Голубые тени Серебряного века 2 глава




Все люди - евреи, только не все об этом знают. Бернард Маламуд Безумие... - понятие достаточно зыбкое, и люди мещанского складапроизвольно орудуют им, руководствуясь сомнительными критериями. Границуразумного они проводят наспех и очень близко от себя и своих пошлыхубеждений, а все, что находится за нею, объявляют сумасшествием. Томас Манн В том же направлении, что и биология, указывают и науки о поведении. Родоначальник статистических исследований сексуального поведенияамериканский энтомолог Альфред Кинзи (1894-1956) с группой сотрудниковобобщил данные о сексуальности опрошенных 20 тысяч американцев по двумшестибальным шкалам. Первая шкала фиксировала сексуальное поведение(гомо/гетеросексуальность): на одном ее полюсе стояли исключительногетеросексуальные индивиды, не имевшие в течение жизни ни одногогомосексуального контакта (0), на другом - исключительно гомосексуальные, неимевшие никакого гетеросексуального опыта (6), а посредине - те, кто имел, вразных пропорциях, как гетеро=, так и гомосексуальные контакты. Вторая шкалаточно таким же образом измеряла эротические чувства (гомо/гетероэротизм)испытуемых. Статистика Кинзи ошеломила Америку. Оказалось, что 48% опрошенныхмужчин имели в своем жизненном опыте хотя бы один гомосексуальный контакт,причем 37% из них испытали при этом оргазм (семяизвержение). 25% мужчинимели между 16 и 55 годами несколько гомосексуальных контактов, 18% имели втечение по крайней мере трех лет одинаковое число гомо= и гетеросексуальныхконтактов, 10% вели исключительно гомосексуальную жизнь не менее трех лет, а4% - всю жизнь. Из опрошенных женщин 25% признали, что хотя бы однаждыиспытывали эротические чувства к другим женщинам, 19% имели до 40 лет хотябы один гомосексуальный контакт, в том числе 13% - с оргазмом; исключительногомосексуальную жизнь вели 1% женщин. Людям было, о чем задуматься. Во-первых, гомосексуальные отношения игомоэротические чувства оказались значительно более массовыми, чем былопринято думать. Во-вторых, сексуальное поведение и эротические чувства оченьчасто не совпадают, человек хочет одного, а делает другое, причем егожелания и поведение могут быть разными на разных стадиях его жизненногопути. В-третьих, между гомо= и гетеросексуальностью не обнаружилоськитайской стены, это не разные сущности, а полюсы одного и того жеконтинуума, так что разных индивидов можно сравнивать по степени ихгетеро/гомосексуальности, а чувства и поведение одного и того же человекасплошь и рядом противоречивы, неоднозначны. Это вызвало жаркие споры о том, что считать "нормой" сексуальногоповедения и где же находится граница между количественными вариациями, впределах подразумеваемой нормы, качественными отклонениями, девиациями, скоторыми связаны какие-то социальные или психические проблемы, и опасныминарушениями, которые в медицине принято называть патологией. Отчеты Кинзи способствовали "нормализации" гомосексуальности вобыденном сознании: если так поступают многие, значит это не так страшно! Ностатистическая распространенность какого-то явления вовсе не доказывает его"правильности". В каждом обществе есть преступность, уничтожить ееневозможно. Значит ли это, что общество должно отказаться от борьбы с ней,которая только и вводит преступность в определенные рамки? В массовомсознании многие проблемы и цифры упрощались и искажались. Самым большимнедоразумением было приписанное Кинзи заключение, будто каждый десятыйамериканец - гомосексуал. На самом деле Кинзи вообще не разделял людей поэтому признаку, он анализировал только их поведение, которое может быть идействительно является разным не только у разных индивидов, но и на разныхэтапах жизненного пути одного и того же человека. Сексуальное поведение, эротические чувства и признание себя гомо= илигетеросексуалом - вещи принципиально разные. На вопрос "сколько на светегомосексуалов?" вообще нельзя ответить, потому что он некорректно поставлен.Репрезентативные национальные исследования начала 1990-х показывают это ещеяснее, чем данные Кинзи. Среди опрошенных американцев какой-то (хотя бы однократный) опытгомосексуального поведения после достижения 18 лет признали 4.9% мужчин и4.1% женщин; со времени своего сексуального созревания гомосексуальныеконтакты имели 9.1% мужчин и 4.3% женщин. Сексуальное желание или влечение клицам своего пола испытывали 7.7% мужчин и 7.5% женщин. Однако в большей илименьшей степени считают себя гомо= или бисексуалами (сексуальнаяидентичность) только 2.8% мужчин и 1.4% женщин. Среди опрошенных англичан, наличие гомосексуального опыта в течениежизни признали 6.1% мужчин и 3.4% женщин, но в прошлом году однополыеконтакты имели только 1.1% и 0.4%, а исключительно гомосексуальными призналисебя лишь 1% мужчин и 0.3% женщин. Во Франции наличие гомосексуального опыта в течение жизни признали 4.1%мужчин и 2.6% женщин, в последние 5 лет - 1.4% и 0.45, в последние 12месяцев - 1.1% мужчин и 0.3% женщин. Любопытно, что женщины чаще мужчинпризнают наличие у себя гомоэротических желаний, (6.6% против 4.6%), афизических гомосексуальных контактов у них значительно меньше. Возможно, что данные больших национальных опросов занижены: люди нелюбят признаваться в неодобряемых обществом поступках, особенно если ониимели место в прошлом; глубинные интервью, которые проводил Кинзи, былигораздо более доверительными. Но дело не в абсолютных цифрах. Большоепреимущество репрезентативных национальных опросов в том, что онивысвечивают социальные параметры сексуальной ориентации, которых сексологимогут не замечать. Например, среди мужчин, проживающих в 12 самых больших городах США,геями или бисексуалами считают себя свыше 9%; в следующих 88 по численностинаселения городах эта цифра снижается до 4.2%, в небольших городах - до 2%,а в сельских местностях меньше 1%. Сходная тенденция, хотя не столь резковыраженная, существует и у женщин. Это явно имеет не биологические, асоциальные причины. В большом городе человеку легче найти подходящую среду ипотенциальных сексуальных партнеров, проверить и осознать собственныеэротические предпочтения. Причем среда, в которой человек рос и воспитывалсядо 14 лет, влияет на формирование его сексуальной ориентации значительносильнее, чем та, в которой он живет потом. Такую же дифференцирующую роль играет образование. Среди американцев суниверситетским образованием вдвое больше мужчин и в 8 раз больше женщинсчитают себя гомосексуалами, чем среди тех, чье образование ограничилосьсредней школой. Почему? Образованные люди больше сексуальноэкспериментируют? Или откровеннее говорят о себе? Или сказывается болеетерпимая семейная среда их детства (высшее образование - явление классовое)?Или сама жизнь в университетском кампусе, без родительского контроля,благоприятствует сексуальному экспериментированию? Каждая из этих гипотез (имногие другие) имеет право на существование и может быть научно проверена,доказана или опровергнута, но самый факт социальной дифференциации сомнениюне подлежит. Поскольку сексуальная ориентация многомерна, а сексуальные предпочтенияпорой изменчивы и текучи, далеко не все люди могут однозначно определитьсвою сексуальную идентичность. Чтобы убедиться в этом, попробуйте заполнитьРешетку Сексуальной Ориентации Клайна [РСОК]. Таблица 1. Решетка сексуальной ориентации Клайна Качество Прошлое Настоящее Идеал Сексуальные влечения Сексуальное поведение Сексуальные фантазии Эмоциональные предпочтения Социальные предпочтения Стиль жизни Самоидентификация В ней семь автономных параметров. 1. Сексуальные влечения (гетеро/гомоэротизм) - лица какого пола васбольше возбуждают, привлекают в качестве потенциальных сексуальныхпартнеров. 2. Сексуальное поведение (гетеро/гомосексуальность) - каков пол вашихреальных сексуальных партнеров, с кем вы целовались, обнимались и совершалидругие сексуальные действия. 3. Сексуальные фантазии - людей какого пола вы преимущественновоображаете в своих эротических мечтах и при мастурбации. 4. Эмоциональные предпочтения (гетеро/гомофилия) - с кем выпредпочитаете дружить, поддерживать интимные личные отношения, изливатьдушу. 5. Социальные предпочтения (гетеро/гомосоциальность) - с лицами какогопола вы предпочитаете общаться, совместно работать, проводить свободноевремя. 6. Стиль жизни предполагает вопрос, проводите ли вы свое свободноевремя преимущественно в обществе гетеро=, гомо= или бисексуальных людей. 7. Самоидентификация отражает вашу сексуальную идентичность, считаетели вы себя гомо=, гетеро= или бисексуалом. Каждое из этих качеств фиксируется в трех временных измерениях - впрошлом (5 лет назад), в настоящем (за последний год) и в идеальном,желательном будущем. Чтобы измерить свою сексуальную ориентацию, скопируйте решетку Клайна изаполните каждую из 21 ячейки цифрами от 0 до 6. 0 - означает, что ваше сексуальное влечение, поведение, фантазии и т.д.были, есть или должны быть в идеале направлены исключительно на людейпротивоположного пола; 1 - что они направлены главным образом на лиц противоположного, ноиногда и своего пола; 2 - что в вашем эротическом воображении и т.п. преобладают лица другогопола, но представители своего пола также играют заметную роль; 3 - что ваши влечения, сексуальные контакты и т.п. разделены примернопоровну между лицами другого и своего пола; 4 - что в них преобладают лица своего пола, но люди другого пола такжеиграют важную роль; 5 - прямая противоположность 1; 6 - что ваши влечения, поведение и т.п. направлены исключительно на лицсобственного пола. Поскольку эта шкала не предусматривает полной асексуальности, если увас нет никаких сексуальных влечений, поведения или фантазий, сделайте всоответствующей графе пробел [-]. Ваши показатели по разным шкалам наверняка окажутся неодинаковыми.Можете подсчитать их отдельно, сложив свои баллы по 3 колонкам и затемразделив итог на 3. Чтобы вычислить общий балл своейгетеро/гомосексуальности, сложите все показатели по всем графам и разделитеитог на общее число заполненных граф (21 или меньше). Не смущайтесь, еслирезультаты окажутся противоречивыми: научные категории условны, а нашичувства сплошь и рядом неоднозначны. Сделали? Отлично. Даже если вы неузнали ничего нового о своей сексуальности, вы выяснили, что определить, какговорили когда-то советские социологи, "кто есть who", не так-то просто,даже применительно к себе. А ведь есть еще вопросы "почему", "зачем", "где","как", "кто виноват" и "что делать". Самый сложный вопрос теории сексуальной ориентации - проблемабисексуальности. Понятие это крайне неопределенно. По Фрейду,бисексуальность - всеобщее явление, свойственное всем людям. Это оченьудобная позиция, с ней трудно не согласиться. Но она только отодвигаетсложные вопросы. Почему один человек делает гомосексуальный, другой -гетеросексуальный выбор, а третий вообще не выбирает, оставаясь на всю жизньбисексуалом? Когда, в каком возрасте делается этот выбор, настолько онокончателен и необратим и т. д.? Можно заземлить проблему на биологические процессы половойдифференциации, которая допускает, в известных пределах, развитие организмакак по мужскому, так и по женскому типу (иногда это, вслед за Джоном Мани,это называют бипотенциальностью). В этом случае выбор пола предпочитаемогосексуального объекта также выглядит подвижным, текучим и хотя бы отчастизависящим от воспитания. Но здесь также должны быть свои критическиепериоды, по истечении которых ход назад невозможен. Клиника гендернойдисфории показывает, что смена пола имеет достаточно жесткие биологическиеграницы, "сделать" из биологически нормального мальчика девочку не удается.Сексуальная ориентация, конечно, пластичнее половой идентичности иформируется значительно позже. И все же... Не работает и чисто поведенческий подход. В основе шкалы Кинзи лежитпредставление, что разница между гомо= и гетеросексуальностью - толькоколичественная, это полюсы одного континуума. Однако в этом случаесексуальное поведение и чувства подавляющего большинства людей должны бытьбисексуальными, а исключительная гетеросексуальность - быть такой же редкой,как исключительная гомосексуальность. Эта философия импонирует радикальнымтеоретикам гей-движения, которые уверяют, что каждый "натурал", если с нимхорошенько "поработать" (соблазнить, заставить переспать и т.п.), можетобнаружить в себе некую "голубизну". Но те самые аргументы выдвигают сторонники "лечения" гомосексуальности:надо только пробудить в гее подавленное здоровое начало, и он с радостьюстанет "нормальным". На самом деле большинство людей не только не считают себя бисексуалами(они могут просто не знать о такой возможности), но и не экспериментируют вэтом направлении, а люди, имеющие бисексуальный опыт, в большинстве случаеврано или поздно останавливаются на чем-то одном, так что с возрастомжизненные пути и вкусы геев и "натуралов" не сближаются, а расходятся.Некоторые генетики утверждают даже, что среди мужчин, в отличие от женщин,бисексуальность практически не существует. Даже если ограничить понятие бисексуальности сферойсексуально-эротических переживаний, за ним все равно обнаружатся совершенноразные сексуальные сценарии и свойства. В одном случае бисексуальностью называется простая социальная мимикрия,когда гетеросексуальный брак служит прикрытием однополых привязанностей иотношений; если бы такой мужчина имел свободу выбора, он никогда не стал быспать с женщиной (и наоборот). В глазах враждебного общественного мнениябисексуальность выглядит престижнее, чем исключительная гомосексуальность,поэтому соблазн обмануться тут очень велик. Знаменитый английский писатель Сомерсет Моэм в старости признался: "Моясамая большая ошибка заключалась в том, что я воображал себя на три четвертинормальным и только на четверть гомосексуалом, тогда как в действительностивсе было наоборот". В другом случае это заведомо временное и преходящее сексуальноеэкспериментирование, чаще всего - в период подростковой гиперсексуальности,когда мальчик возбуждается по любому поводу и еще не знает, что его влечетбольше. В третьем случае это групповой секс, когда тела сплетаются друг сдругом в любых сочетаниях, а половые различия практически утрачиваютзначение. В четвертом случае налицо некая "специализация" эмоциональныхпривязанностей и сексуальных позиций, например, молодой человек одинаковоохотно спит и с мужчинами и с женщинами, но с женщиной он обязательно долженбыть "сверху", а с мужчиной - "снизу". Есть и такие люди, которые вообще не уверены, что или кто им большенравится: Когда вы обнимаетесь у меня на глазах, Я никак не могу решить, на чьем месте хотела бы оказаться. (Лия Абеляр) Ситуативная бисексуальность особенно часто встречается в богемнойсреде. Вуди Аллен как-то сказал своему бисексуальному продьюсеру: "Что бы ниговорили о бисексуальности, у тебя на 50 процентов больше шансов найтипартнера на субботнюю ночь". Знаменитый бабник художник Ларри Райверс в молодости имел такженесколько связей с мужчинами, включая поэта Джона О'Хару, и нисколько несмущался этим: " В двадцать семь лет гомосексуальный акт был для меняприключением, вроде того, как попробовать новую позицию с женщиной; я былнастолько уверен в своей гетеросексуальности, что мог позволить себе бытьгомосексуалом". Киноактер Джеймс Дин, которого один из его любовников назвал"мультисексуалом", на прямой вопрос ответил: "Конечно, я не собираюсьпрожить всю жизнь с одной рукой, привязанной к спине". А писатель Гор Видал сказал, что он "трисексуал": "Когда я был молод,даже неохраняемая дыня не была в моем обществе в безопасности". Вряд ли за этим стоит какой-то единый сексуальный сценарий. Что жекасается людей, для которых бисексуальность - более или менее постоянныйстиль жизни в течение нескольких лет, то хотя по большинствусоциодемографических и психосексуальных свойств они стоят посредине междугетеро= и гомосексуалами, они обычно больше тяготеют к тому или другомуполюсу. Многие из них (около 30%) в дальнейшем "мигрируют" в сторонугомосексуальности, а некоторые, наоборот, становятся гетеросексуалами. Можно ли "вылечить" гомосексуальность? В 1950-60-х годах это пыталисьделать медики самых разных специальностей. Однако ни хирургические, нигормональные, ни психотерапевтические, ни комплексные методы "коррекции"себя не оправдали. Попытки долгосрочной психологической "коррекции"сексуальной ориентации также оказались неэффективными. В настоящее время наЗападе "лечить" гомосексуальность берутся преимущественно безграмотныерелигиозные проповедники и шарлатаны. Американская психиатрическаяассоциация еще в 1973 г. исключила гомосексуальность из своего перечняпсихических болезней. В разделе "неспецифических сексуальных расстройств"остается лишь "постоянное и выраженное беспокойство по поводу своейсексуальной ориентации". Общая позиция мировой медицины, включая психиатрию, зафиксированная вдиагностическом справочнике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)(имеется ее русский перевод), состоит в том, что гомосексуальность неявляется болезнью и не подлежит "лечению". Американская психологическаяассоциация опубликовала даже официальные директивы, настоятельно рекомендуясвоим членам не участвовать в подобных действиях, поскольку они не имеют подсобой научной базы и могут нанести существенный вред клиентам. Это не значит, что геи и лесбиянки, как и представители другихсексуальных ориентаций, не нуждаются в психологической илипсихотерапевтической помощи. Принадлежность к дискриминируемому меньшинствунередко порождает у людей психологические проблемы и трудности, да и самосексуальное самоопределение зачастую неоднозначно. Квалифицированныйпсихолог или психотерапевт может помочь людям разобраться в своих проблемах,не принимать поспешных и рискованных решений, восстановить подорванноесамоуважение и т.д. Но все это должно быть сугубо добровольным ииндивидуальным. К сожалению, до российской медицины новые идеи о гомосексуальностидоходят очень медленно. В 1980-х годах советские сексопатологи не только несомневались в том, что гомосексуальность - болезнь, но и брались, ни много,ни мало, осуществить "перестройку личности" с помощью... аутогеннойтренировки. В справочнике по сексопатологии 1990 года гомосексуализмпо-прежнему определяется как "патологическое влечение", возникающее врезультате нейроэндокринных нарушений, а также внушения "родителями ивоспитателями неприязненного отношения к противоположному полу". Хотя летом 1999 г. российская психиатрия, наконец, официально исключилагомосексуализм из списка диагнозов и приняла классификацию, принятую ВОЗ,многие отечественные психиатры, отчасти по невежеству, а отчасти продолжаятрадиции советской репрессивной психиатрии, признававшей "патологическими"любые индивидуальные особенности, не вписывавшиеся в официальный канон"советского человека", и сегодня считают однополую любовь опасным "половымизвращением", нагнетая в обществе страх и нетерпимость. Эта точка зренияпредставлена и в многих популярных книгах по сексологии (например, всочинениях Дили Еникеевой). Помогать обращению геев и лесбиянок в"правильную" веру охотно берутся также священники, самопровозглашенныенародные целители, психоаналитики и даже предприимчивые журналисты. Некоторые интеллигенты думают, что "депатологизация" и декриминализациягомосексуальности - результат политического давления и лоббированиявлиятельной международной "гомосексуальной мафии". На самом деле за этимстоят глобальные сдвиги в мировой культуре, прежде всего - общее изменениеотношения к индивидуальным особенностям в поведении и психике. В архаическомобществе все, что отличалось от общепринятого, вызывало подозрения, страх ижелание это устранить или ограничить. Поучителен в этом отношении пример левшей. На вопрос "Какой рукой выпишете?" девять человек из десяти отвечают "правой", 10 процентов - "левой",но около 30 процентов правшей иногда пишут и левой. Похоже на гетеро=, гомо=и бисексуальность, не правда ли? Многие народы в прошлом считали леворукостьболезненной и опасной (латинское sinister - левый, означает также"неловкий", "неумелый"), левшей считали морально развращенными и приписывалиим связь с дьяволом. В новое время убивать или изгонять левшей стало непринято. Тем не менее обследования в тюрьмах и психиатрических больницах вконце XIX в. "подтвердили", что левши чаще других людей бывают лунатиками,невротиками, имеют преступные наклонности, что среди них больше умственноотсталых, заик, эпилептиков, а также гомосексуалистов.. Врачи, учителя иродители всячески старались подавить в детях это болезненное начало инаучить их пользоваться преимущественно правой рукой. Иногда это получалось,чаще - нет, но всегда причиняло много хлопот и мучений. Сегодня эти тревоги кажутся смешными. Мы знаем, что леворукость связанас особенностями функционирования полушарий головного мозга, причем заведуетею тот же самый отдел гипоталамуса, где, по Хеймеру, расположен "генгомосексуальности". Подобно гомосексуальности, она встречается у мужчинвдвое чаще, чем у женщин, а у гомосексуалов - на 39% чаще, чем у обычныхлюдей. Однако, в противоположность старым байкам, она не сопряжена ни скакими психическими и моральными нарушениями. Переучивать левшей не надо,они и так могут быть кем угодно, даже чемпионами мира по боксу и теннису. Значит ли это, что общество готово или обязано принимать любыеиндивидуальные свойства, особенно если они генетически обусловлены? Ни вкоем случае. Предположим, генетики открыли, что сексуальный маньяк Чикатило- жертва каких-то плохих генов (кстати, это вполне вероятно). Что от этогоизменится? Никакое общество не может позволить сексуальному маньякубеспрепятственно удовлетворять свои желания, поскольку они опасны дляокружающих. Когда научные знания это позволят, таких людей будут лечить,исправляя (если надо - принудительно), их "неправильные" гены. Пока такойвозможности нет, потенциального Чикатило нужно надежно изолировать. Адальтоников и левшей никто не опасается. Может быть это верно и относительно гомосексуалов? Социальное положениеи статус любого сообщества зависят от гражданских и человеческих качествсоставляющих его индивидов. Являются ли "голубые" мужчины и женщиныполноценными членами общества? Соблюдают ли они свои гражданскиеобязанности? Каков их вклад в мировую культуру и цивилизацию? Чтоспособствует и что мешает их социальной интеграции и творческойсамореализации? Чтобы ответить на эти вопросы, придется обратиться кистории. ЛЮДИ В ИСТОРИИ Сексуальности, культуры и религии Где бы мы ни встретили человеческие существа, они всегда удивляются другим людям. Маргарет Мид Многие люди, не знающие истории и этнографии, убеждены в том, чтооднополая любовь - продукт социального и нравственного разложения общества,простые и "естественные" люди ее не знают. На самом деле это влечение иповедение встречается во всех человеческих обществах, однако разные культурыи религии оценивают и конструируют их по-разному. При количественном,статистическом обобщении отношения разных обществ к однополой любви,возникает картина, напоминающая шкалу Кинзи: 1. строго запрещают и наказывают; 2. осуждают; 3. относятся нейтрально; 4. допускают при определенных обстоятельствах; 5. допускают всегда; 6. предписывают при определенных обстоятельствах; 7. одобряют и поэтизируют. Но статистические данные без качественного анализа бессмысленны. Одно ито же общество может в одних ситуациях категорически запрещать однополыйсекс, а в других одобрять и даже предписывать его. Для историка илиантрополога существенны не столько сами по себе запреты и предписания,сколько их социокультурный контекст - чем они мотивированы и как онивыполнялись. Существует несколько наиболее распространенных типов однополыхотношений. 1. Институционализированные (то есть официально принятые культурой иоформленные специальными ритуалами) разновозрастные отношения, чаще всего -между взрослыми мужчинами и мальчиками - подростками. 2. Институционализированные отношения между взрослыми людьми, один изкоторых изменяет при этом свою половую/гендерную идентичность, одежду, родзанятий и т.п.; то есть мужчина социально и символически как бы становитсяженщиной, и наоборот. 3. Институционализированные "профессиональные" отношения, связанные свыполнением определенной социальной или сакральной (религиозной) роли,делающей сексуальную связь с лицами собственного пола обязательными для него(например, священная храмовая проституция). 4. Равноправные и добровольные сексуально-эротические отношения,основанные на индивидуальном влечении людей друг к другу. Разные культурыимеют на этот счет разные представления и нормы, часто неодинаковые дляразных социально-возрастных групп. Например, сексуальные игры и контактымежду мальчиками-подростками считаются нормальным проявлением юношескойсексуальности, на них смотрят сквозь пальцы или даже одобрительно, а такоеже поведение взрослых вызывает настороженность и осуждение. 5. Социально-неравные, иерархические отношения, когда человек болеевысокого социального статуса, обладающий властью или деньгами, сексуальноэксплуатирует бедного и зависимого. Решающее значение имеет при этом не полсексуального партнера (кто с кем спит), а сексуальная позиция (кто кого"трахает"); в равных отношениях это дело индивидуального вкуса. Самая распространенный тип институционализированных мужскихгомосексуальных отношений (однополые отношения между женщинами нигде неинституционализировались и существовали только на бытовом уровне, поэтому мызнаем о них гораздо меньше) - это сексуальные контакты междумальчиками-подростками и взрослыми мужчинами. Многие народы считали ихнеобходимой формой обучения и передачи мальчику силы или мудрости взрослогомужчины и оформляли их специальными ритуалами. Ритуалы инсеминации (осеменения) мальчиков широко распространены ународов Новой Гвинеи и Меланезии. Когда мальчикам папуасского племени самбияисполняется по семь-восемь лет, их отбирают у матерей и помещают в замкнутыймужской мир. Самбия верят, что для того, чтобы созреть и вырасти, мальчикдолжен регулярно пить мужское семя, как младенец - материнское молоко.Недаром обе жидкости - белые. Сосание члена для мальчика - то же, чтососание груди для младенца. До начала полового созревания мальчики"высасывают" старших подростков и юношей, а затем их самих обслуживаютновички. Юноши и молодые мужчины некоторое время ведут бисексуальную жизнь,а после вступления в брак целиком переключаются на женщин. Взрослаягомосексуальность в племени неизвестна. Символическая основа этой практики -стремление "возвысить" мужское начало, "очистив" мальчиков от фемининных,женских элементов. Обряды, закрепляющие чувство мужской солидарности,хранятся в тайне от женщин и возводятся к мифическому прародителю племениНамбулью. Первоначальная сексуальная социализация принудительна, партнеры невыбирают друг друга, а назначаются старшими. В дальнейшем у них могутпоявиться индивидуальные предпочтения, но отношения и сексуальные ролиостаются строго иерархическими: старший не может "обслуживать" младшего, амежду близкими друзьями это вообще не принято. Способы "осеменения" мальчиков у разных племен различны. У самбия,эторо, баруйя, чечаи и куксов оно осуществляется орально. У калули(восточный берег Новой Гвинеи) и кераки вместо орального осемененияпрактикуется анальное. На вопрос этнографа, подвергались ли они сами такомуобращению, папуасы кераки отвечали: "Ну, конечно! Иначе как бы я могвырасти?" С европейской колокольни, разница не так уж велика. Но посколькуэти племена традиционно враждуют, они с одинаковым отвращением рассказываюто соседских методах: вы только подумайте, какой противоестественноймерзостью занимаются эти люди! Интерпретация этих обрядов и обычаев вызывает споры. Одни ученые видятв них способ контроля за рождаемостью путем разрядки юношеской сексуальнойэнергии, пока мужчина социально не созрел для брака и продолжения рода(некоторые общества поощряют подростков, вместо того, чтобы "портить"девушек или соблазнять чужих жен, иметь сексуальные отношения с животными).Другие считают их средством поддержания мужской групповой солидарности(мужчины, которые спят друг с другом, не нуждаются в женщинах и имеютсобственные таинства). Третьи связывают их с необходимостью высвободитьмальчиков из-под материнского влияния, под которым они находились в детстве:осеменение - не простой физический акт, а одухотворение, которое можетосуществить только мужчина, это приобщает мальчика к мужскому сообществу.Четвертые отмечают связь этих обычаев с символической культурой,космогоническими и религиозными представлениями (мифический родоначальниксамбия Намбулью - двуполый андрогин). Однако эти ритуалы и обычаи не создают какой-то особой, постоянной"сексуальной идентичности" и самосознания. Если у какого-либо мужчины ивозникают специфические эротические предпочтения, которые мы назвали быгомосексуальными, общество не обращает на них никакого внимания, а индивидпослушно выполняет все свои "нормальные" обязанности: сначала отсасываетдядю или старшего мальчика или подставляет для "осеменения" собственный зад,потом женится, зачинает детей, а также осеменяет следующих мальчиков илижертвует для этого свою сперму. Что из этого ему больше нравится - никого неволнует, он такой же мужчина, как все остальные. Принципиально иначе обстоит дело там, где сексуальные отношения слицами собственного пола трактуются как аспект общего изменения половой ролии идентичности. Путешественники и этнографы часто сталкивались с этимнепонятным явлением. В своем "Описании земли Камчатки" (1755) Степан Крашенинников отмечалналичие среди камчадалов особой категории мужчин-коекчучей, "которые вженском платье ходят, всю женскую работу отправляют, и с мужчинами не имеютникакого обхождения, бутто бы гнушались делами их, или зазирались вступатьне в свое дело". Коекчучи находятся в чести, а некоторых из них "держатвместо наложниц". Отвечая на вопросы Сената о положении чукчей и каряков,иркутский губернатор Бриль в 1770 г. писал: "а прочие мужеска пола чрезволшебство обращаются в образ женский, и меж собой мужеложствуют и выходятдруг за друга замуж". О широком распространении "педерастии" у чукчей,которой они нисколько не стесняются, писали и другие русские географы XVIII- начала XIX в. Впервые столкнувшись с этим явлением после завоевания Америки,европейцы восприняли его как содомию и ссылались как на довод в оправданиеколонизации и физического истребления индейцев. С легкой рукиконквистадоров, таких людей стали называть бердачами (слово этопредположительно происходит от испанского bardajo или bardoja, обозначающегомальчика на содержании, проститутку мужского пола; отсюда же и русское -"бардак"). Институт бердачей был широко распространен среди американскихиндейцев (в Северной Америке он зафиксирован у 113 племен), народоврусского Севера, Сибири и Дальнего Востока (чукчи, алеуты и др.), Индонезиии Африки. Испанские и португальские колонизаторы беспощадно расправлялись сними. В 1513 г. Франсиско Бальбоа бросил сорок бердачей на растерзаниесобакам, в Перу их массами сжигали, заставив уйти в глубокое подполье. Биологическая природа бердачизма до сих пор вызывает споры. Ранниеантропологи и психоаналитики считали его формой институционализированнойгомосексуальности. Но хотя сексуальными партнерами бердачей обычно бываютлюди их собственного пола, это правило не является всеобщим, а в описанияхих ролей и функций подчеркиваются не сексуальные, а гендерные характеристики- род занятий, одежда, специфические ритуальные функции. Другие ученые думают, что бердачи - врожденные интер= илитранссексуалы. Не заставляя таких людей обязательно делать трудный для нихвыбор, местная культура позволяет им менять не только одежду, виддеятельности, имена и украшения, но и пол своих сексуальных партнеров.Папуасы самбия не причисляют детей, родившихся с анатомическинеопределенными половыми органами, ни к мужчинам, ни к женщинам. Однихвоспитывают как мальчиков, других - как девочек, а третьи не проходят нимужских, ни женских инициаций. Аналогичные явления известны на Таити, вИндонезии и в некоторых других местах. Однако не у всех бердачей естьпризнаки гермафродитизма или транссексуальности. Третьи считают бердачизм формой социального убежища, своего родаэкологической нишей для мальчиков, которые по тем или иным причинамчувствуют себя неспособными выполнять трудные и соревновательные мужскиероли и поэтому причисляют себя к женскому полу. Но бывают ибердачки-женщины. Кроме того, бердачи считаются не неполноценными, адвуполыми или представителями третьего, смешанного пола, их так и называют:"муже-женщина", "полу мужчина - полу женщина" или "два духа". Они занимаюттакое же особое, автономное место в обществе, как мужчины и женщины. Нередкоим приписывают особую магическую силу, благодаря которой они часто бываютшаманами и поддерживают сексуальную связь с богами. Двуполыми были и многиеязыческие божества. Пяти-шестилетний мальчик зуньи, обнаруживший склонность к домашнейработе и общению преимущественно с женщинами, понятия не имеет обабстрактных нормативах мужского и женского поведения, он просто проявляетсвои естественные склонности. Однако его семья и община обращают на этовнимание, и когда в 10-12 лет такой мальчик выбирает себе одежду, он ужеосознает символическое значение этого акта. Здесь имеет место двустороннийпроцесс: если бы не природные склонности ребенка, зуньи не признали бы его"двух-духовным", но если бы ему не позволили развивать эти свойства подприкрытием официально санкционированной социальной роли, они, вероятно,остались бы незамеченными или проявились в искаженных формах (в"цивилизованном" обществе сверстники травили бы такого мальчика, а родителитаскали его по психиатрам). Такая система половой социализации встречается главным образом в техобществах, где противоположность мужских и женских ролей выражена менеерезко и в религиозных верованиях которых представлено положительноеандрогинное начало как воплощение изначальной целостности и духовной силычеловека. В современном обществе рост терпимости к вариациям сексуальногожелания и поведения также тесно связан с ослаблением гендерной поляризации ипониманием того, что различия между мужчинами и женщинами зависят не толькоот их биологического пола и допускают множество индивидуальных вариаций, неявляющихся ни социально опасными, ни патологическими. Институционализированные, официально одобренные культурой,гомосексуальные связи и отношения существуют лишь в немногих обществах..Равноправные, добровольные, основанные на личной склонности гомоэротическиеотношения распространены гораздо чаще, особенно среди детей и подростков.Это объясняется как сложностями формирования сексуальной ориентации, так иусловиями развития и воспитания. Многие народные культуры и древние религиивообще не придают значения детским сексуальным играм, включающим имитациюполового акта, взаимную мастурбацию т.п. Половая сегрегация детей иподростков обычно мотивируется не столько тем, что общество стремитсяизбежать сексуальных контактов между мальчиками и девочками, сколькопринципиально разными задачами их воспитания, тем, что их готовят к разнойдеятельности. Однако жесткая половая сегрегация неизбежно влечет за собойоднополые сексуальные контакты, с которыми народная культура не считаетнужным бороться. Большинство мальчиков-подростков индейцев яноамо (Бразилия) и араукана(Чили и Аргентина) имеют гомосексуальные связи со сверстниками, обычнопрекращающиеся после женитьбы. Юноши бороро (Центральная Бразилия),прошедшие инициацию и живущие отдельно от женщин в мужских домах, часторазвлекаются друг с другом, взрослые не видят в этом ничего страшного. В


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: