Некоторые закономерности психологии ощущений




На одном из развлекательных сайтов есть любопытное описание соответствующих закономерностей:

«1. Порог чувствительности –У каждого рецептора есть нижний порог чувствительности – это характеризует остроту чувствительности рецептора. А вот верхний порог – это сила, при которой достигается максимальное ощущение раздражителя. У каждого из нас чувствительность индивидуальна.

2. Адаптация – это процесс, когда ощущение от раздражителя становится все менее выраженным по мере его постоянного влияния на рецептор. Это относится и к болевым, и к приятным ощущениям. Все мирское – суета сует…J

3. Контраст – изменение интенсивности раздражителя, под предварительным или параллельным действием другого раздражителя. Например, на черном фоне одна и та же фигура кажется светлее, чем без такого фона.

4. Взаимодействие – это изменение чувствительности одной анализаторной системы (отдела коры головного мозга), из-за работы другой системы. К примеру, под воздействием кислого вкуса у человека повышается зрение.

5. Сенсибилизация – это повышение чувствительности рецепторов, в результате взаимодействия факторов или постоянным упражнениям. Свойства этой закономерности ощущений и является тот факт, что мы можем тренировать свои сенсорные системы. Так, парфюмеры учатся чувствовать запахи, которые раньше просто не замечали. Кроме того, «научить» может и сам организм по необходимости – известно, что слепые начинают лучше слышать, а глухие – лучше видеть.

6. Синестезия – это одна из разновидностей взаимодействия. Под действием одного раздражителя, могут возникнуть ощущения свойственные не ему, а другому сенсорному анализатору. Так, когда мы слушаем музыку, у нас могут возникать зрительные образы, правда, такое явление свойственно не всем людям»[70].

А теперь, «на закуску», несколько скучнейших закономерностей[71]…

1. Закон Блоха — величина субъективной яркости короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности стимула и его длительности. Но этот закон действует лишь в околопороговой области и при длительности стимула, не достигающей критической точки;

2. Закон Бугера – Вебера. Бугер показал, что минимальный прирост освещения предмета &, необходимый для того, чтобы вызвать ощущение едва заметного различия тени от освещенного экрана, зависит от уровня освещенности экрана I, но отношение &/I - величина постоянная;

3. Эффект Пуркинье — смещение спектральной светочувствительности при переходе от дневного зрения, для которого максимум соответствует длине волн желто–зеленых тонов (555 нм), к сумеречному освещению, для которого максимум соответствует голубовато–зеленым тонам (500 нм). В частности, при сумеречном освещении цвета предметов „холодеют“, красные и желтые оттенки становятся более тусклыми, а голубые и зеленые — более яркими;

4. Эффект Стайлса – Кроуфорда — различие в субъективной яркости света, имеющего одну и ту же интенсивность, в зависимости от угла, по которому он попадает в центральную ямку сетчатки. Свет воспринимается как более яркий, если проходит через центр зрачка, и как менее яркий при прохождении через перифeрические его отделы;

5. Закон Пипера — эмпирическая закономерность, согласно которой порог зрительного восприятия уменьшается пропорционально квадратному корню площади стимула, при условии, что эта площадь превышает 1 угловой градус;

6. Эффект Дж.Р. Струпа (от лат. effectus – действие, результат) — латентное время называния краски, которой отпечатано слово, увеличивается пропорционально семантической связи этого слова с цветовой областью. Максимальная задержка наблюдается, если слово обозначает цвет, отличный от цвета краски (слово „оранжевый“ напечатано голубой краской); при совпадении значения слова и названия цвета краски происходит уменьшение латентного времени по сравнению с латентным временем называния нейтральных изображений;

7. Закон Рикко — закономерность, открытая в 1877 г., согласно которому такие характеристики порогового раздражителя, как его яркость и угловая площадь, находятся в обратно пропорциональной зависимости. Этот закон действенен для световых раздражителей с небольшими угловыми размерами. В качестве его механизма указывается нервная суммация раздражителей, за счет которой происходит настройка глаза к восприятию света малой интенсивности;

8. Закон Стивенса — модификация основного психофизического закона, согласно которой между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует а не логарифмическая, как у Фехнера, а степенная зависимость: Y = k * S в степени n, где Y — субъективная величина, ощущение; S — стимул; n — показатель степени функции; k — константа, зависящая от единицы измерения. При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0,3, для электрического удара — 3,5;

9. Закон Тальбота — закономерность, согласно которой видимая яркость источника прерывистого света при достижении частоты слияния световых мельканий становится равной яркости непрерывного света, имеющего те же значения светового потока;

10. Закон Фехнера, согласно которому величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя;

13. Закон Бардина о различимости стимулов;

14. Закон Бугера-Вебера о постоянстве отношения прироста интенсивности и исходной интенсивности;

15. Закон Бунзена—Роско о константности произведения пороговой интенсивности на время воздействия стимула;

16. Закон Вебера-Фехнера о константности отношения дифференциального порога к фоновой интенсивности стимула;

17. Закон Витгенштейна-Роша о наличии типичных членов класса в границах любого класса при их классификации.

 

ВОТ И ВСЕ.

 

ИЛИ ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО ДИАЛОГА? J

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: