Голубые тени Серебряного века 1 глава




Игорь Семенович Кон.

Любовь небесного цвета

СОДЕРЖАНИЕ ОБ АВТОРЕ 3 ПРЕДИСЛОВИЕ 4

ВЛЕЧЕНЬЕ, РОД НЕДУГА 6

Как вас теперь называть? 6 Загадка природы 8 Гомо=, гетеро= или би? 18

ЛЮДИ В ИСТОРИИ 26

Сексуальности, культуры и религии 26 Античная педерастия 39 Неназываемый порок 47 "Любовь, не смеющая назвать себя" 57 Выход из подполья 78

ДЫМ ОТЕЧЕСТВА 89

Был ли гомосексуализм на святой Руси? 89 Голубые тени Серебряного века 98 Под сенью уголовного кодекса 108 Свобода - для чего? 113

В ПОИСКАХ СЕБЯ 119

"Я не такой, как другие" 119 Чувственность и любовь 124 Открытие Я 132

СТИЛИ ЖИЗНИ И ЦВЕТА ЛЮБВИ 139

Типы и личности 139 Секс, любовь и фантазия 144 Возрастные предпочтения и каноны красоты Однополые семьи 172

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ 183

ОБ АВТОРЕ Игорь Семенович Кон родился 21 мая 1928 года в Ленинграде. Окончилисторический факультет Ленинградского Пединститута имени А.И. Герцена (1947)и две аспирантуры, по новой истории и по философии (1950). Кандидатисторических наук (1950), кандидат философских наук (1950), докторфилософских наук (1960), профессор (1963), академик Российской Академииобразования (1989), почетный профессор Корнелльского университета (1989),доктор honoris causa университета Серрей (1992). Работал в Вологодском пединституте (1950-1952), Ленинградскомхимико-фармацевтическом институте (1953-56), Ленинградском Гос. Университете(1956-1967), Институте философии АН СССР (1976-68), Институте конкретныхсоциальных исследований АН СССР (1968-1972), Институте общественных наук(1972-1974). С 1975 - главный научный сотрудник Института этнологии иантропологии РАН. Занимался исследовательской и преподавательской работой вряде ведущих университетов США и Европы. Области научных интересов - философия и методология истории, историясоциологии (основатель и первый президент Исследовательского комитета поистории социологии Всемирной социологической ассоциации), этика, социальнаяи возрастная психология, теория личности, антропология и социология детстваи юности, сексология. Автор свыше 40 книг и 300 статей, многие из которыхпереведены на иностранные языке. Ответственный редактор ряда коллективных трудов и серийных изданий("Словарь по этике", "Этнография детства" и др.). Член несколькихмеждународных научных сообществ и академий (International Academy of SexResearch; European Association of Experimental Social Psychology;International Sociological Association; Polish Academy of Sex Research;Deutsche Gesellschaft fur Sexualforschung; European Association forAdolescent Psychology и др) и редакционных советов ряда научных журналов("Человек", "Archives of Sexual Behavior," "Zeitschrift furSexualforschung," "Journal of Homosexuality", "Journal of the History ofSexuality", "Childhood", "Current Sociology", "Sexualities", "Men andMasculinities").

ПРЕДИСЛОВИЕ

В мае 1998 года Всероссийский центр изучения общественного мнения(ВЦИОМ) провел очередной репрезентативный экспресс-опрос 1600 россиян. Вчисле других вопросов был такой: "Люди по-разному относятся к гомосексуалистам и лесбиянкам. Как вылично думаете, гомосексуализм, в основном, это..." Пять вариантов ответовраспределились так (в процентах): 1. болезнь или результат психической травмы -33.1 2. распущенность, вредная привычка - 35.1 3. сексуальная ориентация, имеющая равное с обычной право насуществование - 18.3 4. признак особой одаренности, таланта - 0.5 5. затрудняюсь ответить - 12.9 А какой вариант ответа выбрали бы лично Вы, уважаемый читатель? И ещеодна просьба. Я нисколько не сомневаюсь, что в вашем сексуальном поведении ивоображении никогда не было ничего странного, запретного или подозрительного. Но попробуйте, в интересах науки, мысленно ответить на несколько элементарных вопросов. 1. В чем причина вашей гетеросексуальности, почему вы любите людейпротивоположного пола? 2. Когда и почему вы решили, что вы гетеросексуальны? 3. Не является ли ваша гетеросексуальность только преходящей стадиейразвития, из которой вы еще можете вырасти? 4. Не является ли ваша гетеросексуальность следствием невротическогостраха перед людьми собственного пола? Может быть вы просто боитесь илиненавидите их? 5. Если вы никогда не занимались любовью с человеком собственного пола,откуда вы знаете, что это вам не нравится? Может быть вам просто нуженхороший однополый партнер? 6. Знают ли ваши родители, друзья и знакомые, что вы гетеросексуал, икак они реагируют на это? 7. Почему вы стремитесь демонстрировать свою гетеросексуальностьдругим? Разве нельзя просто быть самим собой, не показывая этого окружающим,которым ваша сексуальная ориентация может не нравиться? 8. Почему гетеросексуалы придают такое большое значение сексу и.стараются вовлечь в свой образ жизни других? 9. Абсолютно точно известно, что подавляющее большинство совратителейдетей и подростков - гетеросексуалы. Можно ли, несмотря на это, доверятьдетей гетеросексуальным учителям и воспитателям? 10. Что именно мужчины и женщины делают друг с другом в постели? Притакой большой анатомической разнице полов, откуда вы знаете, как лучшедоставить удовольствие друг другу? 11. Несмотря на то, что общество всячески поддерживает институт брака,число разводов неуклонно растет. Почему гетеросексуальные отношения такнепрочны и неустойчивы? 12. Учитывая угрозу перенаселения, как могло бы человечество выжить,если бы все люди были гетеросексуальными? 13. Можете ли вы доверять объективности гетеросексуальных врачей ипсихологов? Не кажется ли вам, что они стараются склонить вас на сторонусвоей собственной сексуальной ориентации? 14. Похоже, что счастливых гетеросексуалов очень мало. Есть средства, спомощью которых вы могли бы изменить свою сексуальную ориентацию. Не хотители воспользоваться такой терапией? Ответили? Нет? Почему? Слишком трудно? Вопросы кажутся издевательскими?А ведь "голубым" подобные вопросы задают постоянно. Эта шуточная анкетапросто пародирует стандартные сексологические вопросники. Значит, вам можнообижаться, а им - нет? Где же справедливость? Вопрос о природе сексуальной ориентации интересен и важен не только длягеев и лесбиянок. В течение 60 лет однополая любовь в нашей стране быланеназываемой, за нее наказывали, как за тяжкое уголовное преступление. С1987 года о ней стали писать и говорить, а после изменения уголовногозаконодательства в некоторых кругах она даже стала модной. Но знания это неприбавило и проходящие в средствах массовой информации яростные споры оботношении к гомосексуальности большей частью не основаны на достоверныхфактах. Чтобы восполнить этот пробел, в начале 1998 года я опубликовал большуюкнигу "Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви". Она вызвалабольшой читательский интерес, причем не только среди геев и лесбиянок. Нодля массового читателя эта книга слишком велика, в ней много научныхтерминов, цифр и иностранных слов, да и не каждый человек готов задумыватьсянад сложными теоретическими вопросами. Поэтому, как раньше говорили, "попросьбе трудящихся" я подготовил значительно более короткий, популярный иудобочитаемый вариант книги, рассчитанный прежде всего на молодых людей, атакже на родителей и воспитателей. Помимо основательной стилистическойпереработки книги, я учел появившиеся за это время новые научные данные(сексология развивается очень быстро), а также полученные мною критическиезамечания. На мой взгляд, "Любовь небесного цвета" и "Лунный свет на заре" должнысуществовать параллельно. Тому, кого интересуют общие контуры проблемы,достаточно данной книги. А тому, кому нужен более детальный анализ, включаяспорные вопросы и научную библиографию, придется заглянуть в другую. ВЛЕЧЕНЬЕ, РОД НЕДУГА Как вас теперь называть? Ибо всегда надо постигать не слова, а то, что они обозначают. Климент Александрийский Всем известно, что люди делятся на мужчин и женщин, которых сексуальновлечет друг к другу и в результате их сближения рождаются дети. Но всегда ивезде существовали также индивидуумы, которых такая любовь не удовлетворялаи которые предпочитали иметь сексуальные отношения с себе подобными.. Этот странный, необычный вид любви называли по-разному: "педерастией"(от греческого paides - ребенок, древние греки называли так любовь взрослыхмужчин к мальчикам-подросткам), "содомией" (от упоминаемого в Библии городаСодома), "мужеложством" и т.п. В русском языке в последние десятилетияполучили широкое распространение выражения "голубая любовь" и "голубые"(происхождение этих названий не изучено). Женщин, любящих женщин, в древнемРиме называли трибадами (от греческого глагола "трибейн" - тереть, отсюда ипозднейший термин - трибадизм). В новое время женскую однополую любовь сталиназывать "сапфической" (сафической) или "лесбийской", по именидревнегреческой поэтессы Сафо и острова Лесбос, на котором она жила. С появлением в XIX в. научной сексологии, ученые стали искать дляобозначения однополой любви более строгие и неоценочные термины и в конечномитоге остановились на слове "гомосексуальность". Греческая приставка homo=обозначает сходство, единство, принадлежность к одному и тому же, в отличиеот приставки hetero= ("другое", "иное"). В сочетании с латинским словомsexualis (половой), эти две приставки позволили разграничить сексуальноевлечение к людям собственного (гомосексуальность) или другого,противоположного пола (гетеросексуальность). Затем, с помощью приставки bi=("два", "оба"), появился термин бисексуальность. Гомосексуальность -сексуальное влечение к представителям собственного пола, гетеросексуальность- к представителям противоположного пола, а бисексуальность - смешанноевлечение, объектами которого одновременно или попеременно могут быть имужчины, и женщины. Если это влечение является более или менее постоянным иустойчивым, его называют сексуальной ориентацией. Если же индивид колеблетсяи имеет возможность выбора, употребляется более мягкий термин - сексуальноепредпочтение. Между прочим, в русском языке смысловое, семантическое неравенство"гомо" и "гетеро" выражено сильнее, чем в английском, французском инемецком. Употребляемый в тех языках термин "гомосексуальность" имеет точныйаналог в "гетеросексуальности". Слово "гомосексуализм" звучит сильнее,потому что "гетеросексуализма" не бывает, а всякий "изм" - что-то странное иподозрительное. То же самое - с окончанием "ист". По-английски ипо-французски можно сказать о человеке, что он гомосексуал илигетеросексуал, прилагательное и существительное выражаются одним и те жесловом. В русском языке есть только слово "гомосексуалист","гетеросексуалистов" нет. Одно только безобидное окончание - и ужедискриминация! Однако сами люди не всегда называют себя так, как это принято в науке,особенно если в слове содержится какой-то отрицательный оттенок. Чтобыпреодолеть оскорбительную "медикализацию" своего состояния,западноевропейские и американские гомосексуалы в 1950-х годах нашли себедругое самоназвание - "гей" (gay). Буквально это слово по-английски значит"веселый", но не только это. В провансальском наречии XIII - XIV вв., наязыке трубадуров, оно обозначало куртуазную рыцарскую любовь, котораянередко была однополой, а также искусство поэзии и любви. В Англии XVII в.слово gay обозначало легкомысленного повесу - плейбоя, а применительно кженщинам (несколько позже) - проститутку (женщина легкого поведения ="веселая женщина"). В начале XX в. слово "гей" стало кодовым словоманглийской гомосексуальной субкультуры, а затем перекочевало в США, где изжаргонного обозначения мужской гомосексуальности превратилось в ееполитический и идеологический символ. "Гей" (это прилагательноеупотребляется и как существительное) - не просто мужчина, любящий мужчин, аноситель особого самосознания, член соответствующей субкультуры, общины илиорганизации, борец за свои гражданские права и т.д. В начале 1990-х годовэто слово получило распространение и в России. Эмоциональная нагрузка слова зависит не столько от его происхождения,сколько от того, кто и в каком контексте его употребляет. Одно из самыхоскорбительных английских жаргонных названий гомосексуала - queer (буквально- кривой, странный, извращенный, фальшивый), в противоположность straight(прямой, нормальный; российские геи называют гетеросексуалов "натуралами").В 1990-х годах некоторые американские геи-активисты стали демонстративноназывать себя квирами, подчеркивая, что не только не стыдятся своейсексуальной ориентации, но гордятся ею. В отличие от слова "гей",относящегося только к мужчинам, "квир" обозначает также и лесбиянок. Но длямногих геев слово "квир" категорически неприемлемо. В России его мало ктознает. Еще одна терминологическая новация - слово "лесбигей", подчеркивающееобщность геев и лесбиянок и имеющее преимущественно политический оттенок.

Загадка природы

Биология человека - не столько научная дисциплина, сколько определенная точка зрения на самое интересное из животных. Питер Медовар Какова природа однополой любви, откуда она берется и зачем она нужна? Как говорилось в знаменитом когда-то "списке замученных очепяток","наука имеет много гитик", и каждая этих гитик живет своей собственнойбогатой внутренней жизнью. Но любые задаваемые наукой вопросы (ответов онаможет и не давать) так или иначе связаны с реальной жизнью общества. Вообразите себе страну по имени Зомния, жители которой очень озабоченытем, как люди спят: на спине (их называют "спинниками") или на животе (ихназывают "животниками"). Большинство жителей Зомнии считаются "животниками",а тех, кто спит или подозревается в том, что спит на спине, до недавнеговремени преследовали и дискриминировали. Большинство зомнийцев верят, что"спинников" можно узнать по внешнему виду и поведению: у них жесткаявыправка и темная кожа, они вспыльчивы и агрессивны. Зомнийские ученые ипсихиатры изучают, что именно делает людей "спинниками". Одни утверждают,что спинность предопределена генетически, другие - что она зависит ототношений с родителями, третьи - что она связана с питанием в периодполового созревания. Некоторые открытые "спинники" начали борьбу сдискриминацией и диффамацией и добились в этом определенных успехов,повлияв, в частности, на науку. Историки обнаружили, что некоторыевыдающиеся зомнийцы прошлого были тайными "спинниками". Это помогло"спинникам" добиться политического статуса "этнического меньшинства", хотябольшинство зомнийцев по-прежнему относится к ним недоброжелательно. Предположим, вы приехали в Зомнию и должны высказаться по поводу этихспоров. Ваша первая реакция - сказать, что такая классификация смехотворна,дискриминация людей в зависимости от их позы во сне безнравственна, а любыетеории происхождения "спинности" ненаучны. Но может быть привычка спать наспине или на животе действительно имеет генную природу? Тогда зомнийскиетеории могут иметь значение и для нас. То, что у нас нет понятий "спинников"и "животников", само по себе не опровергает зомнийских теорий. Не так же лиобстоит дело с сексуальной ориентацией? Сочинителю этой притчи американскому философу Эдуарду Стайну можновозразить: в какой позе люди спят, неважно, тогда как с кем они спят, оченьдаже важно. Но ведь это тоже - смотря для кого и когда. Вопрос, креститьсяли двумя или тремя перстами, в свое время вызвал в России церковный раскол.Когда в турпоездке меня поселяют в номере с чужим мужчиной, его сексуальнаяориентация мне безразлична, приставать к постороннему человеку он не станет.Зато если он спит на спине, это сильно повышает вероятность храпа, и привсем моем уважении к храпунам, я предпочел бы другого соседа. Что сделало однополую любовь религиозно-философской, а затем и научнойпроблемой? Люди всегда знали, что любовь и сексуальное удовольствие необязательно связаны с деторождением и имеют самостоятельную ценность. Но невсе религии это признавали. Для антисексуальных культур сексуальное влечениебыло только стимулом к продолжению рода: удовольствие от полового акта - этонаграда за примерное поведение. Влечение к людям собственного пола, как,впрочем, и любые другие формы эротики, не способствующие деторождению,например, мастурбация или оральный секс, выглядели противоестественнымиизвращениями и нарушением божественных установлений. Этот взгляд унаследовала и наука нового времени: "греховное" сталобиологически неправильным, патологическим. Но в отличие от средневековогобогословия, наука задает вопрос "почему?": почему возникает "неправильное"сексуальное влечение, является ли они врожденным или благоприобретенным, каконо сочетается с другими чертами личности и можно ли его исправить? Вначале этим занялись медики, прежде всего - психиатры. Но хотя почтивсе они считали гомосексуальность болезнью, они выводили ее из разныхпричин. Было два альтернативных теоретических подхода (или, как теперьсказали бы, парадигмы). Первый подход, крупнейшим представителем которогобыл выдающийся немецкий ученый Магнус Хиршфельд (1865-1935), считаетнеобычное сексуальное влечение проявлением глубинного органическогонарушения половой принадежности и самосознания субъекта, у которого вмужском теле заключена женская душа (или наоборот). Второй подход, которыйподробно обосновал австрийский психиатр, родоначальник психоанализа ЗигмундФрейд (1856-1939) таких органических нарушений не видит, считая выбор типасексуального объекта продуктом индивидуального опыта. По Хиршфельду, однополая любовь имеет глубокие конституциональные корнив биологическом процессе дифференциации полов. Различия между мужчинами иженщинами фундаментальны, но по-разному проявляются в таких сферах, какрепродуктивные половые органы, другие телесные свойства, сексуальноевлечение и душевные (психические) свойства. В каждом из этих аспектовнеизбежно появляются переходные, промежуточные формы и варианты. Смешанное,отчасти мужское, а отчасти женское строение половых органов даетгермафродитизм, неопределенность телосложения (женоподобный мужчина илимужеподобная женщина) порождает психическую андрогинию (двуполость), когдаиндивид обладает как мужскими, так и женскими психическими чертами, аинверсия (перевернутость) или раздвоенность сексуального влечения порождаютсоответственно гомо= и бисексуальность. Иными словами, гомосексуальность -проявление феминизации мужчин и маскулинизации женщин, но гомосексуалы илесбиянки, подобно "нормальным" людям, индивидуальны, каждый из них"промежуточен" на свой собственный манер и несет в себе "свою собственнуюприроду и свой собственный закон". Хиршфельд, который сам был гомосексуалом,активно боролся за отмену их уголовного преследования. Концепция Фрейда более психологична. В отличие от своихпредшественников и современников, для которых проблематичной была толькооднополая любовь, Фрейд подчеркивал, что она покоится на тех же самыхпсихофизиологических основаниях, что и разнополая. Все люди изначальнобисексуальны, "способны на выбор объекта одинакового с собой пола ипроделывают этот выбор в своем бессознательном. Больше того, привязанностилибидонозных чувств к лицам своего пола играют как факторы нормальнойдушевной жизни не меньшую, а как движущие силы заболевания большую роль, чемотносящиеся к противоположному полу". Скрытая, латентная гомосексуальностьбольшей частью остается нереализованной и даже неосознанной. "Решающий момент в отношении окончательного полового выбора наступаеттолько после наступления половой зрелости и является результатом целого рядане поддающихся еще учету факторов, частью конституциональных, частьюпривходящих по своей природе". Гомоэротизм - это извращение сексуальноговлечения, возникающее в ходе нормального психосексуального развития врезультате психической травмы. Фрейд никогда не называл гомосексуальность болезнью и даже считалсублимированный гомоэротизм важным источником и компонентом дружескихотношений, альтруизма и любви к человечеству: "Именно явные гомосексуалы исреди них в первую очередь те, кто не позволяет себе выхода в чувственныхактах, отличаются особенно активным участием в общих интересах человечества,интересах, которые сами возникли из сублимации эротических инстинктов". Но,признавая правомерность и даже социальную благодетельность сублимированногогомоэротизма, Фрейд не видел счастливого исхода для реализованнойгомоэротики. Отвечая на письмо одной американской матери по поводупредполагаемой гомосексуальности ее сына, он писал: "Спрашивая меня, могу ли я помочь, думаю, что Вы имеете в виду, всостоянии ли я устранить гомосексуальность и заменить ее нормальнойгетеросексуальностью. Отвечу, что в общем мы не можем этого обещать. В рядеслучаев нам удается развить захиревшие было зародыши гетеросексуальныхустремлений, имеющихся у каждого гомосексуала. В большинстве же случаев этоуже более невозможно. Это - вопрос свойств и возраста пациента. Результатлечения предсказать нельзя. Что же касается пользы, которую психоанализ может принести Вашему сыну,то это другое дело. Если он несчастен, нервозен, раздираем конфликтами,затруднен в отношениях с другими людьми, психоанализ может дать емугармонию, душевное спокойствие, полную эффективность, независимо от того,останется ли он гомосексуалом или изменится". То есть Фрейд не берется изменить сексуальную ориентацию пациента, носчитает возможным преодолеть его невротические симптомы, помочь ему принятьсебя и свою гомосексуальность. Такая позиция соответствует установкамсовременной гуманистической психотерапии, в том числе и психоаналитической. В первой половине XX века спор между Хиршфельдом и Фрейдом былпринципиально неразрешим. Ученые слишком мало знали о биологической природепола и сексуальности, да и философские представления о природе половыхразличий были достаточно примитивными. Перевод проблемы из медицины введение фундаментальных наук о человеке и обществе показал, что она гораздоболее многогранна. Любая древняя мифология так или иначе вращается вокруг вопроса осоотношении и взаимопроникновении мужского и женского начал. И хотя в любоймифологии существуют образы двуполых, андрогинных божеств или первопредков,на первый план обычно выступают их различия и противоположность. Мы говоримо мужском и женском теле, мужских и женских социальных ролях, мужской иженской психологии и характере. Но насколько жестки, велики и универсальныэти различия? В репродуктивном аспекте мужчина и женщина выступают какпротивоположные и взаимодополнительные начала. Однако многие другие половыеразличия выглядят менее определенными, вариативными и даже факультативными. Мужчины и женщины бывают очень разными и по своему физическому облику,и по своим психическим свойствам, и по своим интересам и занятиям, а нашинормативные представления о "мужественности" (маскулинности) и"женственности" (фемининности), хотя и отражают некие биологические реалии,в целом являются не чем иным, как стереотипами общественного сознания. Этоотражается и в языке. "Женственность" и "женоподобие" - не одно и то же, а"мужественность" может быть и вовсе не связана с полом. С появлениемспециальных психологических тестов для измерения маскулинности ифемининности эта проблема стала особенно острой, причем выяснились триважных обстоятельства: 1. конкретные мужчины и женщины обладают разными степенямимаскулинности и фемининности, то-есть могут быть более или менеемаскулинными, фемининными или андрогинными; 2. сами признаки маскулинности и фемининности многогранны и многомерны,"мужское" телосложение может сочетаться с "женскими" интересами и чувствами,и наоборот, причем это зависит от ситуации и сферы деятельности (деловаяженщина может быть нежной в постели, но не в бизнесе); 3. наши понятия о маскулинности и фемининности и соответствующиепсихологические тесты покоятся не на строгих аналитических теориях, а нажитейском здравом смысле и повседневном опыте: мы называем какие-то чертыили свойства женственными, потому что в доступном нам эмпирическом материалеих чаще или сильнее проявляли женщины, но это может зависеть не от биологии,а от среды и воспитания. Происходящие на наших глазах изменения в социальном положении женщинподорвали многие привычные стеореотипы, побуждая ученых рассматривать этиразличия и вариации не как патологические или, как минимум, нежелательныеотклонения от подразумеваемой "нормы", а как нормальные, естественные и вчем-то даже необходимые. До недавнего времени это многообразие относили прежде всего на счеткультуры. Современная наука различает а)биологический, репродуктивный пол,статус индивида как самца или самки, с соответствующим наборомконтрастирующих признаков, и б)социальный пол как совокупностьсоциокультурных и поведенческих характеристик и ролей, определяющих личный,социальный и правовой статус мужчины или женщины в определенном обществе.Социальный пол обычно называют гендером (от латинского gender - род) ипоскольку он включает в себя половую принадлежность (человек признает себямужчиной, женщиной или существом неопределенного пола не только по своейанатомии, но и по соответствующим социальным критериям), эти свойства иотношения, за исключением анатомо-физиологических, часто называют неполовыми, а гендерными (гендерные роли, гендерное разделение труда,гендерные стереотипы и т.д.) Однако научная терминология еще не устоялась,слова "гендер" и "пол", "гендерные роли" и "половые роли", "гендернаяориентация" и "сексуальная ориентация" часто употребляют как синонимы. По образному выражению американского антрополога Кэтрин Марч, полотносится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет - естественные физическиеявления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет - исторические,культурно обусловленные категории, с помощью которых люди произвольногруппируют определенные свойства, придавая им символическое значение. Хотяфизиология восприятия света у людей более или менее одинакова, одни культурытерминологически различают только два или три, а другие - несколько десяткови даже сотен цветов. То же - с полом и гендером. Репродуктивная биологиязнает только два противоположных пола - мужской и женский. Для сексологии,психологии и антропологии этого недостаточно. Но индивидуальные различия нельзя отнести только на счет культуры. Всложной и многоуровневой системе, как половая./гендерная идентичность,неизбежно наличие множества вариаций и вариантов, которые во многомобусловлены генетически. Коль скоро мужская или женская идентичность недается человеку автоматически, при рождении, а вырабатывается в результатедлительного и сложного процесса половой или гендерной социализации,"типизации" или "кодирования", активным участником которого является самсубъект, принимая или отвергая предлагаемые ему/ей социальные роли и моделиповедения, возможны даже случаи перекодирования или "перестановки" гендернойидентичности с мужской на женскую или наоборот. В просторечии это называетсяпеременой или сменой пола. Состояние, когда индивид не может принять данный ему гендерный статусмужчины или женщины и испытывает острую неудовлетворенность им, называетсягендерной дисфорией (греческое слово dysphoria означает "непереносимость").Это мучительное состояние может иметь разные причины, внешние проявления,длительность и глубину. Самая глубокая, всеобъемлющая форма гендернойдисфории - трансгендеризм или транссексуализм, когда индивид полностьюотвергает свой гендерный статус и добивается его смены, включаясоответствующую хирургическую операцию, смену паспортного пола и т.д. Вболее мягком варианте индивид не меняет своего анатомического пола, ночувствует себя отчасти мужчиной, а отчасти женщиной и потому в определенныхситуациях нарушает привычные полоролевые границы, например, путемпереодевания (трансвестизм). Наконец, существует множество случаев, когдачеловек не сомневается в своей половой идентичности, но не может"определиться" относительно каких-то ее конкретных аспектов, например,сексуальных, что порождает конфликты в его образе Я. В отличие от гомосексуальности, трансгендеризм - сравнительно редкоеявление, но по мере того, как люди узнают о возможности изменения пола,количество гендерных дисфориков растет. Еще недавно считалось, что одинтранссексуал приходится на 30.000 мужчин и на 100.000 женщин, но по новейшимголландским данным, в этой стране один транссексуал приходится на 11.900мужчин и на 30.400 женщин. Причем, вопреки прежним представлениям, эти людипсихически нормальны, не страдают психозами и другими серьезнымипсихическими расстройствами. При правильной диагностике и лечении, сменапола приносит им облегчение. Из 1275 голландских трансексуалов, сменившихпол с 1975 по 1992 год, сожалеют об этом только пятеро мужчин. Но если даже половая идентичность может быть в некоторых случаях"съемной", что создает множество проблем и трудностей и тем не менее немешает человеку оставаться психически здоровым и социально полноценным, топодавно не следует считать патологией нестандартную сексуальную ориентацию.Если допустить, что сексуальное влечение не направлено на продолжение рода иимеет совсем другие функции - получение удовольствия, достижение психическойинтимности и т.д., то его объект или потенциальный партнер вовсе необязательно должен быть существом другого пола. Да и индивидуальных вариацийв сексуальной жизни гораздо больше, чем в репродуктивном поведении. Современная биология считает, что склонность или предрасположенность кгомосексуальности имеет свои биологические предпосылки, но эти предпосылки,как и их последствия, могут быть разными. Прежде всего это касается самого понятия "гомосексуального поведения".Хотя оно не является чем-то исключительным, характерным только для человека,но имеет аналоги в поведении животных, ученые различают несколько разных еготипов. 1. Ситуативно-обусловленные действия. Однополые животные иногдапытаются спариваться друг с другом просто потому, что не могут распознатьистинный пол потенциального сексуального объекта. Например, лягушки и жабыне могут определить пол другой особи на расстоянии, активный самецнаскакивает на любую движущуюся особь своего вида. Самка отреагирует натакое поведение рецептивно, тогда как самец стряхнет с себя "насильника".Быки и жеребцы в состоянии возбуждения нередко наскакивают даже нанеодушевленные предметы, но это чаще всего происходит в отсутствие самки,при появлении которой его внимание сразу же переключается на нее. Устойчивойсексуальной ориентации или предпочтения здесь нет. 2. Генетически обусловленное поведение. Нарушение генетического кода урыб и лягушек приводит к тому, что генетические самцы ведут себя как самки,и наоборот. Особенно интересны в этом плане исследования на дрозофилах.Самцы дрозофил, как и многих других, а возможно - всех биологических видов,распознают самок по выделяемым ими пахучим веществам, феромонам. Уловивжеланный запах, самец автоматически выполняет последовательную сериюопераций: устанавливает местоположение самки, следует за ней, поет, лижет ипытается спариться. Самец, в свою очередь, выделяет другое пахучее вещество,отталкивающее от него других самцов. Пересадив дрозофилам особыйген-трансформатор, ученые вывели популяцию самцов с феминизированнойсистемой обоняния. Не улавливая специфических "мужских" запахов, такие самцы"ухаживали" за всеми особями подряд, независимо от пола. Однако безразличиек полу потенциального партнера - не синоним гомосексуальности, тут нетособого "предпочтения". Нарушение генетического кода у животных обычноизменяет не только их сексуальность (с кем и как они спариваются), но все ихполодиморфическое поведение. 3. Поведение, имеющее социально-знаковый характер. За имитированиемспаривания однополыми животными нередко стоят иерархические отношениягосподства/подчинения: доминантный самец или самка выполняют маскулинную, аболее слабый партнер - фемининную, женскую роль. У некоторых обезьяндемонстрация эрегированного члена другому самцу - знак агрессии или вызова.Если самец, которому адресован такой жест, не примет позы подчинения, онподвергнется нападению. В стаде существует жесткая иерархия, кто кому можетпоказывать член, которая служит более надежным показателем статуса и рангаотдельных животных, чем даже последовательность приема пищи. Сходные знаки ижесты существуют у павианов, горилл и шимпанзе. В одной из экспериментальныхгрупп, вожак показывал свой член всем прочим животным, остальные самцыделали это строго по рангу, а самый последний, всеми обижаемый самец покличке Эдгар мог себе позволить такое поведение только от отношению к людям- от сородичей за это попадало. Механизм передачи этой знаковой системыочень прост: пока детеныш мал, на его эрекции никто не обращает внимания, нокак только он вступает в пору полового созревания, взрослые самцывоспринимают его эрегированный член как жест вызова и жестоко бьютподростка, который таким образом усваивает значение этой физиологическойреакции и учится контролировать ее. "Отпугивающая" сила эрегированного членаиспользуется и для защиты от внешних врагов. У павианов и зеленых обезьян вАфрике, пока стадо отдыхает или кормится, караульные самцы сидят на видныхместах, расставив ноги и демонстрируя миру свои частично эрегированные членыи как бы предупреждая чужаков не тревожить стадо. Эта информация весьмасущественна для понимания филогенетических истоков широко распространенных ународов мира древних фаллических культов и обрядов, пережитки которыхсохраняются и в современном языке и жестах (например, показывании кукиша,выражении "пошел ты на..." и т.п.). Но ничего специфически гомоэротическогов этом поведении нет. 4. Похожее на мастурбацию трение однополых животных друг о друга илиимитация спаривания в контексте игрового, социального и эмоциональногообщения. Чаще всего это делают животные, которые вместе выросли. У обезьян"подставление" нередко служит своеобразным жестом примирения после ссоры:мол, не сердись, я на все согласен. Выросшие вместе и связанные взаимнойпривязанностью молодые животные нередко "подставляются" или наскакивают другна друга. То же самое происходит в состоянии аффекта. В момент сильноговолнения самец шимпанзе может прижаться к другому самцу и даже взобраться нанего, но этот контакт, как правило, не сопровождается интромиссией. 5. Сексуально-эротическое поведение, когда животные явно предпочитаютсексуальные игры и действия с особями своего собственного пола, даже вприсутствии особей противоположного пола. Такое поведение нередконаблюдается среди дельфинов и среди обезьян. В зависимости от вида и средыобитания, однополые сексуальные контакты практикуют либо только самки либоособи обоих полов, исключительно "мужская" гомосексуальность приматологамнеизвестна. Такое поведение чаще всего наблюдается у незрелых животных и ономожет быть несвязано с иерархическими отношениями господства и подчинения. Таким образом, "гомосексуальное" поведение в животном мире не являетсячем-то единым. Но с точки зрения эволюционной биологии, любая повторяющаясяформа поведения должна иметь какую-то приспособительную, эволюционнуюфункцию. Продолжению рода гомосексуальное поведение явно не способствует.Может быть его функция состоит в том, чтобы уменьшать внутригрупповуюсоциальную напряженность и сексуальное соперничество? У многих животныхмолодые самцы, достигнув половой зрелости, еще долго не могут получитьдоступ к рецептивным самкам. Квазисексуальные контакты с особямисобственного пола уменьшают их сексуальную фрустрацию, а тем самым ивнутригрупповую напряженность. Кроме того, неучастие в процессе размножениякакой-то, заведомо небольшой, части популяции, численность которой,возможно, генетически запрограммирована, уменьшает угрозу перенаселения ивнутригруппового соперничеств


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: