Пробпемы сексуапьных девиаций




 

 

В трактовке сексуальных девиаций зачастую ощущается привкус сенсационности и глубокого непонимания, которому наряду с прочим способствовали недостаточное знание предмета и сильное влияние позиции, занимаемой обществом, его моральных оценок, отождествляющих девиационность с сознательно реализуемым злом. Девиант рассматривается в качестве "чужака", нарушающего общепринятые нормы. Для блага общества его надлежит карать, изолировать и даже ликвидировать физически. Правда, столь жесткое отношение к девиантам во многих странах начинает уступать место определенной толерантности и попыткам понять их, но польское общество по‑прежнему недостаточно либерально в этих вопросах.

Выдающийся знаток девиаций Кристи Браун подчеркивает, что с ними связано несколько типичных проблем, которым я и хочу уделить немного внимания. Первая – это определение. Представление о том, что такое ненормальное, девиационное сексуальное поведение, претерпевало изменение и тесно увязывалось с социальным и моральным климатом данной эпохи, ее культурой. Известный ученый Крафт‑Эбинг в 1906 г. так высказался на тему прелюбодеяния: "Неверность жены с моральной точки зрения имеет по сравнению с неверностью мужа куда более серьезные последствия и всегда заслуживает более суровой кары со стороны закона". Он же определял сексуальную девиацию (именовавшуюся тогда перверзией) как "любое проявление полового инстинкта, которое не соответствует главной цели природы, т.е. размножению". Спустя 74 года Американское психиатрическое общество классифицировало сексуальные девиации как "серьезные нарушения, при которых для полового возбуждения необходимы необычные изображения или действия". Это наглядный пример того, насколько радикально в одном и том же столетии изменился взгляд на девиации, а также супружеские измены, подтверждением чего могут служить современные повседневная жизнь и юридическая практика. Раньше сексуальные девиации рассматривались в качестве болезни, явно отличающейся от понятия нормы. Ныне, когда наши познания о сути девиацион‑ности расширились, оказалось, что таких отчетливо выраженных границ не существует, а между девиа‑ционным и так называемым нормальным поведением существует определенная связь.

Другой проблемой, по К. Брауну, является эпидемиология сексуальных девиаций. Наши взгляды на этот предмет чаще всего определяются клиническим опытом, накопленным на основе наблюдений за популяцией, обращающейся к терапевтам или направляемой судебными инстанциями. Истина же заключается в том, что эта группа представляет собой лишь крохотную часть контингента, оставшегося вне поля зрения врачей, а кроме того, характеризуется некоторыми нетипичными чертами, – например, в ней отмечается связь между девиационностью и психическими нарушениями. Мы не знаем, что представляют собой обладающие девиационными особенностями люди, которые никогда не обращались за лтомощью к врачам и не нарушали законов. Проводились, правда, разнообразные научные наблюдения за девиантами, но они охватывали лишь тех, кто заявил о себе сам. В 1980 г. Уилсон и Госслин с помощью специальных вопросников и тестов обследовали различные группы девиантов, но оказалось, что из 1200 фетишистов на их вопросы согласились ответить лишь 125, а из 600 садистов – 132. Результаты изучения легализовавшейся части популяции не дают объективной картины, и следует полагать, что ключ к познанию девиационности находится в руках как раз той части, которая осталась неизвестной. Однако проведение полномасштабных исследований в настоящее время представляется очень трудной задачей, поскольку все еще отсутствует благоприятный социальный климат, способствующий выявлению собственных девиационных потребностей и поведения. Кроме того, многие считают себя совершенно нормальными и не видят необходимости раскрывать свое Я кому‑либо за исключением возможного партнера.

Еще одну проблему таит в себе неоднозначность внешнего проявления девиации. Достаточно долго бытовало мнение, что у данного лица может наблюдаться только одна конкретная форма девиации и лишь единицам свойственна мультидевиационность. Однако вопрос оказался более сложным, чем это представлялось. У многих людей одновременно имеются различные формы девиаций, но мы даже примерно не знаем, каков диапазон этого явления. Исполняя обязанности судебного эксперта, я столкнулся с 3 лицами, у которых сразу отмечались более чем 5 различных девиаций. У 9 человек уживались 3‑4 отклонения, а у 21 – 2. А ведь это были люди, вступившие в конфликт с законом и выявленные только благодаря этому. Ответить на вопрос, насколько широко распространено в обществе это явление, пока не в состоянии никто.

Очередную проблему представляет собой интенсивность девиационных потребностей и поведения. Об этом мы также знаем очень мало. У одного человека девиационное поведение является исключительно формой реализации сексуальных потребностей, у другого

– в различной степени сосуществует с так называемой нормальной половой жизнью, у третьего – носит характер эпизодических сексуальных экспериментов. Известно также, что многие из считающихся нормальными людей очень часто воображают себя участниками носящих девиационный характер эпизодов, хотя и не реализуют их на практике. Это может быть как следствием отсутствия таких потребностей, так и результатом их преднамеренного подавления, обусловленного страхом наказания или неблагоприятным социальным климатом. Если гипотетически предположить, что в данном обществе стали одобряться все виды сексуальной активности, сколько людей начало бы демонстрировать девиационное поведение и для скольких оно оказалось бы желанной и основной формой половой жизни? Вопросы такого рода можно ставить без конца, но пока они остаются без ответа.

Следующая проблема заключается в механизме возникновения сексуальных девиаций. Существование множества связанных с этим теорией доказывает одно

– это явление еще не полностью изучено. Применительно к некоторым лицам можно говорить о врожденных механизмах, применительно к другим – о ней‑рогормональных, выученных и т.п. Сейчас, много пишется о ранних стереотипах, т.е. о возбудителях де‑виационного типа, с которыми индивидуум случайно столкнулся в детстве. Возникшие стереотипы проявляют особую тенденцию к закреплению у лиц, замкнутых в себе и воспитывающихся в ригористических условиях, которые препятствуют ликвидации возникших нарушений. Дело в том, что добраться до этих ранних стереотипов нередко бывает очень трудно, так как они могут быть стерты в памяти, подавлены и т.д.

Связи между девиациями и партнерскими отношениями диффренцированы. У некоторых лиц девиа‑ционное поведение наблюдается при отсутствии каких‑либо партнерских уз, например трансвестит, переодевающийся в одежду противоположного пола, бывает сексуально "независим" и не нуждается в контактах с кем‑то еще. У других бытует параллельность девиа‑ционного поведения и типичных (так называемых нормальных) партнерских отношений, напоминающая (кстати, так часто и бывает) раздвоение личности. Партнеру кажется, будто близкий человек известен ему до мельчайших деталей. Он даже не подозревает, что тот ведет другую, скрытую жизнь. Уилсон установил, что 69% фетишистов состоят в постоянных гетеросексуальных союзах, лишенных даже малейшего налета девиационности, точно так же дело обстоит и в случаях иных девиаций. Обнаружение партнером этой второй натуры чаще всего бывает делом случая (недавно ко мне обратилась потрясенная женщина, которая после 7 лет удачного брака узнала, что ее муж – транвестит: вернувшись как‑то домой необычно рано, она неожиданно для себя застала его "с поличным", и он признался ей, что занимается этим еще с добрачных времен, причем часто и систематически). Открытие подобного рода может стать подлинным шоком, например, когда жена узнает, что ее партнер, являвшийся для нее эталоном прекрасного мужа и любовника, оказался опасным сексуальным преступником. В других случаях девиационное поведение включается в партнерские отношения, и затронутые им люди относятся к нему как к неопасному чудачеству, которое им лично не мешает. В конце концов встречаются даже партнерские союзы, базирующиеся на взаимных девиационных потребностях (пара садист – мазохистка или наоборот).

В связи со сказанным встает новая проблема: можно ли ограничить девиационность так называемой партнерской нормой? Здесь речь идет об утверждении, что все нравящееся партнерам и дающее им взаимное удовлетворение может считаться нормальным. Однако дело обстоит не так Просто, ведь тут же возникают сомнения: оказывает ли девиационность влияние (и если да, то какое) на отцовство‑материнство, на воспитательную функцию и не попадают ли дети, родившиеся в таких союзах, в неподходящую воспитательную среду? Следует ли йз этого, что девианты не должны иметь детей и их следовало бы лишать родительских прав? На эти вопросы нельзя ответить однозначно, необходимо учитывать специфику каждого случая, а это очень нелегко. Кто должен заниматься подобной оценкой и какими критериями руководствоваться?

Вопросы и проблемы, связанные с сексуальными девиациями, можно продолжать до бесконечности, что свидетельствует о важности затронутой темы. В заключение остановимся на задачах их лечения. Как я уже упоминал, лишь часть лиц с сексуальными девиациями ощущает потребность в нем, других к этому принуждают по требованию партнера, судебных инстанций, под страхом наказания. При этом важны как мотивация лечения, так и реальные шансы его проведения. Терапевтов, обладающих опытом в рассматриваемой области, немного, однако не это главное. Применяемое в настоящее время лечение представляет собой главным образом динамическую, поведенческую (последняя имеет особенно много сторонников) психотерапию. При наличии девиаций, несущих в себе опасность для правопорядка, применяется лечение с помощью антиандрогенных препаратов. Прибегали также к хирургическим кастрациям (на добровольной основе), но вследствие многочисленных протестов против таких операций в большинстве стран от них отказались.

Современный уровень знаний о девиациях и лечебные возможности во многих случаях обеспечивают получение хороших результатов, хотя при этом необходимы соответствующая мотивация и продолжительное выполнение многочисленных процедур. Впрочем, сам лечебный процесс тоже не свободен от проблем. Должен ли он служить тому, чтобы приспособить девианта к обществу, помочь ему достичь социальной нормы или чтобы способствовать приятию собственного Я, сложившихся партнерских отношений? Многие из этих вопросов по‑прежнему остаются открытыми и спорными.

 

Нарциссизм

 

 

Нарцисс, сын прекрасной нимфы Лейриопы, унаследовал от матери красоту и по воле мстительной Артемиды влюбился в самого себя. В этом мифе особенно подчеркивается раздвоение его личности: влюбленного в себя юношу снедала досада из‑за невозможности обладать любимым существом, но даже это страдание доставляло ему наслаждение, так как он знал: другое Я будет хранить ему верность до гробовой доски.

Понятие "нарциссизм" применительно к одной из форм сексуальной девиации, заключающейся в достижении полового удовлетворения вследствие самолюбования или восхищения, демонстрируемого другим лицом, было введено в медицинскую терминологию в 1889 г. Сначала оно ограничивалось только девиаци‑онным поведением, но в наши дни используется в сексологии также для определения одной из разновидностей фетишизма, при которой фетишем служит собственное тело. Существуют и другие понятия, связанные с нарциссизмом: нарциссические особенности и такая же индивидуальность.

Таким образом мы имеем дело с тремя различными проблемами, связанными с понятием нарциссизма. Начну с наиболее распространенной – с особенностей. В принципе их можно обнаружить у большинства людей. Психологические исследования показывают, что довольство собой, фаворизация собственной персоны, превращение своего Я в эталон для оценки других

– вещи весьма распространенные. В подобном понимании такие черты тесно связаны с эгоизмом и эгоцентризмом, а уровень их интенсивности у разных людей весьма различен. Противоположным полюсом для нарцис‑сических особенностей служат комплекс неполноценности, мазохистское самоуничижение, отрицание собственной ценности. Психика человека колеблется между этими полюсами, а психическое здоровье и зрелая индивидуальность заключаются в разумном определении собственного Я посредине, между ними. Тенденции к нарциссизму проявляются вне зависимости от возраста, пола, образования, положения, среды. Они могут ограничиваться лишь воображением, в котором собственное Я предстает в идеализированном виде.

Нарциссические особенности могут также связываться с реальными успехами, достижениями, с завоеванным общественным положением, образованием, вот почему они часто наблюдаются у людей, сделавших карьеру, достигших вершин в научной или общественной иерархии, принадлежащих к так называемому социальному Олимпу. Упомянутые особенности более всего распространены в кругах, которые склонны рассматривать себя как элитарные, исключительные, например в артистических, творческих, обеспечивающих популярность (массовая культура, печать). Это вовсе не означает, что черты нарциссизма являются в такой среде чем‑то общераспространенным и естественным: многие из принадлежащих к ней лиц известны критическим отношением к себе, скромностью, не считают свою славу и общественное положение пропуском к вседозволенности, предъявляют к себе повышенные требования. Тем не менее известность и высокий пост зачастую служат благодатной почвой для появления нарциссических особенностей, усиливающихся с возрастом. Именно об этом пишет в романе "Женщины" Филипп Соллерс: "В действительности я прекрасно понимаю, что Мальмора находится на стадии абсолютного старческого помешательства... Неужели в конце пути оно уготовано всем? Возможно... Все должны говорить только о книгах Мальмо‑ры. О тонкости Мальморы. О гении Мальморы. О концепции мира Мальморы. А на самом деле все обстоит не так... И он прекрасно знает об этом... Слова, деньги, фильмы, актрисы, жюри – ничто не в состоянии залечить этой раны, заглушить беспокойство... Жестокая тайна славы".

Нарциссизм может проявляться также в заинтересованности паранормальными явлениями, реинкарнацией. Одна из моих знакомых, разочарованная собственным бытием и отсутствием ожидавшихся жизненных успехов, убедила себя, что во время своего предыдущего пребывания на Земле она была аристократкой, и начала соответствующим образом одеваться, стремясь придать своей жизни стиль, отвечающий ее прежнему воплощению. Таким образом, нарцисси‑ческие особенности могут носить характер защитного механизма, известного в психологии под названием "компенсация". Другие в поисках возможности оказаться в рядах какой‑нибудь "элиты" вступают в различные восточные секты, что дает им ощущение посвященности и превосходства над простыми смертными.

Под нарциссической индивидуальностью понимается комплекс черт психики, среди которых доминируют самодовольство, эгоцентризм, отсутствие самокритичности, ожидание от окружения восхищения и похвал. Юмористический пример такой индивидуальности приводит Эрих Фромм, описывающий лежащего на смертном одре человека который прислушивается к причитаниям своих друзей. Они сетуют на то, какого человека они теряют: он и очень заслуженный, и интеллигентный, и добрый, и честный – одним словом, воплощение всех достоинств. Когда они заканчивают славословия, умирающий со злостью кричит им: "Вы забыли упомянуть мою скромность!"

Нарциссические личности чувствуют себя центром вселенной и постоянно ощущают потребность в преклонении и восхигцении со стороны окружающих. Чем они интеллигентнее, чем выше их общественное положение, тем больше их умение вызывать к себе интерес, интриговать других собственной персоной. Как пишет К. Поспищил, такие личности пользуются достаточно широкой популярностью, обуславливаемой двумя причинами. Первая – это уверенность в себе и в собственных начинаниях, отсутствие колебаний, достижение успеха. Она олицетворяет общераспространенные стремления, дремлющие практически в каждом человеке. Вторая причина известности, по мнению к Поспишила, является следствием усиленных стараний со стороны нарциссических личностей обрести ее, они затрачивают массу сил, чтобы выглядеть самоотверженными, беззаветными, скромными, кроткими. Их поведение может казаться окружающим весьма убедительным. Один из моих знакомых пытался представить себя творцом новой отрасли науки, хотя ее создали у нас другие и задолго до него. Его хлопоты о собственном имидже были настолько успешными, что он даже сумел убедить многих в своей самодостаточности, разносторонности и исключительности в этой области, окружив себя одновременно такими сотрудниками, которых заведомо превосходил в интеллектуальном плане.

Эротический нарциссизм приобретает различные формы; назову самые характерные:

– любовь, ограничивающаяся собственным Я и своим отражением, а также признанием со стороны другого лица, т.е. "я люблю ее (его), так как она (он) восхищается мною". Половая удовлетворенность партнера воспринимается как результат собственной привлекательности, красоты;

– фаллический культ у некоторых мужчин. Они убеждены, что благодаря наличию фаллоса относятся к "лучшему" полу, и ожидают восхищения, обожания в связи с выдающимися размерами своего органа. В половой жизни часто ощущают потребность в орально‑генитальных ласках (так называемой французской любви) по отношению к себе, воспринимая их как положенное им по праву выражение признания и восторга. Женским аналогом этой разновидности нарциссизма служит вагинальный культ;

– усложнение сексуальных позиций и техники, умножение числа половых партнеров и обусловленное этим убеждение в своем превосходстве над другими, в большей сексуальной "посвященности";

– достижение полового удовлетворения в рёзуль‑тате любования собственным телом, его анатомическим строением, например, при мастурбации с использованием зеркала;

– стремление добиваться от партнера в ходе совокупления выражений восторга и преклонения, признания своей исключительности.

Каковы причины эротического нарциссизма? Согласно Фрейду, человек в раннем детстве нарцисси‑чен от природы и не ощущает границ между собственным Я и миром. В нормальных условиях психосексуальное развитие следует от собственного Я к дифференциации Я – другие, Я – мир, а самокритичность и самосознание позволяют добитьсял подобающей самооценки, уяснения своих недостатков и достоинств, относительности таких понятий, как успех, красота, положение и т.п. Через контакт сначала с матерью, потом с отцом, ровесниками человек переходит от концентрации на себе к союзам с другими лицами, часто ценой отказа от многих удовольствий. В случае, когда мать не удовлетворяет эмоциональных потребностей ребенка или сама является нарциссисткой, у него развивается вторичный нарциссизм. Вот так педагогические ошибки или нарциссическая индивидуальность матери способствуют возникновению той же девиации у ребенка. Благоприятствовать этому могут также воспитание в нем чувства превосходства над окружающими, изоляция его от ровесников и исполнение всех его капризов.

Очередным этапом в развитии нарциссизма бывает начальный период созревания. У мальчиков причиной этого может стать ранее упоминавшийся фаллический культ, а у девочек – типичное в этом возрасте самолюбование, обусловленное тем, что они начинают осознавать свое превращение в женщин, замечать проявления интереса к их телу со стороны мужчин, идентифицироваться с взрослой женской ролью. Возникающие на этом этапе нарциссические черты являются одной из возможных причин развития гомосексуальной ориентации. В подобной ситуации идентичность пола облегчает процесс отождествления с партнером, ибо в его лице любят самого себя. Это подтверждается наблюдением, согласно которому многие гомосексуалисты обоего пола выбирают в качестве партнера человека, похожего на себя. Более типичными последствиями нарциссизма периода созревания является укрепление сознания своего превосходства над другим полом, ожидание похвал и восхищения, умножение числа эротических побед, причем жизненная позиция такого рода оказывается достаточно прочной в случае нахождения партнера, удовлетворяющего соответствующие ей потребности.

Вторичный эротический нарциссизм может появляться также в более позднем возрасте, когда "в голову ударяют" успехи. Ощущение высокой собственной ценности переносится на личную жизнь, при этом от партнера ожидают исполнения роли "пажа" или "плюща". Если попытки добиться от него изменения обычного поведения на желаемое терпят фиаско, поскольку это чаще всего оказывается достаточно трудным делом, появляются новые связи удовлетворяющие на‑рциссические потребности.

Таким образом, нарциссизм – явление сложное это относится как к механизмам его развития, так и к подверженным ему личностям. Его последствия сводятся к обеднению межчеловеческих контактов и ослаблению партнерских уз, к изоляции от окружения. Замыкание в кругу собственного Я может быть (и часто бывает) источником страдания, так как нарциссист испытывает перманентную потребность в признании, восхищении и поклонении со стороны других людей. Он не независим в своей самовлюбленности, ему необходимы зрители. Ему все время не хватает похвал, преклонения. Он может страдать, ощущая, что окружающие не осознают его величия. Хотя стремление к нему нередко связано со многими подлинными успехами и достижениями, постоянная потребность быть наилучшим, единственным, исключительным подвергает его опасности стрессов и высвобождает агрессию по отношению к соперникам и окружающим. У на‑рциссиста любовь и страдание неразрывно связаны друг с другом.

 

Эксгибиционизм

 

 

Демонстрация половых органов незнакомому лицу (лицам) с целью достижения полового удовлетворения называется эксгибиционизмом. Это одна из чаще всего встречающихся сексуальных девиаций, составляющая 25 – 30% всех проявлений подобного рода. Эксгибиционизм также относится к наиболее известным отклонениям, вызывая интерес, живую реакцию, дискуссии и неся на себе оттенок сенсационности. Объяснение этому кроется в том, что прочие девиации скрываются, маскируются, а подверженные им лица по вполне понятным причинам реализуют собственные потребности тайно. В случае эксгибиционизма нетипичное поведение носит "открытый", демонстративный характер. Кроме того, большинству людей сексуальные девиации известны лишь по литературе и устным рассказам, а вот с эксгибиционизмом значительной части женщин довелось столкнуться на практике, причем своими впечатлениями от этого (в значительной мере драматизированными) они, естественно, делились с другими.

Отношение общества к эксгибиционистам претерпевает радикальное изменение. В прошлом широко распрастраненным являлось стремление к изоляции девианта (с использованием соответствующих статей закона) в местах заключения. Ныне заметен постепенный рост терпимости и минимализации вреда, приносимого этой девиационной формой. Подобное изменение позиции связано, наряду с прочим, с распространением знаний об этом явлении и снятием налета демо‑ничности с психических последствий, вызываемых непосредственной встречей с эксгибиционистами. В высказываниях по их поводу все чаще слышатся пренебрежительные нотки, этих людей оценивают как "неопасных безумцев", импотентов, не способных к половой жизни, одиноких и чудаковатых. Сейчас редко приходится слышать о погонях, облавах на эксгибиционистов, что еще недавно случалось частенько. Те из них, кто "действует" возле общежитий и школ, становятся объектом насмешек и издевательств. Но случаются и вызовы милиции с просьбой убрать надоедливого и наскучившего однообразием своих действий девианта.

Каковы причины, приводящие к такой разновидности сексуального поведения? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Существует несколько гипотез. Классик в области сексуальных девиаций Крафт‑Эбинг делил эксгибиционистов на проявляющих садистские и мазохистские тенденции. Первые обнажались, чтобы вызвать ужас, возмущение, испуг, часто также желая произвести впечатление величиной своего фаллоса. Вторые жаждали быть осмеянными, испытать презрение со стороны окружающих; упомянутый автор утверждал, что такие мужчины нередко обладали маленьким членом. Возникновение комплекса на этой почве и приводило к зарождению мазохистских склонностей, которые в свою очередь становились причиной поведения, направленного на причинение самому себе неприятностей и страданий. По мере прогресса в научных исследованиях и появления различных научных школ создалась возможность для лучшего уяснения природы эксгибиционизма. Психоаналитики трактовали поведение такого рода как проявление кастрационного комплекса, психосексуального инфантилизма.

Мужчины, страдающие этим комплексом, испытывают страх перед женщиной, влагалищем, сожительством и поэтому выбирают рассматриваемую форму сексуальной активности как более безопасную для них, поскольку она характеризуется отдаленностью в пространстве от противоположного пола. Установлены также случаи возникновения эксгибиционизма при разного рода психических заболеваниях (в таких случаях он относился к комплексу симптомов данной болезни). Многие ученые посвятили себя изучению индивидуальных особенностей эксгибиционистов. В результате вопреки сформировавшимся на эту тему мнениям выяснилось, что они зачастую робки, не уверены в себе, чересчур стыдливы, подвержены настроениям, эмоционально неустойчивы, заторможены при ‑установлении контактов с людьми. У других наблюдалась чрезмерная идеализация образа женщины, нередко являющаяся следствием воспитания в неполной семье (отсутствие отца, сильная и доминирующая мать, чрезмерно опекающая часто единственного сына). Затруднения в общении с женщинами вырабатывают привычку держаться от них на расстоянии, характеризующуюся отсутствием стремления к установлению непосредственных сексуальных контактов.

Однако многие из наблюдений, касающихся эксгибиционистов, основываются на изучении весьма специфического контингента – лиц, столкнувшихся с представителями правопорядка и подвергнутых по решению суда врачебной экспертизе. Кроме этого, существует и популяция эксгибиционистов, удовлетворяющих свои потребности более утонченным, тайным образом, не вступая в открытый конфликт с законом. Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что эти подгруппы существенным образом отличаются одна от другой, причем вторая часто не испытывает проблем в своей сексуальной жизни, состоит в удачных и прочных партнерских союзах, а эксгибиционизм служит ей "дополнением" к нормальному половому сожительству. Разумеется, такое дополнение тоже возникает не на пустом месте и свидетельствует о скрытых мотивах, одним из которых является потребность нравиться, демонстрировать себя, свою значимость, власть. Это касается главным образом тех мужчин, которые, чувствуя себя порабощенными собственными матерями, а потом женами, в результате проявляли стремление к доминации в фаллической форме.

Этот механизм, атавистический по своей сути, ассоциируется с поведением, встречающимся в мире животных. Там демонстрация самцом фаллоса также служит выражением силы, потребности властвовать, подчинять других. Работы зоопсихологов подтвержа‑дают, что в зависимости от вида фаллическая экспозиция у животных продолжается от 10 секунд до 20 минут. Таким образом, поведение некоторых эксгибиционистов следовало бы расценивать как имеющее своего рода мистическое значение. Отмечаются и случаи реализации других потребностей. Если партнерша не испытывает сексуального удовлетворения, что порождает у мужчины комплекс вины, то фаллическая демонстрация перед другими женщинами имеет своей целью улучшение самооценки собственной мужественности. Следовательно, мотивы эксгибиционистского поведения весьма разнообразны. Тенденции к нему чаще всего дают о себе знать в возрасте 25–30 лет (при этом 30% подобных проявлений приходится на долю женатых мужчин).

До сих пор речь шла только о сильном поле» Встречается ли эксгибиционизм у женщин? Вопрос спорный. Многие ученые отрицают это, другие Считают, что он обнаруживается у части стриптизерш и танцовщиц. Эротический нравственный кодекс считает женское раздевание чем‑то вполне естественным, поэтому крайне сложно определить, в какой степени оно побуждается врожденным кокетством, стремлением выглядеть соблазнительно для мужчины, а в какой

– другими, скрытыми мотивами.

Кому эксгибиционисты адресуют свои действия? Как следует из наблюдений Местера, в 37,5% случаев

– зрелым женщинам, в 20% – девочкам или созревающим девушкам, в 12% – детям в возрасте менее 10 лет, в 22,5% – пожилым женщинам. Подобная дифференциация определяется различными причинами: доступностью объектов, наложением других де‑виационых тенденций (например, педофильных), степенью собственных проблем в контактах с другим полом.

Чего эксгибиционист хочет добиться, обнажаясь? Прежде всего, собственного сексуального удовлетворения, но последнему может сопутствовать желание вызвать к себе интерес (чаще всего связанный со страхом), разбудить женщину в половом плане и подтолкнуть ее к вступлению с ним в непосредственный сексуальный контакт. Эта своеобразная форма установления связи с другим полом приводит к тому, что эксгибиционисты крайне восприимчивы к женской мимике, жестам, словам, поведению, которые и обусловливают их ответную реакцию. В случае проявления агрессивности со стороны женщины они в подавляющем большинстве случаев спасаются бегством. Но самым удручающим впечатлением для них является женское безразличие, оно быстро отбивает охоту обнажаться, "гасит"'возбуждение, ликвидирует мотивы для продолжения подобных действий.

Различными бывают и сексуальные реакции эксгибиционистов. У одних очень быстро возникают ощущения, ведущие к оргазму, у других дело доходит только до эрекции и мастурбации, у третьих мастурбация имеет место позднее, когда они возвращаются домой и начинают восстанавливать в памяти недавние события. В случае проявления женщиной интереса к девианту мастурбация обычно заканчивается эякуляцией.

Партнерши некоторых женатых эксгибиционистов не подозревают о другой натуре мужа, и такое неведение может продолжаться достаточно долго, так как тот не проявляет ни малейших девиационных тенденций в супружеской половой жизни. Лишь приблизительно У8 женатых эксгибиционистов проявляют склонность к экспонировании своей наготы в форме, отличающейся от типично мужского поведения. Бывает, что в результате собственного "расследования" или чисто случайно жена все‑таки узнает правду, что становится для нее шоком. Она не знает, как объяснить себе поведение близкого человека. Одни демонстрируют по отношению к "извращенцу" агрессивность, другие опасаются передачи порока по наследству детям, чего на самом деле можно не бояться, но нередко приходится сталкиваться и с такими ситуациями, когда после первого потрясения женщина начинает задумываться о том, как помочь партнеру, и приводит его на консультацию. В последнем случае мужчину чаще всего характеризуют как доброго, спокойного человека, мягкого по характеру, любящего детей, не отличающегося какими‑либо нарушениями в половой жизни. Позитивное отношение к мужу побуждает жену к оказанию ему помощи, хотя характер девиационного поведения причиняет ей боль. Часто доводилось слышать идущие из глубины души слова: "Уж лучше бы он изменял мне, чем вытворять такое". Кстати, и это уже доказанная закономерность: подавляющее большинство женатых эксгибиционистов никогда не изменяют своим супругам.

В прошлом эксгибиционизм однозначно трактовался как преступление, и суды выносили по подобным делам обвинительные приговоры. Постепенно право смягчало свой подход к проблеме, и теперь такое поведение чаще всего оценивается как унижающее достоинство женщины, оскорбительное. Встречаются ситуации, когда сотрудники милиции привозят к врачу пойманного с поличным девианта с тем, чтобы заставить его начать лечение.

Раз мы затронули,тему лечения, следует задаться вопросом: возможно ли оно вообще, и если да, то какое?

В большинстве случаев лечение экогибициониз‑ма возможно и приносит положительные результаты, однако длится оно по крайней мере несколько месяцев. Наиболее эффективной является психотерапия в сочетании с фармакотерапией. Когда в процессе лечения существует возможность сотрудничества с партнершей пациента, используются специальные тренировочные методы, облекаемые в форму "домашних заданий" с целью не только ликвидировать мотивацию к поведению подобного рода, но и исключить его вообще. Хуже, если эксгибиционизм связан с глубокими нарушениями индивидуальности, тогда психокоррекция требует более продолжительного времени, равно как и фармакотерапия.

У нас осталась незатронутой еще одна тема – последствия эксгибиционистского поведения. У незначительного числа женщин оно вызывает шок, могущий негативно отразиться на их собственной сексуальной жизни и на отношении к мужчинам. В подавляющем же большинстве случаев вся проблема ограничивается преходящим дискомфортом. В принципе чем моложе объект подобного поведения, тем выше вероятность того, что следы, оставленные им в психике, будут достаточно глубокими. Для большинства женщин, особенно взрослых, встреча с эксгибиционистом оказывается быстро забывающимся эпизодом.

 

Фетишизм

 

 

Фетишизм – сексуальная девиация, при которой половое удовлетворение достигается в результате контакта с предметом, частью тела партнера (например, с ягодицами, волосами) или с их сочетанием. Это одна из наиболее частых форм девиаццонного поведения, но одновременно и менее всего бросающаяся в глаза, носящая весьма личностный характер. Среди более чем 30 сексуальных девиаций фетишизму отводится роль "аристократа", порой приобретающего весьма утонченный характер, который бывает часто связан с поэтизированным эротическим воображением. Кроме того, он никому не приносит вреда, не влечет за собой преступлений, охватывая в то же время ошеломляюще широкую гамму сексуальных объектов, играющих роль фетиша.

Фетишизм хотя и отмечался как девиация во многих культурах, был классифицирован лишь в 1887 г. в работе Бинэ "О фетишизме в любви". С момента выхода в свет этой книги появились многочисленные описания различных форм фетишизма и научные исследования по данному вопросу, так что теперь это явление относится к хорошо известным и досконально изученным.

В подавляющем большинстве случаев фетишизм наблюдается у мужчин (соотношение между фетишистами и фетишистками выглядит как 40:1). Его возникновение объясняется различными подсознательными факторами. З.Фрейд, например, считал, что это выражение мужского страха перед кастрацией; его ученики придавали решающее значение личности матери, а в случае женского фетишизма – фаллизму отца. Многие авторы пишут о символическом эначении сексуальных фетишей, и действительно, в жизни можно найти примеры подобного рода. Каприо указывает на фетишизм как на выражение символической мастурбации. Изучение личностей фетишистов свидетельствует о том, что во многих случаях отклонение является результатом нарушений в психосексуальном развитии, направляющих Сексуальные интересы на предметы‑символы, а не на реальных людей. Другие авторы усмат<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: