случае, если индивидуальный результат приходится на самую середину нормальной кривой, т. е. превосходит 50% результатов группы. Результат «- 1» означает, что он превосходит приблизительно 16% результатов группы, а «+ 1» - 84°о.

Как и при линейном преобразовании, нормализованным стандартным показателям можно придать любую удобную форму. Умножив нормализованный стандартный показатель на IQ и прибавив (по-прежнему с учетом знака) это произведение к 50 получаем T-показатель.

Еще одним достаточно известными нелинейным преобразованием является шкала станайн разработанная во время второй мировой войны для использования военно-воздушными силами США и шкала стенов.

 

Вторичная обработка заключается главным образом в статистическом анализе итогов первичной обработки. Статистический анализ всей совокупности полученных в исследовании данных позволяет ответить на три главных вопроса: 1) какое значение наиболее характерно для выборки? 2) велик ли разброс данных относительно этого характерного значения, т.е. какова «размытость» данных? 3) существует ли взаимосвязь между отдельными данными в имеющейся совокупности и каковы характер и сила этих связей?

Для нахождения ответов на эти вопросы вычисляются: меры центральной тенденции, меры изменчивости, меры связи.

Меры центральной тенденции – величины, вокруг которых группируются остальные данные. Эти величины являются как бы обобщающими всю выборку показателями, что, во-первых, позволяет по ним судить обо всей выборке, а, во-вторых, дает возможность сравнивать разные серии между собой.

Среднее арифметическое (М) - это результат деления суммы всех значений (Х) на их количество (N).

Медиана (Ме) – это значение, выше и ниже, которого количество отличающихся значений одинаково, т.е. центральное значение в последовательном ряду данных.

Мода (Мо) – это значение, наиболее часто встречающееся в выборке, т.е. значение с наибольшей частотой.

Меры изменчивости (рассеивания, разброса) – это статистические показатели, характеризующие различия между отдельными значениями выборки. Они позволяют судить о степени однородности полученного множества, о его компактности, а косвенно и надежности полученных данных и вытекающих из них результатов.

Размах (Р) – это интервал между максимальным и минимальным значениями признака.

Среднее отклонение (МД) – это среднеарифметическое разницы (по абсолютной величине) между каждым значением в выборке и ее средним.

Дисперсия (Д).

Стандартное отклонение.

Меры связи выявляют соотношения между двумя переменными или двумя выборками. Меры связи определяются через вычисление коэффициентов корреляции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: