Перечень учебно-методического обеспечения
Преподавание курса ориентировано на использование учебника «Новейшая история зарубежных стран XX - начало XXI века». 9 класс. О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа, 2007;
Методических пособий:
Окороков, И. Н. Новейшая история, 9 кл. Часть II: поурочные планы по учебнику Сороко-Цюпы О. С, Сороко-Цюпы А. О. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2002..
Андреевская, Т. П., Викторов Ю. М. Задания-тесты. История зарубежных стран: конец XIX-XX век. - СПб.: СМИО Пресс, 2000.
Оборудование:
Картины, альбомы, раздаточный материал
Настенные исторические карты
Статические экранные пособия: мультимедийный проектор
Учебно-тематическое планирование курса Новейшая история XX век 9 класс-19ч
№ урока п/п | Тема уроков Количество часов | Содержание темы | Вид занятия | Вид деятельности учащихся | Вид контроля | Пара- граф | дата | |
Раздел I Новейшая история. Первая половина XX века (12ч) | ||||||||
1. | Экономическое и политическое развитие стран в начале в начале XX века | империализм, эшелонная модель модернизации, индустриальное общество | вводная лекция | фронтальная | Опрос | 1-3 | ||
2-3. | Первая мировая война и ее итоги | Тройственный союз, Антанта, «война Дредноутов » Четверной союз позиционная война | лекция с элементами проблемной беседы, дискуссия | групповая, индивидуальная Составление таблицы | Фронтальный опрос | |||
4. | Страны Европы и США в 20-е годы | Версальско-Вашингтонская система, Лига Наций | проблемная беседа | групповая, индивидуальная | Сравнительная таблица | 5-6 | ||
5. | Мировой экономический кризис | экономический кризис, кейнсианство, рыночная экономика | лекция с элементами проблемной беседы | групповая, индивидуальная | Устный опрос | |||
6. | США, Великобритания, Франция в 30-е годы | «Нового курса» Рузвельта, «движения панацей», доминионы, Народный фронт | лекция с элементами проблемной беседы | групповая, индивидуальная составление тезисов | Письменный опрос | 8-9 | ||
7-8. | Тоталитарные режимы в 30-е годы. Фашизм | тоталитаризм, фашизм, милитаризм | проблемная беседа | групповая, индивидуальная Работа с историческими справочниками и словарями | Сравнительная таблица | 10-11 | ||
9. | Восток в XX-нач ХХ1 века | экспансия модернизация, реформы | лекция с элементами проблемной беседы | фронтальная, групповая | Опрос | 12,29 | ||
10. | Международные отношения в 30-е годы. | Чехославацкий кризис, военно-политический блок «Берлин-Рим-Токио» | проблемная беседа | групповая, индивидуальная | Устный опрос | |||
11-12. | Вторая мировая война | План Барбаросса, Атлантическая хартия, Движение Сопротивления | лекция с элементами проблемной беседы | групповая, индивидуальная Составление таблицы дискуссия | Сравнительная таблица | |||
Раздел II Новейшая история. Вторая половина XX века (7 ч) | ||||||||
13. | «Холодная война». Военно-политические блоки | холодная война», «гонка вооружений», военно-политические блоки | лекция | индивидуальная | Опрос | |||
14. | Завершение эпохи индустриального общества. Становление информационного общества | постиндустриальное общество | лекция с элементами проблемной беседы | фронтальная, индивидуальная Работа с учебником | Опрос | 18-19 | ||
15-16. | США, Великобритания, Франция во второй половине XX века | «мировая ответственность», «маккартизм», рейганомика, неокейнсианский курс, голлизм | проблемная беседа | групповая, индивидуальная Составление таблицы | Сравнительная таблица | 22-24 | ||
17. | Германия: Раскол и объединение | «берлинская стена» | лекция с элементами проблемной беседы | групповая, индивидуальная | Опрос | |||
18. | Преобразования и революции в странах Восточной Европы 1945-1999 гг. | тоталитарный социализм, «шоковая терапия» | работа с текстом учебника | фронтальная, индивидуальная работа с учебником | Опрос | |||
19. | Глобализация в конце XX века | вводная лекция | комбинированный | групповая, индивидуальная | Защита проектов | |||
Список литературы
Для написания программы:
Сборник программ общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2005 г.
Актуальные проблемы новейшей истории / под ред. Севостьянова. -М: Просвещение, 1991.
Алексашкин Л. Н. «Всеобщая история», авторская программа 2004 г.
Литература для учащихся:
История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / В. Н. Абрамов, П. Андреев, С. Г. Антоненко и др. - М.: Дрофа, 1998.
Балязин, В. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. - М: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
Ворохов, Э. Энциклопедия афоризмов. Мысль в слове. - М.: Издательство ACT, 2003.
Великие тайны прошлого / под ред. Н. Ярошенко. - Лондон, Нью-Йорк, ЗАО «Ридерз Дайджест», 1996.
Война Германии против Советского Союза. 1941-1945 / под ред. Рю-рупа.
Вторая мировая война: два взгляда. Г.-А Якобсен. 1939-1945: Вторая
мировая война. Хроника и документы; А. Тейлор. Вторая мировая война. -
М.: Мысль, 1995. «
Книга для чтения по новейшей истории. 1917-1945 / под ред. Н. Н. Яковлева. - М.: Просвещение, 1989.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проекты «Большая энциклопедия », «История России XX век»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории, авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней», 2004 года, в соответствии с обязательным минимумом содержания исторического образования.
Программа является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для учащихся основной школы. Программа позволяет сформировать у учащихся целостное представления об историческом пути России, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
Определенной новизной программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности национальной политике. Акцентирование понятий рассчитано в соответствии с кодификатором элементов содержания итоговой государственной аттестации учащихся.
Изучение истории в 9 классе рассчитан на достижение следующих целей обучения:
1 Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений уч-ся на основе осмысления им исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
2 Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
3 Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
4 Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
5 Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Курс «История России XX век» является последним этапом изучения истории России и призван решить следующие образовательные задачи:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе
- формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Цели курса:
- Знать исторические термины, основные периоды отечественной истории ХХ века и этапы наиболее масштабных событий.
- Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
- Называть: место, обстоятельства, участников событий, крупнейших государственных и общественных деятелей, основные политические течения, партийные организации, выдающихся представителей и достижения науки и культуры, известных полководцев, участников военных событий.
- Показывать на исторической карте территорию России, промышленные центры, места военных сражений.
- Проводить поиск (устно или письменно) о наиболее значимых событиях отечественной истории
Предполагаемая программа рассчитана на изучение курса в течение 49 часов учебного времени за год. Количество учебных часов в неделю – 2
При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний не только по истории своей Родины, но своего города.
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения: урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами; составление логических схем; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам; практическая работа.
Курс предполагает наличие межкурсрвых связей – с курсом Новая история, Новейшая история, межпредметных – Обществознание, внутрикурсовых.
В процессе изучения курса планируется достичь следующих результатов:
Учащиеся могут
— определять и объяснять понятия;
— уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, документе;
— рассматривать общественные явления в развитии;
— анализировать исторические явления, систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе собственного опыта;
— определять свою личную точку зрения, осуществлять оценочные суждения;
— обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, уметь участвовать в групповых формах работы;
— определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;
— осуществлять самоконтроль и самооценку
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, тесты, сравнительные таблицы, сообщения учащихся
Формы итоговой аттестации: итоговые контрольные работы
Требования к уровню подготовки обучающихся по программе:
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX - начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.
Владеть компетенциями:
коммуникативной,
смыслопоисковой,
компетенцией личностного саморазвития,
информационно-поисковой рефлексивной компетенцией,
учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Перечень учебно-методического обеспечения
Календарно-тематический план для 9 классов по истории России ориентирован на использование учебника:
- Данилов, А. А. История России XX - начало XXI в. 9 класс / А. А. Данилов, Л. Г. Косули-на. - М: Просвещение, 2008;
Методических пособий:
Арасланова О.В. И. Н. История России 9 кл. Часть II: поурочные разработки - М.: Просвещение, 2002.
Андреевская, Т. П., Викторов Ю. М. Задания-тесты. История России: конец XIX-XX век. - СПб.: СМИО Пресс, 2000.
Данилов, А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России» / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2007;
Оборудование:
Картины, альбомы, раздаточный материал
Настенные исторические карты
Статические экранные пособия: мультимедийный проектор
Учебно-тематическое планирование история России XX век 9 класс-49 ч
№ урока п/п | Тема уроков Количество часов | Содержание темы | Вид занятия | Вид деятельности учащихся | Вид контроля | Дата | ||
Раздел I. Россия в 1901-1917 гг. 8 ч | ||||||||
1-3. | Россия на рубеже XIX-XX веков | Геополитика, модернизация, самодержавие | Водная лекция | фронтальная | Составление логического ряда | |||
4. | Внешняя политика. Русско- японская война 1904-1905 г. | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная Работа с картой | Опрос | ||||
3-4. | Первая российская революция | Комбинированный урок | Групповая, индивидуальная Работа с картой, составление таблицы | Составление опорной схемы | ||||
5-6. | Реформы П.А.Столыпина Политическая жизнь 1907-1914гг. | Отруб, хутор, отрезки | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Письменный опрос | |||
7-8 | Россия в Первой мировой войне | Проблемная беседа, дискуссия | Групповая, индивидуальная Составление таблицы | Составление таблицы | ||||
Раздел II. Россия в поисках перспектив 11 ч | ||||||||
Февральская революция. | Двоевластие Учредительное собрание Коалиционное правительство Аннексия Контрибуция Декрет Национализация Сепаратный мир | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная Составление тезисов | Опрос | ||||
Россия весной-летом 1917г. | ||||||||
Октябрьская революция. | ||||||||
Становление советской власти | ||||||||
13-14. | Гражданская война | Интервенция Террор Демократическая контрреволюция Денационализация | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Опрос, защита творческих работ | |||
Кризис начала 20-х годов ХХ века | ||||||||
16. | Новая экономическая политика | Аренда Концессия Продналог Хозрасчёт | Лекция с элементами проблемной беседы работа с документами | Групповая, индивидуальная | Составление логического ряда | |||
17. | Образование СССР | |||||||
18. | Внешняя политика России в 20-е годы | работа с документами | Групповая, индивидуальная | Составление таблицы | ||||
19. | Политическое развитие в 20-е годы | индивидуальная | Тест с разноуровневыми заданиями Анализ кодификатора содержания ГИА | |||||
Раздел III Сталинская модернизация Росси 1928-1938г.5 ч | ||||||||
20-21. | Экономическая система в 30-е годы | Индустриализация. Коллективизация. «великий перелом», колхоз | Лекция с элементами проблемной беседы работа с документами | Групповая, индивидуальная | Опрос | |||
22. | Политическая система в 30-е годы | Тоталитаризм, культ личности, репрессии, конституция | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Опрос | |||
23. | Внешняя политика СССР 30-е годы | работа с документами | Групповая, индивидуальная | Составление схемы | ||||
24. | Культура 20-30 годов | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Зацита творческих работ | ||||
Раздел IV.Великая отечественная война 10 ч. | ||||||||
25. | СССР накануне войны. | Денонсация Превентивный Депортация Коллаборационисты Коренной перелом Демилитаризация | Лекция с элементами проблемной беседы, дискуссия | Групповая, индивидуальная, фронтальная | Опрос, составление схем, зацита проектов | |||
Начало Великой Отечественной войны | ||||||||
Битва за Москву. | ||||||||
Блокада Ленинграда. | ||||||||
Боевые действия в первой половине 1942г. | ||||||||
Сталинградская битва. | ||||||||
Советский тыл в годы войны. | ||||||||
Коренной перелом в ходе войны. | ||||||||
Завершающий этап войны. | ||||||||
Итоги и значение Второй мировой войны. | ||||||||
РазделV. СССР в 1945-1953 XX века 3ч | ||||||||
35. | Восстановление экономики | Военно-промышленный комплекс Репарации Репатриация | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная, | Опрос | |||
36. | Политическое развитие | Железный занавес Номенклатура | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная, фронтальная | Опрос | |||
37. | Внешняя политика | Лекция | Групповая, индивидуальная, фронтальная | Составление схемы | ||||
РазделIV. СССР в 1953-1960 годы XX века 3 ч | ||||||||
38-39. | Политическое и экономическое развитие страны | разоружение, реабилитация, паритет, пацифизм Расширенное воспроизводство | Лекция | индивидуальная, фронтальная | Опрос, защита проектов | |||
40. | «Оттепель» в духовной жизни Политика мирного сосуществования | «Оттепель», диссидент | Лекция с элементами проблемной беседы, дискуссия | Групповая, индивидуальная | Защита творческих работ | |||
РазделVII. СССР в середине 1960-1980 годы XX века 2 ч | ||||||||
41. | Консервация политического режима. | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Опрос | ||||
42. | Экономика развитого социализма Политика разрядки: надежды и результаты | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Опрос | ||||
Раздел VIII. Перестройка в СССР 1985-1991 годы XX века 2 ч | ||||||||
43-44. | Перестройка в СССР 1985-1991гг. | Кадровая революция. Перестройка, стратегия ускорения, «новое мышление» | Практикум | Групповая, индивидуальная | Составление логических схем | |||
Раздел IX Россия в конце XX века- начале XXI века 5 ч | ||||||||
45. | Россия в конце ХХ века. | Либерализация цен, шоковая терапия, инфляция, приватизация, рыночная экономика. Конституция, референдум, многопартийность, фракция | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Опрос | |||
46-47. | Россия в начале ХХ1 века и её внешняя политика. | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Сообщения | ||||
48-49 . | Повторение по курсу «История России ХХ-начало ХХ1 века» | Защита исследовательских проектов Проведение контрольной работы на основе демоверсии ГИА | ||||||
Список литературы
Для написания программы:
Сборник программ общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2005 г.
Актуальные проблемы истории / под ред. Севостьянова. -М: Просвещение, 1991.
Литература для учащихся:
Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России,— М:, 1991. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — первой половине XIX века.— М., 1994..
В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в.— М., 1988. Введение христианства на Руси.— М., 1987.
Великая Отечественная война. 1941 —1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн.— М., 1998—1999.
Гареев М. А. Неоднозначные страницы войны: Очерки о проблемных вопросах истории Великой Отечественной войны.— М., 1995.
Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917—1923 гг.— М., 1995.'
Вотромеев, В. П. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье: энциклопедия школьника. Детский Плутарх / В. П. Вотромеев. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 1999;
История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М.: Русское слово, 1997;